Статья " Развитие психофизических качеств у дошкольников"
статья по физкультуре (младшая группа)
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_psihofizicheskih_kachestv_.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие психофизических качеств у дошкольников.
(быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость)
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, в подвижных играх, требующих быстрой реакции, быстрых ответных действий.
Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладение широким кругом движений. Развитие умения действовать экономно, проявляя необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышает работоспособность, адаптационные возможности детей.
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость.
Развитие быстроты движений.
Как психофизическое качество быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.
В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).
Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у ребенка формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Развитие силы.
Это психофизическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
От развития силы зависит в значительной степени развитие других психофизических качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.
Именно поэтому общеразвивающие упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.
При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в беге, метаниях, прыжках, лазании по вертикальной и наклонной лестнице. Упражнения подбираются с учетом возможностей опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть направлены на преимущественное развитие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реакции сердечно - сосудистой системы ребенка на кратковременные скоростно-силовые нагрузки-
Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно - силовыe качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность.
Е. Н.Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты. Вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки. Рекомендуется при выполнении прыжков больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с мячами. Все эти упражнения с учетом возраста детей включаются в ОРУ.
Воспитание выносливости.
Одним из физических качеств является выносливость. Исследователи по-разному определяют ее:
- В. М. Зациорский под выносливостью понимает способность противостоять утомлению.
- Р. Е. Мотылянская под выносливостью понимает способность организма совершать продолжительную мышечную работу мощностью от 60 до 80—90% от максимальной.
Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается, как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.
Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие:
- Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.
- Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.
Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца. Этому очень важно научить в дошкольном возрасте. Кроме того, умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе.
Лучшими средствами в развитии выносливости являются движения: ходьба, бег, лазание, катание на лыжах, на велосипеде и т.д.
Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.
Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором основным видом деятельности является игра, многие авторы (О.И.Кокарева, Л. М. Коровина, Э.Я.Степаненкова и др.) настоятельно рекомендуют шире ее использовать, включая игровые задания, эстафеты для развития всех физических качеств
Большое значение имеет подбор вариантов и усложнения подвижных игр с включением в них различных атрибутов, что оказывает эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию у них психофизических качеств, воли, воспитывает самостоятельность, активность, чувство коллективизма, стремление к творчеству, другие нравственно-волевые качества.
При индивидуальном подходе особенно важным представляется дозирование мышечных нагрузок с учетом особенностей каждого ребенка: его возраста, состояния здоровья, физической подготовки и т.д. Изменяя продолжительность и интенсивность выполнения движений, можно легко регулировать уровень задаваемой нагрузки.
Развитие гибкости
Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека. Гибкость дает легкость, свободу действий, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям. Гибкий человек никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, его движения предельно точны и рациональны. Это в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения.
Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстрее наступает утомление. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.
Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.
Развивая гибкость, развиваются другие психофизические качества. Так, например, упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу, ловкость и выносливость.
Гибкость с ее экономной тратой энергии, с ее рациональными движениями создает максимально благоприятные условия для развития выносливости. Более того, гибкость является составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется функция управления нашими движениями.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.
Степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных).
Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости, являются следующие:
- упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;
- чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.
Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг. Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.
Одним из важных средств развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые» движения.
Стрейчинг — это метод фиксированной растяжки. Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела, причем этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости и подвижности в суставах.
Развитие ловкости
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Ловкость это способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
1.Правильно, т.е. адекватно и точно;
2.Быстро, т.е. скоро и споро;
3.Рационально, т.е. целесообразно и экономично;
4.Находчиво, т.е. изворотливо и инициативно.
Ловкость:
- ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;
- ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
- ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «Ручная», или «предметная», ловкость;
- ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;
- ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим Противодействием и взаимодействием участников.
Методические приемы для тренировки ловкости:
- применение упражнений с необычными исходными положениями;
- зеркальное выполнение упражнений;
- изменение скорости и темпа движений;
- варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;
- усложнение упражнений дополнительными движениями.
В понятие ловкость входят следующие компоненты:
быстрота реакции на сигнал;
координация движений;
быстрота усвоения нового;
осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических упражнениях, подвижных и спортивных играх.
При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения.
Игры в ладошки в паре, ОРУ с малым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.
Ловкость — это сложно координированное качество, оно необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
- помоги, но не навреди;
- заинтересуй, но не настаивай;
- каждый ребенок индивидуален.
Подготовила инструктор по физической культуре С.Х. Былова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие психофизических качеств детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья через адаптивную физическую культуру»
Основной целью педагогического опытаявляется развитие и коррекция психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической ку...
презентация"Развитие психофизических качеств в дошкольном возрасте"
в презентации даются полные определения психофизическим качествам...
Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста
Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей ...
"Подвижные игры как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет”
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действоват...
Развитие психофизических качеств дошкольников.
Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно ...
«Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»
Презентация «Развитие психофизических качеств в различных видах двигательной деятельности одна из важнейших сторон физического развития дошкольников»...
Использование нестандартного оборудования для развития психофизических качеств дошкольников.
Задачи:1. Познакомить детей с нестандартным спортивным оборудованием – координационными лестницами.2. Развивать самостоятельность, инициативу при выполнении упражнений.3. Развивать физическ...