Методика «Театр физического развития и оздоровления» Н.Н.Ефименко
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_n.n.efimenko.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Театр физического развития и оздоровления»
Н.Н.Ефименко
В программе автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни.
Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Чем коренным образом система Н. Н. Ефименко отличается от других – Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Д. В. Хухлаевой, Ю. Ф. Змановского, Л. В., Пензулаева Л.И. – в 10 профессиональных заповедях:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
3. Педагогический спидометр, или о тaк называемых общеразвивающих упражнениях подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
4. Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников, играя оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать.
6. Физическое воспитание «должно заряжать детей положительными эмоциями».
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создавай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего – комплексная педагогика жизни.
В связи с этим были сформулированы золотые формулы двигательного развития человека «СЛЕДУЙ ЛОГИКЕ ПРИРОДЫ!»
Начнем с первой золотой формулы: проводя любую форму физического воспитания детей, разумно начинать упражняться из «лежачих» или горизонтированных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных) – с постепенным увеличением нагрузки к положению прямостояния, к ходьбе, лазанию, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям)!
Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, как бы продолжая и уточняя ее. Заключается она в следующем: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) и лишь затем переходить к максимально высоким в данном положении позам
Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и др.) разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (позы группировки, позы «закрытого цветочного бутона») – с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей!
Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее упражняются мышцы туловища (груди, живота, спины), потом тазового пояса (подвздошно-поясничные сгибатели, затем ягодичные разгибатели) и нижние конечности; и, наконец, все вместе взятое в таких глобальных двигательных проявлениях как ходьба, лазание, бег и прыжки!
Пятая золотая формула двигательного развития дошкольников дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая над конечностями ребенка (руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных, близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные от туловища суставы (локтевые, коленные) и, наконец, задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные).
Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка во время его упражнения, тем более естественным для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона) и наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках, прыжках), тем более характерными для него должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения (в стиле скачущего коня)!
Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальней положение тела человека – тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений (напоминающий брошенную на пол веревку), и наоборот, чем выше и вертикальней положение тела относительно опоры, – тем более напряженным должен быть режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую вертикально колонну).
Восьмая золотая формула двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие движения.
Ефименко Н.Н говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие пользу и оздоровление не только их физическому воспитанию, но и интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений, творческому самовыражению детей.
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
В первые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди «играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать» ребенок может получать радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира.
Программа Н.Н.Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного» заинтересовала своей неординарностью по методике и структуре проведения занятий. Поэтапное внедрение элементов данной программы дало следующие результаты: занятия стали спектаклями, дарящими детям радость и приносящими пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений. Физкультурная сказка - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения подобных мероприятий позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Так же существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Занятие строится по типу:
занятие - это сценарий,
инструктор - режиссер,
спортивный зал - сцена,
дети - актеры.
родители - зрители
Очень важно: в вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и уставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача — научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики. Это специальные игровые задания, выполняя которые ребенок должен преодолеть стереотип движения с данным предметом. В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.
В заключительной части занятия для ускорения процессов восстановления организма можно проводить настройку. Она формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Внедряя инновационную работу в системе занятий физической культурой, я пришла к выводам:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности.
3. Способствует развитию жизненно важных качеств и навыков.
4. Приобщает к самостоятельным занятиям физкультурой и психической саморегуляции.
5. Способствует положительному эмоциональному подъему, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
Таким образом, физкультурное занятие превращается в увлекательную игру, а дети — в страстных игроков и вдохновленных актеров. В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр физического развития и оздоровления "Огурчики и помидорчики"
Театр физического развития и оздоровления с детьми подготовтительной группы...
Театр физического развития и оздоровления "Вниз по Енисею"
Театр физического развития и оздоровления (раздельная физкультура)-мальчики старшей группы...
Инновационная разработка занятия «Путешествие по реке Сургут» на основе модернизации авторской программы Н.Н Ефименко «Театр физического развития и оздоровления» с детьми подготовительной группы
Занятие путешествие по родной реке Сургут, которая протекает рядом с поселком. В основе занятия авторская программа Н.Н. Ефименко "Театр физического развития и оздоровления". Использовала на занятии д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности . Образовательная область «Физическое развитие» по программе Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» «Путешествие в подводный мир» с ис
Создание оптимальных двигательно-игровых условий для эффективного освоения детьми базовой двигательной программы (от лежаче-горизонтированных положений к прямостоянию)....
Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Автор программы Ефименко Н.Н говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...
"Театр физического развития и оздоровления по программе Н.Н. Ефименко
Оздоровление детей через театр...
Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».
laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...