Физкультурно - оздоровительный проект "Мяч и я - лучшие друзья!"
проект по физкультуре (подготовительная группа)
в рамках темы по самообразованию: "Игры и упражнения с мячом как средство развития психофизических качеств у детей 6 - 7 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_myache_22.docx | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Физкультурно – оздоровительный проект «Мяч и я – лучшие друзья!» в рамках темы по самообразованию: «Игры и упражнения с мячом как средство развития психофизических качеств у детей 6 – 7 лет»
Разработчик: инструктор по физической культуре высшей категории Алтумбаева М.А.
Кулунда 2022
"Мяч разносторонне воздействует на психофизическое развитие ребенка. Можно только удивляться, сколько впечатлений и действий дает ребенку обычный мяч. Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия с мячом очень полезны для ребенка. Они развивают координацию движений кисти руки, а, следовательно, оказывают влияние на совершенствование коры головного мозга. Значит, идет улучшение памяти, речи, внимания, мышления. Почти все, в чем нуждается ребенок для своего развития, ему дает мяч". (Ф. Фребер)
Аннотация проекта
Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой
личности. Данный проект «Мяч и я – лучшие друзья!» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на познавательный, обучающий аспекты в работе с воспитанниками и родителями, расширение кругозора и социализацию дошкольников,
на воспитание интереса к физической культуре и спорту.
При получении знаний о мяче, ребенок получает информацию о разнообразии мячей, уточняет свои представления о правилах игры, о том, что партнеры должны взаимодействовать, считаться друг с другом, делить с другими мяч. Кроме того, во время групповой игры обычно составляются
правила, которых должны придерживаться все участники. Следовательно, игры в мяч поддерживают социальную адаптацию.
Практическая значимость: проект совершенствует и развивает познавательные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника, привлекает внимание детей и их родителей к
физической культуре и спорту, знакомит с содержанием и правилами
спортивных игр с мячом, развивает речь, способствует всестороннему
развитию дошкольников.
Инновационная направленность: использование метода проектной технологии как средства активизации всестороннего развития воспитанников: познавательных интересов, общей культуры, а в данном случае и развития двигательных способностей дошкольников.
В основу проекта положены следующие принципы:
-принцип интегративности;
-принцип доступности;
-принцип систематичности;
-принцип сознательности и активности;
-принцип наглядности.
Направление проекта: физическое развитие Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Характеристики проекта: по продолжительности: долгосрочный;
по доминирующей линии: практико – ориентированный; по содержанию: социально – педагогический; по форме: познавательно – игровой; по виду: спортивно – оздоровительный; по характеру контактов: в рамках ДОУ, ДЮСШ; по количеству участников: фронтально - групповой
Сроки реализации проекта: февраль - апрель
Участники проекта: дети подготовительных групп № 26 и №28, родители и педагоги. Возраст детей: 6 – 7 лет Методы проекта: практические, игровые, словесные, наглядные Материалы и оборудование: разные виды мячей; картинки с изображением мячей и разных видов спорта; мультимедийные презентации «История возникновения мяча» и «Изготовление набивного мяча своими руками»; методическая, художественная и познавательная литература по теме проекта; картотека спортивных и подвижных игр (2 – 7 лет). Формы организации: тематические физкультурные занятия, спортивные мероприятия, экскурсии, занятия по развитию речи и изодеятельности, работа с родителями.
Цель: способствовать пропаганде здорового образа жизни, повышению образовательного уровня детей, родителей и педагогов через познавательную, творческую и двигательную активность с мячом.
Задачи: - создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья старших дошкольников; - способствовать расширению и закреплению знаний детей, родителей, педагогов о мяче, об истории его возникновения. использовании его в различных видах спорта и в свободной деятельности; - формировать двигательную и творческую активность старших дошкольников, развивать психофизические качества в упражнениях и играх с мячом; - содействовать повышению интереса родителей, педагогов путем привлечения к участию в мастер – классах, оздоровительных мероприятиях вместе с детьми; - способствовать формированию потребности детей к занятиям физкультурой и спортом в дальнейшей жизни.
Обоснование проблемы: - результаты недостаточного двигательного опыта, накопленного воспитанниками в специально организованной деятельности, не переносятся ими в свободную двигательную активность; - недостаточность знаний родителей и детей о значимости мяча в развитии ребёнка;
- неосведомлённость родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
- некомпетентность родителей к здоровому образу жизни в семье.
Актуальность
Мяч знаком всем с раннего детства, но, к сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни, свободное время проводят около компьютера и телевизора. Все это, ведет к снижению двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на их здоровье. Уходят в прошлое игры с мячами.
В то время как мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. В играх с мячом развиваются такие физические качества как: быстрота, ловкость, меткость, ориентировка в пространстве; формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы будущему первокласснику. Поэтому так необходимо познакомить детей с историей возникновения мяча, подвижных игр и упражнений с ним, обогатить внутренний мир ребенка новыми впечатлениями, интересными и содержательными знаниями.
- Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически; - Игры с мячом важны и для развития руки дошкольника; Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка; - Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей; - Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Ожидаемые результаты: - Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья, развитию движений, физическому и интеллектуальному развитию детей посредством игр и упражнений с мячом. - Расширение знаний у детей, родителей и педагогов о различных видах мячей, их свойствах, применении и назначении в разных играх и видах спорта. - Совершенствование навыков и техники владения разными мячами в различных упражнениях, спортивных и подвижных играх. – Развитие психофизических качеств (ловкости, быстроты реакций, глазомера, ориентировки в пространстве, внимания, самостоятельности, силы воли, командного духа). - Повышение интереса у взрослых к физкультурным занятиям и спорту, к к совместной активной деятельности с детьми с использованием мяча в повседневной жизни. – Пополнение предметно – развивающей среды в спортивном зале.
Содержание проектной деятельности: 1 этап – подготовительный; 2 этап – практический; 3 этап – заключительный.
№ п/п | Содержание работы | Ответственные | Сроки выполнения |
1 этап | Подготовительный - Определение темы и участников проекта; - определение проблемы; - постановка цели и задач; - изучение и подбор дидактического, научного материала по теме проектной деятельности; - подбор и оформление демонстрационного материала для детей; - подготовка спортивного инвентаря - приобретение мячей прыгунов и малых мячей для метания | ИФК | февраль |
2 этап | Основной (практический) Работа педагога - составление плана проектной деятельности, работы с родителями; - создание картотек «Игры с мячом для детей 2 – 7 лет», подвижные игры с мячом «Играем дома»; - мини – музей в рамках образовательных проектов РМО; - создание презентаций «История возникновения мяча», «Изготовление набивного мяча своими руками», «Кулунда спортивная»; - подбор иллюстраций «Какие бывают мячи», «Виды спорта с мячом»; - оформление стенда (спортивного уголка) по данной теме; - мастер – класс с педагогами «Мяч в жизни ребёнка»; - подборка фото и видео спортивных мероприятий по теме с мячом. Работа с детьми - рассматривание иллюстраций; - чтение художественных произведений: Прокофьев С.Л. «Сказка о непослушном мячике», А. Барто «Петя на футболе», С. Маршак «Мой весёлый звонкий мяч»; - заучивание стихов и разгадывание загадок, поговорок о мяче; - составление описательного рассказа по картине «Дети играют с мячом»; - беседа и показ презентаций по теме «История возникновения мяча», «Кулунда спортивная»; - просмотр мультфильмов «Как звери в футбол играли», «Необыкновенный матч»; - утренняя гимнастика с различными мячами; - настольные дидактические игры: «спортивное лото», «подбери мяч спортсмену»; - физкультурные НОД для детей 6 – 7 лет в рамках проекта с использованием разного вида мячей; - подвижные, спортивные игры и упражнения с различными мячами в свободной деятельности детей; - рисование: работа с раскрасками «Подбери цвет мяча спортсмену»; - рисование карандашами «Любимый вид спорта с мячом»; - лепка «Изобрази спортсмена с мячом»; - аппликация «Какие разные мячи»; - экскурсия в ДЮСШ, занятие с тренерами; - спортивное развлечение в рамках проекта «Эти разные мячи!»; - самомассаж с шариками Су – Джок на занятиях и в свободной деятельности. Работа с родителями - участие в родительском собрании по теме проекта "Мяч в жизни ребёнка"; - анкетирование на тему «Ребёнок и мяч» в подготовительных группах № 26 и № 28; - онлайн мастер – класс «Изготовление набивного мяча своими руками»; - изготовление набивных мячей; - консультации и папки - передвижки для родителей: «Игры с мячом – польза для всего организма», «Сказка про мяч», «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста», рекомендации родителям о выборе мяча; - фотоотчёт родителей «Играем с детьми дома». | ИФК, воспитатели | март - апрель |
3 этап | Заключительный - выставка работ родителей «Набивные мячи – друзья колобка»; - спортивное развлечение «Какие разные мячи!»; - фотовыставка двигательной активности в рамках годового плана по самообразованию; - презентация проекта педагогам и родителям. | ИФК, воспитатели | апрель |
Вывод: Вследствие реализации проекта у старших дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья посредством мяча. Данный проект активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности. Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности при использовании мяча и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепляется здоровье ребенка и снижается заболеваемость в подготовительных группах. В ходе реализации проекта педагогический опыт вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ. Результаты деятельности будут представлены к обсуждению в рамках мероприятий различного уровня: - обобщение информации по реализации проекта и знакомство педагогов с результатами в рамках педагогической деятельности, при взаимодействии всех субъектов педагогического процесса, по формированию имиджа здорового образа жизни у детей 6 – 7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект летней оздоровительной работы «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» старшая группа
Проект летне-оздоровительной работы с дошкольниками в дошкольном учреждении....
Физкультурно-оздоровительное развлечение "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!!!"
Солнце, воздух и вода...
Физкультурное развлечение «Физкультура, обруч, я – лучшие друзья!» 12.10.2017г
Для детей старшего дошкольного возраста....
Оздоровительный проект в старшем дошкольном возрасте "Лето, солнце и вода - наши лучшие друзья!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655347","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655353","...
Интегрированное Физкультурно - оздоровительное занятие "Заяц и его друзья"
Интегрированное занятие...
Физкультурное развлечение «Физкультура, обруч, я – лучшие друзья!»
Физкультурное развлечение «Физкультура, обруч, я – лучшие друзья!»...
Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга в подготовительной группе «Друзья здоровья»
Задачи: в игровой форме учить детей осознанно относиться к своему здоровью, закреплять знания о полезных и вредных продуктах питания, о пользе витаминов и их значении в жизни человека; формировать нав...