Мастер-класс для воспитателей "Играем с детьми в игры малой подвижности"
консультация по физкультуре
Все мы прекрасно знаем, что для дошкольников жизненной потребностью являются подвижные игры. Ведь дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, ползания, лазания.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Однако нельзя забывать и о роли малоподвижных игр в детском саду, цель которых:
• снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
• развитие гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;
• развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
• формирование и закрепление двигательных умений;
• получение удовольствия и создание хорошего настроения;
• повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из детей.
Игры малой подвижности подразделяются на игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики, внимания (слухового, моторно – двигательного), интеллекта, слуха, зрения и речи.
Малоподвижные игры способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно.
Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, на прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, как самостоятельная двигательной деятельности детей.
Эти игры удобны тем, что они не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют дети любого возраста как самостоятельно, так и со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_malopodvizhnye_igry.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад «Колобок»
Мастер – класс для воспитателей
«Играем с детьми в игры малой подвижности»
старший воспитатель
С.Ю. Панова
пгт Рефтинский
2022г
Цель: Систематизировать представления педагогов о малоподвижных играх как о форме двигательной активности детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с малоподвижными играми
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении малоподвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса
План проведения мастер-класса:
1. Роль малоподвижной игры для общего развития детей.
2. Методика проведения малоподвижных игр.
3. Практическая часть.
1.Роль подвижной игры и малоподвижной игры для общего развития детей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мой мастер-класс будет посвящен малоподвижным играм. Все мы прекрасно знаем, что для дошкольников жизненной потребностью являются подвижные игры. Ведь дети просто не могут жить без движения: беготни, прыжков, ползания, лазания.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Однако нельзя забывать и о роли малоподвижных игр в детском саду, цель которых:
• снижение физической нагрузки, т.е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному;
• развитие гибкости и подвижности пальцев, координации движений рук и ног;
• развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
• формирование и закрепление двигательных умений;
• получение удовольствия и создание хорошего настроения;
• повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.
В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Эти игры не требуют подробного объяснения правил. Воспитатель сам показывает детям движение или выбирает для этого кого – либо из детей.
Игры малой подвижности подразделяются на игры, способствующие развитию мелкой моторики рук и сенсорики, внимания (слухового, моторно – двигательного), интеллекта, слуха, зрения и речи.
Малоподвижные игры способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно.
Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, на прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, как самостоятельная двигательной деятельности детей.
Эти игры удобны тем, что они не требуют большого пространства. Они доступны в любую погоду и любое время года. В них с удовольствием играют дети любого возраста как самостоятельно, так и со взрослыми.
3.Методика проведения малоподвижных игр в разных возрастных группах.
Для того, чтобы игра удалась и принесла детям радость, воспитателю нужно хорошо подготовиться к ее проведению, продумать все детали. При выборе игры необходимо учитывать некоторые факторы.
• Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.
• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, в группе, на воздухе.
• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
• Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
При объяснении правил игры, оно должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. С помощью вопросов воспитатель проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.
Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.
Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, воспитатель высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.
Успешность проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, показать образцы движений.
Руководя игрой, воспитатель формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности.
4.Практическая часть.
А сейчас мы с вами перейдем к практической части занятия. Представим, что мы маленькие дети и поиграем в некоторые игры.
Примеры малоподвижных игр:
Малоподвижная игра «Кружочек» (2-4 года)
Цель: познакомить детей друг с другом.
Ход игры:
Дети строятся в круг, держатся за руки и говорят:
Круг-кружочек!
Где ты, наш дружочек?
Идут по кругу:
Раз, два, три!
Покажись (имя ребенка) ты!
Останавливаются. Названный ребенок выходит в центр круга и кружится. Игра повторяется несколько раз.
Малоподвижная игра «Колобок и лиса» (2-4 года)
Цель: учить детей передавать предметы друг другу.
Ход игры:
Дети строятся в круг. Одному игроку дают мяч –«колобок», а другому игроку, стоящему напротив, - мягкую игрушку «лису». По сигналу дети передают предметы по кругу. Колобок старается «убежать», а «лиса» его догнать. Если лиса догонит колобка, то игра продолжается в обратном направлении.
Примечание. Колобка и лису надо передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить.
Малоподвижная игра «Что в мешочке?» (3-5 лет)
Цель: развитие внимательности и сообразительности.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в центр, садится на пятки, кладет руки на пол и ложится лицом на свои руки. Он стал «мешочком», в котором находится «сюрприз». Внезапно водящий встает на колени, поднимает руки вверх – «мешок открыт». Дети спрашивают хором: «Что в мешочке?» Водящий воспроизводит звуки, которые издает какое-либо животное (например, мяукает, лает, кукарекает…). Дети должны угадать, кого имитировал водящий. Тот, кто угадал, начинает водить.
Малоподвижная игра «Жучок» (4-5)
Цель: создать у детей хорошее настроение.
Ход игры:
Дети образуют круг. В центре круга водящий – «жучок». Он сидит на корточках. Дети, взявшись за руки, идут по круг со словами:
Жучок-паучок, (колпачок-колпачок)
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, - Играющие подходят к «жучку» и помогают ему встать на ноги.
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, (хлопают в ладоши)
Выбирай, кого захочешь!
«Жучок» танцует, а затем выбирает следующего водящего. Игра повторяется.
Малоподвижная игра «Тик-так» (5-7 лет)
Цель:учить соблюдать правила игры; развивать слух детей, внимание, терпение.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:
Тик-так, тик-так - Ходьба на месте.
Мы всегда шагаем так:
Шаг влево, шаг вправо,
Тик-так!- Водящий вытягивает руку вперед.
Стрелка, покружись - поворачивается на месте вокруг себя.
Час который, покажи. - После слова «покажи» - останавливается.
Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребенка.
Малоподвижная игра «Лавата» (5-7 лет)
Цель: снятие мышечного напряжения, создание хорошего настроения.
Ход игры:
Дети образуют круг. Не держась за руки, они передвигаются приставным шагами шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:
Дружно мы танцуем –
Тра-та-та, тра-та-та,
Танец наш любимый –
Это лавата.
Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.
Затем водящий дает другие заданий:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше.
Мои уши хороши, а у соседа лучше.
Мои глазки хороши, а у соседа лучше.
Мои щеки хороши, а у соседа лучше.
Моя талия хороша, а у соседа лучше.
Мои коленки хороши, а у соседа лучше.
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Малоподвижная игра «У кого мяч?»
С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.
Малоподвижная игра «У Маланьи у старушки»
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
Делали вот так.
Как?
По считалке выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова “с такими глазами” дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил
Малоподвижная игра «Угадай что делали»
Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие. Дети договариваются, какое действие будут изображать. По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы бывали?
Что вы видали?
Дети отвечают:
Что мы видели - не скажем,
А что делали - покажем.
Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т. д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, тот проигрывает.
Малоподвижная игра «Летает, не летает»
Дети стоят по кругу или в шеренге, педагог стоит так, чтобы его было всем хорошо видно и слышно. Он начинает называть одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называет предмет и поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет, например:
Педагог: Парашютист (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Педагог: Самолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Педагог: Вертолет (поднимает руки вверх) .
Дети поднимают руки вверх.
Педагог: Дом (поднимает руки вверх) .
Дети не поднимают руки вверх и т. д.
В конце инструктор подсчитывает тех игравших, которые ни разу не ошиблись и были внимательны.
Малоподвижная игра «Затейники»
С помощью считалочки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новымзатейником. Игра повторяется 2—3 раза.
Малоподвижная игра «Съедобное — несъедобное»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит ведущий с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя съедобное-несъедобное, например:
педагог: Макароны с мясом. Ребенок ловит мяч и бросает обратно.
Педагог: Торт. Ребенок ловит мяч и бросает обратно.
Педагог :Мороженое. Ребенок ловит мяч и бросает обратно.
Педагог: Дом. Ребенок не ловит мяч.
Педагог: Телевизор. Ребенок не ловит мяч.
Педагог: Машина. Ребенок не ловит мяч и т. д.
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Малоподвижная игра «Овощи и фрукты»
Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-нибудь из детей. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт, например:
Ведущий: Морковь.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Капуста.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Апельсин.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Виноград.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Ананас.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Огурцы.
Ребенок: Овощи (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Картофель.
Ребенок: Овощ (ловит мяч и бросает обратно) .
Ведущий: Груша.
Ребенок: Фрукт (ловит мяч и бросает обратно) .
Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
Малоподвижная игра «Угадай на ощупь»
С помощью считалочки выбирается водящий, он становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети стоят по кругу. Инструктор медленно поворачивает водящего, который подходит к игроку и на ощупь определяет, кто это. Отмечают самого внимательного водящего. Игра продолжается с другим водящим 3—4 раза.
Малоподвижная игра «Четыре стихии»
Игроки встают в круг. Педагог объясняет, что есть 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь. Например, в воде живут рыбы, лягушки, раки, на земле -люди, животные, насекомые и т. д., а в огне никто не живет.
Если водящий бросает мяч и говорит: «Вода», «Земля» или «Воздух», то игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, назвать того, кто живет в этой стихии, и бросить мяч обратно водящему. Если водящий говорит: «Огонь! », то мяч ловить нельзя.
За неправильный ответ или пойманный мяч на слово «огонь» игрок выбывает из игры. Играют до последнего оставшегося участника.
Малоподвижная игра «Время года, месяцы и дни недели»
Дети стоят по большому кругу. Ведущий дает, например, Оле большой мяч и предлагает ей назвать месяцы лета. Оля берет мяч, выходит в центр круга, отбивает его о пол двумя руками и называет: июнь, июль, август и передает мяч, кому хочет, например Андрею. Ему инструктор предлагает назвать дни недели. Юре — 4 времени года, Алине месяцы весны, Кате — сколько дней в неделе, Павлику — какое сейчас время года и т, д. Неправильно ответившие на вопрос или долго думающие выбывают из игры. Побеждает тот, кто остался последним.
Малоподвижная игра «Что изменилось?»
Ведущий ставит перед детьми небольшие резиновые игрушки, предлагает внимательно посмотреть и запомнить их. По команде: «Закрыли глаза! » дети закрывают глаза, а инструктор быстро меняет игрушки местами или убирает одну. По команде: «Открыли глаза! » дети открывают глаза и отвечают, что изменилось или чего не стало. Отмечаются самые внимательные дети. Игра повторяется 2—3 раза.
Малоподвижная игра - незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенком об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети с самого раннего возраста полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные подвижные игры"
Мастер-класс для педагогов и воспитанников ДОУ....
Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...
Мастер-класс по робототехнике с родителями и детьми «Развиваемся, играя. Творчество юных»
Цель: Знакомство родителей с конструктором Lego WeDo, привлечение к конструированию....
Мастер - класс для родителей «Использование конструктора «ЛЕГО» в семейных играх с детьми старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс для родителей с целью развития практических навыков ЛЕГО - конструирования у ребенка сраршего дошкольного возраста в домашних условиях...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в игры малой подвижности»
Мастер – класс для воспитателей«Играем с детьми в игры малой подвижности»...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в игры малой подвижности»
Мастер – класс для воспитателей«Играем с детьми в игры малой подвижности»...