ПРОГРАММА "ВЕСЕЛЫЙ БАСКЕТБОЛ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Программа предусматривает обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивной игры баскетбол. В неё включены игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию ловкости, координации движений, согласованности действий, развитию быстроты, прыгучести, силы. Упражнения в бросании мяча формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В баскетболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств ребенка. Командные игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавая его партнеру, который имеет более благоприятные условия для игры. Необходимость принимать быстрые, но разумные решения, способствуют развитию самостоятельности, уверенности в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_basketbol_6-7_let_2-go_god_obucheniya.doc | 418.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МО «КОТЛАС»
ПРОТОКОЛ № 1 заседания Методического совета МУ ДО «Центр дополнительного образования МО «Котлас» от «____» _______ 20___г | УТВЕРЖДЕНО Приказ от «___»_________20___ г ___/___ |
Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Веселый баскетбол»
2 –ой год обучения
Для обучающихся 6-7 лет
срок реализации 1 год
Составила: Дуркина Оксана Владимировна,
педагог дополнительного образования
Реализует: Дуркина Оксана Владимировна
г. Котлас
2021 год
АННОТАЦИЯДополнительная образовательная общеразвивающая программа «Веселый баскетбол» 2 –ой год обучения.
Направленность: физкультурно-спортивная.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обучение детей 6-7 лет игре в баскетбол.
Программа предусматривает обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивной игры баскетбол. В неё включены игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию ловкости, координации движений, согласованности действий, развитию быстроты, прыгучести, силы. Упражнения в бросании мяча формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В баскетболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств ребенка. Командные игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавая его партнеру, который имеет более благоприятные условия для игры. Необходимость принимать быстрые, но разумные решения, способствуют развитию самостоятельности, уверенности в своих силах.
Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.
Программа рассчитана на два года обучения, и предназначена для детей: 6-7 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Повышение эффективности физического воспитания дошкольников чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, выносливость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.
Данная программа физкультурно-спортивной направленности предусматривает обучение детей старшего дошкольного возраста элементам спортивной игры баскетбол. Ведь динамичность, эмоциональность, разнообразие действий и игровых ситуаций, в баскетболе привлекает внимание детей и вызывает желание научиться играть в эту игру.
Следовательно, возникла необходимость разработать программу обучения элементам игры в баскетбол: определить содержание работы, с учетом возрастных особенностей детей, их физического развития и подготовленности.
В основу программы вошли:
- технология «Обучение детей дошкольного возраста игре в баскетбол» Адашкявичене Э.Й.
- современные здоровьесберегающие технологии (Кузнецова В.М., Козырева О.В., Александрова Е.Ю.)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Веселый баскетбол» разрабатывается на основе следующих нормативных-правовых документов:
1. Федеральная целевая программа «Развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года;
3. Конвенция о правах ребенка;
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
8. Устав учреждения.
Данная программа направлена на приобщение детей 6-7 лет к физической культуре посредством обучения игре баскетбол. В неё включены игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию ловкости, координации движений, согласованности действий, развитию быстроты, прыгучести, силы. Упражнения в бросании мяча формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. Упражнения с мячом развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук. Такие упражнения увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. Играя в баскетбол, дети совершенствуют такие важные виды основных движений, как бег и прыжки.
В баскетболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств ребенка. Командные игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходиться отказываться от мяча, передавая его партнеру, который имеет более благоприятные условия для игры. Необходимость принимать быстрые, но разумные решения, способствуют развитию самостоятельности, уверенности в своих силах.
Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.
Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п. Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений и игр, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышает эффективность и точность выполнения упражнений с мячом. Также программа предусматривает как индивидуальное умение владения мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками.
Актуальность заключается в том, что программа направлена не только на получение детьми знаний, умений и навыков игры «Баскетбол», а также обеспечивает укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах двигательной активности. Занятия в спортивных секциях, являются одним из основных способов привлечения детей к систематическим занятиям физической культурой, спортом и здоровому образу жизни.
Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость упражнений и игр позволяет закреплять умения и навыки.
Принимая во внимание необходимость индивидуальной и коллективной работы с детьми, распределение программного материала можно считать примерным.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Расширение знаний детей 6-7 лет о спортивной игре баскетбол и совершенствование техники владения мячом.
ЗАДАЧИ
- Дать детям представление о сущности игры баскетбол, ее особенностях (Приложение 1)
- Формировать устойчивую привычку к систематическим занятиям-тренировкам.
- Развивать умение ориентироваться на площадке.
- Совершенствовать двигательные навыки.
- Обеспечивать развитие физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость).
- Продолжать формировать умение выбирать более целесообразные способы действий с мячом в зависимости от игровой ситуации.
- Обучать правилам, необходимым для игры в баскетбол (Приложение 2)
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Отличительные особенности программы от других
В содержание включены интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты, которые доставляют детям удовольствие. Отличительная черта дополнительной образовательной деятельности – эмоциональность. Используются подводящие упражнения, которые помогают быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. При обучении важно научить детей выполнять различные игровые действия с мячом: передача, ведение, броски в корзину. Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке, умением сохранять основную стойку баскетболиста. Упражнения в перемещении по площадке совмещаются с действиями с мячом. Далее дети овладевают правильной техникой передачи мяча и ловли мяча разными способами на месте и в движении. Последующая работа направлена на обучение правильной техники ведения мяча на месте и в движении разными способами, затем броскам мяча в корзину. Вырабатывается непринужденность и ритмичность действий. После того, как дети овладеют умениями сочетать разнообразные действия и научатся применять их в упражнениях и играх с установленными взаимоотношениями игроков, продолжается обучение игре по упрощенным правилам, сначала с одной командой, затем с двумя командами.
У программы «Веселый баскетбол» уровень сложности базовый
ОСНОВНЫЕ ПРИИНЦИПЫ
- Принцип дифференцированного подхода
Реализуется в зависимости от подготовленности, роста, физического развития детей путем использования на разных этапах обучения баскетбольных мячей маленького диаметра, разного расстоянии в парах (от 1м до 2,5м), уменьшение и увеличение таймов (от 5 до 10 мин).
- Принцип оздоровительной направленности
Игра в баскетбол всесторонне воздействует на мышечную, дыхательную и сердечно - сосудистую системы, повышая функциональные возможности организма.
- Принцип гармоничного развития личности
Реализуется через развитие психофизических способностей, двигательных умений и навыков детей, воспитание физических качеств через овладение разнообразными движениями.
- Принцип доступности
Важно выделить те действия с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом, доступные детям старшего возраста, которые дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.
Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье.
Работа по обучению подвижным играм с элементами спорта начинается с оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности, т.е. с выявления уровня развития двигательных навыков на начальном этапе и заканчивается оценкой достигнутых результатов и определения уровня развития физических качеств.
Адресат программы: обучающиеся: 6-7 лет
Возраст детей | Количество детей в группе | Время | Количество учебных часов |
6 – 7 лет | до 14 детей | 40 минут | 36 часов |
Возрастные особенности старших дошкольников.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов – высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.
Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.
У детей 6-7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным скоростно–силовым динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели, подчиняясь правилам игры. Со сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
Учебные группы формируются дистанционно при регистрации обучающегося на сайте «Навигатор дополнительного образования Архангельской области» https://dop29.ru/.
Дети, освоившие программу 1 года обучения, могут продолжить обучение на базовом уровне 2 года обучения без входного контроля. Вновь
прибывшие дети зачисляются на программу базового уровня (2 год обучения) при условии
успешного прохождения входного контроля.
- Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов.
- Форма и режим занятий:
Форма обучения – очная. Специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Занятия проводятся в виде игровых упражнений, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с мячом.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Место проведения – спортивный зал. МДОУ «Детский сад № 3 «Незабудка»
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Занятие-тренировка (Приложение 3)
2. Эстафета (Приложение 4)
3. Подвижная игра (Приложение 5)
4. Открытые занятия для родителей.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
- 1 часть Разминка
Разминка проводится с целью подготовки организма к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточении их внимания на изучаемом материале. Упражнения разминки варьируется в зависимости от содержания основной части занятия: различные виды ходьбы, бега и прыжков, упражнения по обучению техники передвижения по площадке, знакомые упражнения с мячом, не требующие много времени на объяснения.
- 2 часть Основная
В этой части занятия намечаются задачи по обучению общеразвивающим и основным видам движения с мячом. Сначала предусматривается ознакомление с новым материалом, а затем – повторение и закрепление ранее изученного материала, совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Содержание основной части может быть разнообразным: игровые упражнения, эстафеты, игры по обучению действий с мячом (передача, ведение, ловля, броски в баскетбольное кольцо).
- 3 часть Заключительная
В этой части занятия мы предлагаем упражнения, которые способствуют расслаблению разных мышечных групп: малоподвижные игры, ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, игры на внимание, релаксации.
Ожидаемый результат:
1.Развитый интерес к спортивным играм.
2.Умения совершенно владеть мячом.
3.Умение играть в команде.
4.Желание продолжить занятия спортивными играми.
5. Знают правила игры «Баскетбол».
6. Развиты физические качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость и др.).
7. Знает правила игры в баскетбол.
8.Владеет техникой ведения мяча, передачи, ловли и забрасывания в корзину.
9. Ориентируется при передвижении по площадке, в сочетании с ходьбой, бегом, прыжками, остановками и поворотами в различных направлениях.
10. Проявляет выдержку, дружеское отношение к соперникам.
К концу года обучения у детей должны быть сформированы следующие умения:
- передавать мяч двумя руками от груди товарищу и ловить; - передать мяч двумя руками от груди при движениях парами; - передавать мяч в шеренге, по кругу, в тройках, пятерках; - уметь вести мяч на месте, вокруг себя, продвигаясь шагом; - уметь вести мяч с изменением направления передвижения, скорости перемещения, высоты отскока мяча; - уметь вести мяч правой и левой рукой; -бросать мяч в корзину мяч двумя руками от груди после ведения двумя руками от груди после ведения; - бросать мяч в корзину одной рукой от плеча после ловли его; - соблюдать правила. - овладевают движениями: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения;
- свободно держат, передают и бросают мяч, следят за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его;
- во время игры дети умеют определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, умеют ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры.
Формы контроля и подведение итогов реализации программы:
Работа по обучению основам спортивной игры баскетбол начинается с оценки реального уровня готовности детей к овладению данным видом двигательной деятельности, т. е. с выявления уровня развития двигательных навыков на начальном этапе и заканчивается оценкой достигнутых результатов и определения уровня развития физических качеств.
Сроки проведения мониторинга: сентябрь, май.
Первичная диагностика – проводится в первые дни обучения с целью выявления исходного уровня подготовки детей.
В ходе упражнений с мячом – выявляются знания, умения и навыки детей.
Итоговая диагностика – проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний.
Формы итоговых занятий: эстафеты, командная игра.
Диагностический инструментарий (Приложение 6)
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы - фотовыставки, открытое занятие для родителей, участие в спортивных соревнованиях и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов | Количество часов 1 год обучения | Всего |
1 | Контрольное занятие | 1 | |
2 | Оранжевый мяч | 3 | |
3 | Играй, играй, мяч не теряй | 4 | |
4 | Летучий мяч | 4 | |
5 | Ловкий мяч | 4 | |
6 | Огненный шар | 4 | |
7 | Попади в цель | 4 | |
8 | Поймай-бросай | 4 | |
9 | Мяч ловцу | 4 | |
10 | Играй в баскетбол | 2 | |
11 | Контрольное занятие | 1 | |
12 | Спортивный праздник | 1 | |
Итого: | 36 | 36 |
Программа реализуется в модульной форме и состоит из 2 модулей:
1 модуль – 01 сентября – 31 декабря (16 занятий)
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ «Игры с мячом»
- техника безопасности, правила игры, история баскетбола
- ведение мяча на месте, продвигаясь шагом, бегом, с последующей передачей мяча
- бросание мяча одной рукой вниз перед собой, и ловля его двумя руками, бросание мяча вверх с хлопком в ладоши, и ловля его, отбивание мяча на месте правой (левой) рукой
- ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой, ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь шагом по кругу и бегом, передача мяча разными способами, ведение мяча с изменением направления
- бросание мяча через сетку одной рукой от плеча, передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами, ведение мяча в беге, удары мячом об пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший от площадки мяч, подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того как он отскочит от пола.
2 модуль – 01 января – 31 мая (20 занятий)
ВТОРОЙ МОДУЛЬ «Юные баскетболисты»
- бросание мяча обеими руками из-за головы вдаль, и ловля его, перебрасывание мяча в разных направлениях в кругу, ведение мяча правой и левой рукой с последующим броском в корзину, подбрасывание мяча и ловля его одной, удары мячом о землю и ловля его одной рукой
- эстафета с ведением мяча, ведение мяча правой и левой рукой с передачей мяча партнёру после зрительного сигнала, перебрасывание мячей друг другу на расстоянии до 3 – 4 м.
- ведение мяча, остановка шагом и передача мяча, эстафета с ведением мяча и броском в корзину, бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его
- ведение мяча правой и левой рукой с передачей мяча партнёру после зрительного сигнала, игра в баскетбол, индивидуальная работа
- бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки), игра в баскетбол, свободная игра с мячом, индивидуальная работа
- выявить итоговые умения детей, действовать с мячом
- открытое занятие для родителей, спортивный праздник
Учебно – тематический план
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ «Игры с мячом» | ||||||||
№ п/п | Название разделов | Количество часов | Формы контроля | |||||
всего | теория | практика | ||||||
1 | Контрольное занятие | 1 | 0,25 | 0,75 | Начальный контроль | |||
2 | Оранжевый мяч | 3 | 3 | |||||
3 | Играй, играй, мяч не теряй | 4 | 4 | |||||
4 | Летучий мяч | 4 | 4 | фотовыставка | ||||
5 | Ловкий мяч | 4 | 4 | Текущий контроль | ||||
ИТОГО | 16 | 16 | ||||||
ВТОРОЙ МОДУЛЬ «Юные баскетболисты» | ||||||||
№ п/п | Название разделов | Количество часов | Формы контроля | |||||
всего | теория | практика | ||||||
1 | Огненный шар | 4 | 4 | Промежуточный контроль | ||||
2 | Попади в цель | 4 | 4 | |||||
3 | Поймай-бросай | 4 | 4 | |||||
4 | Мяч ловцу | 4 | 4 | Текущий контроль | ||||
5 | Играй в баскетбол | 2 | 2 | |||||
6 | Контрольное занятие | 1 | 1 | Итоговый контроль | ||||
7 | Спортивный праздник | 1 | 1 | Открытое занятие для родителей | ||||
ИТОГО | 20 | 20 | ||||||
ИТОГО за 1и 2 модуль | 36 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить определенной технике ведения, передачи, ловли и бросков мяча. Усложнение достигается постепенным систематическим включением в занятия определённых упражнений и игр:
- В упражнениях – сначала на месте, затем в движении; с дополнительными заданиями; при противодействии другого игрока; в сочетании разных действий с мячом и без мяча;
- В играх – усложняя действия с мячом и взаимодействия игроков между собой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 модуль «Игры с мячом»
Раздел 1. Контрольное занятие – 1 ч.
Теория: Беседа о баскетболе, технике безопасности, правилах игр с мячом, стойка баскетболиста, передвижения по площадке, история
Практика: Выявить умения детей действовать с мячом (упражнения с мячом по плану)
Раздел 2. Оранжевый мяч – 3 ч.
Практика: Ведение мяча на месте, не глядя на него; ведение мяча на месте с последующей передачей мяча (произвольным способом) партнёру по паре; ведение мяча, продвигаясь шагом; ведение мяча продвигаясь бегом; ведение мяча на месте, меняя высоту его отскока. Подвижная игра «Поймай мяч», «Играй, играй, мяч не теряй», «Скажи, какой цвет», «Собачка», игра расслабление «Непослушные кольца», игра «Мотоциклисты», «Поймай мяч».
Раздел 3. Играй, играй, мяч не теряй – 4 ч.
Практика: Бросание мяча одной рукой вниз перед собой и ловля его двумя руками.
Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй», Малоподвижная игра «Сбей кеглю».
Бросание мяча вверх с хлопком в ладоши и ловля его. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой. Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй», малоподвижная игра «Будь внимателен». Свободная игра детей с мячом на площадке. Бросание мяча вниз и ловля его ладонями после отскока. Бросание мяча в стенку (или в щит) и ловля его после отскока. Подвижная игра «Сделай фигуру». Малоподвижная игра «Мяч в корзину».
Раздел 4. Летучий мяч – 4 ч.
Практика: «Играй, играй, мяч не теряй» (учить слушать сигнал); ведение мяча, продвигаясь бегом; ведение мяча попеременно правой и левой рукой.
Подвижная игра «Мяч ловцу» (соревнование на точность действий с мячом). Малоподвижная игра «Мяч водящему».
Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой. Ведение мяча правой и левой рукой, продвигаясь шагом по кругу и бегом. Передача мяча разными способами, используя отвлекающие действия. Игра «Займи свободный кружок». Малоподвижная игра – «Меткие броски».
Ведение мяча правой и левой рукой в движении. Ведение мяча с изменением направления
Игра «Мотоциклисты» (роль ведущего выполняет ребёнок). Игра – эстафета ведения мяча
«Чья команда быстрее выполнит задание». Малоподвижная игра на внимание и координацию «Не промахнись»
Ведение мяча с изменением направления. Игра на координацию «Скажи какой цвет».
Подвижная игра «Займи свободный кружок» (с двумя мячами). Малоподвижная игра - «Попади в цель»
Раздел 5. Ловкий мяч – 4 ч.
Практика: Бросание мяча через сетку одной рукой от плеча. Передача мяча друг другу с передвижением по площадке парами. Ведение мяча в беге. Подвижная игра «Ведение мяча парами». Малоподвижная игра «Непослушные кольца»
Удары мячом об пол с перенесением поднятой ноги через отскочивший от площадки мяч.
Подбрасывание мяча вверх с поворотом кругом и ловля его после того как он отскочит от пола.
Ведение и передача мяча в парах в движении. Подвижная игра «Мяч ловцу» (применять изученные действия с мячом). Малоподвижная игра - свободная игра с мячом (инд.раб.) Эстафета «Мяч капитану» (передавать двумя руками от груди – ловить мяч двумя руками)
Эстафета «Кто быстрее» (с ведением мяча)
Эстафета «Кто больше» (бег + броски в кольцо)
«Успей поймать» (передавать – ловить мяч в круге с водящим)
Ведение мяча правой и левой рукой, меняя направление и темп
Подвижная игра «Ловишка с мячом». Малоподвижная игра - «Меткие броски»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 модуль «Юные баскетболисты»
Раздел 1. Огненный шар – 4 ч.
Практика: Бросание мяча обеими руками из-за головы вдаль и ловля его. Перебрасывание мяча в разных направлениях в кругу. Ведение мяча правой и левой рукой с последующим броском в корзину. Подвижная игра «Борьба за мяч. Малоподвижная игра «Огненный шар» Подбрасывание мяча и ловля его одной. Удары мячом о землю и ловля его одной рукой. Бросание мяча вдаль одной рукой от плеча и ловля его. Эстафета с ведением мяча. Игра «Борьба за мяч». «10 передач» Передача мяча в парах в движении. Малоподвижная Игра «Обруч-помощник» Коз
Раздел 2. Попади в цель – 4 ч.
Практика: Эстафета с ведением мяча. Игра в баскетбол. Малоподвижная игра - «Попади в мяч» Игра «Увидел-бросай». Ведение мяча правой и левой рукой с передачей мяча партнёру после зрительного сигнала. Малоподвижная игра «Непослушные кольца» Коз.
«10 передач» Перебрасывание мячей друг другу на расстоянии до 3 – 4 м. Игра «Попади в мяч». Ведение мяча с изменением высоты отскока мяча. Игра «Бросай – беги». Малоподвижная игра «Перекати поле» Коз.
Раздел 3. «Поймай-бросай» - 4 ч.
Практика: Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча. Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Игра в баскетбол. Малоподвижная игра «Встреча».
Игра «Поймал-бросай». Бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после ловли его. Игра «Метко в корзину». Малоподвижная игра «Передай мяч соседу». Индивидуальная работа
Раздел 4. Мяч ловцу- 4 ч.
Практика: ОРУ комплекс № 3, Подвижная игра «Мяч ловцу», Разминка комплекс № 7
Игра в баскетбол. Малоподвижная игра «Подкрадись не слышно», «Съедобное-несъедобное»
Подвижная игра «За мячом», Малоподвижная игра «Кто ушёл» Подвижная игра «За мячом». Индивидуальная работа.
Раздел 5. Играй в баскетбол – 2ч.
Практика: Разминка № 8, Упражнения с мячом № 3, Игра «Замри - бросай». Игра «Мяч среднему». Бросок мяча в корзину после ведения (с фиксацией остановки). Игра в баскетбол. Свободная игра с мячом. Индивидуальная работа
Раздел 6. Контрольное занятие – 1 ч.
Практика: Выявить итоговые умения детей действовать с мячом. Игра «Поиграю с другом в мяч» (передача в парах, + с отскоком от пола, в движении), «Мой весёлый звонкий мяч» (ведение на месте, с поворотом вокруг себя, в движении), «Мяч бросаю метко в цель».
Раздел 7. Спортивный праздник – 1 ч.
Практика: Открытое занятие для родителей с целью показать, умения и навыки, полученные на занятиях. Игра баскетбол по облегчённым правилам.
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:
1 этап (сентябрь, октябрь, ноябрь) | 2 этап (декабрь, январь, февраль, март) | 3 этап ( апрель, май) |
Первоначальное обучение Обучение действиям с мячом и без него: Стойка баскетболиста, повороты, прыжки, Правильное положение мяча в руках без движения и при выполнении действий (правильно держать, ловить, передавать, вести и бросать мяч - четко, в быстром темпе). Отработка движений через игровые упражнения Передачи мяча 2 руками от груди и 1 рукой от плеча, Ловля 2 руками на уровни груди Ведение мяча по прямой, с изменением направления, Броски мяча в корзину 2 руками от груди и 1 рукой от плеча | Углублённое изучение Отработка движений через игровые упражнения правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, Применение освоенных умений, действий в соревнованиях, подвижных играх Подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка, действующего независимо от своих партнеров. | Закрепление и совершенствование движений Игра в баскетбол по упрощенным правилам |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Название раздела | Форма организации учебного занятия | Методы и средства | Материалы | Техническое оснащение | Вид и форма контроля |
1 модуль 1 | Контрольное занятие | Беседа, игры с мячом | Словесные (объяснение, задание, беседа), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей | Спортивный зал | Начальный контроль (первичная диагностика) |
2 | Оранжевый мяч | Занятие -тренировка, занятие -игра | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей, свисток, 4 кегли. 2 – 3 флажка разного цвета | Спортивный зал | |
3 | Играй, играй, мяч не теряй | Занятие - тренировка | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей, кегли по количеству детей, свисток, 3 напольные корзины | Спортивный зал | |
4 | Летучий мяч | Занятие -тренировка | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей Свисток, 2 – 3 флажка разного цвета, 20 кеглей | Спортивный зал | Фотовыставка (фотоотчет) |
5 | Ловкий мяч | Занятие -тренировка | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей Свисток, сетка Трое ворот | Спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение |
2 модуль 1 | Огненный шар | Занятие -тренировка, занятие- эстафета, занятие-игра | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей свисток, кегли 5-6, 2 корзины | Спортивный зал | Промежуточный контроль (диагностика) |
2 | Попади в цель | Занятие -тренировка, занятие-игра | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Мячи большие, Мячи маленькие (6 – 8см) Свисток Флажок | Спортивный зал | |
3 | Поймай-бросай | занятие- эстафета, занятие-игра, занятие-тренировка | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей, свисток | Спортивный зал | |
4 | Мяч ловцу | занятие-игра, занятие-тренировка | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей, свисток, табло с цифрами, | Спортивный зал | Текущий контроль (наблюдение) |
5 | Играй в баскетбол | занятие-игра, занятие-тренировка | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Мячи, свисток | Спортивный зал | |
6 | Контрольное занятие | эстафеты, командная игра. | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольные мячи по количеству детей | Спортивный зал | Итоговый контроль (диагностика) |
7 | Спортивный праздник | командная игра, открытое занятие | Словесные (объяснение, задание), наглядные (показ) практические (игра) | Баскетбольный мяч, свисток, часы, табло, грамоты | Спортивный зал Оборудование: два баскетбольных кольца | Открытое занятие для родителей |
КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количество учебных недель: 36
Количество учебных дней: 188
Продолжительность каникул: с 01 июня – 31 августа
Даты начала и окончания учебных периодов/модулей:
1 модуль с 01.09.2020 – 31.12.2020г.;
2 модуль с 01.01.2021г. – 31.05.2021г.
ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Упражнения и игры, выделенные жирным шрифтом – разучиваются вновь
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Подготовка педагогов.
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий специальными знаниями в области физического воспитания детей дошкольного возраста, знающий и хорошо разбирающийся в правилах игры в баскетболе.
Помещение и оборудование | Специальные инструменты и приспособления | Дополнительные материалы |
1. Спортивный зал, оснащён разметкой, двумя баскетбольными щитами с корзинами. 2. Малые баскетбольные мячи по количеству детей в группе, 3. Съёмные баскетбольные кольца для подгрупповых упражнений в количестве 2-х штук, 4. Напольные корзины для упражнений по обучению метанию баскетбольного мяча. 5.Кегли, обручи, мячи разного веса и диметра |
| 1. Игровые часы, табло счёта. 2. Схемы движений, упражнений, правил, подвижных игр. 3. Картинки «Баскетболист» (подачей мячей) 4. Волейбольная сетка |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
-Журналы: «Дополнительное образование и воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Инструктор по физической культуре», «Инструктор по физкультуре».
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
-Федеральный Закон РФ от 29.12. 2012г. №273 «Об образовании в РФ»;
-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);
-Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-Устав МУ ДО «Центр дополнительного образования МО «Котлас».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников.- М., Просвещение, 1983, 77с.
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.- М., Просвещение, 1992, С. 87-99
- Кенеман А.В., Кистяковская М.Ю. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе.- М., Просвещение, 1980, С. 119-140
- Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников, - М., Просвещение, 2007, С. 18-24
- Николаева Н.И. Школа мяча, - С.-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008, 86с.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет, - Москва Издательство ГНОМ и Д, 2003, С. 30 – 35
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3 – 5 лет, - Москва Издательство ГНОМ и Д, 2008, С. 29 – 34
Для детей и родителей:
- Консультация «Баскетбол в детском саду»
- Памятка «Спорт и дети. Развитие физических способностей ребенка»
- Дидактическая игра для детей «Игры с мячом»
СПИСОК ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКОВ
- www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола
- www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола
- www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола
- www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России
- www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги
Приложение 1
Организация игры в баскетбол
Цель игры.
Игра проводится между командами по пять игроков. Цель каждой команды в игре – забросить как можно большем мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.
Участники игры.
Каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и нескольких запасных. Один из игроков – капитан. Игроки одной команды должны иметь отличительные знаки, которые одевают на спину и грудь.
Судейство.
Воспитатель следит за выполнением игроками правил игры, делает замечания и дает сигналы при нарушении правил, засчитывает попадания мяча в корзину, разрешает споры.
Время игры.
Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв. Воспитатель контролирует время игры, не останавливая часов. Во время перерыва и в конце игры проводится малоподвижная игра с мячом (3 - 4 минуты). С целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.
Счет игры.
При попадании мяча в корзину команде начисляется два очка. Игра может закончиться победой одной команды или ничьей.
Правила проведения игры.
Воспитатель может менять игроков во время игры и во время перерыва. Мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Ударять по мячу кулаком или ногой запрещается. Случайное касание мячом ноги не является нарушением. Мяч считается вышедшим из игры, если он коснулся пола, игрока или предмета вне площадки. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который последним дотронулся до него. Если воспитатель сомневается, кто последний коснулся мяча, назначается спорный бросок. Игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более трех шагов, после чего он должен выполнить передачу, бросок или ведение. Игроку запрещается вести мяч двумя руками одновременно.
Нарушения.
Нарушением называется несоблюдение правил игры, перечисленных выше. Обычно после нарушения мяч забрасывается в игру игроком противоположной команды. Забрасывание мяча в игру всегда производится из-за боковой линии, против того места на площадке, где было совершено нарушение.
Начало игры и розыгрыш спорного броска.
Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге в начале каждого периода; при задержке мяча; когда два игрока из противоположных команд держат мяч в одно и тоже время; при выходе мяча из игры от одновременного касания игроками обеих команд или когда воспитатель сомневается от кого вышел мяч, когда мяч застревает в корзине, когда совершена обоюдная персональная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска воспитатель подбрасывает мяч вверх между игроками, и, после того как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его.
Правила поведения.
Во время игры дети должны всегда проявлять корректность. Игроки, которые ведут себя недисциплинированно или грубо, должны быть временно удалены с площадки.
Запрещается: тянуть за одежду, за руки, толкаться, подставлять ножку и т.д.
Приложение 2
Правила для юных баскетболистов
Сохраняй стойку баскетболиста
1. Ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага.
2. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги.
3. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Делай остановку двумя шагами.
1. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой, делается удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг.
2. После остановки мяч передаётся партнёру по игре или забрасывается в корзину
Правильно держи мяч:
1. Мяч держать на уровне груди.
2. Руки согнуты, пальцы широко расставлены.
3. Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.
Соблюдай правила ловли мяча:
1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
2. Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.
Придерживайся правил передачи мяча:
1. Локти опустить вниз.
2. Бросать мяч на уровне груди партнера.
3. Сопровождать мяч взглядом и руками.
Выполняй правила ведения мяча:
1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
2. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.
3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.
Правильно выполняй бросок мяча в корзину:
1. Бросая мяч, не опускать голову, сопровождать его руками.
2. Смотреть в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной.
3. Если находишься не прямо перед корзиной, бросай с отскоком от щита — прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.
Соблюдай технику передвижения:
1. Выполняй остановки и повороты быстро.
2. Удерживай ноги на ширине плеч.
3. Сохраняй низкую стойку и равновесие.
4. Укрывай мяч от защитника телом.
Правильно делай повороты на месте
1. Повороты могут выполняться как с мячом, так и без мяча.
2. Поворот в нужном направлении выполнять, переступая одной ногой вокруг другой, которую по правилам баскетбола нельзя отрывать от пола во избежание пробежки.
Приложение 3
Конспект занятия-тренировки
Программное содержание: Формировать ловкость действий с мячом. Совершенствовать ведение мяча в беге. Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия и глазомера.
Пособия. Мячи по количеству детей, свисток, 1 корзина.
Содержание и методика проведения
Первая часть. 1) Разминка в движении
Комплекс № 8
1. Руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев.
2. То же с вращением кистей в одну и в другую стороны.
3. То же, но руки в стороны, скрестно.
4. Ритмический бег с хлопками
5. В беге пальцы в «замке» перед грудью. Покачивание кистями влево-вправо, вращение в одну и в другую стороны.
6. В беге пальцы в замке. При выпрямлении рук вперед — ладони наружу. при сгибании - ладони к груди.
7. Бег, высоко поднимая бедро.
8. Бег, забрасывая голень назад.
9. Бег, поднимая прямые ноги вперед.
10. Бег приставными шагами правым и левым боком в направлении передвижения.
11. Бег, перекрещивая ноги.
12. Бег спиной вперед.
13. Бег с поворотами по сигналу на 360°.
14. Прыжки на левой, правой ноге.
15. Прыжки в приседе под счет учителя: «Влево, вправо, два вперед».
16. Ходьба на четвереньках («медвежонок»).
17. Из приседа поставить прямые руки вперед на пол и практически одновременно толчком обеими приблизить к ним ноги («лягушка»). Упражнение циклически повторяется 10-12 раз.
18. Упор лежа сзади. Передвижение ногами вперед («паучок»).
Вторая часть.
ОРУ с мячом Комплекс № 3.
1. держа мяч двумя руками снизу, подбросить его, поймать и продолжить упражнение;
2. ударить мячом об пол и после отскока поймать его двумя руками;
4. подбросить мяч и после отскока от пола поймать его двумя руками;
5. подбросить мяч двумя руками снизу, хлопнуть в ладоши и поймать мяч;
6. Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя.
7. Бросание мяча одной рукой вниз перед собой и ловля его двумя руками.
2) Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой (1 мин).
3) Ведение мяча но кругу друг за другом правой и левой рукой (1 мин).
М/у: Идти свободным шагом, мяч вести впереди сбоку, чтобы он не мешал продвигаться вперед. Затем задание можно выполнять бегом.
4)Ведение мяча правой и левой рукой, свободно продвигаясь но площадке (1 мин).
5) Подвижная игра «Займи свободный кружок» (8—10 мин). Напомнить детям, какими способами можно передавать мяч. Можно показать отвлекающие действия с мячом, поощрять детей в их применении.
Третья часть.
6) Малоподвижная игра «Мяч в кольцо»
Дети становятся в 2 колонны против корзин на расстоянии 1,5 – 2м. Они по очереди бросают мяч в корзину, ловят, передают его следующему, а сами становятся в конец колонны.
Метод./указание: требовать не опускать голову при броске, смотреть в передний край кольца.
Приложение 4
Конспект занятия-эстафеты
Тема: «Раз, два, три – в эстафетах победим»
Программное содержание: Формировать умение действовать с мячом. Учить быстро реагировать на сигнал. Воспитывать выдержку и внимание. Продолжать учить соблюдать правила эстафеты. Воспитывать ответственность за свои действия.
Пособия. Мячи баскетбольные по количеству детей, свисток, флажки красного и жёлтого цвета
Содержание и методика проведения
Первая часть. 1) Разминка в движении по залу. Комплекс № 8
1. Руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев.
2. То же с вращением кистей в одну и в другую стороны.
3. То же, но руки в стороны, скрестно.
4. Ритмический бег с хлопками (счет учителя: «Шаг, шаг, два хлопка!»).
5. В беге пальцы в «замке» перед грудью. Покачивание кистями влево-вправо и вращение кистей в одну и в другую стороны.
6. В беге пальцы в замке. При выпрямлении рук вперед — ладони наружу. При сгибании рук — ладони к груди.
7. Бег, высоко поднимая бедро.
8. Бег, забрасывая голень назад.
9. Бег приставными шагами правым и левым боком в направлении передвижения.
10. Бег, перекрещивая ноги.
11. . Бег спиной вперед
12. Бег с поворотами по сигналу на 360°.
13. Прыжки на левой, правой ноге.
14. Прыжки в приседе под счет учителя: «Влево, вправо, два вперед».
15. Ходьба на четвереньках («медвежонок»).
16. Из приседа поставить прямые руки вперед на пол и практически одновременно толчком обеими приблизить к ним ноги («лягушка»). Упражнение циклически повторяется 10-12 раз.
17. Упор лежа сзади. Передвижение ногами вперед («паучок»).
2) Разделение на команды (жеребьёвка: красные и жёлтые кружочки в мешочке, большего размера – капитаны команд)
Построение в 2 команды
Вторая часть.
2) ОРУ с мячами в командах
Комплекс № 3 в форме соревнований (кто меньше раз потеряет мяч, той команде призовое очко).
Все задания выполняются по 10 раз под счёт педагога.
1) Держа мяч двумя руками снизу, подбросить его чуть выше головы, поймать и продолжить упражнение;
2) То же, но мяч подбрасывается повыше;
3) Ударить мячом об пол и после отскока поймать его двумя руками;
4) Подбросить мяч и после отскока от пола поймать его двумя руками;
5) Подбросить мяч двумя руками снизу, хлопнуть в ладоши и поймать мяч;
6) Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя.
7) Бросание мяча одной рукой вниз перед собой и ловля его двумя руками.
8) Удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот (не ошибиться)
9) Бросить мяч вверх с хлопком в ладоши и поймать его двумя руками
10) Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой
3) Эстафета «Мяч капитану»
В каждой команде выбирается капитан, который становится перед командой на расстоянии 2м. Капитан бросает мяч первому члену, тот передаёт мяч обратно капитану, бежит и встаёт за капитаном. А капитан в это время бросает мяч следующему. И так далее. После того, как последний перебежит за капитана, капитан поднимает мяч вверх. Побеждает команда первой закончившая эстафету
4) Эстафета «Кто быстрее» Надо выполнить ведение мяча до флажка и обратно «Змейкой», обводя кегли, поставленные в рад с дистанцией 2м. Побеждает команда первой, не уронив кеглей, закончившая эстафету.
5) Эстафета «Кто больше»
Необходимо добежать до кольца, выполнить бросок в кольцо один раз, вернуться обратно. Побеждает команда, забросившая большее количество мячей в корзину.
6) Подведение итогов эстафет.
Третья часть. 7) Свободная игра с мячами
Приложение 5
Конспект занятия-игры
Тема: «Играй, играй, мяч не теряй»
Программное содержание: Учить детей коллективным действиям в игре. Формировать умения управлять мячом и играть с ним. Развивать быстроту реакции. Развивать навык ориентирования на площадке. Воспитывать уважение к товарищам по игре.
Пособия. Мячи баскетбольные по количеству детей, свисток, флажки красного и жёлтого цвета; кольца среднего размера по количеству детей; фишки.
Содержание и методика проведения
Первая часть.
А) Разминка № 8
1. Руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев.
2. То же с вращением кистей в одну и в другую стороны.
3. В беге пальцы в «замке» перед грудью. Покачивание кистями влево-вправо и вращение кистей в одну и в другую стороны.
4. Бег, высоко поднимая бедро.
5. Бег приставными шагами правым и левым боком в направлении передвижения.
6. Ходьба на четвереньках («медвежонок»).
7. Руки в стороны, руки скрестно с сжиманием и разжиманием пальцев.
8. Бег спиной вперед.
9. В беге пальцы в замке. При выпрямлении рук вперед — ладони наружу. При сгибании рук — ладони к груди.
10. Прыжки на левой, правой ноге.
11. Бег, забрасывая голень назад.
12. Из приседа поставить прямые руки вперед на пол и практически одновременно толчком обеими приблизить к ним ноги («лягушка»). Упражнение циклически повторяется 10-12 раз.
13. Ритмический бег с хлопками
14. Бег с поворотами по сигналу на 360°.
15. Бег, перекрещивая ноги.
Вторая часть.
Б) Игра «Лови-бросай, мяч не теряй» «Кто больше?» Упражнения с мячом № 3
1) держа мяч двумя руками снизу, подбросить его чуть выше головы, поймать и продолжить упражнение;
2) то же, но мяч подбрасывается повыше;
3) ударить мячом об пол и после отскока поймать его двумя руками;
4) подбросить мяч и после отскока от пола поймать его двумя руками;
6) Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя.
7) Бросание мяча одной рукой вниз перед собой и ловля его двумя руками.
8) Удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот
9) Бросание мяча вверх с хлопком в ладоши и ловля его 6—8 раз.
10) Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
В) Игра «Играй, играй, мяч не теряй»
Описание игры. Все дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору. После сигнала все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые не получили штрафных очков.
Методические указания. Перед игрой воспитатель напоминает движения с мячом, которые дети могут выполнять, например вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в стену, вверх, вниз и т. д.
Г) Подвижная игра «Скажи, какой цвет»
Описание игры. Все дети имеют мячи, кроме водящего, и свободно ведут их по площадке. Водящий передвигается с 2 – 3 флажками разных цветов. Ребёнок, около которого останавливается водящий и показывает флажок какого либо цвета, должен, ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок показывает водящий.
Д) Игра «Собачка»
Описание игры. В игре может участвовать трое или большее число детей. Они становятся по кругу, а водящий — в центре. Дети перебрасывают мяч через круг, а водящий старается его поймать, когда он пролетает над кругом. После того как водящий поймает мяч, он меняется местами с ребенком, который бросал мяч.
Третья часть.
Е) «Непослушные кольца»
Описание игры: Игроки свободно передвигаются по залу с волшебным кольцом на голове, руки на пояс. Каждый игрок старается подтолкнуть плечом любого игрока, чтобы кольцо упало на пол. Игрок, уронивший мяч, получает штрафное очко. А остальные участники продолжают игру и сталкиваются с игроками, удерживающими кольцо. Игрок с меньшим количеством штрафных баллов становиться победителем
Ж) Подведение итогов
Приложение 6
Способы проверки знаний, умений и навыков детей
(С.В. Стрекнёва)
I блок: упражнения с передачей мяча | |||||
Тест | Условия выполнения | Результат | |||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |||
1 | Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте | Расстояние 2, 5-3м | 8-10 раз | 3-7 раз | 0-2 раза |
2 | Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю | 3-4м | 8-10 раз | 3-7 раз | 0-2 раза |
3 | Передача мяча двумя руками в парах, передвигаясь вперёд боковым галопом | 10м (не уронить мяч) | 8-10м | 5-7м | 1-2м |
II блок: упражнения с ведением мяча | |||||
1 | Ведение мяча на месте двумя руками | 10с | Более 10 раз | 5-7 раз | 1-2 раза |
2 | Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя | Время не ограничено | Более 10 раз | 5-7 раз | 1-2 раза |
3 | Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд | Расстояние 10м (не потерять мяч) | 10м | 5м | 1-2м |
III блок: упражнения с бросками мяча в корзину | |||||
1 | Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди | 10 бросков, расстояние до корзины 2м | 8-10 раз | 3-7 раз | 0-2м |
2 | Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы | 5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м | 4-5раз | 2-3 раза | 0-1раз |
3 | Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксации остановки | 3 броска, ведение – 5м | 3 раза | 1-2 раза | 0 |
Сумма балов за тесты | 27 | 18 | 9 |
Высокий уровень – от 19 до 27 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.
Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.
Приложение 7
Комплексы упражнений для разминки.
По мере усвоения упражнений к ним добавляют на следующих занятиях новые, и в итоге осваивается весь комплекс при чередовании бега с ходьбой.
Комплекс № 1
1. Руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев.
2. То же с вращением кистей в одну и в другую стороны.
3. В беге пальцы в «замке» перед грудью. Покачивание кистями влево-вправо и вращение кистей в одну и в другую стороны.
4. Бег, высоко поднимая бедро.
5. Бег приставными шагами правым и левым боком в направлении передвижения.
6. Ходьба на четвереньках («медвежонок»).
Комплекс № 2
7. Руки в стороны, руки скрестно с сжиманием и разжиманием пальцев.
8. Бег спиной вперед.
Комплекс № 3
9. В беге пальцы в замке. При выпрямлении рук вперед - ладони наружу. При сгибании рук - ладони к груди.
10. Прыжки на левой, правой ноге.
Комплекс № 4
11. Бег, забрасывая голень назад.
12. Из приседа поставить прямые руки вперед на пол и практически одновременно толчком обеими приблизить к ним ноги («лягушка»). Упражнение циклически повторяется 10-12 раз.
Комплекс № 5
13. Ритмический бег с хлопками
Комплекс № 6
14. Бег с поворотами по сигналу на 360°.
Комплекс № 7
15. Бег, перекрещивая ноги.
Комплекс № 8
1. Руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев.
2. То же с вращением кистей в одну и в другую стороны.
3. То же, но руки в стороны, скрестно.
4. Ритмический бег с хлопками (счет учителя: «Шаг, шаг, два хлопка!»).
5. В беге пальцы в «замке» перед грудью. Покачивание кистями влево-вправо и вращение кистей в одну и в другую стороны.
6. В беге пальцы в замке. При выпрямлении рук вперед - ладони наружу. При сгибании рук - ладони к груди.
7. Бег, высоко поднимая бедро.
8. Бег, забрасывая голень назад.
9. Бег, поднимая прямые ноги вперед.
10. Бег приставными шагами правым и левым боком в направлении передвижения.
11. Бег, перекрещивая ноги.
12. Бег спиной вперед.
13. Бег с поворотами по сигналу на 360°.
14. Прыжки на левой, правой ноге.
15. Прыжки в приседе под счет учителя: «Влево, вправо, два вперед».
16. Ходьба на четвереньках («медвежонок»).
17. Из приседа поставить прямые руки вперед на пол и практически одновременно толчком обеими приблизить к ним ноги («лягушка»). Упражнение циклически повторяется 10-12 раз.
18. Упор лежа сзади. Передвижение ногами вперед («паучок»).
Приложение 8
Комплексы ОРУ с мячами
(используются на каждом занятии по мере усвоения учебного материала):
Комплекс № 1.
1) Держа мяч двумя руками снизу, подбросить его чуть выше головы, поймать и продолжить упражнение;
2) То же, но мяч подбрасывается повыше;
3) Ударить мячом об пол и после отскока поймать его двумя руками;
4) Подбросить мяч и после отскока от пола поймать его двумя руками;
Комплекс № 2.
1) Держа мяч двумя руками снизу, подбросить его чуть выше головы, поймать и продолжить упражнение;
2) Ударить мячом об пол и после отскока поймать его двумя руками;
3) Подбросить мяч и после отскока от пола поймать его двумя руками;
4) Подбросить мяч двумя руками снизу вверх, хлопнуть в ладоши и поймать мяч;
5) Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя.
6) Бросание мяча одной рукой вниз перед собой и ловля его двумя руками.
Комплекс № 3.
1. Держа мяч двумя руками снизу, подбросить его, поймать и продолжить упражнение;
2. Ударить мячом об пол и после отскока поймать его двумя руками;
3. Подбросить мяч вверх и после отскока от пола поймать его двумя руками;
4. Подбросить мяч двумя руками снизу, хлопнуть в ладоши и поймать мяч;
5. Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя.
6. Бросание мяча одной рукой вниз перед собой и ловля его двумя руками.
7. Удар мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот
8. Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой.
Приложение 9
Подвижные игры с мячом
Поймай мяч
Задачи. Научить детей ловить мяч и коллективным действиям в игре.
Описание игры. Ведущий становится спиной к детям, на расстоянии 4-5 м, в руках у него мяч. На счет «три» ведущий кидает мяч за спину. Тот, кто поймал, считается победителем.
Варианты. Использовать большее количество мячей. Методические указания. По мере освоения детьми ловли мяча увеличивать количество мячей, доводя их количество до количества играющих детей.
Горячий мяч
Задачи. Научить детей принимать мяч у одного игрока и передавать его двумя руками другому. Научить соблюдать правила игры.
Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий дает мяч, и по сигналу дети передают его по часовой стрелке друг другу. Если ведущий говорит: «Стоп!», передача мяча прекращается, а ребенок, у которого он в руках, выходит из круга (выбывает из игры). Ведущий дает команду: «Начали», и игра возобновляется.
Варианты. Выбывшие игроки образуют свой круг и играют в нем, таким же образом образовывается следующий круг.
Методические указания. Побеждает игрок, оставшийся последним, когда мяч передавать уже некому.
Играй, играй, мяч не теряй
Задачи. Научить детей слушать сигнал, дать им почувствовать качества мяча: вес, упругость и др., научить формировать умения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, находить свободное место на площадке.
Описание игры. Все дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые не получили штрафных очков.
Варианты. После сигнала все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста.
Методические указания. Перед игрой воспитатель показывает движения с мячом, которые дети могут выполнять, например вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в стену, вверх, вниз и т. д.
Игры с передачей, ловлей мяча
10 передач
Задачи. Научить детей передавать, ловить мяч. Развить умения согласовывать действия с товарищами. Воспитать стремление помочь товарищу правильно выполнить движения.
Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 м один от другого. У каждой пары— мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее делавшая 10 передач без падения мяча па землю.
Варианты. 1. Пара, уронившая мяч, выходит из игры: выигрывают те дети, которые дольше удерживают мяч. 2. Выигрывают те пары, которые быстрее сделают 10 передач, не роняя мяч на землю.
Методические указания. Обращается внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру на уровне груди. В иллюстрациях к играм используются условные знаки, изображения.
Мяч водящему
Задачи. Научить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развить умения согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Описание игры. Дети делятся на несколько групп, которые образуют круг. В центре каждого круга — водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков кружка (один, два, три раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее число раз уронившая мяч.
Игры для обучения ведению мяча
Мотоциклисты
Задачи. Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучить детей видеть площадку.
Описание игры. На площадке чертится улица шириной 2-3 м, длиной 4-5 м. Все дети — мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Посередине улицы стоит регулировщик: он с зеленым и красным флажком регулирует движение по улице. Мотоциклист, доехавший до улицы, если регулировщик показывает красный флажок, останавливается, но мотор не включает — он ведет мяч на месте. Если регулировщик поднимает зеленый флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки — провести мяч бегом. Движение по улице происходит в одном направлении.
Методические указания. Через некоторое время воспитатель подает сигнал, и дети меняют руку.
Эстафета с ведением мяча
Задачи. Научить детей вести, передавать и ловить мяч. Воспитать ответственность перед командой.
Описание игры. Дети делятся на команды по 5-10 человек и располагаются крестом. Вокруг команды чертится круг. Воспитатель указывает направление передвижения. После сигнала воспитателя первые в командах ведут мячи вокруг круга и возвращаются на свои места, передают мячи следующему из команды, а сами становятся в конец колонны. Побеждает команда, первая закончившая ведение мяча.
Варианты. 1. Игроки рассчитываются по порядку. Воспитатель вызывает номера. 2. Включаются броски мяча в корзину. Сначала каждый ребенок бросает мяч в корзину, затем обводит круг и передает мяч следующему по команде.
Игры с бросками мяча в корзину
Пять бросков
Задачи. Научить детей бросать мяч в корзину. Развить меткость, точность движений. Воспитать честность и справедливость.
Описание. Дети располагаются на расстоянии 1,5- 2 м от корзины. По сигналу воспитателя все дети бросают мячи в корзину. Побеждает тот, кто быстрее попадет пять раз в корзину.
Метко в кольцо
Задачи. Научить сочетать ведение, остановку и броски мяча корзину. Воспитать ответственность и выдержку.
Описание игры. Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся в середине ее на указанное место. У первых в руках — мяч. По сигналу воспитателя первые ведут мячи к щиту, останавливаются и бросают мячи двумя руками от груди, ловят мяч и передают его следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.
Варианты. Попавший в корзину повторяет бросок.
Игры с ловлей, передачей и ведением мяча
Борьба за мяч
Задачи. Научить использовать изученные приемы, сочетать свои действия с действиями других игроков команды. Воспитать коллективизм.
Описание игры. Дети делятся на две команды и надевают отличительные знаки. Каждая команда выбирает капитана. Воспитатель в центре площадки подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его своим игрокам. Игроки команды, овладевшей мячом, передают мяч друг другу, а игроки противоположной команды стараются его перехватить. Команда, делавшая 5 передач, получает очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Методические указания. Запрещается бежать с мячом (можно его вести), толкать соперника.
Мяч капитану
Задачи. Научить применять в игре разнообразные движения с мячом, согласовывать свои действия с действиями партнера. Воспитать коллективизм.
Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в круг, нарисованный в конце чужой площадки. Дети бросают мяч своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.
Методические указания. Мяч можно вести, передавать товарищу по игре, нельзя бежать с ним.
Приложение 10
Конспект развлечения
БАСКЕТБОЛЬНОЕ ШОУ
Программное содержание: Способствовать педагогическому просвещению родителей в вопросах физического воспитания и формировать потребность в физической культуре у всей семьи.
Пособия: Мячи по количеству детей, свисток, музыка (фанфары, для эстафет), грамоты на каждого участника
Ход развлечения.
Ведущий. Сегодня мы пригласили вас, друзья, на «Баскетбольное шоу». В нашей программе вы увидите выступления баскетболистов-профессионалов нашего сада, конечно, это не профессионалы НБА, но, тем не менее, вы сможете увидеть виртуозное ведение мяча, точные броски, молниеносные передачи!
А вы, участники нашего шоу, будете состязаться в веселых баскетбольных эстафетах. А для начала - разомнемся!
Все участники свободно размещаются на спортивном поле, впереди стоит игрок, показывающий упражнения.
Ведущий.
1. Попробуйте передать мяч - из одной руки в другую - по дуге. Смотрите на игрока, выполняющего данное упражнение.
Звучит музыка. Все участники выполняют данное задание.
Ведущий. Ловите мяч одной рукой, не прижимайте его к себе, подбрасывайте выше мяч, постарайтесь, чтобы вы не упали на пол.
Закончили. Молодцы! Это упражнение у вас получилось неплохо.
2. А сейчас будем передавать мяч из одной руки в другую на уровне пояса. Начинаем передавать мяч в правую сторону. Приготовились - начали.
Все выполняют данное упражнение под музыку.
3. А теперь в левую сторону.
Участники выполняют.
Ведущий. Ну что же, задание было потруднее, но вы с ним справились.
4. А сейчас будет очень трудное задание. Нужно подбросить мяч точно над собой, присесть и поймать мяч, а потом бросить мяч вверх - быстро встать и поймать его. Будем выполнять по моей команде. Я говорю: «Бросок» - все выполняют бросок, и вы садитесь. И когда я снова говорю: «Бросок!», вы подбрасываете мяч и встаете. Итак, приготовились.
Звучит музыка. Все выполняют задание.
Ведущий. Задание было трудным, но вы хорошо с ним справились.
Ведущий. Ну, вот мы и размялись. А теперь приступаем к состязаниям.
Две команды в колонну по одному стоят на линии старта.
1. Ведущий. Следующее задание для команд - «Боулинг». Нужно прокатить мяч по полу и сбить больше кеглей.
На расстоянии 5 метров от стартовой линии устанавливаются по 4 кегли у каждой команды. Участники поочередно катят мяч, стараясь сбить наибольшее количество своих кеглей.
2. Ведущий. Вам нужно провести баскетбольный мяч «змейкой» между кеглями и вернуться обратно.
По сигналу дети выполняют ведение мяча до флажка и возвращаются обратно так же.
Учитывается скорость и правильность ведения.
Звучит музыка.
Ведущий. На площадке баскетбольные форварды. Они без задержки выполняют броски в корзину. Посмотрите, с какой точностью и быстротой они выполнят это задание.
Броски на скорострельность в два кольца (одна девочка и один мальчик).
3. Ведущий. На площадке - виртуозы ведения мяча. Они выполняют различные задания с мячом. Давайте посмотрим!
- Ведение мяча на месте правой, левой рукой,
- С поворотом вокруг себя в правую и в левую сторону.
4. Ведущий. Спасибо! А теперь приготовиться командам для выполнения бросков в корзину и обруч. Посмотрим, какая команда будет самая результативная.
Участники поочередно выполняют ведение мяча до линии и производят один бросок в корзину. После выполнения задания игроки возвращаются с ведением мяча. Попадание в корзину обязательно.
Звучит музыка.
5. Ведущий. И снова приглашаются мастера баскетбольного мяча! Посмотрим, как они искусно владеют мячом.
- Бросок вверх, поворот вокруг себя, ловля мяча после отскока;
- Бросок вниз, поворот вокруг себя, ловля мяча после отскока;
- Броски мяча вверх и вниз с одним, двумя, тремя хлопками
Звучит музыка.
Ведущий. Спасибо! Продолжаем наши соревнования. Теперь вы покажете свою ловкость в ведении мяча, но ведение это необычное, мяч надо провести под сеткой.
Звучит музыка.
Команды стоят на линии старта в том же порядке, что и в предыдущих заданиях. В середине площадки натянута волейбольная сетка на высоте 80 см. По сигналу участники команд поочередно выполняют ведение мяча под натянутой волейбольной сеткой. Возвращаются бегом.
Звучит музыка.
Ведущий. Наши состязания закончились. Пока мы подводим итоги, вы поиграете в игру «Непослушные колечки».
Ведущий. Наше «Баскетбольное шоу» подходит к концу. Приглашаем команды для подведения итогов.
Ведущий. Нам понравились все команды. Мы благодарны вам за участие в состязаниях, нам понравилось ваше желание соревноваться и побеждать. И поэтому мы решили наградить всех участников.
Звучит музыка. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
консультация для родителей...
Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...
Учебно- методическая разработка «Время года- зима" для детей с нарушением слуха 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- зима»(ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования), НОД по теме: "Волшебные узоры на окне", в...
Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами эксперименти...