Путешествие по Руси
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
Тема: «Путешествие по Руси»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: старшая
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни, традициях и быте наших предков посредством народных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_rusi_.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края
Конспект
спортивного развлечения
«Путешествие по Руси»
Подготовили:
Евсеева В.А., инструктор по физической культуре
Чернышова Н.С., воспитатель
Бийск, 2023г.
Тема: «Путешествие по Руси»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: старшая
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни, традициях и быте наших предков посредством народных игр.
Образовательные задачи:
- формировать элементарные представления об истории человечества,
-продолжать формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа,
-расширять кругозор детей.
Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес детей, любознательность,
-развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх.
Воспитательные задачи:
-воспитывать патриотические чувства,
-воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям любви к Родине,
- воспитывать интерес к спорту.
Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская горница», беседа «Как жили наши предки», спортивное развлечение «Народные игры», чтение былин о богатырях, знакомство с пословицами и поговорками.
Оборудование: презентация «Путешествие по Руси», атрибуты для подвижных игр, атрибуты деревянной избы, ноутбук, мультимедийная установка, карта.
Организационный момент, начало занятия | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Вводная часть ООД | |||
Дети заходят в музыкальный зал. Ответы детей: Русь. Ответы детей: Славяне. Ответы детей: Славяне - похоже на слова «слава». Ответы детей: Из летописей, былин и сказаний. Ответы детей: Да. Ответы детей: Да. Ответы детей: Богатыри. Дети шагают на месте. Руки согнуты в локтях, показывают силу. Руку правую подносим козырьком к глазам. Ноги в стороны. Поворот вправо. Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево. Руки на поясе наклоны влево – вправо. Руки вверх. Ответы детей: Закрываем мы глаза - вот такие чудеса. Время убегает – в прошлое нас возвращает. Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай. Головою не крути- только глазками смотри. Ты налево посмотри Ты на право посмотри Вверх, вниз-в прошлом окажись! Пришло время готовиться к выходу в прошлое. | ВП - Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Василиса Премудрая. Вы уже много знаете о жизни русского народа, о многих обычаях и традициях, научились танцевать русские народные танцы, играли в народные игры. Сейчас вы живете в огромной стране - России. А как называлась Россия раньше? ВП – Правильно. Русь. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались? ВП - Да, правильно, славяне – от них ведет начало наш русский народ. А почему они так назывались? ВП -Молодцы, да «слава» - значит славный народ. Привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали? ВП – Ребята, хотите отправиться в путешествие по Руси? ВП - Я предлагаю вам отправиться в прошлое. Попасть в прошлое сможет лишь тот, кто любит и знает былины и сказания, пословицы и поговорки, танцы и игры. Ребята, я вам сегодня принесла сундук с сокровищами. Ой, а где же он? ВП – Попробуем найти сундук и отправиться в прошлое? ВП – Ребята, а когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Как их называли? ВП – Для того , чтобы нам справиться с заданиями Б-Я, давайте проведем богатырскую разминку и станем такими же сильными. Дружно встанем раз-два-три Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. Наклонились влево – вправо Получается на славу!
ВП – У меня есть волшебный клубочек, он нам покажет дорогу и поможет перемещаться по Руси. Необходимо прочесть волшебные слова и клубочек покатиться. Закрываем глаза и повторяем за мной. Закрываем мы глаза - вот такие чудеса. Время убегает – в прошлое нас возвращает. Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай. Головою не крути- только глазками смотри. Ты налево посмотри Ты на право посмотри Вверх, вниз-в прошлом окажись! Пришло время готовиться к выходу в прошлое. | В зале звучит песня «Ах, ты степь широкая». Детей встречает Василиса Премудрая. Слайд 1.Русь Слайд2. Славяне Слайд 3. Видео письмо от Б-Яги. «Ну, здравствуйте, детишки, проспали, проворонили свой сундук с добром! Я его далеко запрятала. Место, где спрятан сундук, вы найдете по карте, а части карты вы будите находить, путешествуя по Руси». Слайд 4 . Богатыри. ВП и дети выполняют движения согласно тексту. Гимнастика для глаз. | |
Основная часть | |||
Ответы детей: Это похоже на дом наших предков – славян. Дети играют в соответствии с правилами. Дети выполняют упражнение. Ответы детей: Праздник у наших предков. Ответы детей: Да. Дети играют в соответствии с правилами. Дети выполняют упражнение. Ответы детей: В поле, наши предки сеют хлеб. Дети играют в соответствии с правилами. Ответы детей: на рынке. Ответы детей: где все продают и покупают. Дети играют в соответствии с правилами. Дети играют в соответствии с правилами. | ВП –Ребята, посмотрите, наш клубочек ведет нас по кочкам через болото. Идем друг за другом в одну колонну, наступаем только на кочки . ВП – Где же мы с вами оказались? ВП – Вы правы, ребятушки. Давным - давно наши предки строили себе дом, срубленный из бревен и назывался он – изба. Избы строили большими, жили в них семьям: деды и отцы, внуки и правнуки. Добрым гостям всегда рады были, ворота отворяли и за стол приглашали. А сейчас и мы в гости попали. Давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота». В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друг друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят: Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается, Второй запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! После этих слов «воротики» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами». ВП – Ребята, посмотрите, вот первая часть карты. ВП – Молодцы. А клубочек дальше покатился, ведет нас через кочки да канавки. Ребята, нам нужно перешагивать через кочки высоко поднимая поочередно ноги и перепрыгивать на двух ногах через канавки. ВП – Смотрите, где же это мы? ВП -Наши предки, ребята, не только много работали, они еще любили веселиться, играть и праздники отмечать. Праздники в старину встречали весело, с выдумкой: водили хороводы, пели песни, затевали игры. В них принимали участие и взрослые и дети. А вы любите играть? ВП -Тогда я вас приглашаю на праздник. Мы с вами поиграем в народную игру, в которую на горке в праздник играли наши предки «Чурилки». Послушайте правила. Выбираем двоих детей. Одному завязываю платком глаза, другому даю колокольчик, затем ведут вокруг них хоровод и поют: «Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон?» После этих слов игрок с колокольчиком начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. ВП – Ребята посмотрите , а вторая часть карты. ВП – Наш клубочек снова зовет нас в дорогу. Нам предстоит пройти по веревочному мостику через реку. Идем в одну колонну , подняв руки в стороны, держа равновесие. ВП - Куда же это нас клубочек привел? ВП - Весной у наших предков появляется много дел: нужно просушить семена и приготовить орудия труда. Начинаются земледельческие работы. Наши предки – славяне верили в предания , высшие силы Земли. Совершали обряды. Вот например, прежде чем засеять поле , совершали обряд пробуждения Земли – взрослые прыгали, топая о землю посильнее , чтобы разбудить ее для посева. День сева был самым ответственным, но и самым торжественным днем для крестьянина в земледельческом году. Давайте и мы с вами поможем нашим предкам пробудить землю ото сна и походим по полю в старинной игре «Заря – зарница». Ребята, вставайте в круг, руки держите за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит: Заря-заряница, ВП – Молодцы , ребята, посмотрите, а вот третья часть карты. ВП – А клубочек нас дальше зовет. Нелегок наш путь. Нужно пройти под дугами, сгруппировавшись. ВП -Ребята, где мы оказались? ВП – Мы с вами на ярмарке оказались. Кто – нибудь знает сто такое ярмарка? ВП – Это, ребята, называется – ярмарка. Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами, даже скот продавали. Ярмарка на Руси – это было место проведения традиционного досуга, здесь не только велась торговля, это – место гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Люди приезжали на ярмарку на людей посмотреть, да себя показать. Торговушка – Здравствуйте , ребятушки, я Торговушка. Эй, на ярмарку спеши, купи что хочешь для души! Здесь баранки, бублики, приготовьте рублики! Знала, что придете вы обязательно на ярмарку, вот и приготовила для вас игру русскую народную, что на ярмарке играли. Кому не досуг – вставайте в круг! Как по улице по нашей Прокатился горшок с кашей! Давай горшки бить Да народ веселить! Ребята, игра называется «Горшок с кашей». Все делают большой круг, в центре стоит водящий . Он крутит веревку с привязанным на конце– «горшком» и проговаривает слова игры: Как по улице по нашей Прокатился горшок с кашей! Давай горшки бить Да народ веселить! Все перепрыгивают через веревку. Кто её заденет, тот выбывает из игры. Торговушка – Ребятушки, молодцы. Так с вами весело играть было, вот держите, это вам за старания. ВП – Спасибо вам Торговушка за часть карты да за интересную игру. ВП – Ребята, мы с вами достали последнюю часть карты - как настоящие богатыри, справились со всеми заданиями и можем теперь устроить богатырские забавы. Хочу научить вас одной старинной богатырской забаве. В нее играли наши предки , проверяя свою силу и ловкость и быстроту. А называется игра «Чура». Ребята, делимся на две команды. Ваша задача с помощью палки докатить мяч до ориентира и вернуться обратно в команду, передав мяч и палку следующему игроку. | 9 «кочек» на расстоянии 10 см., расположенные в шахматном порядке. Слайд 5.Русь деревянная. ВП объясняет правила игры. 5 набивных мячей лежат на расстоянии 15 см, веревочки 5 шт на расстоянии 30 см. Слайд 5. Народные гуляния. ВП объясняет детям правила игры. Ребриста веревочная доска. Слайд 6. Работа в поле, огороде. ВП объясняет детям правила игры. Слайд 8.Ярморка. Выходит Торговушка с лотком. Торговушка объясняет правила и играет с детьми. Торговушка отдает часть карты и уходит. ВП объясняет правила. | |
Заключительная часть | |||
Ответы детей: Русь. Славяне. Место где шла продажа, а люди играли и веселились. Защитники Руси. Золотые воротца, Чура, Горшок с кашей. Дети составляют карту и находят сундук. | ВП – Ну что клубочек , показывай нам дорогу в детский сад. Что то не хочет клубочек катиться. А я поняла, вы должны ответить на вопросы о нашем путешествии. -Как называлось наше государство раньше? -Как называли наших предков? -Что такое Ярморка? -Кто такие богатыри? - В какие народные игры мы играли? - В какую игру будите играть с ребятами во дворе? ВП – Катись клубочек в детский сад. Ребята , мы должны пройти через болота след в след. ВП – Здорово, получилось. Ребята, давайте скорее соберем все части карты и узнаем , где же наш сундук. ВП – Ребята, я дарю вам новую книгу, где вы сможете записывать свои интересные истории из жизни детского сада. А наше путешествие подошло в концу. До новых встреч. | Слайд 10. Вопросы – картинки. 5 обручей в шахматном порядке. Слайд 11. Детский сад. В сундуке книжки – потешки и новая чистая большая книга. |
Литература
1. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет./ Р.С. Буре - М: Мозаика-Синтез, 2012. – 80с.
2. Детские подвижные игры народов ССР: Пособие для воспитателя дет.сада/ Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.: ил.
3. От рождения до школы: Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 4-е изд., перераб. - М: Мозаика-Синтез, 2016. – 352с.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятия с детьми 3- 7 лет / Л.И. Пензулаева - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.
5. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа / Л.И. пензулаева - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.
6. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по Руси.
В данном конспекте отражена работа по ознакомлению с историей Руси, использованы разные современные педагогические технологии. Представлена сказка "Синяя Птица Счастья"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Путешествие по Древней Руси. "Садко".
Знакомство с былиной "Садко". Сообщение детям элементарных исторических сведений об эпохе Древней Руси....
Путешествие по Древней Руси
Знакомство с Русским бытом....
Путешествие в историю Древней Руси
Развлечение для детей. Путешествие в историю одежды и быта Древней Руси....
Конспект НОД «Путешествие в историю Древней Руси»
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие Путешествие в прошлое Руси
Конспект по поликультурному воспитанию...
Путешествие по Древней Руси
Большой интерес дошкольники проявляют к рассказам о крещении Руси - важнейшем периоде становления нашего Отечества. Житие св. князя Владимира – Крестителя Руси позволяет объяснить дошкольн...