Представление собственного педагогического опыта
статья по физкультуре
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством народных подвижных.
В последние годы сокращается время для игровой деятельности дошкольников. Сильная загруженность детей в ДОУ ведет к тому, что они очень рано становятся «маленькими» школьниками. Приобщение к народным традициям особенно важно в дошкольном возрасте, потому что духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа, познает свои истоки. Решение этой проблемы вижу в систематической работе по физической культуре на материале нашего народа. В соответствии с требованиями ФГОС образовательные задачи должны решаться в процессе совместной деятельности ребенка со взрослыми в различных режимных моментах . Следовательно , нужна разработка перспективного планирования, которое направлено на ознакомление с народными подвижными играми. В нем должна быть взаимосвязь всех специалистов ДОУ и воспитателей.
Народные подвижные игры осуществляют интегративный подход при организации образовательного процесса и решают различные задачи:
- развивают мышление, воображение, умственную деятельность;
- воспитывают сноровку, активность;
- обучают конструированию игры на народной основе;
- создают духовный настрой, интерес к народному творчеству; формируют чувство причастности к истории Родины; развивают нравственные качества, воспитывают патриотизм;
- помогают развивать навыки общения со сверстниками,
-развивают двигательную активность и физические качества
- развивают разговорную речь.
Итак, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка.. Возрождение народных традиций в подвижных играх окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.
Обучение дошкольников народным играм необходимо начинать с подготовки инструктора по физической культуре.
Инструктор по физической культуре должен:
-изучить методику проведения народных подвижных игр;
-выбрать и запланировать народные игры по возрастам воспитанников;
- подобрать к играм оборудование.
При отборе игр следует учитывать разновидности движений: бег, подлезание, лазанье, прыжки, метание.
Игры помогают решить определенные задачи:
Бег
- помогают понимать смысл двигательных требований. В одной игре главное — не попасться Ловишке (в русской народной игре «Два Мороза» или «Ловишки с ленточкой»), в другой нужна быстрота (в эстафетах), в третьей - сохранить принятую позу («Совушка»);
- упражняют в быстром беге с увертыванием (русская народная игра «Горелки»);
-с подлезанием приучают самостоятельно без напоминания подлезать («Кот и мыши», «Мыши в кладовой»);
Метание:
-учат метать с учетом величины предмета: большого — ноги расставлены, ступни параллельны, малого — одна нога впереди, другая сзади («Охотники и утки», «Охотники и зайцы»);
- помогают развивают глазомер, точность попадания, умение прицеливаться, сохранять при броске заданное направление (русская народная игра «Купи бычка»);
Прыжки:
-учат правильно прыгать и мягко приземляться, выполнять пружинистые движения ногами («Удочка», «Лягушки в болоте»);
- учат быстро переходить от прыжков к бегу и обратно («Не оставайся на полу» и др.).
Народные игры обычно проводятся на занятиях физической культурой, на утренней гимнастике, прогулке.При выборе игр необходимо учитывать время года, температуру и соответственно одежду детей.
При выборе игры нужно учитывать физическую, а также эмоциональную нагрузку. Специфика обучения детей народным играм
1. Четко и образно объяснить детям правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры.
2. Убедиться, что дети поняли двигательное и смысловое содержание игры (нужно задать вопросы).
3. Мотивировать детей.
4. Поставить цель: выполнить правила игры.
5.Постораться использовать в играх художественные тексты, которые подскажут движения, а также помогут понять правила игры.
6. С начала обучения нужно назначать водящих. Если игра знакома, это могут быть дети не очень активные. Водящие не назначаются, а выбираются при помощи считалок. Детей с ослабленным здоровьем можно назначать судьями.
7. Постепенно правила можно усложнять.
8. Делить детей на группы и команды можно:
-по расчету;
-построение в колонны;
-с помощью жеребьевок.
9. Педагог и руководит, иногда и сам играет вместе с детьми.
10.Неоюходимо правильно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, разобрать игровые действия.
Как организовать игру с учетом возраста детей
Младшие группы. Подбираются легкие по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры, в них дети выполняют простые задачи при участии педагога («Ловишки», «Бегите ко мне»). Основную роль играет педагог. Игры для детей от 3 лет направлены на ориентировку в пространстве и выполнение игрового задания («У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.). Сложные моменты объясняются показом. Движения в таких играх — кратковременный бег, прыжки и ходьба с последующим отдыхом («Куры в огороде», «Птички в гнездышках», «Лягушки» и др.).
Средние группы. Игры с простейшими индивидуальными и коллективными соревнованиями. Усложняются правила игры: увеличивается расстояние для бега, метания. Роль водящего сначала дается детям, которые могут с ней справиться.
Старшие группы. Игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, даются задания на коллективное соревнование. Движения дошкольников отличаются большей точностью. Также в старшем возрасте можно использовать элементы соревнований («Эстафеты», русские народные игры-забавы — бег в мешках, прыжки в паре с завязанными резинкой ногами и др.).
Детям часто ставятся задачи: очень быстро реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, смекалку, сноровку, переключаться с одной деятельности на другую - в русских народных играх: «День и ночь», «Совушка», «Бабка Ежка» и др.
В подготовительных группах дети играют в сложные подвижные, командные игры, игры-эстафеты, которые развивают быстроту, ловкость, выносливость, также они совершенствуют двигательные навыки, воспитывают волевые качества. Дети сами могут составлять варианты игр. Творчество у детей- придумывание игр и умение самостоятельно их организовать.
Используемая литература.
1.Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление ДОУ. 2005. N° 1.
2.Князева OJL, Махачева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учеб.-метод, пособие. СПб., 2004.
3.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практ. пособие. М., 2003.
4.Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2009.
5.Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте
Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446635-1399803246.jpg)
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Представление собственного педагогического опыта
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/10/picture-814078-1473508853.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"
Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-630682-1485256140.jpg)
«Представление собственного педагогического опыта на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2017»
Представление собственного педагогического опыта по работе с детьми дошкольного возраста с использование гимнастических мячей - фитболов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-630682-1485256140.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Внесение фитбол-мячей в работу с детьми старшего дошкольного возраста...
"Воспитатель года-2018": представление собственного педагогического опыта
В материале представлен мой собственный педагогиский опыт по сопровождению детей, имеющих ограниченные возмонжости здоровья по зрению...