РАЗМИНКА НА СУШЕ ПЕРЕД ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
учебно-методический материал по физкультуре

Мошкина Лариса Валерьевна
Под сухим плаванием понимают тренировки на суше с выполнением комплекса упражнений, основанных на имитации движений в воде. Таким образом, дети учатся концентрироваться на движениях, изучают несколько техник без риска уйти на дно. Важной задачей разминке на суше является подготовка организма ребёнка к водной среде. Проведение подготовительных занятий позволяет активизировать организм ребенка, настраивает нервную систему на работу в некомфортных, непривычных условиях, тем самым снижая возможность проявления стрессовых ситуаций при контакте с водой. Особенно важным считается включение специальных дыхательных упражнений, так как дыхание – это основа обучения плаванию.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razminka_na_sushe_v_dou.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №77»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Методическая разработка

"Разминка на суше перед плаванием для детей в ДОУ"

Образовательная область: Физическое развитие

Разработчик:

Инструктор по ФК (плавание) МАДОУ №77

РТ, гор.Нижнекамск

Мошкина Лариса Валерьевна

Нижнекамск

2023 г.

Аннотация

Под сухим плаванием понимают тренировки на суше с выполнением комплекса упражнений, основанных на имитации движений в воде. Таким образом, дети учатся концентрироваться на движениях, изучают несколько техник без риска уйти на дно. Важной задачей разминке на суше является подготовка организма ребёнка к водной среде. Проведение подготовительных занятий позволяет активизировать организм ребенка, настраивает нервную систему на работу в некомфортных, непривычных условиях, тем самым снижая возможность проявления стрессовых ситуаций при контакте с водой. Особенно важным считается включение специальных дыхательных упражнений, так как дыхание – это основа обучения плаванию. 

РАЗМИНКА НА СУШЕ ПЕРЕД ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Важной формой оздоровительной работы в детском саду является плавание. Популярность и необходимость обучения плаванию продиктованы, прежде всего, жизненной необходимостью.

Плавание играет важную роль в жизни человека : укрепляет и развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, оказывает закаливающий эффект. Если этот навык получен в дошкольном возрасте , он прочно закрепляется на всю жизнь.

Главная задача инструктора по плаванию – помочь детям освоиться в воде, не испытывать боязни и страха, чувствовать себя уверенно и совершенно свободно.

Необходимым средством при обучении детей плаванию является разминка на суше, или сухое плавание

Что такое сухое плавание?

Под сухим плаванием понимают тренировки на суше с выполнением комплекса упражнений, основанных на имитации движений в воде. Таким образом, дети учатся концентрироваться на движениях, изучают несколько техник без риска уйти на дно.

Разминка на суше позволяет предварительно организовать детей, скорректировать технику выполнения упражнений в более контролируемые условия. Занятия на суше способствуют более эффективному построению дисциплины в группе занимающихся (построение, перестроения, работа в команде, проведение командных игр и эстафет). В результате наши воспитанники безболезненно переходят к занятиям в бассейне, получая опыт и навыки.

Важной задачей разминке на суше является подготовка организма ребёнка к водной среде. Проведение подготовительных занятий позволяет активизировать организм ребенка, настраивает нервную систему на работу в некомфортных, непривычных условиях, тем самым снижая возможность проявления стрессовых ситуаций при контакте с водой. Особенно важным считается включение специальных дыхательных упражнений, так как дыхание – это основа обучения плаванию.

Правильное дыхание при выполнении упражнений – необходимое условие полноценного физического развития. При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего, учат его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом, обращают внимание детей на то, что дышать надо через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.

Для освоения физических упражнений с элементами дыхательной гимнастики необходимо решить следующие задачи:

повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной система;

развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфо- и кровообращение в легких, улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы.

Разминка на суше проводится:

инструктором по физической культуре (плавание) на каждом занятии.

В случае карантина на группе, закрытия бассейна, отсутствии инструктора по физической культуре проводится воспитателями отдельные упражнения используются как индивидуальная образовательная деятельность по рекомендациям инструктора.

Структура разминки на суше

Разминка на суше состоит из трех частей:

  • подготовительная,
  • основная,
  • заключительная.

Подготовительная часть: подготовить детей к выполнению напряженной работы по разучиванию техники движений

Средства: ходьба и ее разновидности с различным положением рук, круговые движения прямых рук вперед-назад, бег и его разновидности, бег с произнесением звуков (О),(Ы),(А),(Ю), прыжки, дыхательные упражнения.

Основная часть: разучивание и закрепление специальных упражнений необходимых для плавания способом кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.

Средства: специальные упражнения, выполняемые из разных исходных положений, имитирующие технику плавания.

Заключительная часть: снижение нагрузки, расслабление, развитие физических качеств.

Средства: упражнения на гибкость, дыхание.

Упражнения начинаем выполнять с верхней части тела.

Делаются наклоны головы, круговые вращения, повороты.

Постепенно спускаются к туловищу — повороты корпуса, махи руками, наклоны к ногам с вытянутыми руками.

Далее разрабатываются ноги — махи ногами, круговые движения голеностопом, вставание на носочки с попеременным опущением на пятки.

Выполняют все движения плавно, мягко, соблюдая равномерный темп. По времени это не более 2 минут, после чего переходят к другим упражнениям.

Во время выполнения упражнений происходит тренировка всех мышц. В результате улучшается растяжка верхних и нижних конечностей. В дальнейшем минимизируется риск получения травмы.

Разминка предусматривает развитие мышц, что положительно сказывается потом на сохранении баланса на воде.

Упражнения улучшают работу суставов, что необходимо во избежание получения травмы при плавании.

Из сказанного выше становится понятным, что упражнения для плавания на суше для детей важны с целью: 

  • обучения движениям в воде, а также укрепления мышц;
  • способствовать формированию у детей навыка задерживать дыхание на вдохе

 (5-10 сек) формировать умение выполнять выдох через нос и рот;

  • формировать умение выполнять круговые движения прямыми руками;
  • формировать умение работать ногами способом кроль;
  • способствовать увеличению подвижности в плечевых суставах.

Самым простым способом обучения детей дошкольного возраста плаванию является кроль на груди, и спине.

Кроль  это стиль плавания, в котором:

руки делают попеременные гребки (со стороны чем-то похожие на “мельницу”),

ноги вытянуты и по очереди делают удары (со стороны чем-то похожие на “ножницы”),

голова опущена в воду, для вдоха во время гребка поворачивается вбок.

С детьми 3-4 лет мы используем подводящие упражнения, которые необходимы для обучения плаванию способом кроль на груди и спине.

Педагоги должны обращать внимание на правильное и.п. , дозировку упражнений и темп, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

Упражнения для верхнего плечевого пояса

Приведу примеры упражнений для верхней части тела:

И.п. – стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти в кулак

Поочередное сгибание, разгибание рук

И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверху одновременные круговые движения прямыми руками вперед, назад.

Упражнения для туловища

И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны

Повороты туловища в стороны с произнесением звука (с)

И.п. – стоя , ноги врозь , кисти к плечам

Повороты туловища в стороны

И.п. – стоя , ноги врозь , руки на поясе

Следующий блок упражнений является подводящим для обучения плаванию и может использоваться для проведения индивидуальной образовательной деятельности:

Упражнения из и.п лежа на груди, спине

Позволяют имитировать движения детей в воде, развивают гибкость.

И.п. – лежа на груди, ноги врозь, руки в стороны

1-2-3 – прогнуться , задержать дыхание

И.п. – лежа на груди , руки согнуты в локтях, кисти около груди

1 – выпрямить руки , прогнуться – вдох;

2 – и.п. на выдохе произнести звук (ш)

И.п. – лежа на спине , ноги врозь, руки в стороны

1-2-3 – поднять таз, прогнуться

Упражнения для ног

И.п. – сидя упор на предплечья сзади

Попеременные движения прямыми ногами вверх – вниз

И.п. – сидя , упор руками сзади

1-8 – выполнять движения, имитирующие езду на велосипеде, сгибание, разгибание ног в коленях.

3. "Ножницы на груди"

И.п. – лежа на груди, руки впереди

Попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз

При выполнении упражнений педагог должен контролировать, чтобы ноги были, как у балерины — с оттянутыми носками, прямыми и напряженными. Это способствует формированию ощущений, сходных с теми, которые возникают в воде.

Дыхательные упражнения включаются в комплекс разминки, как в подготовительную часть, так и заключительную.

Дыхательные упражнения

И.п. – сидя на полу

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища

1 – руки вверх – вдох

Осваивая способ плавания кролем, необходимо научить детей правильно выполнять движения руками. С этой целью предлагается детям:

Встать прямо, ноги на ширине плеч, наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука впереди, другая сзади, у бедра. Делать движения прямыми руками, как при плавании кролем на груди.

Встать у гимнастической стенки в наклоне, руки положить на перекладину. Выполнить движения одной рукой как при плавании кролем на груди

Педагог должен осуществлять контроль за правильностью и качеством выполнения упражнения.

С целью обучения детей согласованию движений можно предлагать упражнения:

Предыдущее упражнение, но в согласовании с дыханием.

Разучивая с детьми отдельные упражнения, применяем метод расчлененно-конструктивный. Используя в практике этот метод, все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. При этом необходимо давать детям точные указания к выполнению упражнений, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения.

Работа на втором этапе обучения детей плаванию усложняется:

  • способствовать закреплению навыка задерживать дыхание на вдохе (10-15сек)
  • способствовать закреплению навыка выполнять выдох через нос и рот
  • способствовать закреплению навыка работать ногами способом кроль на груди и спине
  • способствовать закреплению навыка плавания комбинированным способом (руки брасс, ноги кроль).

В старших и подготовительных к школе группах вводится новый способ плавания - брасc.

Брасс - способ плавания на груди, при движении которым выполняются одновременные и симметричные гребки руками, а также одновременные и симметричные толчки ногами под водой.

В сухую разминку могут включаться традиционные упражнения для верхнего плечевого пояса:

1.Круговые движения согнутых рук вперёд, затем назад

3. Имитационные движения руками способом брасс

Упражнения для туловища

И.п. – стоя, руки сцеплены вверху

1 –медленный наклон вперёд

И.п. – стоя , ноги врозь, руки сцеплены вверху

Упражнения для ног

1 – присесть, коснуться ладонями пола, на выдохе произнести (пха)

2 – и.п.- вдох через нос

1 – руки в стороны – вдох

2 – присед с обхватом руками ног и произнесением звука (Ш) на выдохе

И.п. – упор присев

Сгибание, выпрямление ног

Подводящими упражнениями к обучению плаванию будут являться аналогичные, с которыми дети уже знакомились в младшей группе.

Упражнения из и.п. лежа на груди и спине

И.п. – лежа на груди , руки впереди

Прогнуться , поднять прямые ноги и руки вверх = держать 2-5 секунд. Затем вернуться в и.п.

И.п. – лежа на груди, ноги врозь, руки в стороны

1-2-3 – прогнуться , задержать дыхание , держать

И.п. – лежа на спине , ноги врозь, руки в стороны

1-2-3 – поднять таз, прогнуться

И.п. – лежа на груди, руки согнуты в локтях, ладони около груди выпрямить руки - вдох

1 - выпрямить руки - вдох

И.п. – сидя, упор сзади

Попеременные движения ног способом кроль

Дыхательные упражнения

1. И.п.- сидя, руки вдоль туловища

Выдохи через рот, нос .  Во время вдоха широко открывать рот.

2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища

1 – поднять правую руку вверх – вдох через нос

3 – то же левой рукой

5 – обе руки вверх – вдох

7 – еще раз то же самое

После глубокого вдоха дуть на пальцы ног так, чтобы им было прохладно

Дыханием рисовать фигуры в воздухе

Необходимо проводить и специальные упражнения для освоения способа плавания брасом, такие как:

Встать, слегка наклонившись, руки вытянуть вперед. Имитировать движения руками брассом.

Первое упражнение только в согласовании с дыханием. Вдох выполняется одновременно с началом гребка руками, а выдох во время выведения рук вперед.

С детьми 4-5 лет отрабатывается только движение руки имитирующие плавание. Имитационные упражнения используются для ознакомления с общей формой движений при плавании.

Таким образом, при обучении плаванию детей руководствуемся основным принципом обучения – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья

Задачи работы с детьми этих возрастов схожи.

  • способствовать закреплению навыка задерживать дыхание на вдохе (15 -25сек) закреплять и совершенствовать движение ног в плавании способом кроль на груди, спине, брасс, дельфин.
  • закреплять и совершенствовать движение рук в плавании способом кроль на груди, спине, брасс, дельфин.
  • способствовать повышению функциональных возможностей органов дыхания
  • способствовать развитию гибкости, силы.

Детей начинают обучать новому способу плавания – дельфин.

Дельфин – способ плавания, в котором руки делают гребок в воде, а затем одновременно проносятся под водой, ноги и туловище выполняют активные волнообразные движения (напоминают движение хвостом у дельфина)

В разминку традиционно включаются все группы упражнений.

Упражнения для плечевого пояса

И.п. – стоя, ноги врозь, руки согнуты перед грудью

1-2 – отведение локтей назад;

3-4 – отведение прямых рук назад

2 . "Руки в стороны"

Поднимать и опускать прямые руки вперед через стороны в быстром темпе с регулированием дыхания.

3. Круговые движения согнутых рук вперед – назад или поочередные круговые движения прямой рукой вперёд –назад

Упражнения для туловища

1. Наклоны в стороны со скользящими движениями кистей вверх –вниз по бокам . Во время наклона - выдох с произнесением звука (ж)

2. Присед, хват кистями рук за голень, затем выпрямить ноги и сделать вдох .

Для туловища так же используются традиционные упражнения наклоны вперед, повороты.

Упражнения из и.п лежа на груди и спине

1. Медленное поднимание о пускание ног вверх.

2. Одновременные круговые движения прямых ног влево, затем вправо

Упражнения на дыхание

1. Медленные повороты головы вправо и влево с вдохом через рот и выдохом через нос и рот

2. Дыханием рисовать геометрические фигуры , цифры, буквы в воздухе.

Для освоения способа плавания дельфин необходимо научить детей правильно двигаться. В разминку и индивидуальную образовательную деятельность можно включать, например такие упражнения:

1. Лечь в упоре сзади. Делать упругие движения тазом вверх и вниз.

2. Встать прямо, с поднятыми руки вверх, на расстоянии полушага от стены спиной к ней. Делать упругие движения тазом, как при плавании дельфином, стараясь касаться ягодицами стены.

3. Встать на одной ноге на носке боком к стенке с опорой на нее рукой, другую поднять вверх. Делать волнообразные движения туловищем и свободной ногой как при плавании дельфином.

Так же разучиваются с детьми упражнения на освоение движений рук при плавании способом дельфин. Приведу примеры таких упражнений:

1. Встать в наклоне вперед, руки вперед на ширине плеч ладонями вниз, голову слегка приподнять, смотреть на кисти рук. Делать круговые движения руками вперед.

2. Встать в наклоне вперед, руки вперед на ширине плеч ладонями вниз, лицо опустить вниз. Делать круговые движения руками вперед.

3. Встать в наклоне вперед, руки вперед на ширине плеч ладонями вниз, лицо опустить вниз. Делать круговые движения руками как при плавании баттерфляем.

Для проведения разминки на суше для всех возрастных групп инструктором по физической культуре (плавание ) разработаны конспекты упражнений.

Педагогам предлагается включать упражнения в спортивные вечера досугов, в игровую деятельность, индивидуальную работу.

Во-первых, играют существенную роль в подготовке организма ребёнка для занятия в воде.

Во-вторых: в процессе выполнения упражнений есть возможность доступно объяснить ребёнку его технологию, уделить больше времени его изучению и совершенствованию.

Научившись выполнять движения на суше ребёнок

  • легко воспроизводит его в воде;
  • легко справляется с сопротивлением воды;
  • повышается объём двигательной активности.

Задача, именно, игровых упражнений – создание положительного эмоционального фона для занятия и адаптация обычных упражнений (бег, приседания, прыжки и т.д.) под возраст занимающихся.

В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания.

Использованная литература:

1. Осокина Т.И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.

2. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.

Разминку для детей дошкольного возраста, как и само занятие, актуально проводить в игровой форме или с применением игровых упражнений.

3. Осокина Т.И.Обучение плаванию в детском саду:Кн.для воспитателей детсада и родителей/ Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина.-М.:Просвещение, 1991.-159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Общеразвивающие и специальные упражнения для разминки на суше

Эти упражнения помогут подготовить организм детей к предстоящей нагрузке....

Специальные упражнения для разминки на суше

Упражнения для детей 5-6 и 6-7 лет. Помогут детям разогреться перед занятием в воде....

Разминка перед плаванием

Человеческому организму, а так же его мышечной системе, связкам требуется постепенное вхождение в ритм физической работы. В связи с этим перед любой тренировкой  следует выполнять определенный ко...

Разминки на суше во 2 младшей группе.

Разминки проводятся перед занятиями в бассейне во второй младшей группе...

Разминка на суше

Обязательная составляющая хорошей и продуктивной тренировки — это правильно выполненная разминка на суше перед плаванием в бассейне....

Картотека разминок на суше и в воде С элементами синхронного плавания

Картотека разминок на суше и в воде   С элементами синхронного плавания...