Мастер-класс "Организация и проведение игр, направленных на развитие музыкального творчества, в соответствии с возрастными возможностями"
материал по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект мастер-класса для педагогов "Организация и проведение игр, направленных на развитие музыкального творчества в соответствии с возрастными возможностями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект
мастер - класса для педагогов по теме
«Организация и проведение игр, направленных на развитие музыкального творчества, в соответствии с возрастными возможностями».
Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов в вопросах организации и проведения игр на развитие музыкального творчества детей.
Задачи:
1. Накопление музыкального опыта педагогов в процессе музыкально-игровой деятельности;
2. Активизация творческой активности посредством участия в музыкальных играх.
3. Развитие умений понимания собственных эмоций и эмоций окружающих.
Оборудование: Мультимедийная установка; музыкальное оформление; детские музыкальные инструменты (погремушка, бубен); игровой парашют, карточки со словами, определяющими характер музыкального произведения; массажные коврики;
Ход мастер-класса:
Участники встречи располагаются на стульчиках, которые стоят полукругом
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас всех в нашем замечательном уютном музыкальном зале. Тема моего мастер-класса «Организация и проведение игр, направленных на развитие музыкального творчества, в соответствии с возрастными возможностями».
«Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка является приоритетным направлением в области современного музыкального воспитания, так как наряду с развитием психических процессов, формируется зрелая личность, способная творить и созидать» /Зацепина М.Б. одна из составителей инновационной «Программы воспитания и обучения в детском саду»/
Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее, интереснее у него творческая деятельность.
Но, прежде чем начать наше занятие, я хотела бы вас попросить закончить фразу: «Больше всего на свете дети любят…» (предполагаемые ответы участников – играть, веселиться, шуметь и т.д.). Самый популярный ответ – играть. Все так считают? А в какие игры любят играть дети? (предполагаемые ответы: бегать, догонять, дочки-матери, настольные и т.д.)
- А если с нами хочет поиграть музыка? Конечно, это – музыкальные игры. Их очень много, и с некоторыми мы сегодня познакомимся. Готовы?
Тогда мы будем действовать! Так как действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна еще древним китайцам:
«Я слышу и забываю.
Я вижу и помню долго.
Я делаю и понимаю».
- О развитии творческих способностей у малышей мы можем говорить не раньше возраста 4-5 лет. Но мы можем подобрать игровые задания, с которыми могут справиться и малыши.
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме.
Первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений детей выступают игровые ситуации, в ходе которых педагог может предложить ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слово «баю», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.
Также могут быть такие творческие задания:
1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.
Например, «Пастушок» русская народная песня.
Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру, ту-ру-ру.
3. Подражать ритмическому звучанию бубна.
В бубен бей, бей, бей,
Веселей, веселей. Там-там-там, и т.д.
Может бубен загреметь
Будто гром. Бом-бом!
Может бубен
Зазвенеть ручейком.
Игра с машиной
Воспитатель предлагает поиграть ребенку с машиной. Ребенок возит её и гудит «Би, би, би!». Воспитатель дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяет наиболее удачные сочетания звуков, отличающихся по высоте.
Игра с птичкой
Воспитатель предлагает ребенку игрушечные птички разной величины. Попросить показать ребенка, как споет каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).
Кукла танцует
Воспитатель просит ребенка показать, как кукла танцует, напевая свою интонацию на слог «ля»
Колыбельная кукле
Воспитатель предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.
- Уважаемые коллеги, и сейчас вашему вниманию я предлагаю игры для детей среднего дошкольного возраста.
Погремушка и бубен.
Дети свободно располагаются в группе. Воспитатель стоит лицом детям,
объясняет правила игры:
Звучит погремушка – дети свободно бегают. В определённый момент воспитатель громко ударяет в бубен - дети должны присесть на корточки.
Музыкальный ежик
Читаю текст:
С барабаном ходит ежик. Бум – бум – бум!
Целый день играет ежик. Бум – бум – бум!
С барабаном за плечами, Бум – бум – бум!
Ежик в сад зашел случайно. Бум-бум- бум!
Очень яблоки любил он. Бум – бум – бум!
Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум!
Ночью яблоки срывались. Бум – бум – бум!
И удары раздавались. Бум – бум – бум!
Ой, как зайчики струхнули. Бум – бум – бум!
Глаз до зорьки не сомкнули. Бум – бум - бум!
Спрашиваю: Какие слова все время повторялись;
А чем можно заменить эти слова (хлопками, притопами, шлепками, щёлканьем пальцев, имитацией игры на барабане и т.д.)
А какими движениями мы заменим эти слова?
Предлагаю послушать стихотворение еще раз и повторяющиеся слова Бум-бум-бум заменить движениями.
Читаю текст еще раз, но слова « бум – бум – бум» - каждый раз заменять движениями.
Старший дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческое начало, внутреннюю активность.
Игра «Перекличка»
Уважаемые коллеги! А сейчас я предлагаю вам «прогуляться в лес».
(Педагоги двигаются в любых направлениях, «собирая грибы», «наблюдая за птицами» и т.д.)
- На мой призыв, пропеваемый на произвольный мотив, педагоги дают ответ: где они или чем занимаются. Вокальные фразы произвольны.
- Оля, ау, где ты, что делаешь?
- Ау, Света, где ты?
- Виолетта, что ты видела в лесу?
При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой играющий.
Игры с именами
Произнеси своё имя
Оборудование: Игровой парашют, карточки со словами, определяющими характер музыкального произведения.
- Предлагаю вам следующую игру, называется она «Произнеси своё имя»
Объясняю правила игры: Перед вами игровой парашют. На нём расположены карточки со словами, определяющими характер музыкального произведения.
Под музыку вы будете двигаться вокруг парашюта. С окончанием музыки нужно остановиться и произнести своё имя с различной эмоциональной окраской и интонацией, которое обозначено в карточке (нежно, ласково, весело, сердито, испуганно, торжественно и т.д.) и с различной силой звука.
«Успевай!»
Следующую игру желательно разделить на несколько этапов, и я попрошу участников нашего мастер-класса снова стать в круг.
1-й этап:
Я попрошу каждого из вас произнести своё имя (произносят)
А теперь произнести своё имя под ритм (стучу деревянными палочками, произносят)
А теперь каждый произнесет своё имя в соответствии с метроритмом. Имя, два удара палочками, имя, два удара палочками и т.д.
Участники мастер-класса выполняют задание
2-й этап:
На этом этапе можно произносить своё имя в различных вариантах.
Как вы думаете, в каких вариантах?
(громко, очень быстро, шёпотом, нараспев, «как будто мама хвалит», «как будто дразнятся плохие мальчишки» и т.д.)
Предлагаю снова поиграть и произнести своё имя в том варианте, который вам больше понравился.
3-й этап:
- А как вы думаете, что можно сделать, чтобы наша игра стала интересней?
(добавить движение)
- Какие движения можно добавить в этой игре?
(хлопки, притопы одной ногой, двумя, шлепки, приставные шаги, присев на корточки и т.д.)
- Правильно – тогда наша игра приобретет другую окраску – получится «Моё имя – моё движение». Это сложнее, но интересней.
- Хотите поиграть в игру в этом варианте?
Участники произносят своё имя с каким-либо движением
«Встречная передача».
- Предлагаю участникам встать в круг, объясняю правила игры.
С началом музыки играющие передают два музыкальных инструмента противоходом навстречу друг - другу; с окончанием звучания музыки передача инструментов прекращается, и те участники, у которых в руках остались инструменты, загадывают ритмические загадки. Другие их повторяют в хлопках.
Повторить игру 2-3 раза.
Забавная игра
- Объясняю условие игры:
Все участники игры стоят в кругу. Два человека образуют « воротики», остальные участники игры пробегают через эти воротики. Звучит музыка. С окончанием звучания «воротики» закрываются; кто из участников остался перед закрытыми воротиками – танцует;
«Приклеенная нога»
Каждый участник выбирает себе массажный коврик и место для него на полу. Поставив на коврик одну ногу, участник как – бы приклеивает ее к полу. Звучит музыка, все танцуют в свободной манере, не отрывая от пола «приклеенную ногу».
Варианты игры:
Можно «приклеить» к полу колени, ладони, руку и т.д.
Участники «приклеиваются» к коврику.
Рефлексия:
- Спасибо, уважаемые коллеги за работу, и я предлагаю вам провести рефлексию.
- Изменилось ли ваше представление об организации и проведении игр, направленных на развитие музыкального творчества после сегодняшнего мастер – класса?
- Что изменится в вашей работе с детьми после информации, которую вы сегодня услышали?
- Интересен ли вам представленный материал?
- Будете ли вы использовать его в своей работе с детьми?
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития в соответствии с ФГОС ДО.
Познокомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой с детьми в соответствии ФГОС....
"Музыкальные игры и упражнения,направленные на развитие детского творчества"
Из опыта работы музыкального руководителя детского сада комбинированного вида....
Обобщение опыта работы "Создание условий для развития речевой активности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и интересами детей"
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества
Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...
В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.
В соответствии с ФГОС развивающая среда в детском саду должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....
Овладение детьми ОВД в соответствии с возрастными возможностями и состоянием здоровья (младшая+средняя группа)
Основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям является Физкультурное занятие, в процессе которого решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.Образователь...