Общеобразовательная(общеразвивающая) программа по плаванию
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИТКИ, СПОРТА И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК» КАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании «Утверждаю» Педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» «Колокольчик»» Протокол №6 от «25» августа 2022г. _____________Землянская В.И.
Приказ №26 от «25» августа 2022г.
Общеобразовательная(общеразвивающая) программа по плаванию
для детей 3 – 7 лет
Направленность: физкультурно спортивная
Вид программы: Модифицированная
Уровень программы: Базовый
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
Год разработки: 2022 год
Автор:
инструктор
по физической
культуре
Чехонадских С. А
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Введение
1.2 Обеспечение безопасности НОД по плаванию
РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Цели и задачи обучения плаванию детей дошкольного возраста
2.2 Методика обучения плаванию дошкольного возраста
2.3 Организация проведения НОД по плаванию
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
3.1 Требования к уровню подготовки по каждой возрастной группе
3.2 Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
РАЗДЕЛ 5. ОБОРУДОВАНИЕ
РАЗДЕЛ 6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Введение
Здоровые дети – это основа жизни нации. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура.
Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.
Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.
Обеспечение безопасности НОД по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
1.2. Обеспечение безопасности НОД по плаванию.
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила.
- Непосредственно образовательную деятельность по плаванию проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
- Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
- Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
- Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 10-12 человек.
- Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.
- Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
- Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
- Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
- При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
- Соблюдать методическую последовательность обучения.
- Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
- Прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды.
- Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.
- Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению преподавателя;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
При обучении прыжкам каждый воспитанник должен знать и соблюдать правила прыжков в воду.
- Во время проведения прыжков в воду необходимо соблюдать строгую дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения преподавателя.
- Выполняются прыжки строго под наблюдением преподавателя и по его команде.
- Очередная команда подается после того, как выполнившие прыжок дети, отплыли на безопасное расстояние или вышли из воды.
- При прыжках в воду с твердой опоры необходимо обхватывать пальцами ног передний край этой опоры, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
- При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги в коленях.
- Внимательно слушать объяснение техники прыжка инструктором.
- Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.
РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи.
Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизиологическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи
• сформировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
• освоить технические элементы плавания;
• познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на воде (на открытых водоемах, в бассейне).
• развивать двигательную активность детей;
• способствовать развитию навыков личной гигиены;
• способствовать развитию костно-мышечного корсета;
• развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
•. формирование знаний о способах плавания и водных видах спорта
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность и организованность;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
• воспитывать интерес к занятиям физической культуры;
• воспитывать морально-волевые качества: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребёнок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно себя в коллективе. Огромная радость и счастье светятся в его глазах, когда он начинает понимать, что преодолел свой страх, стал сильнее и увереннее в себе. Сразу появляется огромное желание плавать и плавать. Это и есть настоящее самоутверждение личности.
2.2. Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста.
Рациональная методика обучения плаванию базируется на общих педагогических принципах.
- Систематичность - занятия плаванием должны проводиться регулярно, в
определенной системе, потому что регулярные занятия плаванием дают
больший оздоровительный эффект, чем эпизодические;
- Доступность - физическая нагрузка на занятиях по плаванию должна быть
доступна детям дошкольного возраста и соответствовать уровням
подготовленности;
- Активность – так как основной формой деятельности дошкольников
является игра, необходимо применять как можно больше игр и игровых
упражнений, благодаря использованию которых, процессе обучения
-Принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
-Наглядность- предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
- Последовательность и постепенность - во время обучения детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным упражнениям, поэтому приступать к ним нужно только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений.
Обучение плаванию нужно начинать с освоения воды, чтобы у детей не
было боязни и страха перед ней, и чтобы они чувствовали себя в воде
уверенно и свободно. Для этого на занятиях по плаванию нужно
использовать как можно больше игр, забав и развлечений в воде. Такие
формы проведения занятий, повышают интерес к ним. На занятиях по плаванию не стоит использовать только подвижные игры, нужно также применять игровые упражнения, которые позволят ребёнку освоить навыки плавания, проводить игры и эстафеты, в которых есть элементы соревнования.
2.3.Организация проведения НОД по плаванию.
Данная программа входит в вариативную часть, которую формирует
образовательное учреждение как третье занятие по физическому развитию.
Эта программа предусмотрена для детей всех возрастных групп ДОУ (3-7
лет).
Программа включает в себя: для младшего возраста 36 занятия, для
среднего возраста 36 занятия, для старшего возраста 36 занятия и 36
занятия для подготовительной группы (занятия проводятся 1 раза в неделю).
Продолжительность занятия во 2 младшей группе -15 минут, в средней
группе -20 минут, в старшей группе -25 минут, в подготовительной группе -
30 минут.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 4 года.
Форма проведения занятий.
На занятиях по плаванию, дети делятся на две подгруппы по 10-12
человек, так как это основная форма проведения занятий в ДОУ. Комплектуя
группы для проведения занятий, надо учитывать не только физическую
подготовленность детей, но и то, как воспитанники усваивают плавательные
движения (мониторинг).
Структура проведения занятий.
Занятие состоит из 3 частей:
- подготовительная часть (обще-развивающие упражнения на суше или в
воде);
- основная часть (специальные и подготовительные упражнения для
обучения плаванию);
- заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»:
-комплекс подводящих упражнений;
- элементы «сухого плавания».
Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:
- передвижение по дну и простейшие действия в воде;
- погружение в воду, в том числе с головой;
- упражнение на дыхание;
- открывание глаз в воде;
- всплывание и лежание на поверхности воды;
- скольжение по поверхности воды.
Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:
- движение рук и ног;
- дыхание пловца;
- согласование движений рук, ног, дыхания;
- плавание в координации движений.
Простейшие прыжки в воду:
- прыжки на месте и с продвижением;
- прыжки ногами вперед;
- прыжки головой вперед.
Игры и игровые упражнения способствующие:
- развитию умения передвигаться в воде;
- овладению навыком погружения и открывания глаз;
- овладению выдохам в воду;
- развитию умения всплывать;
- овладению лежанием;
- овладению скольжением;
- развитию умения выполнять прыжки в воду;
- развитию физического качества.
Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.
Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.
Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:
- ознакомление с движением на суше;
- изучение движений с неподвижной опорой;
- изучение движений с подвижной опорой;
- изучение движений в воде без опоры.
Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.
При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.
Раздел 3. Требования к уровню подготовки воспитанников.
3.1. Требования уровню подготовки по каждой возрастной группе.
II младшая группа.
Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовка к занятиям плаванием.Это этап, связанный с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, легко и свободно передвигаться в ней, совершать различные, целенаправленные движения. В то же время дети знакомятся с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей силой и др.
Задачи обучения.
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Учить, не бояться, входить в воду и выходить из нее самостоятельно.
- Знакомить с некоторыми свойствами воды.
- Обучать различным передвижениям в воде, погружению.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Делать попытки лежать на воде.
- Учить простейшим плавательным движениям ног.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: соблюдать основные правила поведения.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду
- Ходить вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук.
- Бегать вперед и назад (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»).
- Выполнять упражнение «Крокодильчик» с работой ног.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду.
- Пытаться выполнять выдох с погружением в воду.
- Прыгать по бассейну с продвижением вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Пытаться лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине.
- Пытаться скользить по поверхности воды.
Средняя группа.
К средней группе дети уже достаточно освоились в воде. Начинается новый этап: приобретение навыков плавания, таких как ныряние, лежание, скольжение, прыжки в воду, контролируемое дыхание, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно. Обучение нацелено на формирование умения находиться в воде в без опорном положении. Двигательные навыки, приобретенные в младшем возрасте, закрепляются уже на большой глубине. Упражнения усложняются, начинается применение плавательных и физических упражнений в воде под музыку. Повышаются требования к самостоятельности, организованности.
Задачи обучения.
- Продолжать учить, не бояться воды, безбоязненно играть и плескаться.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Продолжать обучать передвижениям в воде.
- Учить погружаться в воду.
- Учить простейшим приемам выдоха в воду, обучать выдоху на границе воды и воздуха.
- Обучать выдоху в воду.
- Учить открывать глаза в воде.
- Учить различным прыжкам в воде.
- Обучать кратковременному лежанию и скольжению на воде.
- Учить выполнять плавательные движения ногами.
Гигиенические навыки: пытаться самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его команды.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Пытаться проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Делать попытку доставать предметы со дна.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять упражнение на дыхание «Ветерок».
- Выполнять серию прыжков продвижением вперед, простейший прыжок ногами вперед.
- Выпрыгивать вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди.
- Скользить на груди, выполнять упражнения в паре «На буксире».
- Выполнять упражнения «Звездочка», «Медуза».
Старшая группа.
К старшей группе дети хорошо передвигаются в воде. Продолжается закрепление основных навыков плавания.
Задачи обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и на спине.
- Продолжать обучать лежанию на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить более уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.
- Разучивать попеременные и одновременные движения руками.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения, соблюдать их; реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.
К концу года дети могут.
- Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
- Бегать парами.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
- Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
- Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
- Скользить на груди с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине.
- Выполнять упражнение «Поплавок».
Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания. Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью не является обучение спортивному плаванию. Дети должны освоиться с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить маленьких плавцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах, инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
Задачи обучения.
- Продолжать знакомить со свойствами воды.
- Разучивать технику способов плавания кроль на груди и кроль на спине.
- Продолжать обучать лежанию, скольжению на груди и на спине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой.
- Научить выдоху в воду.
- Учить уверенно, держаться на воде, скользить по ней на груди более продолжительное время.
- Учить различным прыжкам в воду, научить прыжку ногами вперед, головой вперед.
- Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
- Учить попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
- Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
Гигиенические навыки: самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться; принимать душ, знать личные вещи.
Правила поведения: знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
К концу года дети могут.
- Погружаться в воду, открывать глаза в воде.
- Поднимать со дна предметы с открыванием глаз под водой.
- Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
- Выполнять вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
- Выполнять серии выдохов в воду, ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног, дышать в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой
- Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
- Скользить на груди и на спине с работой ног, с работой рук.
- Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
- Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
- Выполнять упражнения «Звездочка» на груди, на спине, Упражнение «Медуза» на длительность лежания.
- Пытаться плавать способом «Кроль»на груди и на спине.
3.2.Диагностика плавательных умений и навыков дошкольников
Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать способами кроль на груди, кроль на спине.
Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного
поведения.
Диагностика
Для отслеживания результативности своей работы с детьми в бассейне, правильности применения средств и методов физического воспитания, проводится контрольное тестирование . Проверка и оценка овладения двигательными умениями и навыками является важнейшим звеном воспитательно-образовательного процесса, помогает своевременно вносить коррективы в содержание занятий, менять характер педагогических воздействий. Этому служит диагностика плавательной подготовленности детей.
Цель - определение уровней плавательной способности, степени сформированности плавательных умений и навыков.
Задачи:
1. Выявление плавательных способностей, умений и навыков детей.
2. Определение стратегических задач по обучению плаванию на учебный год.
3. Планирование индивидуальной работы с детьми по освоению и развитию плавательных умений и навыков.
4. Анализ динамики уровня освоения плавательных умений и навыков.
Сроки проведения:
- начальная – сентябрь
- заключительная – май.
Для выполнения каждого упражнений дается 1 попытка. Вторую попытку можно давать только в случае явно неудачной первой.
Контрольное тестирование (2младшая группа )
Навык плавания | Контрольное упражнение |
Ныряние | Погружение лица в воду. |
Продвижение в воде | Ходьба вперед и назад (вперед спиной) в воде глубиной до бедер или до груди с помощью рук. |
Бег (игра «Догони меня», «Бегом за мячом»). | |
Упражнение «Крокодильчик». | |
Выдох в воду | Вдох над водой и выдох в воду. |
Прыжки в воду | Выпрыгнуть вверх из приседа в воде глубиной до бедер или до груди |
Лежание | Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. Скользить по поверхности воды. |
Контрольное тестирование (средняя группа) | |
Навык плавания | Контрольное упражнение |
Ныряние | Пытаться проплыть тоннель. |
Подныривание под гимнастическую палку. | |
Пытаться доставать предметы со дна. | |
Продвижение в воде | Упражнения в паре «на буксире». |
Бег парами. | |
Скольжение на груди. | |
Выдох в воду | Упражнение на дыхание «Ветерок». |
Вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой. | |
Прыжки в воду | Выполнение серии прыжков с продвижением вперед. |
Прыжок ногами вперед. | |
Лежание | Лежать на воде вытянувшись в положении на груди и на спине. |
Контрольное тестирование (старшая группа)
Навык плавания | Контрольное упражнение |
Ныряние | Ныряние в обруч. |
Проплывание тоннеля. | |
Подныривание под мост. | |
Игровое упражнение «Ловец». | |
Продвижение в воде | Скольжение на груди с работой ног, с работой рук. |
Скольжение на спине. | |
Продвижение с плавательной дощечкой с работой ног на груди. | |
Выдох в воду | Выполнение серии выдохов в воду. |
Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше». | |
Прыжки в воду | Прыжок ногами вперед. |
Соскок головой вперед. | |
Лежание | Упражнение «Поплавок». |
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине. | |
Контрольное тестирование (подготовительная группа) | |
Навык плавания | Контрольное упражнение |
Ныряние | Проплывание «под мостом» (несколько звеньев). |
Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой. | |
Продвижение в воде | Плавание на груди с работой рук, с работой ног. |
Продвижение с плавательной доской на спине с работой ног. | |
Выдох в воду | Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног. |
Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы в сторону с неподвижной опорой. | |
Прыжки в воду | Прыжок головой вперед. |
Прыжок ногами вперед в глубокую воду. | |
Лежание | Упражнение «медуза» на длительность лежания. |
Упражнение «Звездочка» на груди, на спине в глубокой воде. |
При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.
Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
Средний уровень – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.
РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне».
2. Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
3. Картинки с изображением морских животных.
4. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
5.Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
РАЗДЕЛ 5. ОБОРУДОВАНИЕ.
1. Плавательные доски.
2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
4. Надувные круги.
5. Нарукавники.
7. Поролоновые палки (нудолсы) .
8. Мячи разных размеров.
9.Обручи.
10.Ведёрки.
РАЗДЕЛ 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
- Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н.Ж.Булгакова.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
- Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
- Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
- Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. – М.: Физкультура и спорт,1974.-95 с.- ( Азбука спорта ).
- Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
- Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
- Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
- Петрова Н.Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. – М.: «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет
Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального развития ребенка....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ
В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)
Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...