Путешествие по Руси
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Евсеева ВикторияАлександровна

Тема: «Путешествие по Руси»

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: старшая

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни, традициях и быте наших предков посредством народных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rusi_.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края

Конспект

спортивного развлечения

 «Путешествие по Руси»

                                                                               

Подготовили:

Евсеева В.А., инструктор по физической культуре

Чернышова Н.С., воспитатель

Бийск, 2023г.

Тема: «Путешествие по Руси»

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: старшая

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни, традициях и быте наших предков посредством народных игр.

Образовательные задачи:

- формировать элементарные представления об истории человечества,

-продолжать формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа,

-расширять кругозор детей.

Развивающие задачи: 

-развивать познавательный интерес детей, любознательность,

-развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх.

Воспитательные задачи: 

-воспитывать патриотические чувства,

-воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям любви к Родине,

- воспитывать интерес к спорту.

Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская горница», беседа «Как жили наши предки», спортивное развлечение «Народные игры», чтение былин о богатырях, знакомство с пословицами и поговорками.

Оборудование: презентация «Путешествие по Руси», атрибуты для подвижных игр, атрибуты деревянной избы, ноутбук, мультимедийная установка, карта.

Организационный момент, начало занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Вводная часть ООД

Дети заходят в музыкальный зал.

Ответы детей: Русь.

Ответы детей: Славяне.

Ответы детей: Славяне -  похоже на слова «слава».

Ответы детей: Из летописей, былин и сказаний.

Ответы детей: Да.

Ответы детей: Да.

Ответы детей: Богатыри.

Дети шагают на месте.

Руки согнуты в локтях, показывают силу.

Руку правую подносим козырьком к глазам.

Ноги в стороны.

Поворот вправо.

Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево.

Руки на поясе наклоны влево – вправо.

Руки вверх.

Ответы детей: Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.

Время убегает – в прошлое нас возвращает.

Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.

Головою не крути- только глазками смотри.

Ты налево посмотри

Ты на право посмотри

Вверх, вниз-в прошлом окажись!

Пришло время готовиться к выходу в прошлое.

ВП - Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Василиса Премудрая. Вы уже много знаете о жизни русского народа, о многих обычаях и традициях, научились танцевать русские народные танцы, играли в народные игры. Сейчас вы живете в огромной стране - России. А как называлась Россия раньше?

ВП – Правильно. Русь. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

ВП -  Да, правильно, славяне – от них ведет начало наш русский народ. А почему они так назывались?

ВП -Молодцы, да «слава» - значит славный народ. Привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо.  Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?

ВП – Ребята, хотите отправиться в путешествие по Руси?

ВП - Я предлагаю вам отправиться в прошлое.  Попасть в прошлое сможет лишь тот, кто любит и знает былины и сказания, пословицы и поговорки, танцы и игры. Ребята, я вам сегодня принесла сундук с сокровищами. Ой, а где же он?

ВП – Попробуем найти сундук и отправиться в прошлое?

ВП – Ребята, а когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Как их называли?

ВП – Для того , чтобы нам справиться с заданиями Б-Я, давайте проведем богатырскую разминку и станем такими же сильными.

Дружно встанем раз-два-три 

Мы теперь богатыри!                                  

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,                                                Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво      

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.                 

Наклонились влево – вправо                         

 Получается на славу!        

 

ВП – У меня есть волшебный клубочек, он нам покажет дорогу и поможет перемещаться по Руси. Необходимо прочесть волшебные слова и клубочек покатиться. Закрываем глаза и повторяем за мной.

Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.

Время убегает – в прошлое нас возвращает.

Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.

Головою не крути- только глазками смотри.

Ты налево посмотри

Ты на право посмотри

Вверх, вниз-в прошлом окажись!

Пришло время готовиться к выходу в прошлое.

В зале звучит песня «Ах, ты степь широкая». Детей встречает Василиса Премудрая.

Слайд 1.Русь

Слайд2. Славяне

Слайд 3. Видео письмо от Б-Яги.

«Ну, здравствуйте, детишки, проспали, проворонили свой сундук с добром!  Я его далеко запрятала. Место, где спрятан сундук, вы найдете по карте, а части карты вы будите находить, путешествуя по Руси».

Слайд 4 . Богатыри.

ВП и дети выполняют движения согласно тексту.

Гимнастика для глаз.

Основная часть

Ответы детей: Это похоже на дом наших предков – славян.

Дети играют в соответствии с правилами.

Дети выполняют упражнение.

Ответы детей: Праздник у наших предков.

Ответы детей: Да.

Дети играют в соответствии с правилами.

Дети выполняют упражнение.

Ответы детей: В поле, наши предки сеют хлеб.

Дети играют в соответствии с правилами.

Ответы детей: на рынке.

Ответы детей: где все продают и покупают.

Дети играют в соответствии с правилами.

Дети играют в соответствии с правилами.

ВП –Ребята, посмотрите,  наш клубочек ведет нас по кочкам через болото. Идем друг за другом в одну колонну, наступаем только на кочки .

ВП – Где же мы с вами оказались?

ВП – Вы правы, ребятушки. Давным - давно наши предки строили себе дом, срубленный из бревен и назывался он – изба. Избы строили большими, жили в них семьям: деды и отцы, внуки и правнуки. Добрым гостям всегда рады были, ворота отворяли и за стол  приглашали. А сейчас и мы в гости попали. Давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота».

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друг друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

ВП – Ребята, посмотрите, вот первая часть карты.

ВП – Молодцы. А клубочек дальше покатился, ведет нас через кочки да канавки. Ребята, нам нужно перешагивать через кочки высоко поднимая поочередно ноги и перепрыгивать на двух ногах через канавки.

ВП – Смотрите, где же это мы?

ВП -Наши предки, ребята, не только много работали, они еще любили веселиться, играть и праздники отмечать. Праздники в старину встречали весело, с выдумкой:  водили хороводы, пели песни, затевали игры. В них принимали участие и взрослые и дети.  А вы любите играть?

ВП -Тогда я вас приглашаю на праздник. Мы с вами поиграем в народную игру, в которую на горке в праздник играли наши предки «Чурилки». Послушайте правила. Выбираем двоих детей. Одному завязываю платком глаза, другому даю колокольчик, затем ведут вокруг них хоровод и поют:

«Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?»

После этих слов игрок с колокольчиком начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки.

ВП – Ребята посмотрите , а вторая часть карты.

ВП – Наш клубочек снова зовет нас в дорогу. Нам предстоит пройти по веревочному мостику через реку. Идем в одну колонну , подняв руки в стороны, держа равновесие.

ВП - Куда же это нас клубочек привел?

ВП - Весной у наших предков появляется много дел: нужно просушить семена и приготовить орудия труда. Начинаются земледельческие работы. Наши предки – славяне верили в предания , высшие силы Земли. Совершали обряды. Вот например, прежде чем засеять поле , совершали обряд пробуждения Земли – взрослые прыгали, топая о землю посильнее , чтобы разбудить ее для посева. День сева был самым ответственным, но и самым торжественным днем для крестьянина в земледельческом году. Давайте и мы с вами поможем нашим предкам пробудить землю ото сна и походим по полю в старинной игре «Заря – зарница».

Ребята, вставайте в круг, руки держите за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые, 
В ленты обвитые.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

ВП – Молодцы , ребята, посмотрите, а вот третья часть карты.

ВП – А клубочек нас дальше зовет. Нелегок наш путь. Нужно пройти под дугами, сгруппировавшись.

ВП -Ребята, где мы оказались?

ВП – Мы с вами на ярмарке оказались. Кто – нибудь знает сто такое ярмарка?

ВП – Это, ребята, называется – ярмарка.  Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами, даже скот продавали. Ярмарка на Руси – это было место проведения традиционного досуга, здесь не только велась торговля, это  – место гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Люди приезжали на ярмарку на людей посмотреть, да себя показать.

Торговушка – Здравствуйте , ребятушки, я Торговушка.

Эй, на ярмарку спеши, купи что хочешь для души!

Здесь баранки, бублики, приготовьте рублики!
Тары-бары-растабары, продаются самовары!
Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

Знала, что придете вы обязательно на ярмарку, вот и приготовила для вас игру русскую народную, что на ярмарке играли.  

Кому не досуг – вставайте в круг!

Как по улице по нашей

Прокатился горшок с кашей!

Давай горшки бить

Да народ веселить!

Ребята, игра называется «Горшок с кашей». Все делают большой круг, в центре стоит водящий . Он крутит веревку с привязанным на конце– «горшком» и проговаривает слова  игры:

Как по улице по нашей

Прокатился горшок с кашей!

Давай горшки бить

Да народ веселить!

Все перепрыгивают через веревку. Кто её заденет, тот выбывает из игры.

Торговушка – Ребятушки, молодцы. Так  с вами весело играть было, вот держите, это вам за старания.

ВП – Спасибо вам Торговушка за часть карты да за интересную игру.

ВП – Ребята, мы с вами достали последнюю часть карты - как настоящие богатыри, справились со всеми заданиями и можем теперь устроить богатырские забавы.  Хочу научить вас одной старинной богатырской забаве. В нее играли наши предки , проверяя свою силу и ловкость и быстроту. А называется игра «Чура». Ребята, делимся на две команды. Ваша задача с помощью палки докатить мяч до ориентира и вернуться обратно в команду, передав мяч и палку следующему игроку.

9 «кочек» на расстоянии 10 см., расположенные в шахматном порядке.

Слайд 5.Русь деревянная.

ВП объясняет правила игры.

5 набивных мячей лежат на расстоянии 15 см, веревочки 5 шт на расстоянии 30 см.

Слайд 5. Народные гуляния.

ВП объясняет детям правила игры.

Ребриста веревочная доска.

Слайд 6. Работа в поле, огороде.

ВП объясняет детям правила игры.

Слайд 8.Ярморка.

Выходит Торговушка с лотком.

Торговушка объясняет правила и играет с детьми.

Торговушка отдает часть карты и уходит.

ВП объясняет правила.

Заключительная часть

Ответы детей: Русь.

Славяне.

Место где шла продажа, а люди играли и веселились.

Защитники Руси.

Золотые воротца, Чура, Горшок с кашей.

Дети составляют карту и находят сундук.

ВП – Ну что клубочек , показывай нам дорогу в детский сад. Что то не хочет клубочек катиться. А я поняла, вы должны ответить на вопросы о нашем путешествии.

-Как называлось наше государство раньше?

-Как называли наших предков?

-Что такое Ярморка?

-Кто такие богатыри?

- В какие народные игры мы играли?

- В какую игру будите играть с ребятами во дворе?

ВП – Катись клубочек в детский сад. Ребята , мы должны пройти через болота след в след.

ВП – Здорово, получилось. Ребята, давайте скорее соберем все части карты и узнаем , где же наш сундук.

ВП – Ребята, я дарю вам новую книгу, где вы сможете записывать свои интересные истории из жизни детского сада. А наше путешествие подошло в концу. До новых встреч.                                             

Слайд 10. Вопросы – картинки.

5 обручей в шахматном порядке.

Слайд 11. Детский сад.

В сундуке книжки – потешки и новая чистая большая книга.

Литература

1. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет./ Р.С. Буре - М: Мозаика-Синтез, 2012. – 80с.

2. Детские подвижные игры народов ССР: Пособие для воспитателя дет.сада/ Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной.  - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.: ил.

3. От рождения до школы: Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 4-е изд., перераб. - М: Мозаика-Синтез, 2016. – 352с.

4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятия с детьми 3- 7 лет / Л.И. Пензулаева - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.

5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа / Л.И. пензулаева - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.

6. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по Руси.

В данном конспекте отражена работа по ознакомлению с историей Руси, использованы разные современные педагогические технологии. Представлена  сказка "Синяя Птица Счастья"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".

Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....

Путешествие по Древней Руси

Знакомство с Русским бытом....

Путешествие в историю Древней Руси

Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....

Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие Путешествие в прошлое Руси

Конспект по поликультурному воспитанию...

Путешествие по Древней Руси

Большой интерес дошкольники проявляют к рассказам о крещении Руси - важнейшем периоде становления нашего Отечества.  Житие св. князя Владимира – Крестителя Руси позволяет объяснить дошкольн...