Методическая разработка по использованию пособия «Парашют дружбы» для детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_1_1.docx | 464.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – д/c «Сказка» ОП «ЦРР -д/с «Росинка»
Методическая разработка по использованию пособия «Парашют дружбы» для детей дошкольного возраста.
Инструктор по физической культуре: Богатенкова Т.Н.
Республика Мордовия
г. Ковылкино
2023г.
Актуальность
Как известно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
В последнее время возросло число физически ослабленных детей, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и компьютера. Да и некоторые родители чрезмерно увлекаются их интеллектуальным развитием: посещение разнообразных кружков не оставляет времени для игр на детских площадках, лишает ребёнка общения со сверстниками в игре.
Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность. Как сделать так, чтобы мир движений стал привлекательным, интересным для детей и родителей? Пособие «Парашют дружбы», поможет внести в организацию игр с дошкольниками спектр новых ощущений. Парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Диаметр парашюта 3 метра.
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития. Сегодня в России детский игровой парашют преимущественно используется при работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Положив в основу работы базовые принципы лечебной педагогики и изучив опыт работы педагогов г. Санкт- Петербурга А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников», я постаралась создать свои разработки с пособием «Парашют дружбы».
Игровое пособие «Парашют дружбы» можно использовать в разных видах деятельности детей дошкольного возраста: при организации образовательной и игровой деятельности воспитателем, на музыкальных занятиях, физкультурных занятиях, занятиях с учителем-логопедом.
Целью использования игрового «парашюта» является стимуляция интеллектуального, двигательного, эмоционально-волевого и социального развития детей.
Цель предполагает решение следующих задач:
- побуждать детей объединяться, создавать общий игровой сюжет под руководством взрослого;
- стимулировать активную реакцию ребенка на обращенную к нему речь; - формировать у детей понимание условности игровых действий;
- стимулировать у детей интерес к общению и взаимодействию со сверстниками;
- побуждать детей согласовывать действия с партнерами по игре;
- действовать в соответствии с правилами игры по показу и словесной инструкции;
- формировать двигательные навыки детей в основных видах движений и развивать физические качества.
Данное пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс:
- позволяет успешно решать задачи дидактического, оздоровительного и развивающего характера;
- способствует формированию двигательных навыков в основных видах движений и развитию физических качеств;
- способствует быстрой адаптации тихих, застенчивых и неуверенных детей в детском коллективе, а гиперактивных детей учить проявлять волевые усилия за счёт подчинения правилам игры;
- способствует повышению стрессоустойчивости, эмоционального тонуса детей, создает у них бодрое, радостное настроение за счёт расширения и обогащения позитивного опыта совместной деятельности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми
. В основу методики проведения занятий с парашютом положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
- уважение к личности каждого ребенка,
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей на каждом занятии,
- повторяемость программного материала через различные виды деятельности с целью формирования переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации - частая смена заданий и упражнений в процессе занятия, с целью предупреждения утомления детей. Рекомендации по использованию
• В ходе выполнения движений у детей не должно быть длительной задержки дыхания, при выполнении движений надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений.
• Избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность.
• В процессе игровых действий контролировать степень натяжения парашюта и правильность захвата (петли или края парашюта).
«Парашют дружбы» – это универсальное игровое средство, которое можно применять в любой образовательной области, используя следующие методы работы с пособием: игровой, словесный, практический.
Использование пособия «Парашют дружбы» в соответствии с образовательными областями.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Для решения задач данной области целесообразно использовать следующие приемы работы с детьми:
- Подвижные игры и игровые упражнения;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Театрализованные игры;
- Игры – драматизации;
- Психологические этюды;
- Коммуникативные игры;
- Упражнения на релаксацию;
Формы работы с детьми: подгрупповая и групповая.
Игры с парашютом всегда коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в зависимости от цвета сектора парашюта, не мешая другим, по сигналу выполнять различные задания педагога, ориентироваться в пространстве.
Парашют дает возможность застенчивым, неуверенным детям постепенно включаться в игру. Способствует развитию координации, внимания, развивает воображение. При организации игр с парашютом используется круговое расположение, что позволяет задавать равнозначность позиций всех участников («Нет первых и нет последних»). Движения производятся то в одну, то в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию движений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Парашют можно поднимать, опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно ходить, под ним можно спрятаться. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют 6 даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.
Игры с «Парашютом» вызывают у детей бурю положительных эмоций, вносят радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель вы преследуете. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, парашют может превращаться в карусель, поляну, облако, радугу, поезд, море. Дети под парашютом изображают то воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Данная игра снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, способствует развитию воображения.
Пособие «Парашют дружбы» используется в разнообразных направлениях педагогической работы. Одним из основных направлений стала цветотерапия. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Такие игры, направленны на развитие цветовосприятия и цветоощущения.
Образовательная область «Физическое развитие».
Для решения задач данной области целесообразно использовать следующие приемы работы с детьми:
- комплексы общеразвивающих упражнений;
- основные виды движений утренней гимнастики;
- игры-соревнования, игры с мячом;
- подвижные и малоподвижные игры с парашютом;
- упражнения на релаксацию.
Совместно с инструктором по физической культуре можно широко использовать пособие «Игровой парашют» при проведении физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений. Благодаря своей яркости и привлекательности парашют вызывает бурю положительных эмоций и впечатлений не только у детей, но и взрослых.
Игры с парашютом не соревновательные, они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Одна из самых важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия в них не требуется каких-то особых навыков и координации движений.
Предлагаемые двигательные упражнения тонизируют деятельность всей нервной системы и способствуют проникновению импульсов не только к скелетной мускулатуре, повышая тем самым интенсивность двигательных нагрузок, применение которых с физиологической точки зрения, позволяют включить все системы организма в активную деятельность.
Работа с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – одна из основных задач и направлений работы ДОО. Как показывает практика, основная масса родителей заинтересована в тесном сотрудничестве с детским садом и имеет потребность в педагогических знаниях. Пособие «Парашют дружбы» также можно использовать и для решения данной цели. «Парашют дружбы» можно использовать на родительских собраниях с целью знакомства, сплочения и сотрудничества родителей между собой и с педагогами, для подведения итогов того или иного мероприятия.
Ожидаемые результаты
Использование пособия «Парашют дружбы» позволяет добиться положительных результатов у детей, а именно:
• повышение общего эмоционального фона;
• понижение уровня тревожности;
• повышение познавательной и игровой активности, уровня взаимодействия со сверстниками • сокращение сроков психофизической адаптации, укрепление адаптивных возможностей
В результате использования пособия «Парашют дружбы» у дошкольников хорошо развивается координация движений, повышается двигательная активность, эмоциональный настрой. Дошкольники проявляют дружеские отношения в игре, повышается интерес и мотивации к образовательной деятельности.
Пособие «Парашют дружбы» оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.
Картотека игр с пособием «Парашют дружбы»
«Летающие пёрышки»
Цель: Развивать зрительный глазомер и зрительную фокусировку.
Описание игры
Дети стоят по кругу, держась за ручки или ткань парашюта. На парашюте лежат пёрышки. Плавно поднимать и опускать парашют, не давая перышкам вылететь из парашюта.
Игра «Воробьи»
Цель: Развивать скоростные и координационные способности, умение ориентироваться в пространстве. Развивать способность быстро и четко реагировать на сигнал.
Описание игры:
Выбирается водящий. Остальные игроки воробушки, держась за края парашюта, ходят по кругу и произносят слова:
Шустрые воробушки по веткам скакали.
Шустрые воробушки высоко летали.
Один воробей в поле потерялся,
Без гнезда – остался!
Возле кого остановился водящий, тот – «бездомный воробей». Игроки бегут в разные стороны стараясь занять пустое гнездо первым.
Игра «Радуга»
Цель: закрепить знания цвета, умение реагировать на сигнал; развивать внимание, воображение, скорость.
Описание игры.
Участники держат парашют двумя руками, встав вокруг парашюта таким образом, что каждому достается сектор определенного цвета. Поднимая и опуская парашют, произносят слова:
Раз, два, три,
Радуга взлети!
Инструктор выбирает два не расположенных рядом цвета и называет их. Участники, резко вскинув руки, поднимают парашют вверх, образуя купол, а стоявшие у сектора названного цвета, быстро пробегают под ним. Так инструктор называет все цвета. Главное – внимательно слушать и быстро реагировать!
Игра «Салют»
Цель: развивать быстроту реакции, активизация двигательных навыков, воспитывать умение действовать в коллективе согласованно.
Описание игры.
Набрать как можно больше шариков из сухого бассейна и положить их на парашют. Затем берут двумя руками за края парашюта и медленно поднимают его, говоря слова «раз, два, три! ». После слова «три! » бросают шарики вверх. Затем бегут и собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра снова повторяется.
Игра «Орбита»
Цель: на командную сплочённость (инвентарь - большой мяч)
Описание игры.
В начале игры положите на парашют большой резиновый мяч. Мяч – это «планета», парашют – «солнечная система», а центр парашюта – «Солнце». Спросите у участников, смогут ли они сделать так, чтобы планета двигалась по орбите у края солнечной системы и при этом не вылетела за ее пределы (упала с парашюта)
«Солнышко и дождик»
Цель: Развивать скоростные способности и реакцию на заданный сигнал; координацию и ориентировку в замкнутом пространстве.
Описание игры
Дети становятся лицом к парашюту, хватом за ручку или за ткань парашюта. Воспитатель произносит «солнышко», все дети под музыку передвигаются приставным шагом в правую, (левую) сторону. Воспитатель произносит, «дождик», все дети прячутся под парашютом.
Правила игры: Игра повторяется несколько раз. Залезая под парашют, нельзя отпускать ручки или ткань парашюта.
«Кто быстрее»
Положите парашют на пол, разделитесь на две группы. Одна группа скатывает парашют с одной стороны к центру, другая – с другой. Кто быстрее свернёт свою часть.
«Мышеловка»
Цель: Развивать у детей скоростные и скоростно-силовые способности.
Описание игры
Группа детей делится на две команды. Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за петельку, поднимая парашют вверх. Звучит музыкальное сопровождение. Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом. По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков-«мышей»
Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры. После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.
после, игроки меняются ролями. Игру можно усложнить, меняя виды передвижения игроков под парашютом: в полу-приседе; в глубоком приседе; на четвереньках; парами (держась за руки) и т.д.
«Цветные птички»
Цель: Развивать координационные способности и способность ориентироваться в пространстве.
Описание игры
Выбирается один водящий. Остальные игроки «цветные птички» становятся по кругу, выбирая цветной сектор парашюта. Игроки, держась за петельки парашюта, ходят по кругу, произнося слова:
Мы цветные птички,
Любим мы скакать,
Высоко летать,
Раз, два, три!
После этих слов ребята останавливаются, а водящий называет цветовой сектор - «синяя - лети». Все игроки, которые стоят под названным сектором, начинают вместе с водящим летать вокруг парашюта под музыку.
По сигналу (выключение музыки или свисток) игроки стараются как можно быстрее занять свободное место определённого цветового сектора. Если водящий быстрее займёт свободное место, он становится игроком, а выбывший игрок становится водящим.
Правила игры: Игроков должно быть 1 больше, чем цветовых секторов. Если играющих очень мало, можно исключить один или два сектора.
«Охота»
Положите под парашют мешочки для метания, скакалки, мячи и т.п. Рассчитайте участников по номерам. В начале игры все участники берутся за парашют обеими руками захватом сверху и высоко поднимают его. Затем ведущий называет номер участника и какой-либо предмет. Участник с этим номером устремляется под парашют, хватает нужный предмет и возвращается обратно до того, как из-под парашюта выйдет воздух.
«Футбол»
Положите в центр парашюта резиновый мяч. Поднимая и опуская парашют, вы можете подбрасывать и ловить мяч. Когда игроки освоят задание, попробуйте добавить второй мяч.
«Летает- не летает»
Все игроки держатся за край парашюта и идут по кругу. Инструктор называет летающие предметы, такие как, самолет, птица, бабочка, жук и т. д., играющие поднимают руки вверх, раздувая парашют над головой. В других случаях поднимать руки не следует.
«Кто под парашютом?»
Дети идут по кругу, произнося слова, ведущий в центре, под парашютом, узнает того, кто позвал.
«… ты сейчас в лесу, мы зовем тебя – АУ!
… не зевай, кто позвал тебя узнай!»
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
Описание игры
Парашют сворачивают в жгут. Дети встают друг за другом. Первый ребёнок – «голова», последний – «хвост». Дети держатся за парашют-жгут правой рукой, первый ребёнок пытается дотронуться до последнего, а последний старается увернуться.
««Красный вход, синий выход»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, двигательных умений.
Описание игры
Парашют отлично подходит для активных подвижных игр с простыми правилами. Например, можно объявить, что дети могут заходить только через красный сектор, и выходить напротив, через синий, а обратно бежать снаружи от парашюта, чтобы не было столкновений внутри. Взрослые поднимают и опускают парашют, а дети вбегают со стороны красного входа, и выбегают там, где синий выход, если их не коснулся парашют. Если же парашют уже опустился, то дети останавливаются и ждут нового дня.
«Сугроб»
Цель: Совершенствование умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Описание игры
В этой игре все дети должны при слове «сугроб» спрятаться внутри под
парашютом. Взрослые поднимают и опускают парашют, немного раскачивая его, а дети бегают вокруг, или забегают внутрь, потом снова выбегают. На слове «сугроб» парашют опускают.
Дует-дует ветер в лоб,
И надул большой сугроб.
«Пещера»
Описание игры
Ухватитесь за край парашюта обеими руками захватом сверху и поднимите парашют над головой. Сделайте несколько шагов к центру, наполняя парашют воздухом. Освободите одну руку. Другой рукой тяните парашют вниз через голову и за спиной. Сядьте на землю, удерживая край парашюта у земли. Оставайтесь внутри парашюта, пока из-под него не начнет выходить воздух. Через некоторое время поднимите парашют, встаньте и вынырните из-под парашюта наружу.
«Беги-хватай»
Описание игры
Положите под парашют мешочки для метания, скакалки, мячи и т.п. Рассчитайте участников по номерам. В начале игры все участники берутся за парашют обеими руками захватом сверху и высоко поднимают его. Затем ведущий называет номер участника и какой-либо предмет. Участник с этим номером устремляется под парашют, хватает нужный предмет и возвращается обратно до того, как из-под парашюта выйдет воздух.
«Орбита»
Описание игры
Дополнительный инвентарь -Большой мяч В начале игры положите на парашют большой резиновый мяч. Мяч - это «планета», парашют - «солнечная система», а центр парашюта - «Солнце». Спросите у участников, смогут ли они сделать так, чтобы планета двигалась по орбите у края солнечной системы и при этом не вылетела за ее пределы (упала с парашюта).
«Домик»
Описание игры
Взрослые берутся с разных концов за большое полотнище ткани. И говорят. Домик открывается, Пляска начинается! (взрослые поднимают ткань, дети забегают под нее и свободно танцуют)
Домик закрывается, Дети разбегаются! (ткань опускают, дети выбегают)
"Опускающийся потолок"
Дети под ним бегают туда-сюда, а потом резко опускаем его, кто попался, тот выбывает. Но обычно, они не хотят выбывать, продолжают носиться вместе с другими. Да и пускай бегают. Только много детей лучше им не ловить, т.к. они могут лбами столкнуться и шишки себе набить. И надо им говорить, что сначала все бежим в одну строну одновременно, а потом разворачиваемся - и бежим обратно.
«Волны» или « Пламя»
Цель: Раскрепощение детей, развитие согласованности движений, внимания, чувства ритма, снятие нервно-психического напряжения.
Описание игры
Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом раскачиваем парашют всё сильнее, устраиваем шторм/огонь. Затем постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал слабее, волны/искорки утихают/ гаснут, и на море штиль.
Можно заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.
«Три шага, прыжок!»
Цель: Развитие произвольности психических процессов, умения слушать инструкции взрослого, развитие координаций движений, ориентировки в пространстве, снятие нервно-психического напряжения.
Делаем три шага вправо, прыжок, парашют надувается.
«Волшебный пузырь»
Цель: Эмоциональная разрядка.
Описание игры
Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словом « бах!» (громко кричим) - сдули.
«Ветерок для …(имя ребенка)»
Цель: Раскрепощение детей, развитие согласованности движений, внимания, чувства ритма, снятие нервно-психического напряжения.
Описание игры
Ведущий называет имя ребенка, который размещается в центре на парашюте, сидя, лежа, как ему нравится. Дети дуют на него, делают волны.
«Космическое путешествие»
Цель: Раскрепощение детей, развитие согласованности движений, внимания, чувства ритма, снятие нервно-психического напряжения.
Описание игры
Ведущий знакомит детей с двумя персонажами, которых необходимо запустить ракете в космос.
Парашют опущен, дети ждут команды взрослого. «3-2-1-пуск!» (громко, все вместе произносим команду). Купол поднимаем резко вверх - герой летит в космос! Эта игра вызывает бурный всплеск эмоций у детей.
«Кого не хватает?»
Возраст: 4-7 лет.
Цель: Развитие внимания, памяти.
Все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами), ведущий прячет одного ребенка под парашют. Задача детей найти того, кто спрятался.
Список литературы:
1. Дюкова Ф.Р.Под ред. Лавровой Г.Н. Двигательный игротренинг с пособием «Парашют»: метод. рекомендации / Челябинск, 2007 - 40с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310с.
3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, - 2003. – 112с.
5. Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом. – Режим доступа: http://letidor.livejournal.com/266020.html
6. Русских Е. С. Игровой парашют: методическая разработка. – Омутнинск, 2011. – 5 с.
7. Терехина О. Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»
Методическая разработка «Рекомендации родителям по организации игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала» Развитие математических способнос...
Методическая разработка по использованию игр по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Игровые задания разработаны с помощью программного обеспечения Easiteach для интерактивной доски.Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:1....
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста
Органзация конкурса на лучшую методическую разработку по развитию речи...
Методическая разработка технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Приключения маленьких человечков»
В работе были созданы условия для поддержки детской инициативы для игровой деятельности детей с использованием лего конструкторов, опираясь на сказку Н. Носова про Незнайку. Дети средствами конструкто...
Методическая разработка. Технологии поддержки и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием (лего) конструирования «Тайна планеты роботов»
В работе были созданы условия для поддержки детской инициативыдля игровой деятельности детей с использованием лего конструктора....
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста. Для педагогов ДОУ....
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...