рабочая программа для детей коррекционной группы
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Березка»
«ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № от « 31 августа» 2022 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующая МКДОУ ______________Халимова Е.Ф. Приказ № от « » 2022 г. |
Рабочая программа
инструктора по физической культуре
Валеевой Лианы Ришатовны
для детей коррекционной группы с нарушение речи (4-6 лет)
с тяжелыми нарушениями речи
на 2022 – 2023 учебный год
с.Кунашак
Содержание
- Целевой раздел:
- . Пояснительная записка.
- . Цели и задачи рабочей программы
- . Принципы и подходы к формированию рабочей программы
- . Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей (группы)
- . Планируемые результаты освоения воспитанниками групп адаптированной основной общеобразовательной программы (по физическому развитию)
- Содержательный раздел:
2.1 Содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в образовательной области физическое развитие.
2.2. Перспективного планирования образовательной деятельности в образовательной области физическое развитие по группам.
2.3.Календарное планирование образовательной деятельности
в образовательной области физическое развитие.
2.4.Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
3. Организационный раздел.
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
3.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (план образовательной деятельности)
3.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.4. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы
3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, методических пособий, др.
- Целевой раздел рабочей программы
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по физическому развитию для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образованиям для детей с тяжелыми нарушениями речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи структурного подразделения «Отделение дошкольного образования детей» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №69 Курортного района Санкт-Петербурга в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Срок реализации рабочей программы 2022-2023 год
(Сентябрь 2022– июнь 2023 года)
Программа спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей от 4 до 6 лет, по направлению (образовательной области) физическое развитие (ФГОС ДО), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.2. Цели и задачи рабочей программы
Цель | - реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ детского сада «Березка» в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по физкультурному развитию воспитанников |
Задачи | - Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. - Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. -Воспитывать у детей желание заниматься двигательной деятельностью. - Организация системы физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей; - Обеспечение личностно-ориентированного и деятельностного подхода к физическому развитию воспитанников - Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
|
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принцип интеграции усилий специалистов;
-принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
-принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.4. Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей коррекционной группы с нарушение речи (4-6 лет)
Группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 4 до 6 лет посещают 10 детей.
Из них 2 девочки, 8 мальчиков.
Группа (возраст) | Группа здоровья | |||
I | II | III | IV | |
4-6 лет | 7 | 3 |
Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это
дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое
расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,
активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,
звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка
возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение
слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырех сложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения.
Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».
Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются
стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-
оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)– это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Обусловлено трудностями в различении звуков по акустическим и артикуляторным признакам.
Особенности познавательного, социально-коммуникативного и моторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи
В соответствии с принципом расмотрения речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития (Р.Е. Левина) необходимо учитывать и особенности формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания (недостаточная устойчивость, ограничение возможности его распределять и др.); памяти (низкий уровень вербальной памяти, запоминание линейных рядов, непонимание многоступенчатых инструкций и последовательности заданий и др.); познавательной деятельности.
Возникают трудности в развитии наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, оптико-пространственных и временных представлений. У значительной части детей наблюдается двигательная недостаточность, моторная неловкость, проявляющаяся в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения, а также, недоразвитие мелкой моторики рук, слабая координация пальцев и трудности в овладении графомоторными навыками.
Типичным для детей данной группы является недостаток самоконтроля, понижение регуляции и саморегуляции. Характерна для детей с ОНР и гиперактивность, проявляемая в виде суетливости, двигательного беспокойства. В основном, у большей части детей с тяжелыми нарушениями речи присутствуют СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Поэтому в содержание Программы входит коррекционная помощь педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей.
У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции, особенно многоступенчатой. Дети, в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием, затрудняются в точном воспроизведении задания по пространственно временным понятиям, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной ловкости пальцев рук и координации движений (например, при застегивании, расстегивании, шнуровке, завязывании и т.д.).
1.5. Планируемые результаты освоения воспитанниками групп адаптированной основной общеобразовательной программы (по физическому развитию воспитанников)
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена;
ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров;
может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами;
умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками;
может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие;
может лазать по гимнастической стенке верх и вниз;
охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку;
у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте;
в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют ;
артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно;
переключаемость в норме;
синкинезии и тремор отсутствуют;
саливация в норме.
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы;
у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;
• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях;
ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в
себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
2. Содержательный раздел рабочей программы
2.1 Содержание образовательной, коррекционно-развивающей деятельности с детьми коррекционной группы с нарушение речи (4-6 лет)
Содержание коррекционной работы
инструктора по физической культуре
В дошкольном периоде физическое воспитание тесно связано с общим воспитанием, так как закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического развития. Учеными (И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова и др.) доказано: чем выше двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие речи.
Таким образом, овладение двигательными умениями и навыками, развитие координации общих движений, мелкой и артикуляционной моторики является одним из средств коррекции речевых нарушений. С другой стороны: формирование движений происходит при активном участии речи. Речь, особенно ритмичная (стихи, поговорки, считалки и др.) способствует улучшению артикуляционных движений, пальчиковой моторики, общих точных координированных движений. Следует отметить, что у детей с тяжелыми нарушениями наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций наблюдается отставание в развитии двигательной сферы.
Таким образом, содержание работы инструктора по физической культуре включает следующие направления:
- организация взаимодействия педагогов учреждения и родителей по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики дошкольников с ОНР;
- организация НОД, праздников и досугов с учетом коррекционных методик;
- использование логопедических минуток с включением игр и упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики с учетом лексических тем;
- закрепление правильных речевых навыков дошкольников с нарушениями речи;
- создание условий для творческого освоения эталонов движения детьми с ТНР в различных ситуациях.
В учреждении используются разнообразные формы проведения НОД по физической культуре: сюжетные, игровые, контрольно-учетные, на свежем воздухе. С учетом лексических тем разработаны комплексы общеразвивающих упражнений по физической культуре, утренней гимнастике и модели двигательной активности для каждой возрастной группы; создана система игровых упражнений «Речь с движениями».
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Старший дошкольный возраст (с 4 до 6 лет)
Образовательная область «Физическое развитие»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и
точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
Использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты.
Основные движения
Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на
наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо.
Совершенствовать навыки ходьбы в колонне по одному, по двое, по трое, с выполнением заданий педагога, имитационные движения. Обучать детей ходьбе в колонне.
Совершенствовать навыки бега на носках, с высоким подниманием колена, в
колонне по одному, по двое, «змейкой», врассыпную, с преодолением препятствий, по наклонной доске вверх и вниз на носках.
Совершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом, бега с различной
скоростью, с изменением скорости, челночного бега.
Ползание и лазание. Совершенствовать умение ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони; «змейкой» между предметами, толкая перед собой головой мяч (расстояние 3—4 м), ползания по гимнастической скамейке на животе, на коленях;
ползания по гимнастической скамейке с опорой на колени и предплечья. Обучать вползанию и сползанию по наклонной доске, ползанию на четвереньках по гимнастической скамейке назад; пролезанию в обруч, переползанию через скамейку, бревно; лазанию с одного пролета гимнастической стенки на другой, поднимаясь по диагонали, спускаясь вниз по одному пролету; пролезанию между рейками поставленной на бок гимнастической лестницы.
Прыжки. Совершенствовать умение выполнять прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Обучать прыжкам разными способами: ноги скрестно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; перепрыгивать с ноги на ногу на месте, с продвижением вперед. Учить перепрыгивать предметы с места высотой до 30 см, перепрыгивать последовательно на двух ногах 4—5 предметов высотой 15—20 см, перепрыгивать на двух ногах боком вправо и влево невысокие препятствия (канат, мешочки с песком, веревку и т. п.). Обучать впрыгиванию на мягкое покрытие высотой
20 см двумя ногами, спрыгиванию с высоты 30 см на мат. Учить прыгать в длину с места и с разбега; в высоту с разбега. Учить прыгать через короткую скакалку на двух ногах вперед и назад; прыгать через длинную скакалку: неподвижную (h=3—5 см), качающуюся, вращающуюся; с одной ноги на другую вперед и назад на двух ногах, шагом и бегом.
Катание, ловля, бросание. Закрепить и совершенствовать навыки катания
предметов (обручей, мячей разного диаметра) различными способами. Обучать прокатыванию предметов в заданном направлении на расстояние до 5 м (по гимнастической скамейке, по узкому коридору шириной 20 см в указанную цель: кегли, кубики и т. п.) с помощью двух рук. Учить прокатывать мячи по прямой, змейкой, зигзагообразно с помощью палочек, дощечек разной длины и ширины; прокатывать обручи индивидуально, шагом и бегом. Совершенствовать умение подбрасывать мяч
вверх и ловить его двумя руками и с хлопками; бросать мяч о землю и ловить его двумя руками. Формировать умение отбивать мяч об пол на месте (10—15 раз) с продвижением шагом вперед (3—5 м), перебрасывать мяч из одной руки в другую, подбрасывать и ловить мяч одной рукой (правой и левой) 3—5 раз подряд, перебрасывать мяч друг другу и ловить его из разных исходных положений, разными способами, в разных построениях. Учить бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние до мишени 3—5 м).
Ритмическая гимнастика
Совершенствовать умение выполнять физические упражнения под музыку в
форме несложных танцев, хороводов, по творческому заданию педагога. Учить детей соотносить свои действия со сменой частей произведения, с помощью выразительных движений передавать характер музыки. Учить детей импровизировать под различные мелодии (марши, песни, танцы).
Строевые упражнения
Совершенствовать умение строиться в колонну по одному, парами, в круг, в одну шеренгу, в несколько кругов, врассыпную. Закрепить умение перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, по три, в круг, несколько кругов, из одной шеренги в две. Обучать детей расчету в колонне и в шеренге «по порядку», «на первый, второй»; перестроению из колонны по одному в колонну по два, по три во время ходьбы;
размыканию и смыканию с места, в различных построениях (колоннах, шеренгах, кругах), размыканию в колоннах на вытянутые вперед руки, на одну вытянутую вперед руку, с определением дистанции на глаз; размыканию в шеренгах на вытянутые в стороны руки; выполнению поворотов направо и налево, кругом на месте и в движении различными способами (переступанием, прыжками); равнению в затылок в колонне.
Общеразвивающие упражнения
Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в замок пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Учить выполнять упражнения для развития и укрепления мышц спины,
поднимать и опускать руки, стоя у стены; поднимать и опускать поочередно прямые ноги, взявшись руками за рейку гимнастической стенки на уровне пояса; наклоняться вперед и стараться коснуться ладонями пола; учить наклоняться в стороны, не сгибая ноги в коленях; поворачиваться, разводя руки в стороны; поочередно отводить ноги в стороны из упора присев; подтягивать голову и ноги к груди, лежа; подтягиваться на гимнастической скамейке.
Учить выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног;
приседать, поднимая руки вверх, в стороны, за спину; выполнять выпад вперед, в сторону, совершая движение руками; катать и захватывать предметы пальцами ног. При выполнении упражнений использовать различные исходные положения (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях и др.). Учить выполнять упражнения как без предметов, так и различными предметами (гимнастическими палками, мячами, кеглями, обручами,
скакалками и др.).
Спортивные упражнения
Совершенствовать умение катать друг друга на санках, кататься с горки на
санках, выполнять повороты на спуске, скользить по ледяной дорожке с разбега. Учить самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой и с выполнением поворотов вправо и влево.
Спортивные игры
Формировать умение играть в спортивные игры: городки (элементы), баскетбол (элементы), футбол (элементы), хоккей (элементы).
Подвижные игры
Формировать умение участвовать в играх-соревнованиях и играх-эстафетах, учить самостоятельно организовывать подвижные игры.
Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Образовательная область «Физическое развитие»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость).
Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость,
самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Способствовать формированию широкого круга игровых действий.
Основные движения
Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущих группах (обычная ходьба; ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена; широким и мелким шагом; приставным шагом вправо и влево; гимнастическим шагом; в полуприседе; в колонне по одному, двое, трое, четверо, в шеренге; по кругу, с поворотом, змейкой, врассыпную, с выполнением заданий).
Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом.
Развивать навыки бега, сформированные в предыдущих группах (бег обычный, на носках; бег с выбрасыванием прямых ног вперед; бег мелким и широким шагом; в колонне по одному, по двое, с заданиями, с преодолением препятствий; с мячом, по доске, по бревну, в чередовании с прыжками, с подлезанием, ходьбой, с изменением темпа, с различной скоростью). Формировать навыки бега на скорость и на выносливость. Учить бегать, сильно сгибая ноги в коленях, широкими шагами (прыжками), спиной вперед; из разных исходных положений; бегать наперегонки парами
и группами, со скакалкой; бегать на скорость в играх-эстафетах.
Упражнения в равновесии. Формировать навыки ходьбы по гимнастической
скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове; по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком;
продвигаясь вперед прыжками на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед. Совершенствовать навыки ходьбы по веревке (d = 2—3 см) прямо и боком, по канату (d = 5—6 см) прямо и боком; кружения с закрытыми глазами с остановкой, принятием заданной позы. Формировать умение стоять на одной ноге (руки на пояс, руки в стороны; с закрытыми глазами), стоять на носках; то же на повышенной опоре —
кубе (h — 30—40 см), гимнастической скамейке, большом набивном мяче (3 кг) со страховкой педагога.
Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных
способов ползания и лазания. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными. Закрепить навыки пролезания в обруч и подлезания под дугу разными способами, подлезания под гимнастическую скамейку, подлезания под несколькими дугами подряд
(h 35—50 см). Продолжать развивать умение лазать по вертикальным и
наклонным лестницам, используя одноименные и разноименные движения рук и ног.
Закреплять умение переходить с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали. Формировать умение лазания и спуска по канату индивидуально со страховкой педагога.
Прыжки. Совершенствовать навыки выполнения всех видов прыжков,
сформированные в предыдущих группах (на двух ногах разными способами, на одной ноге, с чередованием с ходьбой, с поворотом кругом). Формировать умение выполнять прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, прыжки через набивные мячи (5—6 последовательно). Совершенствовать навыки выполнения прыжков на одной ноге (на месте, с продвижением вперед, через веревку вперед и назад). Формировать навыки
выполнения прыжков вверх из глубокого приседа, вверх с места; на мягкое покрытие с разбега, в длину с места и разбега, в высоту с разбега. Совершенствовать умение спрыгивать в упражнениях с другими видами движений (высота предметов не более 30—40 см). Совершенствовать навыки выполнения прыжков через короткую и длинную скакалки, через большой обруч.
Бросание, метание. Совершенствовать и закреплять навыки всех способов
катания, бросания и ловли, метания вдаль и в цель. Совершенствовать навыки перебрасывания мяча друг другу из-за головы, снизу, от груди, сверху, из положения сидя, на месте и во время передвижения в парах, через сетку; бросания мяча о землю и ловли его двумя руками, одной рукой, с хлопком, с поворотами; отбивания мяча на месте и с продвижением вперед, змейкой между предметами. Формировать навыки ведения мяча в разных направлениях, перебрасывания набивных мячей; метания из разных
положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цель, вдаль.
Строевые упражнения
Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и
перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении.
Совершенствовать умение рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по разделениям.
Ритмическая гимнастика
Совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку. Содействовать развитию пластичности, выразительности плавности, ритмичности движений. Развивать творчество и воображение.
Общеразвивающие упражнения
Продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, шеи, спины, стопы и др.), связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног).
Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение
поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок; поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками. Формировать умение вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большими (упражнение «Пальчики здороваются»).
Упражнения для укрепления туловища и ног. Совершенствовать умение
поворачивать туловище в стороны, наклоняться вперед с поднятыми вверх руками или держа руки в стороны. Формировать умение поднимать обе ноги из упора сидя; садиться из положения лежа на спине и снова ложиться, закрепив ноги; поднимать ноги из положения лежа на спине и стараться коснуться лежащего за головой предмета; прогибаться, лежа на спине; из упора присев переходить в упор на одной ноге.
Совершенствовать умение приседать, держа руки за головой; из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую; выполнять выпад вперед, в сторону; свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.
Спортивные упражнения
Совершенствовать сформированные ранее и развивать навыки езды на
двухколесном велосипеде, самокате, санках; игры в хоккей (элементы). Сформировать навык скольжения по ледяной дорожке на одной ноге; навык скольжения с невысокой горки на двух ногах.
Спортивные игры
Совершенствовать навыки игры в футбол (элементы), баскетбол (элементы),
бадминтон (элементы), городки (элементы).
Подвижные игры
Совершенствовать навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с
элементами соревнования.
- Перспективное планирование образовательной деятельности в образовательной области физическое развитие по группам.
Месяц (или квартал) | Образовательные области | Темы\направления деятельности | Основные задачи работы с детьми | Формы работы (занятия, проекты. праздники, концерты и др.) |
Сентябрь | Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Исследование индивидуального развития детей. Мониторинг развития детей. Осень | Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ доставлять удовольствие от общения со сверстниками и педагогом научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки | НОД физкультурные занятия «День знаний». Музыкально-физкультурное развлечение. Физкультурный досуг «Путешествие в царство физкультуры» |
Октябрь | Социально-коммуникативное развитие | Осень золотая Овощи. Фрукты. Игрушки | Разучивать речитативы подвижных тематических игр., считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | НОД (физкультурные занятия) народные игры с речевым сопровождением. Физкультурный досуг «Осенние старты» |
Речевое развитие | ||||
Физическое развитие | ||||
Ноябрь | Социально-коммуникативное развитие | Домашние животные «День народного единства» «Одежда» «Мебель» «Посуда» «Бытовые приборы» «Моя семья» | Побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников во время игр | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг ко дню народного единства «Неделя здоровья |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр. считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
Декабрь | Социально-коммуникативное развитие | Новый год Дикие и домашние животные | Создать педагогическую ситуацию, при которой дети могут проявить свои нравственные качества (доброту, отзывчивость, терпение, дружелюбие) | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
Январь | Социально-коммуникативное развитие | Святки. Рождество. Зимние забавы. Птицы Жители моря | Обобщать знания детей о народных праздниках и обычаях. | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Зимние забавы» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без | |||
Февраль | Социально-коммуникативное развитие | Наша Армия сильна Транспорт Профессии | Развитие интереса к сюжетно-ролевым играм и упражнениям | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный праздник посвященный Дню 23 февраля «Зарница» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
Март | Социально-коммуникативное развитие | Начало весны Животные жарких и холодных стран | Формировать навыки безопасного поведения во время проведения занятий физкультурой | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Весенняя капель» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
Апрель | Социально-коммуникативное развитие | Здоровье Космос Перелетные птицы | Обогащать коммуникативный опыт детей через подвижные и сюжетные игры. | НОД (физкультурные занятия) Развлечение «день смеха» Физкультурный досуг к дню космонавтики «Ждут нас быстрые ракеты» «День здоровья» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. Разучивать новые считалки и игры с речитативом. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
Май | Социально-коммуникативное развитие | Праздник Победы Насекомые Цветы | Формировать патриотические чувства Обобщать знания детей о времени года весна. Развивать коммуникативные способности детей. | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «Победный май» |
Речевое развитие | Разучивать речитативы подвижных тематических игр, считалки по лексическим темам. Развивать речевой аппарат звуковой дыхательной гимнастикой. | |||
Физическое развитие | Развивать основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. Разучивать комплексы ОРУ с предметами и без. | |||
Июнь | Социально-коммуникативное развитие | Повторение Наше лето | Вырабатывать осознанное отношение к физкультуре и спорту | НОД (физкультурные занятия) Физкультурный досуг «День защиты детей» Физкультурный досуг «День Нептуна» |
Речевое развитие | Совершенствовать диалоговую речь детей. | |||
Физическое развитие | Повторять основные виды движений. Упражнять в метании лазании равновесии. Играть в подвижные игры и эстафеты с использование различного оборудования. |
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: формировать гигиенические навыки: умываться и мыть руки после физических упражнений и игр. Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки безопасного поведения при выполнении бега, прыжков, подбрасывании мяча, проведении подвижной игры. Познавательное развитие: формировать навык ориентировки в пространстве | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, на пятках, с перешагиванием через предметы, лег бег, быстрый бег, бег врассыпную | ||||
ОРУ | Диагностика | Диагностика | С платочком | С мячом | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по канату боком приставным шагом, руки на поясе 2.Упражнения «Пингвины» (прыжки) 3.Метание мешочка в обруч 4. Ползание по гимнастической скамейке на коленях | 1.Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки на поясе 2.Прыжки на двух ногах между кеглями 3.Прокатывание мяча одной и двумя руками из разных положений | |||
Подвижные игры | «Перелет птиц» | «Перелет птиц» | «Мы - веселые ребята» | «Мы - веселые ребята» | |
III часть | Дыхательная гимнастика«Жуки» | Дыхательная гимнастика«Жуки» | Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений по сигналу Игра «Назови ласково» | Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений по сигналу Игра «Назови ласково» |
ОКТЯБРЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: самостоятельное безопасное поведение на основе правил безопасного поведения Социально-коммуникативное развитие: Владение навыками общения со сверстниками и взрослыми, Познавательное развитие: Осознание практической ценности природы | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках,, на пятках, с высоким подниманием колен, ногами вперед, спиной вперед, обычная ходьба; бег быстрый, змейкой,спокойный | ||||
ОРУ | С обручем | С мячом большого размера | С обручем | С мячом большого размера | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по скамейке прямо и боком 2.Прыжки через предметы 3.Бросание мяча о стену и ловля двумя руками 4.Отбиваниее мяча о пол одной рукой на месте | 1.Ходьба по скамейке на носочках, руки на поясе 2. Упражнение «перепрыгни- не задень» 3. Пролезание в обруч прямо и боком | 1.Ходьба по скамейке прямо и боком 2.Бросание мяча вверх и ловля его на месте 3.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину 4. Подлезание под дугу прямо и боком | 1.Ходьба по скамейке на носочках, руки на поясе 2. Упражнение «перепрыгни- не задень» 3.Пролезание в обруч прямо и боком | |
Подвижные игры | «Поймай комара» | «У медведя во бору» | «У медведя во бору» | «Поймай комара» | |
III часть | Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений по сигналу | Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений по сигналу | Дыхательная гимнастика«Жуки» | Дыхательная гимнастика«Жуки» |
НОЯБРЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: Осознание необходимости физическими упражнениями Социально-коммуникативное развитие: Бережное отношение к вещам и предметам Уборка вещей и предметов на место Познавательное развитие: Представления о правилах поведения дома и в общественных местах Функциональное применение определенного вида одежды и обуви | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки в стороны; на пятках, с высоким подниманием колен, гусиным шагом, с разведением носков врозь, по кругу, взявшись за руки, с изменением направления движения; обычная ходьба; боковой галоп вправо, влево; бег спиной вперед, легкий бег | ||||
ОРУ | С палкой | С флажками | С палкой | С флажками | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по скамейке с перекладыванием мяча из правой руки в левую перед собой и за спиной 2.Бросание мяча о стену и ловля его двумя руками 3.Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках | 1.Ходьба по скамейке с перекладыванием мяча из правой руки в левую перед собой и за спиной 2.Отбивание мяча о пол одной рукой на месте 3. Ползание на четвереньках между кеглями | 1.Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки на поясе 2.Перешагивание через шнуры 3.Подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его после хлопка 4.Ползание на четвереньках между кеглями | 1.Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки на поясе Перешагивание через шнуры 2.Отбивание мяча двумя руками снизу, из-за головы в парах 3.Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках | |
Подвижные игры | «Кот в сапогах» | «Кот в сапогах» | «Трамвай» | «Трамвай» | |
III часть | «У кого мяч» | «У кого мяч» | «Испорченный телефон» | «Испорченный телефон» |
ДЕКАБРЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: самостоятельное безопасное поведение на основе правил безопасного поведения Социально-коммуникативное развитие: Бережное отношение к вещам и предметам Познавательное развитие: представление о сходстве, особенностях жизни живых существ | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки на поясе, на пятках; гусиным шагом; с постановкой одной ноги на пятку, другой на носок, в полуприсяди; подскоки, легкий бег, бег всреднем темпе | ||||
ОРУ | С обручем | С обручем | С кубиками | С кубиками | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики 2.Перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед 3.Лазание на четвереньках между кеглями | 1.Бросание мяча о стену и ловля его двумя руками 2.Ползание на четвереньках, подталкивая перед собой головой мяч 3.Перелезание через стремянки | 1.Перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед 2.Ходьба по наклонной доске 3.Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками | 1.Ходьба по скамейке боком 2.Упражнение «Забей шайбу в ворота» 3. Ползание на четвереньках | |
Подвижные игры | «Попади в обруч» | «Веселые снегири» | «Снежинки» | «К нам приходит Новый Год» | |
III часть | Дыхательная гимнастика«Надуй шарик» | Дыхательная гимнастика«Надуй шарик» | Дыхательная гимнастика«Надуй шарик» | Дыхательная гимнастика«Снежинки и ветерок» |
ЯНВАРЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | |||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | |
ЗОЖ: Осознание необходимости физическими упражнениями Социально-коммуникативное развитие: Участие в игровой деятельности, владение навыками общения со сверстниками Познавательное развитие: Знание основных признаков зимы, о зимних изменениях в неживой природе и | ||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки вверх, на пятках, руки за головой, в полуприсяди, руки на поясе; обычная ходьба, легкий бег, бег галопом | |||
ОРУ | С короткой скакалкой | С мячом | С флажком | |
Основные виды движений | 1.Ходьба с перешагиванием через набивные мячи с мешочком на голове, руки в стороны 2.Прыжки через шнуры на двух ногах без паузы 3.Перебрасывание мяча в парах и ловля стоя | 1.Влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее 2.Пролезание в обруч правым и левым боком 3.Ходьба по скамейке боком | 1.Ходьба по скамейке, руки за головой 2.Прыжки в длину с места до ориентира 3.Лазание по гимнастической стенке | |
Подвижные игры | «Снежки» | «Нам в любой мороз не страшно» | «Снежки» | |
III часть | Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветерок» | Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветерок» | Дыхательная гимнастика «Снежинки и ветерок» |
ФЕВРАЛЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: самостоятельное безопасное поведение на основе правил безопасного поведения Социально-коммуникативное развитие: Бережное отношение к вещам и предметам, уборка вещей и предметов на место Познавательное развитие: Представление об истории праздника «День Защитника Отечества» | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, с разведением носков, пяток врозь, в полуприсяди, обычная ходьба, бег спиной вперед, быстрый бег, легкий бег змейкой | ||||
ОРУ | С обручем | С обручем | С палкой | С палкой | |
Основные виды движений | 1.Ходьба на носках между кеглями, поставленные в один ряд 2.Метание мешочков от плеча в горизонтальную цель правой и левой руки 3.Влезание на гимнастическую стенку и спуск вниз | 1.Ходьба по скамейке, руки за головой 2.Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо 3.Прыжки на двух ногах из обруча в обруч | 1.Ходьба на носках между кеглями, поставленные в один ряд 2. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед 3.Перебрасывание мяча в парах и ловля стоя | 1. Ходьба по скамейке, руки за головой 2.Метание мешочков от плеча в горизонтальную цель правой и левой руки 3.Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками | |
Подвижные игры | «Звонкие ложки» | «Трамвай» | «Раз, два , три, повтори» | «Трамвай» | |
III часть | Дыхательная гимнастика«Каша кипит» | Дыхательная гимнастика «Самолеты» | Дыхательная гимнастика«Трубач» | Дыхательная гимнастика «Часики» |
МАРТ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: Обслуживание себя и владение полезными привычками Социально-коммуникативное развитие: Участие в игровой деятельности Бережное отношение к вещам и предметам Познавательное развитие: Представление о сезонных изменениях в неживой природе | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки вверх, на пятках, в полуприсяде; в колонне по одному с перестроением в пары и обратно; обычная ходьба; бег спиной вперед; легкий бег | ||||
ОРУ | С короткой скакалкой | С короткой скакалкой | С кубиками | С кубиками | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики 2.Перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед 3.Лазание на четвереньках между кеглями | 1.Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки на поясе 2.Перешагивание через шнуры 4.Ползание на четвереньках между кеглями | 1.Ходьба с перешагиванием через набивные мячи с мешочком на голове, руки в стороны 2.Прыжки через шнуры на двух ногах без паузы 3.Перебрасывание мяча в парах и ловля стоя | 1.Влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее 2.Пролезание в обруч правым и левым боком 3.Ходьба по скамейке боком | |
Подвижные игры | «Праздник мам» | «У медведя во бору» | «Погрузи мебель в машину» | «У медведя во бору» | |
III часть | Ходьба в колонне | Дыхательная гимнастика «Гуси» | Дыхательная гимнастика «Гуси» | Ходьба в колонне |
АПРЕЛЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: Мотивация к сбережению здоровья, представление о здоровье Социально-коммуникативное развитие: Участи ев игровой деятельности, владение навыками со сверстниками и взрослыми Познавательное развитие: Представление о сезонных изменениях в неживой природе | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки вверх, на пятках,, на внешней стороны стопы; с постановкой одной ноги на пятку другую на носок, обычная ходьба; легкий бег, бег врассыпную с остановкой по сигналу | ||||
ОРУ | С короткой скакалкой | С мячом | С кубиком | С флажком | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по скамейке, руки за головой 2.Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо 3.Прыжки на двух ногах из обруча в обруч | 1.Ходьба по скамейке прямо и боком 2.Бросание мяча вверх и ловля его на месте 3.Забрасывание мяча в баскетбольную корзину 4. Подлезание под дугу прямо и боком | 1.Ходьба на носках между кеглями, поставленные в один ряд 2. Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед 3.Перебрасывание мяча в парах и ловля стоя | 1.Ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики 2.Перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед 3.Лазание на четвереньках между кеглями | |
Подвижные игры | «Точно в цель» | «Земля и луна» | «Точно в цель» | «Сбей кеглю» | |
III часть | Дыхательная гимнастика | Ходьба в колонне | Ходьба в колонне | Дыхательная гимнастика |
МАЙ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: формировать гигиенические навыки: умываться и мыть руки после физических упражнений и игр. Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки безопасного поведения при выполнении бега, прыжков, подбрасывании мяча, проведении подвижной игры. Познавательное развитие: формировать навык ориентировки в пространстве | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки вверх, на пятках, в чередовании с обычной ходьбой, с высоким подниманием колен, с переходом на бег без ускорения | ||||
ОРУ | С мячом | С палкой | Диагностика | Диагностика | |
Основные виды движений | 1.Прыжки через скакалку на месте 2.Подлезание под 3-4 дуги 3.Лазание по стенке с переходом на другой пролет и спуск вниз | Х1.одьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом 2.Метание перебрасывание мяча двумя руками способами в парах 3.Лазание по скамейке, подтягиваясь на руках | |||
Подвижные игры | «Сбей кеглю» | «Шмель» | |||
III часть | Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» | Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» |
ИЮНЬ
Содержание организованной образовательной деятельности | Интеграция образовательных | ||||
Темы Этапы занятия | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
ЗОЖ: самостоятельное безопасное поведение на основе правил безопасного поведения Социально-коммуникативное развитие: Бережное отношение к вещам и предметам Познавательное развитие: представление о сходстве, особенностях жизни живых существ | |||||
Вводная часть | Ходьба на носках, руки на поясе, на пятках; гусиным шагом; с постановкой одной ноги на пятку, другой на носок, в полуприсяди; подскоки, легкий бег, бег всреднем темпе | ||||
ОРУ | С обручем | С обручем | С кубиками | С кубиками | |
Основные виды движений | 1.Ходьба по скамейке с перешагиванием через кубики 2.Перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед 3.Лазание на четвереньках между кеглями | 1.Бросание мяча о стену и ловля его двумя руками 2.Ползание на четвереньках, подталкивая перед собой головой мяч 3.Перелезание через стремянки | 1.Перепрыгивание с ноги на ногу с продвижением вперед 2.Ходьба по наклонной доске 3.Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками | 1.Ходьба по скамейке боком 2.Упражнение «Забей шайбу в ворота» 3. Ползание на четвереньках | |
Подвижные игры | «Попади в обруч» | «Шмель» | «Шмель» | «Попади в обруч» | |
III часть | Дыхательная гимнастика«Надуй шарик» | Дыхательная гимнастика«Надуй шарик» | Ходьба в колонне | Ходьба в колонне |
2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
месяц | Темы | Группы | Формы работы |
Сентябрь | «Физическое воспитание в семье» | Средняя Старшая Подготовительные
| Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Октябрь | Формирование правильной осанки «Здоровая спина с детства!» | Все группы | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Ноябрь | Профилактика плоскостопия «Топ-топ сапожок» | Все группы | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Декабрь | «Советы по закаливанию ребенка» | Все группы
| Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Январь | «Комплекс дыхательной гимнастики после сна» | 1 младшая
Средняя Старшая Коррекционная | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Февраль | «Физическая культура в семье,когда начинать заниматься?» | Средняя Старшая | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Март | Анкетирование | 1 младшая 2 младшая Средняя Старшая Коррекционная | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Апрель | «Здоровые стопы» | Средняя Старшая Подготовительные | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Май | «Значение игр и игр упражнений во всестороннем развитии ребенка» «Как выбрать вид спорта?» | Все группы Средняя Старшая
| Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
Июнь | «Здравствуй лето! Будь осторожен!» | Все группы | Консультация Наглядно-демонстрационный материал |
3. Организационный раздел рабочей программы.
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Виды деятельности, технологии | Индивидуальный маршрут развития ребенка |
Занятия по физической культуре - 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 занятие на улице в каждой возрастной группе. Праздники- Развлечения- Интегрированные занятия. | подвижные игры поручения педагога по уборке инвентаря. Самостоятельная работа со снарядами (мяч скакалка обруч и т.д.) | На занятиях активно используются Здоровьесберега- ющие технологии: Дыхательная гимнастика; Артикуля- ционная гимнастика; самомассаж; Речевые игры; Пальчико-вая гимнастика; Гимнастика для глаз, Игровой массаж; Психогимнастика. | Реализация используемых программ по физическому воспитанию, программ дополнительного Образования с элементами ритмической гимнастики, с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. |
3.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия по физическому развитию)
(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
Группы | Продолжительность одного занятия по физическому развитию | Количество образовательных занятий по физическому развитию в неделю |
Коррекционная группа с нарушением | 25 минут | 3 3 |
3.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (во всех группах).
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в образовательной области: "Физическое развитие" | -Наблюдение | 2 раза в год | 1-2 недели в каждой группе | Сентябрь Май |
3.4. Создание развивающей предметно - пространственной среды
Образовательная область | Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды | |
Содержание | Срок (месяц) | |
Физическое развитие |
«Ленточки на резиночках для ОРУ», Резинки для подлезания и прыжков., подвесное оборудование, мяч на веревке. «Цветочки», «Птицы», «Солнышко», «Туча», «Звенящие игрушки», «шуршащие игрушки», «гантели»
| Сентябрь - май |
3.5. Методическое обеспечение
Образовательная область, направление образовательной деятельности | Список литературы |
Физическое развитие | 1. С.Я.Лайзане «Физическая культура для малышей»; 2. Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»; 3. Д.В.Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»; 4. Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми с детьми 3 -4 лет»; 5. Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми с детьми 4 -5 лет»; 6. Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия с детьми с детьми 5 -6 лет»; 7. «Теория и организация адаптивной физической культуры» под общ. ред. С.П. Евсеева – М., Советский спорт, 2010 8. Вавилова Е.Н. «Развитие основных движений у детей 3 – 7 лет»; 9. Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и упражнения для детей 3 – 5 лет»; 10. Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и упражнения для детей 5 – 7 лет»; 11. Кириллова Ю.А. Сценарии физкультурных досугов и спортивных праздников для детей логопедических групп с диагнозом ОНР и детей массовых групп от 3-7лет. СПб. Детство–пресс 2012 12. Кириллова Ю.А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с ОНР с 3-4 лет СПб Детство-пресс 2013 13. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. СПб Детство-пресс 2005 14. Гуськов А.А Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет развитие моторики, коррекция координации движений и речи. Волгоград 2014. 15. Галанов С.А. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб. Речь. 2007. 16. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. СПб. Речь 2007 . 17. Красикова И.С. Дыхательная гимнастика и массаж для детей с заболеваниями органов дыхания. СПб. Кроха принт. 2004. 18. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) методами физического воспитания : Методическое пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ТНР. Москва ГУИ Владос, 2017. 19. Коновалова Н.Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно-ролевой основе. Волгоград, Учитель. 20. Соломенникова Н.М. Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет. Волгоград. Учитель 21. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики коррекции координации движений и речи. Волгоград. Учитель. 22. Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018 23. Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4 до 5 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018 24. Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018 25. Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6 до 7 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018 26. Кириллова Ю.А. Комплекс общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 3 до 4 лет и с 4 до 5 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018. 27. Кириллова Ю.А. Комплекс общеразвивающих упражнений в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет. СПб. Детство-Пресс. 2018. 28. Гулидова Т.В., Осипова Н.А. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников. Семейные праздники, физкультурные занятия, консультации для родителей. Волгоград. Учитель. |
Педагогическая диагностика | Мониторинг физического развития МКДОУ детского сада «Березка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционных групп
Рабочая программа...
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой...
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...
Рабочая программа "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (5-7 лет)"
Программа сформирована как программа педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей младшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей средней группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы .
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологическ...