Решение двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура»
материал по физкультуре

Соловникова Анастасия Александровна

В докладе представлены игры и упражнения, которые можно давать детям при решении двигательных задач в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура». Тем самым комплекс будет использоваться не только как игровое, но и образовательное пространство. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Брусничка» г. Тарко-Сале Пуровского района

Решение двигательных задач

в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура»

Инструктор по физической культуре

Соловникова А.А.

        

        Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст является наиболее важным этапом психического, физического и умственного развития ребенка. Именно в этот возрастном периоде закладывается фундамент для правильного физического развития, здоровья, формируются двигательные способности и интерес к занятиям.

        В настоящее время отмечается снижение здоровья и двигательной активности детей. Особенно это заметно в районах Крайнего Севера, поскольку данный регион характеризуется экстремальными климато-географическими условиями, с которыми сталкивается человек: низкие температуры в зимнее время года, недостаток кислорода, резкая смена освещенности — полярный день и полярная ночь и др. Все это негативно сказывается на детском организме.

        В целях сохранения и улучшения здоровья детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, особое внимание необходимо уделять их приобщению к образу жизни, позволяющему сохранить и укрепить уровень здоровья. Это связано с тем, что одним из основных компонентов такого образа жизни является двигательная активность. Важно вовлекать детей не только в рамках занятия физической культурой, но и в их свободной деятельности.

        В 2022 году в нашем детском саду было создано дополнительное  образовательное пространство  для игры и двигательной активности детей -   физкультурный комплекс «3D Физкультура». Это уникальное пространство, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение: исследует  собственные возможности, учится преодолевать препятствия, рисковать, заботиться  о своей безопасности, строить взаимоотношения с другими детьми, решать нестандартные двигательные задачи. Таким образом, приобретая качества, которые помогут в будущем адаптироваться к жизни в современных условиях.

        В настоящее время физкультурный комплекс используется как игровое развлекательное оборудование.  Большинство педагогов не осознают образовательный и развивающий потенциал  занятий  в данном пространстве, и недостаточно владеют разнообразными методами и приемами  работы в  комплексе.

        В связи с этим возникла идея поделиться играми, с помощью которых можно максимально эффективно использовать физкультурный комплекс «3D Физкультура».

Игры для каждой части занятия

в физкультурном комплексе «3D Физкультура»

        1. Преддействие. Игры и упражнения, используемые в подготовительной части занятия

        В начале занятия на первый план у педагога выходят такие цели, как настройка на совместную работу, оценка возможностей и состояния детей, подготовка к сложной деятельности. Пространство ФК отличается от пространства группы или зала, поэтому к нему нужно адаптироваться, вспомнить особые правила, которые действую на комплексе. Если дети слишком возбуждены, нужно успокоиться, начать слышать других, сфокусировать внимание на педагоге.

        Для решения этих задач помимо предлагаемых игр можно использовать приемы из «зверобатики» - особой детской акробатики, основанной на элементарных перемещениях, подражающих движениям зверей. Дети с радостью ходят «мишками» - на четвереньках спиной вверх, «паучками» - на четвереньках, но спиной вниз, и одновременно незаметно для себя сбрасывают лишнее возбуждение.

        Игра «Проверка связи».

        Место: на полу.

        Правила. Дети и педагог встают так, чтобы все видели друг друга, никто никого не загораживал, никто никому не мешал. Педагог делает медленные движения, а дети пытаются повторить за ним. Как только у детей начинает получаться, педагог объявляет, что связь установлена.

        Варианты. С более взрослыми или опытными ребятами можно играть в «Зеркало». Суть игры та же — все встают в круг и пытаются повторять действия за педагогом. Отличие от «Проверки связи» заключается в том, что педагог двигается быстрее и может не только делать движения, но и задавать ритм («хлопы-шлёпы-топы»).

        Игра «Эхо»

        Место: на полу.

        Правила. Дети и педагог встают так, чтобы все видели друг друга. Педагог показывает детям последовательность движений или задает ритм и в конце подает команду (например, говорит «пожалуйста»). Дети, дождавшись этого сигнала, пробуют повторить увиденное. Главная цель игры — помочь детям сосредоточить внимание на педагоге. Если у детей не получается, можно попробовать давать более простое задание или снизить темп. Если детям слишком легко, задание усложняется.

        Варианты. Дети могут играть в «Эхо» в парах, пара на пару, в группах, а затем все вместе, но без педагога. В таком случае акцент в деятельности смещается в сторону развития социально-коммуникативных навыков.

        

        2. Действие Игры, упражнения и задания, используемые в основной части занятия

        На основном этапе занятия в фокусе педагога оказываются такие цели, как развитие физических качеств, саморегуляции, способности оправданно рисковать, а также умение вести диалог, договариваться, эффективно решать общую задачу.

        Центральной идеей методики, собирающей в единое целое отдельные приемы работы на ФК, является путешествие. Эта идея задает набор ключевых элементов, которые в том или ином виде обязательно присутствуют в любой работе на ФК. Во-первых, речь идет про цель путешествия. Во-вторых, путешествие делится на этапы. В-третьих, поведение путешественника на том или ином этапе путешествия всегда подчиняется правилам. И, наконец, для завершения путешествия нужно вернуться в исходную точку, чтобы передохнуть, поделиться воспоминаниями, сделать выводы и снова отправиться навстречу приключениями.

        А вот свободная игра и свободное лазание должны быть неотьемлемой частью занятия. Педагогу всегда не хватает времени на реализацию всего запланированного, и тем не менее нужно дать детям возможность реализовать потребность в самостоятельном выборе траектории движения и осуществляемого действия на ФК. Они имеют право поиграть в свое удовольствие и сбросить напряжение после высокоинтенсивной основной части.

        Игра-путешествие по маршруту с помощью указателей. Перед посещением физкультурного пространства педагог раскладывает указатели — стрелочки по всему комплексу, так, чтобы указатели вели из точки А в точку Б. Детям необходимо пройти маршрут по указателям поточным способом.

        Игра-путешествие с помехами. Педагог предлагает детям пойти в «Путешествие к Бабе-Яге». Сначала каждый должен запастись палочкой-выручалочкой (гимнастической палкой). Поэтому на первом этапе путешествия надо добраться до палочек. А на втором этапе - передвижение по маршруту с палочками-выручалочками. Палочки больше некоторых ребят, а с ними надо пробираться через все преграды спортивного комплекса.  Вроде бы физически эти «палочки» только создают трудности, но психологически, пока держишь «выручалочки» в руках, они становятся помощниками.

        Игра «Огород».

        Место: на ФК.

        Правила. Педагог до начала игры размещает «овощи», «фрукты» и «ягоды» в разных местах на ФК. Это могут быть кубик, магнитики, распечатанные картинки, игрушечные фрукты, мячики в корзинах. Затем дети узнают, что их позвали на ферму собирать урожай. Собирать все предметы подряд нельзя, так как еще не все созрело. Например, сначала нужно искать только «ягоды».

        Другой вариант: дети собирают кубики только красного цвета, потому что кубики других цветов еще не «поспели».

        Можно играть в парах. Тогда один игрок в паре «сеет», а другой — «собирает урожай».

        Варианты. Если педагог размещает «урожай» в труднодоступных местах, акцент в игре смещается на развитие физических качеств и способности оправданно рисковать.

        Игра «Почтальон»

        Место: на ФК.

        Правила. Дети играют в парах. Каждая пара получает «посылку» — кубик. Один из ребят относит «посылку» на ФК, а второй, выполняя роль почтальона, приносит ее обратно. Затем дети в паре меняются ролями.

        Варианты. Посылки можно доставлять в определенное место, тогда почтальону нужно объяснить, как найти на ФК нужный адрес. Кроме того, в игре могут быть правила, усложняющие движение по маршруту. Например, почтальон не может наступать на какие-то цвета.

        

        Свободная игра и свободное лазание

        Место: на ФК.

        Правила. Свободная игра и свободное лазание - это деятельность, в которую педагог не добавляет свои цели. Дети играют просто потому, что им хочется, и лазают, удовлетворяя потребность в движении. При этом взрослый может и должен вмешиваться в эти процессы, например, если он видит, что дети начинают вести себя опасно или деструктивно.

        Варианты. Один из способов нормализации ситуации на ФК во время свободной игры - короткие задания, нацеленные на включение саморегуляции и снижение интенсивности деятельности.

        Игровые команды (сигналы)

        Игровые команды (мы чаще всего говорим просто «команды») можно использовать как самостоятельные задания, а можно добавлять в другие игры. Педагог обычно дает команду и одновременно сообщает, сколько у детей есть времени на ее выполнение (кроме команд «Замри» и «Кошка»). Например, ведущий говорит: «Через 10 счетов придет Баба-яга, кто не спрячется, того она съест». Перед тем как командовать, важно оценить состояние детей, их положение на комплексе, а также их возможность и готовность выполнить команду. Если ребенок считает, что команда для него непосильна, он может воспользоваться правилом «домика» во всех командах, кроме «Замри».

        Счеты могут быть быстрыми, средними и мед-ленными, а также могут даваться по секундомеру. На начальном этапе и с детьми до старшего дошкольного возраста счеты не используют. Педагог образно передает постепенное начало команды. Например, он может сказать: «Баба-яга уже зашла в садик. Ой, она уже поднялась на наш этаж».

        Замри

        Правила. Ведущий (педагог или ребенок) говорит: «Замри раз, замри два, замри три..», - продолжая считать до тех пор, пока каждый ребенок не замрет. Важно перед началом команды проговорить с детьми, что, если они находятся в неудобном и/или опасном положении, то перед началом выполнения команды положение нужно сменить на удобное. Дети снова начинают двигаться после команды «Отомри».

        Варианты. Дети могут замирать в определенной заранее оговоренной позе, держась за руку в парах, на одной ноге, удерживая предмет в состоянии неустойчивого равновесия.

        Акулы

        Правила. Ведущий объявляет, что на полу сейчас появятся акулы. После появления «акул» наступать на пол (гимнастические маты ФК) уже нельзя.

        Варианты. Пока у детей мало опыта, можно замедлять счет, так чтобы все успели уйти с матов.

        3. Последействие. Игры и упражнения заключительной части занятия

        На этом этапе задача педагога — помочь детям плавно замедлиться, перейти в сбалансированное состояние и осмыслить полученный опыт. В конце занятия логично подвести итоги, обсудить полученный опыт, попробовать о чем-то договориться заново.

        Сбор для воспоминаний. Детям нужно собраться в определенном месте на полу.

        Воспоминания. Когда все собрались, проводится работа с воспоминаниями, складывается история занятия.

        Выход из помещения.        Наконец настала очередь одного из самых ответственных этапов занятия — выхода из помещения ФК. Чтобы помочь детям сохранить сбалансированное состояние, когда правила комплекса резко перестают действовать, нужно некое препятствие, которое можно преодолеть, только удержав самоконтроль (мы называем его «задание на выход»).

Заключение

Двигательная активность имеет большое значение в развитии детей. Движение — это естественный процесс, однако детям необходимы возможности для изучения разнообразия двигательных форм. Организация  образовательного процесса  в пространстве физкультурного комплекса «3D Физкультура» позволит обогатить двигательный опыт детей, развить коммуникативные, познавательные, регуляторные способности, способности идти на осознанный риск при преодолении препятствий в пространстве «3D Физкультура», сформировать  умения осознавать свои силы и возможности при выполнении двигательных задач, продуктивно действовать в неожиданно изменяющихся обстоятельствах,  выстраивать диалог с окружающими людьми, самим собой и с препятствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс упражнений физкультура на улице

                                      Вторая младшая...

Комплекс упражнений физкультура на улице средняя группа

     Муниципальное  автономное  образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4» Структурное подразделения «Ромашка»...

Комплекс упражнений физкультура на улице старшая и подготовительная группы

                                    Муниципальное  автономное  образовательное учреждение&laq...

Комплекс утренней гимнастики. Май. Комплекс «Веселая физкультура»

I. Вводная частьХодьба и бег по кругу.Не скучно нам с тобой.Будем крепкими и смелыми,Ловкими и умелыми,Здоровыми, красивыми,Умными и сильными.II. Основная часть.Общеразвивающие упражнения:1.«Лад...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в физкультурном комплексе «3D Физкультура»

Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в физкультурном пространстве "3D Физкультура" показывает, как можно развивать у реб...

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в сложноорганизованном пространстве физкультурного комплекса С.Реутского

Каким мы хотим видеть растущего человека – пассивным, ограниченным, боящимся совершить ошибку или обладающим безграничным творческим потенциалом, способным создавать целые миры? Одной из в...