ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ
материал по физкультуре

Данный материал содержит основную тему опыта "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО как средство укрепления здоровья дошкольников" и приложение к опыту (конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики и сценарии праздников).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Ромодановский муниципальный район

Республика Мордовия

                             Савинова Елена Борисовна,

                             инструктор по физической культуре.

Обобщенный педагогический опыт работы

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО

как средство укрепления здоровья дошкольников»

 

                                                           

                                                                             

Ромоданово 2022 

ВВЕДЕНИЕ

1. Тема опыта: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО как укрепление здоровья дошкольников».

  1. Сведения об авторе: Савинова Елена Борисовна, инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория.

3. Актуальность:  Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Одной из важнейших задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.    

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться:                                            

  •   во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания;
  •   во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок    проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные  

        структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.                                          

       Необходимо аккумулировать усилия, чтобы укрепить и сохранить здоровье наших детей, привить им навыки здорового образа жизни, интерес к физической культуре.

Все это послужило важной предпосылкой возникновения данного опыта «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО как средство укрепления здоровья дошкольников».

4. Основная идея моего опыта заключается в создании и реализации системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных здоровьесберегающих технологиях и вариативной модели двигательного режима в ДОО, которая способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать процесс физического воспитания именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

5. Теоретическая база:

 - инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

- парциальная программа «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазыриной;

- положения современной социально-оздоровительной технологии Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник», которая органично сочетает в себе методики из различных отраслей науки (медицины, педагогики, социологии), практики (физического воспитания, организации деятельности), направленные на воспитание и внедрение здорового образа жизни в дошкольном учреждении;

- технология М.Ю.Картушиной «Зеленый огонек здоровья», синтезирующая различные виды деятельности, что способствует мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья;

- игровые технологии А.С.Галанова «Игры, которые лечат»;

- здоровьесберегающие технологии Л.В.Гаврючиной;

- развивающая педагогика оздоровления В.Т.Кудрявцева.

6. Новизна данного опыта заключается в организации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОО, способствующего укреплению здоровья дошкольников, совершенствованию их физического развития, двигательной подготовленности, всестороннему развитию дошкольников.

В рамках  инновационной  деятельности в работу с детьми включены:

  • «Час» двигательного творчества, направленный на воспитание творческой личности, на развитие творческого воображения и фантазии, инициативности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  • «Динамический час» практикуется с детьми 3-7 лет на дневной прогулке;
  • Валеологические праздники, способствующие созданию у дошкольников позитивного отношения к своему здоровью;
  • «Оздоровительно-игровой час», который предусмотрен для детей от полутора до 3-х лет и организуется после дневного сна длительностью 8-10 минут;
  • Физкультурные занятия в нетрадиционной форме;
  • Нетрадиционная утренняя гимнастика: игровая, на тренажерах, ритмическая, мульт-гимнастика (выполняется вместе с мультипликационными героями);
  • Семейный клуб «Здоровячок», работа которого позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребёнка через взаимодействие родителей и специалистов ДОО.

Внедряя инновации, нужно четко видеть золотую середину: где ты можешь принести пользу для укрепления детского организма, а где способен навредить, переусердствовав с физической нагрузкой.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

В нашем детском саду разработана и успешно функционирует система физкультурно-оздоровительной работы, направленная на реализацию комплекса оздоровительных, образовательных, воспитательных задач физического воспитания.

В основе системы физкультурно-оздоровительной работы лежит координационный центр, в котором взаимодействуют все специалисты детского сада, при этом деятельность каждого сотрудника имеет своё содержание.

В ДОО разработана модель двигательного режима, которая включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Данная модель двигательного режима - один из возможных вариантов организации физкультурно-оздоровительного процесса и условий ДОО, материально-технической базы, количества и состава возрастных групп, состояния здоровья и физического развития детей, уровня их двигательной активности и физической подготовленности. Представленная модель двигательного режима насыщена разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности.

Модель физкультурно–оздоровительных мероприятий

 с дошкольниками в течение учебного года.

Организация двигательного режима в ДОО.

Формы

организации

Младший  возраст

Старший  возраст

младшие группы

средние группы

старшие группы

подготовительные группы

Утренняя  

гимнастика

ежедневно  

5– 8 мин

ежедневно  

6 – 8 мин

ежедневно  

8 - 10 мин

ежедневно  

10 - 12 мин

Физкультурные  

занятия

2 раза в неделю      по 10 - 15  мин

3 раза в неделю  по  20  мин

3 раза в неделю      по  30  мин

3 раза в неделю      

по  30  мин

Гимнастика после дневного сна

ежедневно  

10 мин

ежедневно  

10 мин

ежедневно  

15 мин

ежедневно  

15 мин

Динамическая

пауза

5 мин

между занятиями

5 – 7 мин

между занятиями

7 - 10 мин

между занятиями

7 - 10 мин

между занятиями

Физкультминутка

на занятиях    

2 –3 мин

на занятиях    

2 –3 мин

на занятиях    

3 - 5 мин

на занятиях    

3 - 5 мин

Подвижные  игры

ежедневно  2 – 4  раза

6 – 10 мин

10 – 15 мин

15 – 20 мин

15 – 20 мин

Спортивные игры

-

Целенаправленное  обучение  1 раз  в  неделю

Спортивные

 упражнения

15 мин

20 мин

30 мин

35 мин

Индивидуальная  работа по развитию движений

5 –10 мин

на  прогулке

10 – 12 мин

на  прогулке

10 – 15 мин

на  прогулке

15 – 20 мин

на  прогулке

Прогулки – походы

-

1 – 2  раза  в  месяц,  длительность  6 - 120 мин  

Самостоятельная  двигательная   деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Физкультурные  досуги и  развлечения

-

1 – 2  раза  в  месяц

30 мин

30 – 40 мин

40 – 50 мин

Физкультурные  праздники

-

2 – 3  раза  в  год

40 мин

60 – 90  мин

60 – 90 мин

Дни  здоровья

1  раз  в  квартал

Спортивные секции:

«Веселый мяч»

Спортивная гимнастика

-

-

2 раза в неделю    по 25мин

2 раза в неделю    по 25мин

3 раза в неделю по 25 мин

3 раза в неделю

по 30 мин

Оздоровительные  и  закаливающие  мероприятия

№ п/п

Мероприятия

сроки

1

Организация  режима  дня,  адаптированного   для  разных  групп  здоровья  в  дошкольном  учреждении  и  дома.

систематически

2

Строгое  соблюдение  санитарно - гигиенических  требований.

систематически

3

Сквозное  и  одностороннее  проветривание  помещений.

ежедневно

4

Оздоровительные  мероприятия:

- сбалансированное  питание;

- прием  натуральных  соков и  фруктов;

ежедневно

- воздушные  ванны,  босохождение,  прогулки;

ежедневно

- полоскание  полости  рта  водой

ежедневно

- прием  с  пищей  природных  фитонцидов  (лук, чеснок),  чесночные  ингаляции;

октябрь -

апрель

- ионизация  воздуха  при  помощи  люстры  Чижевского.

ежедневно

5

«Гимнастика  маленьких  волшебников»  - нетрадиционные  методы  работы  с  детьми  по  профилактике  заболеваний:

точечный  массаж;

офтальмотренаж;

психогимнастика;

дыхательная  и  звуковая  гимнастика.

в  течение  

года

6

Организация  режима  двигательной  активности:

утренняя  гимнастика  дома;

утренняя  разминка  в  детском  саду;

физкультурные  занятия;

музыкально-ритмические  занятия;

динамические  паузы  между  занятиями;

подвижные  и  спортивные  игры  на  прогулке;

спортивные  праздники,  дни  здоровья,  досуги  и  развлечения;

спортивные секции.

по  плану  

педагогов

7

Валеологическое  воспитание  детей:

- специальные  валеологические  занятия;

- пятиминутки  здоровья;

- игры  «Лечимся  сами».

по  плану

 педагогов

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика (Приложение №1). Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика может  быть как традиционная, так и нетрадиционная: игровая, на тренажерах, ритмическая, мульт-гимнастика (выполняется вместе с мультипликационными героями). Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Моя цель -  поднять эмоциональный и мышечный тонус детей.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в группах проводятся физкультминутки, двигательная разминка. Цель  двигательной разминки — предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

Основной формой организационного систематического обучения физическим упражнениям для выработки правильных двигательных умений и навыков является физкультурные занятия  (Приложение №2).

Занятия физкультурой учат дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных двигательных действий, формируют и развивают навыки самоорганизации различных движений, воспитывают интерес и стремление к активным действиям, тем самым, обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни.

Имея большой опыт работы, я использую многообразные варианты физкультурных занятий:   традиционные, сюжетные занятия, занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивности, занятия-тренировки, соревнования, занятия-зачеты, занятия-походы и др. В каждом возрастном периоде они имеют разную направленность. Предлагаю   музыкально-двигательные сказки, импровизации сюжетов литературных или музыкальных произведений, использую фольклор, тем самым создаю радость, удовольствие,  поддерживаю интерес и желание  детей заниматься физкультурой.

Для устранения замкнутости и снятия усталости мною подобраны комплексы упражнений на развитие навыков концентрации, пластики  и координации движений. Они сопровождаются различными текстами. С этой же целью использую мышечные тренировки лица, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику. Для активизации внимания детей, развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка  включаю элементы психогимнастики, аутотренинг.

Современная физкультура в дошкольном учреждении должна решать задачи  профилактической направленности. Это решение я вижу в организации фитбол-гимнастики. Детям очень нравится заниматься с яркими, большими мячами. Благодаря таким занятиям снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на весь организм ребенка.

Гимнастика после дневного сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5–6 упражнений общеразвивающего воздействия.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми дошкольного возраста является подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года, в совместной деятельности взрослого с детьми, которые способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Кроме подвижных игр, широко используются игровые упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий.

Игровой парашют – замечательное приобретение нашего детского сада. Это купол, сшитый из разноцветных сегментов прочной и легкой ткани. По краям парашюта – ручки для захвата. Парашют, на мой взгляд - отличное развивающее пособие. Во-первых, потому что парашют сближает, учит кооперации, развивает физически. Во-вторых, он нравится детям. Для этого пособия придуманы десятки веселых забав и упражнений. Дети обожают игры с цветным парашютом.

Одним из важных факторов, которые способствуют укреплению здоровья детей, является закаливание. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.

Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулку лучше начинать с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр. Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Активно  использую в работе с детьми оздоровительную  зону «Здоровейка», которая включает в себя площадку для подвижных игр и спортивных игр, полосу препятствий, массажную дорожку «Неболейка», беговую дорожку.

На сегодняшний день внедряю Комплекс ГТО.   Первая ступень ГТО начинается с возраста 6 лет, т.е. является как бы итогом работы дошкольного учреждения по развитию физических качеств детей. Кроме физических качеств у детей   формируется  настойчивость,  старательность, уверенность.

 В рамках интеграции основного и дополнительного образования дошкольников в образовательной организации функционируют спортивные секции (Приложение №3): спортивно-оздоровительная секция «Веселые мяч» для мальчиков старшего дошкольного возраста и секция  спортивной гимнастики для девочек 4-7 лет. Свои усилия я  направляю на поддержание в ребенке веры в свои творческие силы и способности. Важно, чтобы он не терялся, выполняя сложные упражнения, чтобы у него не развились комплексы, чтобы ему самому захотелось почувствовать мышечную радость, чтобы он захотел запомнить эти чувства и с удовольствием их повторял. Самые  одаренные, физически подготовленные воспитанники выступают на районных и республиканских соревнованиях, где ежегодно  занимают призовые места

Налажена тесная связь со спортивными организациями района и республики. Проводятся экскурсии на спортивные объекты, приглашаются тренеры, спортсмены разных видов спорта  для бесед и практических занятий. Благодаря проводимой работе дети имеют возможность наблюдать за спортсменами, общаться с ними, задавать вопросы, выбрать понравившийся  вид спорта и заниматься им.

Невозможно представить себе жизнь дошкольников в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и аттракционов («Папа, мама, я  - спортивная семья», «Веселые старты», «Веселый забег», «А ну-ка, папы!», КВН и др.). Одни развивают разнообразные способности, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но их объединяет воспитание у детей потребности в движении и позитивном эмоциональном восприятии жизни. Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движение, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в двигательной активности.

Одним из основных факторов по созданию оптимальных условий организации оздоровительной работы в детском саду является взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада (Приложение №4). 

Для этого проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, консультации,  дни открытых дверей, совместные работы, презентации этих работ, привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках, развлечениях, походах. Предлагая различные варианты анкет («Какое место занимает физическая культура в вашей семье», «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни», «Условия здорового образа жизни в семье» и др.), планирую работу в соответствии с запросами и интересами родителей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи должны активно внедряться инновационные технологии. Сайт детского сада является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.

Самой эффективной формой работы с семьей в данном направлении являются занятия в семейном клубе «Неболейка». Данная работа позволяет осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

Занятия в семейном клубе предусматривают теоретическую и практическую части. В первой, теоретической части занятий семейного клуба родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, старшего воспитателя, учителя-логопеда) по определенной теме занятия с использованием активных форм. Во второй, практической части подключаются дети. Это может быть совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактического комплекса, совместные подвижные игры, эстафеты.

В третьей, заключительной части подводим итоги занятия. Родители получают разнообразные памятки, методическую литературу, рекомендации.

Например, на занятии семейного клуба по теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» старшая медицинская сестра познакомила родителей с особенностями строения детской стопы, дала понятие о продольном, поперечном и комбинированном плоскостопии, рассказала о причинах появления плоскостопия. Детям и их родителям показали, как делать плантограмму, а затем предложили комплекс ЛФК при плоскостопии или для его предупреждения, особое внимание, уделив самомассажу стоп. Занятие закончилось демонстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (профилактических дорожек, массажных ковриков, мячей, массажеров для стоп), родители получили памятки и задание изготовить авторское нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия.

Я стараюсь максимально расширять спектр видов детской деятельности, ведь чем разнообразнее движения ребенка, тем больше информации поступает в мозг, активизируя тем самым интеллектуальное развитие дошкольников, к чему так стремятся современные родители.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в нашей ДОО занимает важнейшее место:

  • Создан благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;
  • Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, уголки двигательной активности в каждой возрастной группе);
  • Реализуется комплекс закаливающих мероприятий;
  • Организовано разнообразное рациональное питание;
  • Функционирует кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда;
  • Рационально организована двигательная активность детей в течение дня;
  • Разработаны и проводится мероприятия по ослаблению адаптационного периода при поступлении ребенка в детский сад, после пропусков по болезни и отпуска родителей;
  • Осуществляется интеграция задач физического развития на занятиях познавательного цикла, начиная с младшего возраста, используются методы снятия статического напряжения;
  • Используется индивидуально-дифференцированный подход.

                        РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО даёт положительные результаты (анализ за последние три года):

- снизилась заболеваемость;

- возрос уровень физической подготовленности детей;

- возросло число детей с физическим развитием «выше среднего»;

- положительная динамика наблюдается в эмоциональном отношении дошкольников к физической культуре;

- стабилизировалась мотивация двигательной активности дошкольников;

- увеличилось число воспитанников ДОО, посещающих спортивные секции;

- переход детей по группам здоровья незначителен;

- победы и призовые места в районных и республиканских соревнованиях.

Мой успех – это успех моих воспитанников. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются с друг с другом, как с радостью бегут на занятия по физической культуре.

Очень важно, что наши выпускники проявляют творческую активность в познании  мира спорта, осознают потребность в здоровом образе жизни и демонстрируют  высокий уровень физической подготовленности (победы в районных, республиканских и российских соревнованиях), занимаясь спортом профессионально.

 И, конечно же, высшим результатом работы, является то, что при выборе детского сада родители отдают предпочтение именно нашей дошкольной организации. Весомым аргументом для такого выбора является  объем и качество физкультурно-оздоровительной  работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Организация оздоровительной физической культуры в ДОУ.//Медработник ДОУ.-2009.-№3.

2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.- М., Мозаика-синтез, 2005. 

3. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.- М.: ЭНАС, 2006.

4. Куркина И. Здоровье – стиль жизни. – СПб, Образовательный проект, 2008. 

5. Лезжова Г.Н. Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников // Инструктор по физкультуре.-2009.-№2.

6. Мансарлийская Л.Ф., Тюрикова С.В. Способы формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью//Инструктор по физкультуре.-2009.-№1.

7. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007. 

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М., Мозаика- синтез, 2002.

9. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф.Змановского: Здоровый дошкольник/Авт.-сост. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И.- М., АРКТИ, 2001.

10. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий [Текст]: учебное пособие для воспитателей/ М.Н. Кузнецова. –М.: Айрис-пресс, 2008.-96

11. Борисова М.М.. Малоподвижных игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятия с детьми 3-7 лет. – М.: Мазайка-синтез, 2020г.

12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятия с детьми 2-7 лет. – М.: Мазайка-синтез, 2020г.



Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика игрового характера

с гимнастическими мячами.

Дети заходят в зал, берут по гимнастическому мячу и образуют круг.

Игра «Карусель» - средней подвижности.

Воспитатель встает в центр круга и открывает зонт с разноцветными лентами. Дети держатся левой рукой за ленту, а правой придерживают мяч, лежащий на полу. Воспитатель произносит слова:

Еле, еле, еле, еле               А потом кругом, кругом,

Завертелись карусели.      Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом дети идут по кругу, прокатывая мяч сбоку от себя одной рукой: сначала медленно, затем берут мяч в руки и идут быстрее, а под конец бегут.

Затем воспитатель говорит «Поворот» и дети бегут в другую сторону.

Тише, тише, не спешите!             Раз – два, раз – два!

Карусель остановите!           Вот и кончилась игра!

Дети постепенно переходят с бега на ходьбу и останавливаются (опускают мячи на пол и садятся на них).

Игра «Солнышко и дождик» - средней подвижности.

Дети сидят на мячах, ноги врозь, руками придерживаясь за мяч. Воспитатель говорит:

Светит солнышко в окошко,

                    Прямо в нашу комнату.

                    Мы похлопаем в ладоши,

                   Очень рады солнышку.

Дети покачиваются на мяче и хлопают в ладоши.

После слов: «Ой, дождик! Скорей домой!» - дети скачут на мячах под зонт, который раскрывает воспитатель.

Игра «Море волнуется» - малой подвижности.

Дети спокойно ходят по залу с мячом на голове. Воспитатель говорит слова:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура на месте замри!

После окончания слов, дети ложатся на мяч лицом вниз, упор на коленях, голова и руки свободно лежат на мяче - замирают (упражнение на расслабление).

Физзарядка с гимнастическими мячами

для старшей группы.  

 

            Чтение слов                              Выполнение упражнений

1-й ребенок

Я приучен к распорядку,

Чтобы бодрым быть весь день,

По утрам на физзарядку

Становиться мне не лень.

Ходьба, мяч перед грудью.

Ходьба на носках, мяч вверху.

Бег с мячом на голове.

2-й ребенок

Упражненье «Паровозик».

Паровоз вагоны возит.

Пых – пых, чух – чух,

Еле переводит дух.

И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки согнуты в локтях.

Легкие покачивания на мяче вверх-вниз, выполняя круговые движения руками вперед-назад.

3-й ребенок

Упражнение второе

Называют «Петушком».

Правой, левою рукою

Помашу я, как крылом.

И.п. – сидя на мяче, ноги вместе, руки внизу.

1-4 – четыре легких подскока на мяче;

5- правая рука вверх;

6- левая рука вверх;

7- помахать руками;

8- и.п.

4-й ребенок

Упражненье впереди

«Сделай и не упади».

Выставляй прямую ножку

И тянись ты к ней ладошкой.

И.п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-3- правую ногу на пятку, наклон к ноге, потереть ладошками;

 4- и.п.;

5-7 – то же к правой ноге;

8- и.п.

5-й ребенок

«Неваляшка».

 Успокоюсь, руки я кладу на пояс.

Вправо-влево наклоняюсь.

Покачавшись, выпрямляюсь.

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.

1 – наклон влево, правую ногу вытянуть на носок, правую руку поднять над головой;

2 – и.п.;

3 – то же вправо;

4 – и.п.

6-й ребенок

Продолжается зарядка.

Упражнение «Лошадка».

Я как лучший конник в мире,

Мчусь галопом по квартире.

Дети передвигаются прыжками на мячах.

7-й ребенок

Я вспотел. Лоб, шея – в каплях.

Заряжаюсь дальше. «Цапля».

Цапля бродит по болоту

Не нужны ей боты.

Ходьба с высоким подниманием колен, мяч на голове.

8-й ребенок

Я приучен к распорядку,

Чтобы бодрым быть весь день,

По утрам на физзарядку

Становиться мне не лень.

Ходьба друг за другом в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт работы воспитателя Матвеевой Светланы Анатольевны "Формирование творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР в дидактических играх"

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать  новые жизненные...

Обобщенный педагогический опыт работы по развитию речи старших дошкольников.

Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторо...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Обобщенный педагогический опыт работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: «Особенности психофизического развития двигательных способностей у старших дошкольников с нарушением слуха».

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность литературы  по развитию двигательных способностей  на занятиях физкультуры для детей с нарушенным слухом,  отсутствие инструме...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования....