РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по физкультуре

Капитонова Елизавета Николаевна

Статья посвящена проблемам развития двигательных способностей (необходимых для освоения учебной деятельности) детей 5-7 лет с нарушением речи. Координационные способности это часть двигательной сферы, которая в наибольшей степени деформирована у детей с нарушениями речи. Вместе с тем, достаточный уровень координационных способностей необходим для успешного освоения всего спектра движений, а также разных видов учебной деятельности: письма, рисования, конструирования и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_baturina.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Батурина Елизавета Николаевна

Инструктор ФИЗО ГБДОУ детский сад № 362

Компенсирующего вида Кировского района

Санкт-Петербурга

В программах по адаптивному физическому воспитанию не малую роль играет развитие координационных способностей, поскольку на них основываются большинство новых двигательных умений и навыков, как основа для дальнейшего освоения других физических способностей детей дошкольного возраста. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Возраст 4–7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Сформированные двигательные умения и навыки позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно–мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно–сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

Нарушение координационных способностей является типичным для всех нозологических групп детей, имеющих отклонения в развитии. В действующих программах по физическому воспитанию в образовательных организациях есть указания о необходимости коррекции отдельных проявлений координационных способностей, но нет конкретных рекомендаций для их реализации.

К базовым видам координационных способностей большинство авторов относят те виды координационных проявлений, которые необходимы при выполнении любых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, учебных и бытовых действий)

Основным средством совершенствования координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.

Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бегидова, Т.П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т.П. Бегидова. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 191 с.
  2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика : учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – М. : Владос, 2002. – 272 с.
  3. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В.М. Гелецкий. – Красноярск : ИПК СФУ, 2008. – 342 с.
  4. Миллер, Л.Л. Спортивная медицина : учебное пособие. – М. : Человек, 2015. – 184 с.
  5. Михайлова, Е.Я. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями речи : учебное пособие / Е.Я. Михайлова, Д.Н. Саратова, О.Э.  Евсеева. –  СПБ. : Св. план, 2014. – 126 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Программа учителя-логопеда "Развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста с нарушением речи"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам одноименной настольной игры

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам о...

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Для развития уровня координационных способностей у детей дошкольного возраста с дизартрией, нами был разработан экспериментальный комплекс физических упражнений. Экспериментальный комплекс физических ...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...