Овладение детьми ОВД в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья (младшая+средняя группа)
консультация по физкультуре (средняя группа)

Терентьева Наталия Владимировна

Основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям является Физкультурное занятие, в процессе которого решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи:

1. Формировать двигательные умения и навыки, знания о выполнение движений и их оздоровительном воздействии на организм.

2. Развивать физические качеств и двигательные способности ребёнка.

Оздоровительные задачи:

1.Удовлетворять естественную потребность детей в движении.

2.Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через организацию оптимальных нагрузок.

3.Профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки.

Воспитательные задачи:

1. Создать условия для разностороннего развития детей.

2. Воспитывать самостоятельность, самоорганизация, взаимопомощь, творчество, инициативность, волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание).

3. Формировать самооценку. Дать возможность каждому ребёнку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_seminaru.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №17 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»

Овладение детьми ОВД в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья (младшая+средняя группа)

        

                                                           Воспитатель:

Терентьева Н.В.

2022 – 2023 учебный год

Основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям является Физкультурное занятие, в процессе которого решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи:

1. Формировать двигательные умения и навыки, знания о выполнение движений и их оздоровительном воздействии на организм.

2. Развивать физические качеств и двигательные способности ребёнка.

Оздоровительные задачи:

1.Удовлетворять естественную потребность детей в движении.

2.Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма через организацию оптимальных нагрузок.

3.Профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки.

Воспитательные задачи:

1. Создать условия для разностороннего развития детей.

2. Воспитывать самостоятельность, самоорганизация, взаимопомощь, творчество, инициативность, волевые качества (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание).

3. Формировать самооценку. Дать возможность каждому ребёнку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у других.

Особенности организации физкультурных занятий в разных возрастных группах. Вторая младшая группа ( 3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте совершенствуются все физиологические функции и процессы организма.

Движения становятся более разнообразными и координированными. Дети активно двигаются, упражняются в ходьбе, беге, прыжках, ползании и лазании, катании, бросании и ловле предметов.

Однако большинство детей не в полной мере согласуют движения рук и ног в процессе ходьбы и бега. Они часто опускают голову и плечи, смотрят под ноги, походка остаётся ещё тяжёлой. В тоже время ходьба становится более уверенной: уменьшаются раскачивания и повороты плеч в сторону шага, свободнее становятся движения рук. Малыши любят ходить и бегать врассыпную, по кругу, за воспитателем, но их бег ещё не равномерен, движения рук неэнергичны.

Дети данного возраста с удовольствием подпрыгивают на месте, вверх, доставая подвешенные предметы, перепрыгивают из обруча в обруч; продвигаются вперёд прыжками, прыгают в длину с места и спрыгивают с небольшой высоты. При этом малыши прыгают тяжело, на всю ступню и неуверенно спрыгивают с высоты (на прямые ноги).

В самостоятельной деятельности используются разные виды ползания: на низких и высоких четвереньках. Движения ползания достаточно уверенные. Лазание по лесенке, стремянке, гимнастической стенке требуют от детей большого напряжения: они передвигаются достаточно медленно и в произвольном темпе, используя приставной шаг.

Упражнения в бросании и ловле мяча, предметов вдаль, в горизонтальную цель, друг другу становятся у детей всё более координированными. К 4 годам появляется подготовительная фаза движений бросания: отведение рук вниз, назад и в сторону и т.д. однако замах рукой ещё слабый, между замахом и броском отмечается длительная пауза. У малышей остаётся неуверенность в бросании и ловле мяча и разных предметов: они напрягают руки и плечи, сжимают пальцы или, наоборот, широко их расставляют.

На 4 году жизни у детей формируются элементарные навыки совместной игровой и двигательной деятельности. В самостоятельной деятельности дети всё больше начинают использовать разные упражнения ОВД. Обладая определённым запасом движений, дети ещё не способны заботиться о результатах своих действий, они поглощены самим процессом. Наряду с этим движения дети постепенно приобретают всё более акцентированный характер. Они уже способны выполнять различные движения по своему усмотрению и по указанию воспитателя. Малыши начинают и заканчивают движение в соответствии с музыкой или по сигналу, ритмично ходят и бегают под музыку.

Детям младшего возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Дети более сознательно следят за показом движений педагога, стараясь выслушивать все его пояснения.

Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, транспорта, предметной деятельности людей.

У ребёнка 4-го года жизни возрастает стремление действовать самостоятельно, без помощи взрослого. В тоже время его внимание неустойчиво, он часто отвлекается. Поэтому роль взрослых в организации поведения ребёнка остаётся большой.

В возрасте 3-4 лет ребёнок обладает сравнительно большим запасом движений, но ещё не заботится о результатах своих действий. Он поглощен процессом самих действий, их эмоциональным воздействием.

Наряду с этим движения ребёнка постепенно приобретают акцентированный характер. Он уже способен выполнять движения по своему усмотрению или по указанию воспитателя.

Формирование двигательных навыков и умений происходит на основе подражания действиям знакомых образов (зайки, мышки и т.д.)

Ребёнок более сознательно следит за показом движений педагога, выслушивает пояснения. Лучше воспринимает объяснения в форме диалога.

В младшей группе преимущественно используются сюжетные, игровые или сюжетно-игровые занятия, в которых сюжетная линия органично проходит через все виды движений, поэтому все упражнения имеют имитационный, подражательный и игровой характер.

Такой подход является более рациональным и эффективным для усвоения программного материала. Чем интереснее и понятливее воспитатель разовьёте сюжет, тем дольше у детей будет сконцентрировано внимание на двигательной деятельности, и дети лучше усвоят материал.

Тема для сюжета: ОРУ, подвижная игра, сезон года, тема по познанию, игра – путешествие в лес, в цирк и т.д. Всё зависит от умения воспитателя, связать все виды движений в один сюжет и в умении применять игровые приемы.

Вводная часть начинается с построения детей на полоску или в круг.

Конкретные образовательные задачи перед детьми в начале занятия не ставятся, они обозначаются какими – то сюжетными действиями и приглашением эти действия выполнить.

В младшей группе дети выполняют ходьбу и бег в вводной части сперва за воспитателем (если они ещё не научились в яслях). Когда дети адаптируются к залу и к ориентирам, и могут самостоятельно двигаться в колонне по установленной линии, тогда воспитатель начинает двигаться внутри круга противоходом, показывая движения, давать указания и т.д. Постепенно воспитатель выходит за пределы линии, находит место с лучшим обзором, и возможностью показа.

В основной части проводится комплекс ОРУ, который имеет подражательный характер, счёт не ведётся. Все действия проговариваются, чтобы у ребёнка появилась связь между действием и названием этого действия.

ОВД обозначаются как игровые задания, по сюжету они имеют какое-либо название (брось шишку, проползи в норку и т.д.).

В младшей группе обычно планируется 2-3 Основные виды движений на 1 занятие.

Но количество основных движений может быть увеличено, если все движения знакомы детям.

Для закрепления ползания, подлезании, прыжков через предметы, ходьбы по ограниченной площади в основном используется посменный способ организации, а затем и поточный метод.

Для организации упражнений с мячом, метание, прыжки в длину используется фронтальный способ организации.

( использование индивидуального способа возможно, если упражнение сложное или дети до этого не занимались физкультурой).

При обучении какому-либо движению воспитатель одновременно показывает и объясняет упражнение, как действие по сюжету, обязательно акцентирует внимание детей на технике выполнения. Ошибки детей исправляются по ходу выполнения.

Например: ползание кошки по скамейке - крыше.

На повторение знакомого материала не требуется детального объяснения, а предполагается лишь некоторые уточнения или частичный показ.

При закреплении показ взрослого можно сменить показом подготовленного ребёнка, особенно во втором полугодии.

В младшей группе главное многократное  повторение ОВД. 

Завершается основная часть организацией подвижной игры.

Через сюжетный рассказ воспитателя дети перевоплощаются в игровой образ и выполняют игровые двигательные действия. Правила объясняются в процессе первого проигрывания.

Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща.

В заключительной части, используется ходьба или дыхательные упражнениями или игра малой подвижности (хороводная), которые позволят закончить игровой сюжет и подвести итоги занятия.

Средняя группа (4-5 лет).

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. У детей интенсивно развиваются моторные функции. Их движения носят преднамеренный и целеустремлённый характер. Детям интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Они овладевают в общих чертах всеми видами основных движений, которые становятся более координированными.

Достаточно хорошо усвоены разные виды ходьбы. Однако беговой шаг остаётся ещё недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полёт короткий. Дальность прыжка ещё ограничена слабостью мышц, связок, суставов ног, недостаточным умением концентрировать свои умения.

При метании предмета ещё недостаточно проявляется слитность замаха и броска, но в результате развития координации движений и глазомера дети приобретают способность регулировать направление полёта и силу.

От 4 до 5 лет у детей формируются навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате.

Дети пытаются соблюдать определённые интервалы во время передвижения в разных построениях, стараясь не отставать от впереди идущего, быть ведущим в колонне, ориентироваться в пространстве.

На 5 году у детей возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение является одним из важных стимулов увеличения двигательной активности детей за счёт хорошо освоенных способов действий с использованием разных пособий.

Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но часто не соизмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Для большинства детей 4-5 лет характерно недостаточно чёткое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

Внимание детей приобретает более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии с образцом. Это даёт возможность педагогу приступать к процессу обучения технике основных видов движений.

Внимание ребёнка средней группы приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, начинает развиваться преднамеренное запоминание и припоминание.

Интенсивно развиваются моторные функции.

Детям интересны более сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения.

Возникает интерес к результатам движения, правильности их выполнения, выполнению движения в соответствии с образцом. Появляются учебные мотивы – желание овладеть определённой техникой движения. Движения носят целеустремлённый характер. Однако учебная деятельность в это время тесно переплетается с игровой.

В средней группе сюжетный характер занятий остаётся. Постепенно внедряется традиционный вид физкультурных занятий, минимизируется подражательный характер упражнений. Но в любом занятии должна быть мотивация: познавательная, игровая, здоровьесберегающая. Т.е. в начале занятия нужно мотивировать детей на решение образовательных задач, акцентируя внимание на новый вид движений.

Например: Тема - осень. Мотивация – помощь зверюшкам.

Обучить перебрасыванию мяча друг другу, акцентируя внимание на ловле мяча. «Белкам будем помогать, шишки перебрасывать, по узкой тропинке пойдём, яблоки на голове для ежика принесём».

Обучение перебрасыванию будет в виде игрового задание – шишки для белки. Мотивация, как можно больше шишек запасти и не уронить. Научить работать в паре - точно бросать и ловко ловить. «Не оставьте белку без еды». Если шишка упадёт, ёжик шишку заберёт и к себе унесёт.

В средней группе увеличивается программное содержание, вводятся строевые упражнения (повороты, размыкание, смыкание, перестроение в колонну по 2,3). Вводятся Команды в сочетании с распоряжениями для выполнения ходьбы, бега, строевых упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Картотека подвижных игр для младшей, средней, старшей групп

Картотека подвижных игр для младшей, средней,старшей и подготовительных группАвтор Дит Белбассал Лиля...

Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками самообслуживания - как основа формирования здорового образа жизни

Овладение детьми младшего дошкольного возраста навыками самообслуживания - как основа формирования здорового образа жизни...

Мониторинг состояния здоровья детей дошкольной группы

                Мониторинг состояния здоровья детей дошкольной группы                      ...

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....

Мастер-класс "Организация и проведение игр, направленных на развитие музыкального творчества, в соответствии с возрастными возможностями"

Конспект мастер-класса для педагогов "Организация и проведение игр, направленных на развитие музыкального творчества в соответствии с возрастными возможностями"...