Физкультурный досуг для детей старшего возраста на основе русских народных игр "Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"
план-конспект занятия по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Балашова Вера Анатольевна

Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Задачи:

1.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

2.Продолжать знакомить с русскими народными играми.

3.Развивать творчество в двигательной деятельности и связную устную речь;

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

5.Доставить детям радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie-narodnye_podvizhnye_igry_17.08.2023.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МДОУ «Детский сад №175»

                       Описание: https://cdn.culture.ru/images/02ee8128-15e8-55e4-9fda-e8f90e736466

            Физкультурный досуг 

  для детей старшего возраста на основе

               русских народных игр

"Веселимся мы, играем и нисколько

не скучаем"

   Подготовила:

инструктор по физической культуре

Балашова В.А.

                                             17 августа 2023г

Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Задачи: 

1.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания. 

2.Продолжать знакомить с русскими народными играми.

3.Развивать творчество в двигательной деятельности и связную устную речь;

4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

5.Доставить детям радость.

Инвентарь, атрибутика: 

  • Русская народная музыка
  • Шапочка кошки
  • Обруч
  • Ленточки по количеству детей
  • Шапочка волка
  • Платок для завязывания глаз

                                                     Ход досуга:

  Дети берутся за руки и под музыку заходят змейкой на площадку.

Инструктор: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящен русским народным играм, в которые играли ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А как вы думаете, кто придумал эти игры(ответы детей). На этот вопрос один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. И мы с вами сегодня тоже будем играть в русские народные игры.

В этих играх используется много интересных считалок. Какие вы помните? (ответы детей). Возьмемся за руки, встанем в хоровод и выберем водящего-кошку для русской народной игры «Кошки мышки». Чтобы выбрать кошку, посчитаемся (ребенок считает считалку и выбирает кошку)

Мышка  Наташка

Кушала кашку.
Съела всю кашку,

Вылизала чашку.

Валенки надела,

Тебе водить велела.

                                       Игра «Кошки мышки»

Водящий  в шапочке кошки сидит в кругу, остальные дети ходят на носках вокруг и приговаривают:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит.

Тише мышки не шумите,

Кошку вы не разбудите!

Водящий: Надоели! Я встаю,

                   Всех сейчас переловлю!

Дети разбегаются, водящий их ловит.

Игра повторяется 2-3 раза со сменой водящего.

Инструктор: Ребята, а кто знает кто такая сова? (ответы) А когда она спит? А когда охотится? (ответы)

Мы сейчас с вами поиграем в игру «Совушка - сова»

Инструктор: Кто знает считалку про сову? (Выбирается сова)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть

К нам сова прилетела

И тебе водить велела.

                                               Игра «Совушка»

Водящий –«Совушка. На площадке кладется обруч – это гнездо «совушки». Она стоит в нем, руки назад «как крылья». Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставным шагом.

Дети:

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидишь

Летаешь ночью, днем ты спишь.

День наступает, всё оживает!

Дети изображают бабочек, жуков, мышек. Встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду «совушки».

Инструктор: Ночь наступает;                                                                                                                              

                        Всё замирает

                        Сова на охоту вылетает.

Дети замирают на месте в различных позах.                                                                                                                                                                    Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, кто пошевелится. Дается команда «День» и игра продолжается.

В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались «совушке». Как только она поймает трех мышек, игра останавливается.

Выбирается новая «совушка», пойманные игроки возвращаются в круг.

Игра повторяется 2 раза.

Инструктор: А теперь мы с вами поиграем в игру «Золотые ворота»

                                             «Золотые ворота»

                                         (русская народная игра)

В начале игры выбирают двух водящих. Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.

Дети:

Золотые ворота.
Пропускают не всегда.

Первый раз прощается.
Второй – запрещается.

А на третий раз.

Не пропустим вас! 

   

Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится в круг к водящим, и игра продолжается до тех пор, пока больше половины игроков не будут пойманы.

Инструктор: Следующая наша игра

                                      «Ловишки с ленточками»

По считалке выбирается «ловишка», который становится в центре, остальные встают вокруг него, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону.

Дети:

Весна пришла

Тепло  принесла

Весну примечаем

В ловишки играем

Раз, два, три, лови!

После этих слов дети врассыпную разбегаются по площадке. Ловишка ловит их, собирая ленточки.  Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 5-7 игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Инструктор: Поиграем еще? Предлагаю поиграть в игру

                                         Жмурки «Маша и Яша» 

                                         (русская народная игра)

Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Яшей»,  а девочку «Машей». Водящие становятся в круг, например «Яша» ищет «Машу» и ему завязывают глаза, стальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Яша громко говорит «Маша, ты где?», а Маша  откликается «Я здесь!» и убегает от Яши. Задача Яши поймать Машу.  Круг постепенно сужается. Игра продолжается до тех пор, пока парочка не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков.

Инструктор: Следующая  у нас игра 

                                                          Гуси-лебеди

                                        (русская народная игра)

В начале игры выбирают Волка и Хозяина, остальные участники — Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят «дом», где живут Хозяин и Гуси, на другой — живет Волк. Хозяин выпускает Гусей погулять, «травки пощипать». Гуси уходят от «дома» довольно далеко. Через некоторое время Хозяин и Гуси перекликаются:

  • Гуси-гуси!
  • Га-га-га.
  • Есть хотите?
  • Да, да, да.
  • Гуси-лебеди! Домой!
  • Серый волк под горой!
  • Что он там делает?
  • Рябчиков щиплет.
  • Ну, бегите же домой!
  • Серый волк за горой,
                   Не пускает нас домой!

Гуси бегут в «дом», Волк пытается их поймать. Пойманные Гуси выходят из игры. Игра кончается, когда ПОЧТИ все Гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, становится Волком.

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Инструктор: Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру малой подвижности.

                                                     «Ручеек»

Дети разбиваются на пары и встают друг за другом образуя «ручеек». Оставшийся без пары встает перед ребятами, пробегает между стоящими в парах и выбирает любого из них и встают в начало ручейка. Теперь оставшийся без пары начинает выбирать себе пару с конца ручейка.

Инструктор: В следующей игре мы проверим  вашу силу.

                                           «Разрывные цепи»

Играющие делятся на две команды, расходятся  и становятся  против друг друга на расстоянии 10-15 шагов, сцепив руки.

Потом первая команда кричит: «Цепи, цепи, вам кого?                  

                                                        Выбирайте одного!»

Игроки из второй команды: «Друга моего».

1 команда: «Как звать его?»

2 команда: «Ваня»… называют имя ребенка из первой команды.

Тогда из первой команды бежит выбранный игрок, стремясь разорвать цепи из рук. Если ему это удается, он забирает с собой игрока, если нет - он остается у второй команды. И так до тех пор, пока у одной из команд не будет больше игроков.

Инструктор: Вот сколько русских народных игр нам известно. Вы наверное и не знали, что эти подвижные игры придумали давно в России, а играют в них и в наши дни. Играя в эти игры, мы соприкасаемся с нашей русской культурой, чтим традиции, развиваем все двигательные навыки: ловкость, быстроту, внимание, глазомер, а значит, становимся сильнее и здоровее.

 

Наш физкультурный досуг подошел к концу, до новых встреч!

                                      Дети уходят с площадки.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Консультация для педагогов ДОУ. "Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуры."

Презентация. Знакомство детей с предметами быта русской избы с помощью загадок....

НОД по познавательно - речевому развитию для детей старшего возраста "Путешествие по русским народным сказкам"

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью модели...

Презентация для детей старшего возраста « Викторина по русским народным сказкам»

Задачи:Закреплять и расширять знание детей о сказках,Познакомить с новыми понятиями народные и русские сказки,Способствовать развитию речи. Воображения мышления памятьОбогащать словарный запас детейВо...

ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»

ПРОЕКТ в 1 младшей группе .на тему:«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста на основе русских народных сказок»...

Консультация для воспитателей на тему "Развитие речи детей старшего возраста с помощью русского народного фольклора"

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности...