Статья "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкоти у детей старшего дошкольного возраста"
статья по физкультуре (старшая группа)
В статье расказано о способах усложнения правил подвижных игр для более успешного развития быстроты и ловкости у старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гончарова Л.И., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 29
комбинированного вида
Василеостровского района
г. Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости
у детей старшего дошкольного возраста
Игры – непременные спутники жизни детей.
Подвижные игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям; они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Ловкость соединяет в себе многие качества: силу мышц, гибкость, скорость, координацию, точность выполнения движения. В методической литературе указывается на то, что ловкость складывается:
- из способности осваивать координационно сложные двигательные действия,
- из способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,
- повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.
Пути развития ловкости:
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями.
2. Ловкость возрастает, если даётся усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Например, в игре «Ловишки с лентами» водящий должен не просто запятнать игрока как в варианте «Ловишки», а выдернуть ленту, прикрепленную у убегающих сзади, а тот, кого пытаются запятнать, вынужден не только убегать и уворачиваться, но и стараться повернуться к ловишке лицом, чтобы не потерять «хвостик».
В игре «Салки с мячом» водящий догоняет детей и пытается их «осалить», но не просто рукой, а мячом (размер которого можно уменьшать по мере совершенствования навыков детей); при выборе двух или трех водящих одновременно, убегающим приходится проявлять большую ловкость, чтобы не быть осаленными.
- Т. е. использование в упражнениях предметов содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации, что ведет к развитию ловкости.
- Развитию ловкости способствует применение в играх необычных исходных положений (бег из исходного положения - сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.). Так в игре «Ловцы обезьян», где по сигналу ведущего дети – обезьянки убегают от ловцов и залезают на гимнастические стенки можно предложить детям лечь на пол ногами к стенке и выполнять какие – либо упражнения, напр., велосипед; лечь головой к стенке и лицом к ловцам, что создаст необходимость сделать разворот до того, как начать убегать.
- Развитию ловкости способствуют смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом; упражнения в изменении направления движений при ходьбе и беге по сигналу; Напр., в игре «Солнышко» дети выкладывают на полу солнце из гимнастических палок, количество которых на 1 -3 меньшее, чем игроков. По сигналу ведущего начинают движение по кругу с выполнением различных заданий (бег, прыжки на 2 ногах, на 1 ноге, в низком приседе и т. п.). На 1 звуковой сигнал меняют направление движения, на 2 –берут лежащую рядом палку. Тот, кому не хватило «солнечного лучика» выбывает из игры, унося с собой 1 палку для того, чтобы число игроков всегда было больше количества лучей...
- Ловкость развивается при выполнении согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимание и опускание обруча, верёвки 3 - 4 детьми. Напр., в подвижной игре «Поймай рыбку» играющие делятся на рыбок и пары рыболовов, в руках у которых обруч – сеть. Для того чтобы поймать рыбку, нужна согласованность действий обоих рыболовов. (После игры рыбок выпускают обратно в речку!)
- Ловкость развивается при использовании более сложных сочетаний основных движений (бег змейкой с обеганием предметов, доставание в прыжке подвешенного предмета; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.). Как, напр., в игре «Иголочка и ниточка» дети стоят по кругу с большим расстоянием между игроками. Ведущий объявляет, кто будет иголочкой, а кто – ниточкой. После того, как игроки названы, ребенок – иголочка убегает от ниточки, огибая стоящих ребят, а ребенок – ниточка догоняет его, так же змейкой пробегая между детьми. При этом выполняющий роль иголочки должен правильно выбрать направление движения, чтобы бежать в сторону, противоположную от ниточки. Если игрок – иголочка не пойман, он встает на свое место, обежав круг 1 раз.
- Развитию ловкости способствуют игры, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге. Напр., в подвижной игре «Тише едешь…» после слов водящего: «Стоп!» - игроки должны остановиться, прервав быстрый бег, стоять в одной позе, не шевелясь, пока водящий не отвернется.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных реакций на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Быстрота - способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Быстрота проявляется в разных формах, основными из которых являются:
- быстрота реакции на сигнал к действиям или их смене;
- скорость одиночного движения;
- способность увеличивать в короткое время темп движения по сигналу или в игровой обстановке;
- частота циклических движений.
Быстрота необходима для формирования и совершенствования бега, прыжков, метания, в подвижных играх, для успешного овладения многими видами спортивных игр. Также быстрота способствует развитию умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагая им интересные игровые задания.
Е. Н. Вавилова выделяет две основные задачи, направленные на развитие быстроты:
1. Упражнение в быстром начале движения, умении мгновенно реагировать действием на сигнал; (как в игре «Тише едешь…)
2. в поддерживании высокого темпа движения
Напр., во время игры «Берегись -1, берегись – 2, берегись – 3!» сразу после сигнала «Три!» игроки должны быстро преодолеть расстояние от одной линии до другой, стараясь не попасться ловишке, который в начале игры один, но по ходу развития игровых действий их число увеличивается, так как каждый пойманный тоже становится ловишкой (каждый ловишка может поймать только одного игрока). Или в игре «Третий – лишний» ребенок убегая от ловишки, обегает круг и, ускоряя движение встает впереди какой – либо пары играющих, вынуждая убегать того, кто в результате его действий окажется третьим.
Развитию быстроты способствуют игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Детей увлекает разнообразие движений, которые могут сочетаться в одной игре (пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, спрыгнуть с куба, забросить или поймать мяч, проползти и т. д.) и ее соревновательный характер.
Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.
Литература:
1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.-96 с.
2. Степанкова Э. Я. Сборник подвижных игр 2 – 7 лет. – Мозаика – Ситнез, 2017. – 144 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....
Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....
Подвижная игра, как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития....
«Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:1. Оздоровительные - укрепление здоровья детей, содействие пр...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В педагогической деятельности подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.Для детей подвижные игры являются не...
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста...