Передовые педагогические технологии в физическом воспитании дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре

Коваленко Оксана Владимировна

На сегодняшний день технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и не традиционных средств, методов, форм занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них жизненно значимых двигательных навыков, повышению двигательной активности, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_v_fizicheskom_vospitanie_doshkolnikov._.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Передовые педагогические практики в работе по физическому воспитанию дошкольников.

          Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей.

          На сегодняшний день технологии физкультурно-оздоровительных мероприятий предполагают применение как традиционных, так и не традиционных средств, методов, форм занятий по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них жизненно значимых двигательных навыков, повышению двигательной активности, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием.

В практике дошкольных учреждений часто используются традиционные методы. Чтобы поддержать интерес детей, педагоги применяют игровые, тематические, сюжетные занятия, упражнения на открытом воздухе, физкультурно-спортивные праздники и тематические дни. 

Однако физкультурно-оздоровительные технологии постоянно развиваются. Многие из них начинают всё активнее использоваться в дошкольных учреждениях.  

Что касается педагогического процесса, то тут инновация — это внедрение новых целей, содержания, методов и форм обучения, организация совместной деятельности педагогов и обучающихся. 

Определить инновацию можно по следующим критериям:

1.                 Новизна.

2.                 Оптимальность.

3.                 Результативность.

4.                 Адаптивность.

5.                 Возможность творчески применить всеми педагогами.

                                               

Обзор инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

Кратко рассмотрим некоторые инновационные технологии. 

1. Игровой стретчинг

Предполагает развитие всех групп мышц. В процессе занятия дети имитируют действия животных и насекомых. Упражнение может развиваться по определённому сценарию, в виде сказки или любого другого сюжета. 

Игровой стретчинг, основанный на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает глубокое оздоровительное воздействие на весь организм в целом. 

Стретчинг — совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывающий новые возможности для работы с детьми. Методика стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются в медленном безопасном ритме и имеют имитационный характер.

2. Детский пилатес

Комплекс упражнений, адаптированный для детей дошкольного возраста. Занятия можно проводить в игровой форме по сценарию.

Упражнения укрепляют мышцы тела, развивают гибкость, растяжку и силу. Занятия можно проводить с различным спортивным инвентарём и специально подобранной успокаивающей музыкой. 

Упражнения выполняются плавно, медленно, с полной концентрацией внимания. 

Занятие с использованием пилатеса в детском саду

Фитбол-гимнастика

Занятия развивают мелкую моторику ребёнка, чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают навык правильного дыхания, формируют правильную осанку. 

3. Сорси

Вид спортивной игры, состоящей из разных упражнений, объединённых одним сюжетом. Технология помогает развивать творческое мышление детей и превращает стандартные занятия физкультуры в увлекательную игру. 

Игра строится на проблемной образовательной ситуации, что соответствует образовательным стандартом. Дети взаимодействуют со сверстниками, проявляют двигательную активность в естественных условиях. Общение помогает сформировать у детей необходимые качества и свойства личности. 

Мероприятие по технологии СОРСИ

Геокешинг

Его история началась в 2000 году. Организаторы игры прячут пластиковые контейнеры с кладом по всему миру, а участники по координатам ищут тайник. 

В детском саду тоже можно провести такую игру, используя вместо координат карты или подсказки. В тайник можно прятать игрушки или сладости. Игра не оставляет никого равнодушным и учит детей работать в команде.

Геокешинг — игра с элементами туризма и краеведения: возможности использования в образовательном процессе

Современный темп жизни всё ускоряется, что требует постоянного контроля за физическим и психологическим здоровьем. Поэтому на дошкольные учреждения и в частности на инструкторов по физической культуре ложится огромная ответственность по развитию основных жизненных функций и навыков.

Поэтому занятия физкультурой в детском саду необходимо разнообразить различными инновационными физкультурно-оздоровительными технологиями, позволяющими развивать физические способности дошкольников и прививать любовь к физическим нагрузкам.

4. Степ-аэробика

Степ-аэробика помогает исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие детей и повышает их жизненный тонус. В движениях степ-аэробики много элементов спуска и подъёма. Систематические занятия помогают детям развить тело, сформировать осанку, выработать красивые, выразительные и точные движения. 

Варианты занятий степ-аэробикой в детском саду могут быть разными: 

                     полное занятие оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста продолжительностью 25-35 минут;

                     часть занятия продолжительностью от 10 до 15 минут;

                     утренняя гимнастика, усиливающая оздоровительный и эмоциональный эффект;

Занятия степ-аэробикой необходимо начинать с объяснения важных правил:

                     подъём на платформу осуществляется за счёт работы ног, а не спины;

                     ступня на платформу ставится полностью;

                     спину всегда надо держать прямо;

                     нельзя делать резкие движения и движения одной и той же ногой или рукой больше одной минуты;

                     вперёд нужно шагать с пятки, назад — с носка;

                     при спуске с платформы пятки нужно прижимать к полу;

                     стараться не смотреть на ногу, чтобы не нарушить осанку и не допустить травму.

Повреждения в степ-аэробике происходят из-за слишком сильного толчка ногой или неправильного размещения стопы. Чтобы исключить травмы, степ-аэробикой надо заниматься в комфортной обуви с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.

Музыка на занятиях должна быть яркой, весёлой. Желательно заниматься под знакомые, любимые мелодии.

Чтобы повысить интерес дошкольников, каждому упражнению комплекса нужно дать подходящее название. Дети быстрее запомнят упражнения, которые в воображении будут создавать какой-то конкретный зрительный образ. Степ-аэробика должна носить ярко выраженный игровой характер. Можно осваивать степ-аэробику, изображая животных, имитируя их движения.

5. Хатха-йога

Хатха-йога — эффективное средство физического воспитания дошкольников. Она акцентирует внимание на развитии подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц, здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия, восстановлению защитных систем организма, нормализует работу нервной системы, кровообращения и обмена веществ.

Комплекс упражнений должен включать асаны, адаптированные для детей дошкольного возраста. Амплитуда упражнений должна соответствовать возрасту детей., и координационной сложности.

Упражнения с элементами хатха-йоги изучаются по принципу “от простого к сложному” и добавляются постепенно в занятия по мере разучивания, которое осуществляется через подводящие упражнения с контролем техники выполнения.  

При выполнении упражнений необходимо уделять внимание разным способам дыхания. Из арсенала дыхательных упражнений можно использовать упражнения, формирующие навык полного дыхания через постепенное освоение способов дыхания животом (диафрагмальное), грудью (грудное или среднее дыхание) и ключицами (поверхностное). 

6. Черлидинг

Черлидинг» в переводе с английского cheer — приветственный возглас (вопль) и leader — тот, кто способен вести за собой (лидер). В России этот вид спорта начал развиваться с появлением американского футбола. В 1996 году при Детской лиге американского футбола появилась первая группа поддержки спортивных команд. 

Американские учёные считают, что регулярные занятия черлидингом физически развивают детей и подростков, способствуют гармоничному формированию личности ребёнка, физическому совершенствованию, помогают выявить творческие и лидерские качества личности. Занятия этим видом спорта дают хорошую акробатическую и хореографическую подготовку. 

Выполняя заученные танцевальные композиции, черлидеры пропагандируют здоровый образ жизни, красивую физическую форму и позитивное отношение к людям. 

Заниматься черлидингом могут дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не имеющие противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. Занятия лучше проводить в группах по 8-10 человек, чтобы осуществить индивидуальную работу с каждым занимающимся и в целом со всей группой. 

Занятия можно проводить два раза в неделю. Продолжительность занятий от 20 до 30 минут в зависимости от возраста. 

Черлидинг — отличная альтернатива классическим видам спорта: гимнастике, акробатике, аэробике. Он предполагает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, не имеет медицинских противопоказаний и позволяет во время занятий постоянно регулировать нагрузку. В целом подходит для дошкольного возраста. 

Композиции детского черлидинга состоят из общеразвивающих и танцевальных упражнений и учитывают особенности развития детского организма, доступность двигательных элементов и склонность детей быстро уставать. Поэтому занятия для дошкольников по черлидингу составляются на основе знакомых им элементов: бег, ходьба, синхронные движения в сочетании с полуприседами, приставными шагами, выразительными движениями рук. Добавление к ним волнообразных движений туловищем помогают создать оригинальный спортивный танец.  

          Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни.

          В этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

На сегодняшний день возрасла актуальность использования информационных компьютерных технологий в повышении качества физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Предлагаю ваш...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников

Организация медико-педагогического контроля за физическим воспитанием дошкольников....

Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"

В данном докладе раскрываются основы технологий  ОБЖ дошкольников...

Методическая разработка "Коррекционно педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ"

Физическое воспитание – неотъемлемая часть общей системы коррекционно-профилактической работы...

"Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников"

В современном информационном мире, насыщенном техническими устройствами и гаджетами, актуальность подвижных игр очень велика.  А развитию двигательных навыков и физических качеств у детей нам пом...