Методика проведения общеразвивающих упражнения в разных возрастных группах ОУ
статья по физкультуре

В данной статье подробно рассмотрена методика проведения развивающих упражнений в разных возрастных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орлова Кристина Андреевна

Инструктор по физической культуре

ГБОУ ОДОД Лицей №329

Методика проведения развивающих упражнений в разных возрастных группах в ДОУ (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Общеразвивающие упражнения – это специально подобранные упражнения, направленные на укрепление крупных мышц и оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы; развивают и укрепляют крупные группы мышц.

При обучении общеразвивающим упражнениям учитываются:

  • особенности возраста и уровень физической подготовленности детей
  • конкретный вид упражнения
  • специфика педагогических задач
  • требования к выполнению упражнений

Организация детей для проведения развивающих упражнений оказывает воспитательное значение. Дети  учатся быстро реагировать на указания инструктора, ориентироваться в пространстве, вырабатывается психологическая настроенность на выполнение упражнений.

Рассмотрим подробнее методику проведения развивающих упражнений в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

В работе с младшими дошкольниками применяют:

 Наглядные: малышам нужен постоянный образец для подражания и зрительные ориентиры.

Словесные : образные сравнения, пояснение, объяснение. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение не дается.

 Практические методы обучения, подразумевают многократные повторения упражнений без изменений.

Для выполнения общеразвиавющих упражнений с малышами построения могут быть различными. Наиболее простое расположение – встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру). Чтобы малышам было легче ориентироваться в пространстве, на пол кладут ориентиры (кубики, кегли, кружки и др.) – это особенно важно в начале обучения.

Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием выполняют развивающие упражнения с предметами или имитируя движения животных (кошечек, птичек и других хорошо знакомых персонажей).

Использование предметов (погремушки, флажки, ленты, мячи, султанчики, кубики) приучает детей быть более аккуратными, дает возможность получить новые впечатления, научиться действовать по-новому.

При подборе предметов необходим принцип оптимальной организации. Так, если в основную часть занятия включаются упражнения с мячами – прокатывание или перебрасывание, то и общеразвивающие упражнения желательно провести с мячами.

Особое внимание инструктор уделяет правильному исходному положению ног, при этом часто прибегает  к образным сравнениям: «Расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка», поскольку это определяет общую нагрузку на организм. А вот пояснения, как держать руки, ноги, спину, инструктор не дает.  Важно помнить, что малыш порой не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.

Предлагаемые упражнения по структуре просты: состоят из двух частей («ручки показали – спрятали ручки»), преимущественно для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Желательно, чтобы упражнения были объединены общим сюжетом.

Дети, младшего возраста, более комфортно себя чувствуют, выполняя упражнения в среднем темпе.

Средний дошкольный возраст.

В начале учебного года методика обучения общеразвивающим упражнениям  такая же, как и в младшей группе. Постепенно процесс  обучения изменяется: появляется установка на более  осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим меняется характер некоторых методов и приемов.

Наглядные: требования к  показу движений инструктором усложняются. Если в группе младшего возраста в имитационных упражнениях основное внимание уделялось  эмоциональному раскрытию образа, то в средней группе у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать зрительный образ, формирует правильные двигательные представления, воспитывает чувство красоты движений. 

Словесные: при объяснении упражнения важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Например, отводя руку в сторону с мячом, говорить «налево», «направо». Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4 – 5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упражнения, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке движений не отмечает. По окончании упражнения педагог дает краткую положительную оценку: «молодцы,  ровно держали спину, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упражнения и создает положительные эмоции. Также вводится счет при выполнении упражнений и музыкальное сопровождение.

 Практические методы обучения подразумевают самостоятельное выполнение упражнений по словесным указаниям инструктора.

При проведении общеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг; около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную; в две или три колонны.

В средней группе дети помогают инструктору подготовить пособия, убрать их на место. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия : флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи ( большие, средние, малые, набивные), косичка( короткий шнурок с петлей и пуговкой), мешочки, обручи, палки, кегли, стулья. Общеразвивающие упражнения с предметами проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины, косых мышц живота (наклоны, повороты) и для ног.

Большое внимание при выполнении упражнений для рук, плечевого пояса и туловища следует уделять дыханию. Детям предлагают не задерживать выдох, добиваясь его продолжительности.

Структура упражнений усложняется: они уже состоят из четырех частей. Некоторые упражнения включают две части, но выполняются в особо медленном темпе. Темп упражнений становится более четким и разнообразным. Вводятся упражнения аналитического характера, в них отчетливо выделяется каждая часть.

Старший дошкольный возраст.

Дети старшего возраста должны не только точно соблюдать направление движения, его амплитуду, темп, правильно занимать и. п., но и точно выполнять промежуточные, а также конечные положения. Например, при приседании держать спину прямо, не опускать голову, пятки держать вместе, при поднимании ног оттягивать носки и т. д.

Следует использовать упражнения, требующие силовых усилий: сесть из положения лежа на спине, опустить ноги, поднятые вверх под  углом и т. п. (они выполняются в среднем темпе, кроме тех, которые легче делать в быстром). 

Наглядные: Знакомые детям упражнения только называются («Следующее упражнение – повороты вправо – влево с разведением рук в стороны»). Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. Новое упражнение следует назвать, показать, сопровождая детальный показ объяснением. Только после этого дети могут приступить к его выполнению. Если упражнение не сложное, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию.

Словесные: На занятии педагог, дает не только  чёткие объяснения, но и пользуется интонацией подчёркивающей темп выполнения упражнений.

На этапе углубленного разучивания педагог использует разнообразные приёмы: следит за правильным выполнением движений, предлагает изменить и. п. при выполнении упражнений, проанализировать, как выполнили движения товарищи, кто правильно выполнил его, кто-то сделал неверно. Хорошо знакомые движения можно предложить вспомнить, рассказать, как они выполняются. Педагог использует варианты выполнения, двигательные действия, изменяет и.п., вносит разнообразные предметы, побуждая детей осознанно, правильно, чётко выполнять упражнение.

На этапе закрепления и совершенствования движений ребёнок сознательно воспринимает задания, действует целенаправленно, точно, красиво, выразительно.

На этом этапе педагог может использовать выполнение упражнений под счет, музыку;

Практический метод выражается, не только в самостоятельном выполнении упражнения детьми, педагог вносит творческие задания, предлагая детям изменить, сделать по – другому, одному или группой, физическое упражнение.

По ходу их повторения педагог даёт дополнительные указания, помогает ребёнку прикосновением руки выпрямиться и т.д., подбадривает, поощряет (« Хорошо, Таня, выполняешь приседание, спина прямая, голову не опускаешь!»). Иногда (если большинство детей затрудняются, делают ошибки) возникает необходимость в дополнительном показе упражнения. Можно привлечь к этому ребенка, который выполняет его правильно.

С детьми шестого года жизни проводятся упражнения с палками, обручами, мячами, шнуром. Во второй половине года следует предусматривать упражнения с набивными мячами (весом 1 кг ), но не более трех на одном занятии. Предметы, используемые для ору , раздают и убирают сами дети. Педагог лишь напоминает, как их надо переносить.

В подготовительной к школе группе, необходимо продолжать учить детей правильно принимать и.п., точно соблюдать промежуточные и конечные положения, согласовывать ритм дыхания с характером упражнения, добиваться завершенности движений, их выразительности, красоты. В целях поддержания у детей интереса к ору следует изменять и.п., темп и амплитуду движений. Большое значение имеет также оценка качества выполнение упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

Методика  обучения  строевым  упражнениям  детей  разных  возрастных  групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе....

Методика проведение подвижных игр в разных возрастных группах.

Описывается методика  проведение подвижных игр в разных возрастных группах....

Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах дошкольного возраста

Материал содержит в себе рекомендации педагогам ДО по методике обучения дошкольников ощеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах....

Презентация "Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах"

Презентация "Методика обучения ОРУ в разных возрастных группах"...

Текст к презентации "Методика обучения общеразвивающих упражнений в разных возрастных группах"

Текст к презентации "Методика обучения ОРУ в разных возрастных группах"...

Общеразвивающие упражнения в разных возрастных группах (ОРУ и их роль в физическом развитии дошкольников, методика проведения + шпаргалочка по методике, видеоролик по дпнной теме)

Общеразвивающие упражнения - специально разработаные движения для разных частей тела. Они занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для...