ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
статья по физкультуре (младшая группа)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы адаптации детей к усло- виям дошкольного учреждения. Акцентируется внимание на оказании сильного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка процесса адаптации к условиям в детской группе. Автор делится педагогическим опытом сохранения здоровья ребенка в период адаптации посредством разработки системы «По дорожке здоровья», направленной на предупреждение дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Описываются методы, используемые в рамках данной системы адаптации ребенка к условиям детского сада, отмечается их эффективность. Автор делает вывод о результативности введения в практику системы «По до- рожке здоровья», поскольку процесс привыкания детей к режиму детской группы проходит очень успешно и бесстрессово.
Ключевые слова: адаптация, здоровьесберегающие образовательные про- цессы, дети дошкольного возраста, эмоциональное благополучие, детский сад, дезадаптация детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
collection-20150122-6229.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы адаптации детей к усло- виям дошкольного учреждения. Акцентируется внимание на оказании сильного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка процесса адаптации к условиям в детской группе. Автор делится педагогическим опытом сохранения здоровья ребенка в период адаптации посредством разработки системы «По дорожке здоровья», направленной на предупреждение дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Описываются методы, используемые в рамках данной системы адаптации ребенка к условиям детского сада, отмечается их эффективность. Автор делает вывод о результативности введения в практику системы «По до- рожке здоровья», поскольку процесс привыкания детей к режиму детской группы проходит очень успешно и бесстрессово.
Ключевые слова: адаптация, здоровьесберегающие образовательные про- цессы, дети дошкольного возраста, эмоциональное благополучие, детский сад, дезадаптация детей.
В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего до- школьного возраста в целом зависит от развития его личности и в большей сте- пени определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. Необходимо эмоциональное и социальное развитие для обогащения положительного опыта общения ребенка с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.
Одной из приоритетных задач Федеральных Государственных Образова- тельных Стандартов является сбережение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирование здорового образа жизни, выбора образо- вательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохра- няющих здоровье детей.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здо- ровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здо- рового образа жизни.
В этом году я начала работать с детьми младшего дошкольного возраста. Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ре- бенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад – это новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых лю- дей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начи- нают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.
В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по преду- преждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.
Система работы учитывает возрастные психологические и индивидуальные особенности детей.
Название системы образное – «По дорожке здоровья», а составляющие ее части – это так называемые шаги. Восемь шагов – это отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и де- тей по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Цель: формирование предпосылок и начальных представлений о здоровом образе жизни при условии реализации развивающего потенциала педагогиче- ского взаимодействия воспитателя с детьми. «По дорожке здоровья».
Шаг 1: Утро радостных встреч. Шаг 2: Я сам! Я умею!
Шаг 3: Чистюлькин в гостях у детей.
Шаг 4: Мы прогулку любим очень, каждый быть здоровым хочет! Шаг 5: Сон приходит на носочках...
Шаг 6: Закаляйтесь, малыши! Шаг 7: Вечерний калейдоскоп.
Шаг 8: Здоровый ребенок – счастливая семья!
По результатам проведенного анкетирования родителей я обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консульта- тивную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформиро- вать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
- Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно- развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в началь- ном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
- На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) – по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка.
По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей опре- деляется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Наиболее эффективным, по моему наблюдению является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными ма- териалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной си- стемы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все ор- ганы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима
«пища».
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития выс- ших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрос- лым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. восприни- мать окружающий предметный мир.
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока ро- дители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами – манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
При проведении образовательной деятельности учитываю специфику ра- боты с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоя- тельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, че- рез отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психо- логических проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации.
Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облег- чает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей про- блемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осу- ществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреп- лении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.
По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагно- стика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается ме- дико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда вхо- дят: заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, медсестра, воспита- тели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положи- тельные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном лег- кая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а осо- бенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти дан- ные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллек- тива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Список литературы
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «Примерная основная об- щеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва. Мозайка-Синтез, 2012 г.
- Е.О. Смирнова «Психология дошкольника. Первый год жизни». Абакан. 2000 г.
- Д.Б. Эльконин «Детская психология развития ребенка от 1 года до 3-х ле», Москва. 2001 г.
- Е.О. Смирнова «Подготовка ребенка к детскому саду от 1 года до 3-х лет» Абакан. 1997 г.
- Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова «Ранее детство. Методическое посо- бие».2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность взрослых и детей в период адаптации в первой младшей группе «В гости к Солнышку».
создание положительной эмоциональной обстановки в группе;-развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;- развитие умения действовать соответственно правилам;-сн...
Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"
Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...
ОТЧЕТ О ПЕРИОДЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения Группа «бельчата»...
Отчет о периоде адаптации детей 2 младшей группы к условиям дошкольного учреждения.
С поступлением 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей новые требования к поведению, постоянный контакт с...
Рекомендации воспитателям в период адаптации детей в младшей группе
Рекомендации воспитателям в период адаптации детей в младшей группе....
Советы воспитателю. Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации сни...
Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются фак...