Развитие крупной моторики
статья по физкультуре (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие крупной моторики у детей
Родители, а часто и педагоги, недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе. Разберемся, что такое крупная моторика, зачем и как ее развивать.
Что такое крупная моторика
Крупная моторика, или общая — это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище, голова. По сути, этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится их постепенно осваивать.
Первый год жизни малыш стремительно развивается и учится владеть своим телом:
- фокусирует взгляд;
- держит голову;
- управляет руками и ногами;
- учится сидеть;
- ползает;
- пытается встать;
- ходит, бегает, прыгает.
От того, насколько успешно пройдут все эти важные процессы, зависит здоровье и жизнь ребенка.
- Ребенок к 2 годам осваивает сложную общую моторику рук и ног. Малыш кидает и пинает предметы. Держась за руку, поднимается по лестнице.
- Дети в 3 года осваивают ходьбу, бег, прыжки более уверенно.
Формирование крупной моторики происходит за счет любых движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных занятий, танцев, аэробики.
Важно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Хорошее физическое развитие дошкольника — залог его дальнейших успехов в учебе, жизни и возможность избежать многих проблем.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 2 лет
Зачем развивать
Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. Плюсы развития двигательных навыков:
- укрепляют опорно-двигательный аппарат;
- улучшают координацию;
- обеспечивают синтез белка в мышцах;
- стимулируют познавательную активность;
- увеличивают работоспособность;
- развивают самостоятельность;
- совершенствуют речь;
- помогают осваивать навыки чтения и письма;
- мотивируют к активной деятельности;
- формируют межполушарное взаимодействие;
- развивают творческий потенциал;
- способствуют успешной социализации;
- учат управлять своим телом в пространстве;
- содействуют в познании мира и себя.
Как видим, ценность развития крупной моторики велика. Эта работа позволяет сохранить и приумножить физическое и умственное развитие детей.
Трудности ребенка с недостаточностью крупной моторики
Каждый малыш индивидуален и его формирование проходит неравномерно. Лучше не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Один ребенок может начать ходить в 9 месяцев, а другой после года. Это нормально. Главное — регулярно заниматься с малышом. Однако есть критерии, по которым можно определить, что у ребенка плохо развита крупная моторика:
- трудно даются навыки рисования и письма;
- неспособность самостоятельно одеваться и пользоваться столовыми приборами;
- невозможность поддерживать позу сидя;
- теряет ориентацию в пространстве: падает, спотыкается, врезается;
- вялость;
- плохо говорит;
- не может играть с мелкими игрушками;
- плохо переключается на новую деятельность;
- низкая самооценка;
- тяжело идет на общение со сверстниками.
Если есть подозрения на нарушение крупной моторики, обратитесь к врачу для коррекции.
Как развить
Основными задачами развития крупной моторики являются:
- создание условий для реализации двигательной активности ребенка;
- выработка навыков контролировать движения и управлять ими;
- научение согласованности действий;
- развитие двигательной активности.
Исходя из задач, родителям нужно обустроить пространство в комнате, запастись необходимым оборудованием и контролировать процесс. В помещении должно быть достаточно места для бега, прыжков, наклонов. Начните с самого простого: приучите малыша делать утреннюю зарядку. Если есть возможность проводить ее на улице — еще лучше. Вполне достаточно простых упражнений: приседание, ходьба, повороты, наклоны.
Приобретите различные снаряды для подвижных игр: мячи, скакалки, обруч. Дома с ребенком можно играть в кегли, баскетбол, городки, вышибалы. Идеальным вариантом будет обустройство в комнате специального спортивного уголка. Если это недоступно, можно просто танцевать под любимую музыку, чередуя медленные и быстрые движения.
Для прогулок на улице запаситесь велосипедом, самокатом, роликами и другой техникой по возрасту. Зимой — коньки, лыжи, горки. Кроме того, для развития двигательной активности ребенка можно записаться в ближайший детский центр или спортивную секцию, где созданы идеальные условия для полноценного формирования.
Развитию крупной моторики способствуют и домашние обязанности. Следует нагружать ребенка посильными делами по дому. Например, подмести пол, вытереть со стола, расставить игрушки, развесить или сложить белье.
Игры и упражнения на развитие крупной моторики
Упражнений и игр на развитие речи и крупной моторики существует великое множество. Это могут быть занятия на укрепление мышечного корсета, на координацию для создания пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Игры проводятся парами или группами.
- «Лодочка». Положение лежа на спине с вытянутыми руками. Ребенку нужно одновременно приподнять прямые руки, голову и ноги. Держать позу максимально долго. Это же упражнение можно делать лежа на животе.
- «Бревнышко». Исходное положение как в предыдущем упражнении. Перекатываться всем телом поочередно в правую и левую сторону.
- Лежа на животе, положить руки за голову. Локти развести в стороны. Медленно поднимать верхнюю часть туловища, ноги при этом лежат ровно.
- «Паучок». Присесть на корточки, ладошками опереться сзади. Ползать, подражая насекомому.
- «Гусиный шаг». Положение на корточках, только руки на коленях. Ходить по разным направлениям: вперед, назад, влево, вправо. Усложнить упражнение можно, положив плоский предмет на голову.
- «Узкая дорожка». Выложить на полу длинную веревку с изгибами и поворотами. Предложить ребенку пройти по ней. По воображаемой дорожке можно катать машинки и другие игрушки.
- Стоять поочередно на правой и левой ноге, на носочках, на пяточках. Сделать «ласточку».
- Маршировать на месте с высоким поднятием ног.
- Упражнения с перекрестными движениями рук и ног.
- «Попадание в цель». Игра хорошо развивает глазомер. Можно приобрести традиционный кольцеброс или соорудить самостоятельно из подручного материала. Подойдет любая емкость, куда на расстоянии нужно кидать предметы. Сюда же относятся варианты игр в боулинг, городки, кегли.
- Игры с мячом или упражнения на фитболе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.
Консультация представлена для воспитателей ДОУ, а также родителей детей дошкольного возраста. В консультации представлены некоторые основные игровые упражнения по развитию у дошкольников к...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-434640-1651748573.jpg)
Развитие Крупной моторики - БУКЛЕТ
Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-679057-1445353767.jpg)
Развитие крупной моторики у детей
В последнее время очень много говорят о развитии мелкой моторики, а крупная или общая моторика остается в тени. Но она начинает развиваться гораздо раньше мелкой и имеет не менее важное значение во вс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-301780-1379964634.jpg)
Игры и упражнения для развития крупной моторики
Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков...
Десять упражнений на развитие крупной моторики для детей коррекционной группы
Данный материал будет полезен родителям, инструкторам по физической культуре, воспитателям коррекционных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828793-1476121259.jpg)
Развитие крупной моторики - это важно
В последнее время принято уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики ребенка. Это несомненно важно. От развития моторики пальцев рук зависят...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055881-1536573066.jpg)
Взаимодействие. Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей.
Взаимодействие детей и воспитателей...