Методическая разработка " Парашют дружбы"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Богатенкова Татьяна Николаевна

Методическая разработка " Парашют дружбы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР - д/с Сказка ОП ЦРР - д/с Росинка


«ПАРАШЮТ ДРУЖБЫ»

(методическое пособие для организации спортивного центра детей дошкольного возраста)


Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть
  3. Дидактическая часть
  1. Заключительная часть
  2. Список использованной литературы


Есть особый сад на свете, не деревья в нем, а дети,

Он – для маленьких ребят и зовется – детский сад

Это просто добрый дом, где мы весело живем,

Воспитатели и няни целый день, конечно с нами.

Здесь красиво и светло, и уютно и тепло,

А вокруг друзья-подружки, есть и книжки и игрушки.

Мы играем и рисуем, сказки слушаем, танцуем,

И, понятно, день за днем потихонечку растем.

Ребенок дошкольного возраста третьего тысячелетия испытывает не меньшую потребность в движении, чем его сверстники других поколений.

Ребенок дошкольного возраста должен получить физкультурное образование, то есть освоить двигательную деятельность на основе которой развиваются его психофизические качества, воспитывается физическая культура.

В свете новых приоритетов образовательной политики-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является важнейшей задачей образования (ОС ДО)

В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Этому способствует использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

ЦЕЛЬ: Создание условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестандартного оборудования

ЗАДАЧИ:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Обогащать знания детей о мире предметов.

3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном значении.

4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

2. Основная часть.

  1. Теоретическая часть.

Растущий организм нуждается в движении. Поэтому основной задачей нашего детского сада является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребенка.

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Наблюдая за детьми, мы отметили снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.

 Поэтому, необходимо:

  • Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
  • Поднять эмоциональный настрой детей.
  • Побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Все перечисленные задачи можно решить на физкультурных занятиях и самостоятельной двигательной деятельности с применением нетрадиционного оборудования. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, а также объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Предлагаем Вам нестандартное оборудование «Веселый парашют», которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и занятий в помещении и на свежем воздухе.

Игры с парашютом позволяют тихим и застенчивым детям быстрее адаптироваться в коллективе сверстников. Активным и гиперактивным- научиться соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом. Парашют способствует развитию мышц нижней части тела, игры с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук.

Большинство упражнений с парашютом включают применение мышц плеча и предплечья в движении вверх-вниз. Бег вокруг парашюта и проходы под ним также составляют значительную часть забав с этим снарядом. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений.

  1. Практическая часть

«Веселый парашют» – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов.

Для того, чтобы сшить парашют нужно 4 отреза яркой ткани. Подкладочная ткань вполне подходит. Подготовив 4 куска подкладочной ткани шириной 1,5 метра у нас получился диаметр парашюта 3 метра. Длина отреза рассчитывается по формуле: длина отреза= (2*3,14*1,5)/8. Получается 1,17. Мы подготовили по метру каждого цвета (желтый, красный, синий, зеленый). В готовом виде парашют представляет собой «плоский зонтик» с восемью секторами.

 Отрез складываем пополам поперек. Вот таким образом:

Сшиваем по схеме (получается труба). Затем по диагонали разрезаем и получаем два клина: один целый, один со швом посередине. Таким же образом кроятся все клинья. После этого начинаем собирать парашют. Для красоты сшивается целый клин и клин со швом.

По желанию из косой бейки или ленты можно пришить ручки на стыках клиньев и по середине клина (всего 16 штук):

Теперь можно наслаждаться игрой! Развернутый парашют сразу же собирает вокруг себя детей!

Данное изделие можно отнести к нестандартному физкультурному оборудованию, которое в свою очередь должно быть:

  • Безопасным;
  • Максимально эффективным; 
  • Удобным к применению; 
  • Компактным; 
  • Универсальным; 
  • Технологичным и простым в изготовлении; 
  • Эстетическим.

И может применяться в следующих видах деятельности детей:

  • двигательная;
  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • музыкально-художественная.

Упражнения с парашютом можно использовать в следующих формах работы с детьми:

  • физические упражнения, физминутки и динамические паузы, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная), ритмика, ритмопластика, подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования, игры-имитации, хороводные игры, народные подвижные игры, спортивные упражнения, разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке;
  • Сюжетно-ролевые игры: бытовые, производственные, общественные, театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации, игры-экспериментирования с разными материалами: светом, звуками, магнитами, бумагой и др., дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные), подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.), досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные, проектная деятельность, н-р, «Школа волшебников» (сочинение сценария и игра- инсценировка придуманной сказки).
  • свободное общение на разные темы, художественно-речевая деятельность: сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц, дразнилок, специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью», «У меня зазвонил телефон», «Телеканал детского сада представляет» и др., коммуникативные игры (на знакомство детей  друг с другом, создание положительных эмоций,  развитие эмпатии, навыков взаимодействия и др.), придумывание этюдов для театрализации(невербальные средства выразительности), театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений, подвижные (в том числе народные) игры с диалогом;
  • Опыты, исследования, игры-экспериментирования  с разными материалами, рассматривание, обследование, наблюдение, проблемных ситуаций, просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, сюжетно-ролевые, режиссерские игры-путешествия, н-р, «Путешествие в Африку», «Путешествие на батискафе», «Космическое путешествие» и др.
  • Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирование со звуками, двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски, попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен, драматизация песен, музыкально-театрализованные игры.
  1. Дидактическая часть.

 Для игры с парашютом нужно хотя бы 8 человек, а лучше – 10-15, тогда всем хватит ручек, и все смогут насладиться игрой.   Парашют никого не оставляет равнодушным, да и родители не могут сдержать улыбки, глядя на счастливые лица детей.  Как играть с парашютом?

Ветер

Дети и воспитатель берутся за парашют, и плавно его поднимают и опускают, и наслаждаются ветром, который вылетает из-под парашюта. При этом для синхронизации движений хорошо приговаривать:

-Высоко-высоко подняли,

А теперь низко-низко опустили!

А теперь снова высоко-высоко подняли,

И снова низко-низко опустили!

Можно рассказывать стишок про ветер.

Море и ветер

Эта игра подходит для любого возраста, она помогает как активизировать группу, так и успокоить. 
Начинаем с мелких волн, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм, потом постепенно уменьшаем волны, приговаривая, что ветер стал слабее, волны утихают, и на море штиль.

Домик-теремок

Дети берутся за ручки парашюта, и плавно опускают его, потом поднимают высоко, и дают парашюту наполниться воздухом. В этот момент дети забегают в домик, и там сидят. 
Эта игра подходит для самых маленьких, с полутора-двух лет.
Можно приглашать в домик не всех детей, а по одному, получится отличная игра на знакомство.

-Открываем теремок,

Ваня, Ваня, заходи!

И в окошки погляди.

А теперь вылезай,

И Андрюшу приглашай!

Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.

Дует-дует ветерок, заходите под грибок!

Карусели

С парашютом можно играть во многие хороводные игры с движением по кругу, с замедлением и ускорением.
Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом-бегом-бегом!

Погодите, не спешите,

Карусель остановите!

Воробушки,домой!

Воспитатели поднимают и опускают парашют, а под ним прыгают на двух ногах дети-воробушки, которые машут крылышками. Когда звучит команда «вылетай поскорей», все дети выбегают из-под парашюта, а потом по команде «воробушки, домой» все летят обратно, стараясь при этом никого не сбить и не уронить на бегу.

Среди белых голубей

Скачет серый воробей.

Среди белых голубей

Скачет серый воробей.

Воробушек-пташка

Серая рубашка,

Вылетай поскорей!

Выбегай, не робей!

Полетали, покружились,

И обратно воротились


Воробушки, домой!

Красный вход, синий выход

Парашют отлично подходит для активных подвижных игр с простыми правилами. Например, можно объявить, что дети могут заходить только через красный сектор, и выходить напротив, через синий, а обратно бежать снаружи от парашюта, чтобы не было столкновений внутри. Воспитатели поднимают и опускают парашют, а дети вбегают со стороны красного входа, и выбегают там, где синий выход, если их не коснулся парашют. Если же парашют уже опустился, то дети останавливаются и ждут нового дня.

Сугроб

В этой игре все дети должны при слове «сугроб» спрятаться внутри под парашютом. Воспитатели и дети поднимают и опускают парашют, немного раскачивая его, а другие дети бегают вокруг, или забегают внутрь, потом снова выбегают. На слове «сугроб» парашют опускают.

Дует-дует ветер в лоб.

И надул большой сугроб.

Яблочко по блюдечку

Для этой игры нужен парашют и большой лёгкий мяч.
Команда объединяется, натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Эта игра рассчитана на старших дошкольников, она требует большой командной работы и активного взаимодействия.

Веселые мячики

Для этой игры нужно много небольших поролоновых мячиков, которые могут прыгать на парашюте. Все играющие держат парашют за край, растягивают его, а потом создают волны, чтобы мячики скакали над парашютом. При этом мы стараемся не ронять мячики с парашюта, и просим детей приносить разбегающиеся мячики и кидать их снова на парашют. Эта игра вызывает огромный восторг даже у полуторагодовалых малышей. Важно при игре с малышами держать парашют достаточно низко, чтобы дети видели прыгающие мячики.

Кошки-мышки

Для этой игры нужен мягкий ковёр, по которому можно ползать, и большой парашют. Все, кроме двух ведущих, держат парашют за края. Оба ведущих снимают обувь, и оба договариваются, что будут не ходить, а только ползать на коленках. Игрок «кошка» ползает сверху по парашюту, а игрок «мышка» ползает под парашютом по кругу ближе к краю. В это время все остальные игроки, сидящие вокруг парашюта, создают волны, и таким образом мешают «кошке» увидеть, как двигается под парашютом «мышка». Задача «кошки» — заметить и поймать сквозь ткань уползающую «мышку». Выходить за край парашюта нельзя.

Пустое место

Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а воспитатель идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.

Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился воспитатель, спрашивает: “Кто пришел?”. Воспитатель называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной, побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой, прибежит быстрей домой?

Воспитатель и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у парашюта.

Зайцы и медведь

Из парашюта надо сделать “берлогу”, набросив его на стулья или другие предметы высотой 1метр. Ребенок “медведь” сидит и дремлет в своей “берлоге” (под парашютом). Дети – зайцы прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

“Медведь”, вылезая из “берлоги”, отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаю всех гонять!

На последнем слове “медведь” ловит “зайцев” и отводит их в “берлогу”.



Затейники

Дошкольники вместе с воспитателем расстилают парашют на полу, растягивают его и каждый ребенок держится руками за край парашюта напротив цветной геометрической фигуры. Воспитатель называет две геометрические фигуры и их цвет. Ребята, стоящие около данных фигур, должны поменяться местами, пробежав под парашютом. Парашют поднимать и опускать медленно на счет “раз, два, три”.

Клоун

Дети одновременно поднимают руки вверх, один, по указанию педагога, встает в центре парашюта, чтобы голова прошла в отверстие в центре парашюта. Он клоун.

Приветствие

Дети садятся на ковер, вытянув ноги вперед под парашют, и держат парашют. Поднимая парашют как можно выше, говорим друг другу «привет», «доброе утро».

Дракон кусает свой хвост

Парашют свернут в жгут. Дети встают друг за другом.

Первый ребенок – голова, последний – хвост. Дети держатся за парашют – жгут правой рукой, первый ребенок пытается дотронуться до последнего, а последний старается увернуться.

  1. Заключительная часть.

Использование данного нестандартного игрового оборудования "Парашют дружбы" для детей дошкольного возраста создает предпосылки для формирования здоровья и развития качеств выносливости, быстроты и мышечной силы в результате его воспитательного воздействия, а также улучшает деятельность основных физиологических систем организма.

Из этого можно сделать вывод, что использование нестандартного игрового оборудования повышает интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличивает физическую активность детей, стимулирует самостоятельную двигательную активность детей, повышает эмоциональный настрой детей, развивает творческие способности, способствует развитию познавательного интереса и снимает эмоциональное напряжение.


  1. Список использованной литературы:
  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2007.- 350 с.
  2. Научно-практический журнал. Инструктор по физической культуре, 2010. - 26 с.
  3. Русских Е.С. Игровой парашют: методическая разработка. – Омутнинск, 2011. – 5 с.
  4. Терехина О.Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с.
  5. Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом, 2012. - 22 с.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. -360 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мосты Дружбы"

Активизирова патриотическое воспитание подрастающего поколения...

Методическая разработка "Хоровод дружбы"

Материал посвящен Году национальностей в г.Муравленко...

Методическая разработка НОД "Дружба"

Данная методическая разработка предназначена в помощь воспитателю. Поможет дать представление детям о дружбе, о ценности этого вида взаимоотношений, внесет вклад в нравственное воспитание и речевое ра...

Методическая разработка «Цветок дружбы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского районаСанкт-П...

Методическая разработка. "Город Дружбы" - игротерапевтическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной методической разработки: развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика агрессивного поведения. Задачи: формирование адекватного поведения у дет...

методическая разработка "Секреты дружбы"

Для дошкольника общение со взрослыми и сверстниками является важным средством освоения окружающей действительности. У него складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продукт...

Методическая разработка «Остров дружбы», как средство социализации и индивидуализации дошкольников.

Данная разработка нацелена на формирование у воспитанников дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим....