Картотека строевых упражнений для дошкольников
статья
Картотека строевых упражнений для дошкольников
Введение
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна
организация двигательной деятельности
(на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах,
праздниках, развлечениях и т. д.).
Они развивают чувства ритма и темпа движений, эмоциональное состояние
детей. Строевые упражнения помогают развитию ориентации детей в
пространстве.
Воспитанники становятся более организованными, следят за своей осанкой и
расстоянием во время движения.
Упражнения данного вида на занятиях в детском саду дают возможность
инструктору быстро и оптимально располагать детей по всему пространству
физкультурного зала. Строевые упражнения проводятся в разных частях
занятий: чтобы завладеть вниманием детей - в начале занятия, в
подготовительной его части. Они позволяют удобно разместить воспитанников
для выполнения серии основных упражнений. Чтобы перейти от одного вида
упражнений к другому в основной части занятия, нет ничего лучше, чем
использование различных построений и перестроений. Снизить физическую
нагрузку, настроить воспитанников на предстоящую учебную работу и
организованно завершить занятие - вот задачи, которые выполняют строевые
упражнения в заключительной части занятия по физической культуре в детском
саду. Обучение ребенка строевым упражнениям проводится с учетом возрастных
особенностей.
Строевые упражнения, цель и задачи.
Строевые упражнения - тот или иной строй занимающихся,
объединенных совместными действиями.
Строевые упражнения приучают детей быстро и четко находить своё место на
площадке и в зале, соблюдать порядок построения, согласованность при
выполнении упражнений, учат быстро и организованно размещаться в строгом
порядке, дисциплинируют и организовывают детей.
Построения, перестроения, повороты, размыкания, смыкания, которым учат ребят
во время занятий, способствуют более эмоциональному состоянию малышей во
время проведения занятий.
Цель: повысить компетенцию воспитателей по вопросам строевой подготовки
воспитанников дошкольного возраста.
Основные задачи:
- формировать дисциплинированность, собранность, организованность
воспитанников;
- развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко выполнять
строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе, развивать чувства
ритма и темпа;
- воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и коллективизма;
Распределение строевых упражнений
по возрастным группам
Младший дошкольный Построения: в круг, в пары, друг за другом,
возраст подгруппами и всей группой с помощью
воспитателя.
Средний дошкольный Построения и перестроения: в колонну, в круг,
возраст в шеренгу ( с помощью воспитателя, по
ориентирам, самостоятельно), нахождение своего
места в строю; повороты: направо, налево,
кругом, переступанием на месте.
Старший дошкольный Построение в колонну по одному, по два,
возраст в насколько колонн, кругов; перестроение
из одной колонны в несколько, на месте,
на ходу; повороты на месте налево, направо,
переступанием, в движении - на углах.
Равнение в колонне на вытянутые руки вперед;
в шеренге, в стороны; размыкание и
смыкание при построении в три колонны
приставными шагами; расчет на"первый-второй";
перестроение из одной шеренги в две; из одного
круга- в два; остановка после ходьбы всем
одновременно.
Методика обучения строевым упражнениям
Во время ходьбы друг за другом малышам легче всего перестроиться в круг:
Достаточно просто повернуться к центру, взяться за руки, и соединить руки
первого и последнего ребенка. При построении в "большой круг" лучше всего
обозначить круг на полу длинной веревкой. Малыши при этом могут стоять в
свободном построении.
Помимо свободного построения в круг вводятся построения в колонну по два,
по три, по четыре - инструктор при этом назначает ведущих, либо дети
самостоятельно перестраиваются в звенья. Часто проводится свободное
построение у заранее расставленных предметов. Порядок расположения
предметов разный: в шахматном порядке, параллельно, или по пересекающимся
диагоналям. Основные построения - это построения в три колонны или три звена.
Принцип: по сигналу каждый ребенок занимает место возле любого
поставленного предмета.
Для упражнений с мячами или скакалками оптимально использовать
построение в один круг. Далее добавляется построение в несколько кругов вокруг
пособий (вокруг больших обручей), построение в шахматном порядке. При
построении в шахматном порядке построенным в три - четыре колонны детям
дается команда: второй и четвертой колонне сделать шаг или два вперед или
назад. Далее все поворачиваются лицом вперед (направо или налево).
При усложнении построений предъявляются требования к точности, скорости
выполнения всех перестроений. При всём разнообразии перестроений
увеличивается роль слова: детьми должны исполняться команды, сигналы,
распоряжения, указания. Предметных ориентиров становится меньше.
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для
проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых
приемов, передвижения, завершая размыканием и смыканием, ставя узкие и
конкретные задачи на каждом занятии с детьми.
Незаменимыми методами при обучении строевым упражнениям являются показ,
объяснения и обучение с разделением количественного состава малышей на
несколько частей.
Затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Как управлять строем
На занятиях по физкультуре - управление строем ребят осуществляется
командами и распоряжениями. Они подаются голосом или установленными
сигналами (жестом, хлопком, свистком, флажком и др.)
Все команды подразделяются на предварительную и исполнительную части.
Например, для поворота направо подается команда «Напра - ВО!». В этой
команде «Напра» - предварительная часть, а «ВО» - исполнительная.
Чтобы привлечь внимание детей, предварительная часть команды подается
громко, отчетливо и протяжно. Таким образом, дается некоторое время для
подготовки к выполнению исполнительной команды.
Исполнительная часть команды подается после паузы, громко, энергично, и
следует немедленное её исполнение детьми.
Есть команды, которые не имеют предварительной части.
Например, команды «Смирно!», «Вольно!» и др.
Поэтому обязательно нужно привлечь внимание воспитанников словами
«группа».
К распоряжениям (указаниям) инструктор прибегает, когда нет необходимости
в четком и одновременном выполнении тех или иных действий.
Можно дать указание - «Повернитесь налево».
Строевые приемы
К ним относятся такие действия воспитанников, как выполнение команд :
"Становись!",
"Равняйсь!",
"Смирно!",
"Вольно!",
"Отставить!",
"Разойдись!"
"Сомкнуться!"
"Разомкнуться!",
повороты на месте и расчет.
"Становись!" - команда, при которой воспитанники
становятся в указанный строй и принимают основную стойку.
Основная стойка в строю или вне строя - стоять прямо, пятки вместе,
носки разведены на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, грудь
приподнять, живот подобрать, плечи развернуть и руки опустить так, чтобы кисти
были обращены к бедрам .
"Равняйсь!" - команда, при которой стоящие в строю поворачивают головы
к направляющему, выравнивая строй.
"Смирно!" - команда при которой строй замирает, принимая строевую
стойку.
"Вольно!" - команда, при которой строй ослабляет стойку на одну ногу.
"Отставить" - при этой команде строй возвращает первоначальный вид
предыдущей команды.
"Разойдись!" - строй расходится в произвольном порядке.
"Сомкнутся!" - команда, при которой воспитанники становятся плечом
друг к другу.
"Разомкнуться!" - команда, при которой воспитанники поднимают руки на
уровень плеч и расходятся на ширину поднятых рук, касаясь пальцами рук руки
рядом стоящего (слева, справа)
"Напра - во!" - поворот выполняется на правое плечо на правой пятке и
левом носке, после поворота левая нога с носка приставляется к правой в
положение пятки вместе носки врозь.
"Нале- во!" - поворот выполняется на левое плечо на левой пятке и правом
носке, после поворота правая нога с носка приставляется к левой в положение
пятки вместе носки врозь.
"Расчет на первый - второй" и др. - расчет начинается с правого фланга;
каждый, называя свой номер, четко поворачивает голову в стоящему рядом,
затем возвращается к исходному положению.
Все передвижения в зале или на площадке производятся по трем
направлениям:
Прямое ( в обход площадки) - параллельно основным границам зала или
площадки
По диагонали - под углом к основным границам площадки
Круговые - по дуге к основным границам площадки
Размыкания и смыкания
Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя
Если количество шагов не указано, то размыкание производится на один шаг по
команде "Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разомкнись!"
Для смыкания дается команда "Вправо (влево, к середине) сомкнись!" - и все
действия проводятся в обратном порядке.
Построения
Построения - действия воспитанников после команды инструктора для
принятия (первоначального) того или иного строя.
Построение в колонну по одному.
Колонна - строй, в котором дети стоят в затылок друг к другу на расстоянии
( в глубину) одного шага или руки, вытянутой вперед.
Строй такого рода называется сомкнутым.
Впереди колонны стоит направляющий, в ее конце - замыкающий.
Команды и распоряжения:
"В колонну по одному становись!"
Перед тем, как произнести команду, инструктор встает по правую сторону и
поднимает правую руку вверх. Дети должны построиться друг за другом и
принять основную стойку.
Построение в пары ( парами)
Построение в пары в младших группах проводится по распоряжению
воспитателя "Станьте в пары". Каждый малыш при этом находит себе партнера,
они берутся за руку и становятся на своё место пара за парой. Когда все пары
построены, инструктор предлагает детям опустить руки и выровняться в
колоннах.
В старших группах в пары дети строятся путем перестроения из колонны по
одному в колонну по два (как на месте так, и во время ходьбы).
Команды и распоряжения: "Станьте в пары!"
( смотри приложение схему №2 )
Построение в одну шеренгу
Шеренга - строй, в котором дети стоят плечом к плечу лицом в одну сторону
на одной линии. Расстояние ( интервал) между детьми ( от локтя до локтя)
равно ширине одной ладони.
Строй такого порядка называется сомкнутым.
Разомкнутый строй - строй с интервалом между детьми в один и более шаг.
Различают в шеренге начало и конец строя - они называются флангами. На
правом фланге располагается правофланговый, на левом - левофланговый.
Сторона строя, в которую дети обращены лицом называется фронтом,
противоположная сторона - тылом.
Команды и распоряжения: "В одну шеренгу - становись!"
Одновременно с подачей команды инструктор становится в верхний правый угол
на правом фланге лицом к фронту в положение "Смирно", поднимает левую руку
в сторону, поворачивает голову влево, указывая направление построения.
Дети строятся влево от него, становясь в основную стойку. Как только
воспитанники начинают построение, инструктор делает несколько шагов вперед,
поворачиваясь лицом к группе и ведет наблюдение за построением.
Построение в круг
При обучении построению в круг в начале используются напольные
ориентиры: обозначается центр, выкладываются по кругу кубики, либо шнур.
Инструктор должен объяснить, что расстояние каждого ребенка от центра должно
быть одинаковое.
Далее ориентиры по кругу убираются, и дети строятся вокруг лежащего в
центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг.
Команды и распоряжения: "Станьте в круг", "В круг становись!"
( смотри приложение схему 4)
Построение в полукруг.
Для обучения построению полукругом используются зрительные ориентиры:
кубики, шнуры. После того, как дети научатся строиться по ориентирам, они
выполняют построение на глаз.
Команды и распоряжения: "Станьте полукругом!"
( смотри приложение схема №5 )
Построение врассыпную
Размещение детей в разных частях зала без точно установленного между ними
интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук. Обучение начинается при
помощи зрительных ориентиров( предметов разложенных по залу так, чтобы
дети, встав возле них, при выполнении упражнений не задевали друг друга.
Команды и распоряжения: "В рассыпную становись!"
Построение в квадрат
Посредине зала или площадки выкладывается шнур в виде квадрата. Дети в
колонне по одному движутся за направляющим по периметру квадрата,
равномерно распределяясь по его сторонам. По распоряжению инструктора "На
месте стой, выровняли дистанцию!" дети останавливаются и поднимают руки
вперед на уровень плеч, выравнивая дистанцию в колонне. Далее звучит
распоряжение "Развернулись лицом в центр!"
( смотри приложение схема № 7)
Построение в шахматном порядке
Рассчитать группу, стоящую в шеренге, на первый - второй; подать команду:
"Вторые номера, два шага назад шагом марш!" или "Первые номера, два шага
вперед шагом марш!". В этом случае после перестроения дети будут стоять в
шахматном порядке.
Если надо, чтобы вторые номера стояли в затылок первым, то подается еще одна
команда: "Вторые номера - шаг вправо шагом марш!". Если потребуется
перестроение в две шеренги, где учащиеся стоят лицом друг к другу, надо вторым
или первым номерам сделать два или более шага вперед и повернуться кругом.
( смотри приложение схема №8 )
Перестроение из колонны по одному
в колонну по два на месте.
По команде "В колонну по два - стройся!" на раз вторые номера отставляют
левую ногу на шаг в сторону; на "два"- правую ногу ставят на шаг вперед; на
"три" - левую ногу приставляют к правой.
Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по
команде "В колонну по одному становись!" на счет "раз" отставляется на шаг
назад левая нога, на счет "два" правая нога ставится назад - вправо, на счет "три"
левая нога приставляется к правой.
Это перестроение может выполняться и при движении, во время ходьбы. По
команде" В колонну по два стройся!" вторые номера подходят к первым и ходьба
продолжается. Для обратного пере строения из колонны по два в колонну по
одному по команде "В колонну по одному - стройся!" вторые номера становятся
за первыми и движение продолжается в колонне по одному.
( смотри приложение схему №9 )
Перестроение из колонны по одному в колонну по 3 - 4
Инструктор делит группу на три или четыре подгруппы и назначает
направляющих колонн. Затем по распоряжению "Направляющие, выводите по
очереди свои колонны на места", направляющий первой подгруппы (колонны)
ведет детей к первому предмету. Дети первой подгруппы равняются в затылок,
стараются сохранить дистанцию между собой, ориентируясь на предметы,
стоящие справа. Потом идут по очереди вторая, третья и четвертая колонны к
своим предметам. Дети второй подгруппы равняются по первой, третьей
подгруппы - по второй, а четвертой - по третьей. Направляющие равняются по
направляющему первой колонны. Когда все дети построятся в колонну по четыре,
следует проверить интервалы и дистанцию между детьми путем поднятия рук
вперед и в стороны до уровня плеч впереди стоящего ребенка. Если все колонны
продолжали движение, то следует команда "На месте стой!". В дальнейшем все
колонны ср своими направляющими по распоряжению "Направляющие со своими
колоннами на свои места - марш!" идут одновременно к своим предметам.
( смотри приложение схема №10 )
Перестроение из колонны по одному
в колонну по два, четыре в движении
способом дробления и сведения.
Перед построением производится расчет на первый и второй и дается команда
для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде
"Через центр-марш!" ведет колонну через центр зала. Когда он дойдет до
середины противоположной стороны зала, подается команда "В колонну по
одному направо и налево в обход марш!" По этой команде первые номера идут
направо - вторые - налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у
середины зала (там, где началось перестроение),подается команда "В колонну по
два через центр марш!" Дети идут в колонне по два через центр. Дойдя до
середины стороны зала, по команде "В колонны по два налево и направо в обход -
марш!" , одна пара идет в правую сторону, другая в левую. Затем они сходятся у
середины противоположной стороны зала. Подается новая команда "В колонну по
четыре через центр марш!", и дети идут через центр в колонне по четыре.
( смотри приложение схема № 11, №11п )
Обратное перестроение из колонны по два, четыре,
в колонну по одному разведением и сведением.
Дети доходят в колонне по четыре до середины стороны зала. И по команде "В
колонну по два направо и налево в обход - марш!" правая колонна по двое детей
идет направо в обход, левая колонна по два идет налево в обход. При встрече
колонн на середине на противоположной стороны зала подается команда "В
колонну по одному через центр - марш!"
( смотри приложение схема № 12, №12п(1), №12п(2) )
Перестроение из колонны по одному
в колонну по четыре ( два, три )
поворотом в движении.
При движении группы налево в обход на верхней или по нижней границе зала
(площадки) подается команда "В колонну по четыре налево - марш!", по команде
"Марш!" первая четверка (двойка, тройка) поворачивает налево и продолжает
движение в новом направлении. Следующая четверка делает поворот на том же
месте, что и первая ( команду подает замыкающий каждой четверки).
Во время ходьбы дается указание о сохранении интервала в шеренгах ( на
вытянутые в стороны руки ) и дистанции в колоннах
(на вытянутые руки вперед).
( смотри приложение схема №13 )
Обратное перестроение.
Сначала подается команда для поворота "Направо!", а после этого для ходьбы
вдоль границ зала - в колонну по одному направо (налево) в обход шагом марш!"
( смотри приложение схема № 14)
Перестроение из одной шеренги в две на месте.
Сначала производится расчет "на первый и второй". После этого
подается команда "В две шеренги становись!". По этой команде вторые номера
делают левой ногой шаг назад( счет "раз"), правой ногой - шаг назад - вправо
(счет "два"), становясь за первым, затем приставляют левую ногу к правой ( счет
"три"). Для вторых номеров подаются команды для каждого действия отдельно:
"Шаг левой назад , делай раз!"; "Шаг правой назад - вправо, делай - два!";
"Приставить левую ногу, делай- три!"
( смотри приложение схема №15 )
Обратное перестроение из двух шеренг в одну
Детям, стоящим в две шеренги, подается команда "В одну шеренгу становись!"
Для вторых номеров подаются команды каждая отдельно: "Шаг левой в сторону,
делай- раз!", "Шаг правой влево- вперед делай- два!";" Левую приставить к
правой, делай - три!"
( смотри приложение схема №16)
Перестроение из шеренги в круг
По распоряжению "В круг, взявшись за руки, стройся!" дети берутся за руки.
Инструктор или ребенок берет левой рукой правую руку правофлангового и ,
двигаясь по кругу к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и
замыкает круг.
В дальнейшем инструктор становится против середины шеренги
(на расстоянии 4-3 м от нее), предлагает всем детям взяться за руки, а
правофланговому и левофланговому направиться в сторону инструктора, чтобы
образовать круг. После этого детей учат перестраиваться самостоятельно без
помощи инструктора: дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый
направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг.
Если дети в круге должны стоять по росту, такой круг перестраивают из
шеренги, построенной по росту. Сначала надо произвести расчет на "первый -
второй", перестроиться в две шеренги, повернуть одну шеренгу кругом (лицом
друг к другу). После этого правофланговый и левофланговый, все остальные дети
соединяют руки, отходят назад и образуют круг.
( смотри приложение схема № 17)
Перестроение из шеренги в один,
два, три , четыре круга.
Сначала надо поделить детей на две, три, четыре подгруппы. Затем по
распоряжению инструктора дети в подгруппах берутся за руки,
правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и
выравнивают круг.
( смотри приложение схема № 18, №18 п )
Перестроение из одного круга в два.
Проводится после расчета на "первый - второй".
Затем дается команда " Вторые номера два шага назад шагом - марш!"
Перестроение из колонны по одному
в круг в движении.
Инструктор, став впереди колонны , ведет ее по кругу. Когда он приблизится к
замыкающему, то подает ему руку, и все дети берутся за руки и продолжают идти,
выравнивая круг.
( смотри приложение схема № 20 )
Используемая литература и интернет - ресурсы
1. Протасова Г.Г., Кривомазов В.В. Строевые упражнения: Учебно методическое
пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности 49.02.01
Физическая культура профессиональных образовательных учреждений. - Ростов
н/Д, 2016.
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребёнка. - М.: «Академия», 2007.
3. Строевые упражнения: методика и содержание: методические рекомендации /
сост. : М.А. Карелин, Е.И. Петрушевич: «ВГУ имени П.М.Машерова», 2016.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека строевых упражнений для дошкольников
Введение
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна
организация двигательной деятельности
(на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах,
праздниках, развлечениях и т. д.).
Они развивают чувства ритма и темпа движений, эмоциональное состояние
детей. Строевые упражнения помогают развитию ориентации детей в
пространстве.
Воспитанники становятся более организованными, следят за своей осанкой и
расстоянием во время движения.
Упражнения данного вида на занятиях в детском саду дают возможность
инструктору быстро и оптимально располагать детей по всему пространству
физкультурного зала. Строевые упражнения проводятся в разных частях
занятий: чтобы завладеть вниманием детей - в начале занятия, в
подготовительной его части. Они позволяют удобно разместить воспитанников
для выполнения серии основных упражнений. Чтобы перейти от одного вида
упражнений к другому в основной части занятия, нет ничего лучше, чем
использование различных построений и перестроений. Снизить физическую
нагрузку, настроить воспитанников на предстоящую учебную работу и
организованно завершить занятие - вот задачи, которые выполняют строевые
упражнения в заключительной части занятия по физической культуре в детском
саду. Обучение ребенка строевым упражнениям проводится с учетом возрастных
особенностей.
Строевые упражнения, цель и задачи.
Строевые упражнения - тот или иной строй занимающихся,
объединенных совместными действиями.
Строевые упражнения приучают детей быстро и четко находить своё место на
площадке и в зале, соблюдать порядок построения, согласованность при
выполнении упражнений, учат быстро и организованно размещаться в строгом
порядке, дисциплинируют и организовывают детей.
Построения, перестроения, повороты, размыкания, смыкания, которым учат ребят
во время занятий, способствуют более эмоциональному состоянию малышей во
время проведения занятий.
Цель: повысить компетенцию воспитателей по вопросам строевой подготовки
воспитанников дошкольного возраста.
Основные задачи:
- формировать дисциплинированность, собранность, организованность
воспитанников;
- развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко выполнять
строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе, развивать чувства
ритма и темпа;
- воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и коллективизма;
Распределение строевых упражнений
по возрастным группам
Младший дошкольный Построения: в круг, в пары, друг за другом,
возраст подгруппами и всей группой с помощью
воспитателя.
Средний дошкольный Построения и перестроения: в колонну, в круг,
возраст в шеренгу ( с помощью воспитателя, по
ориентирам, самостоятельно), нахождение своего
места в строю; повороты: направо, налево,
кругом, переступанием на месте.
Старший дошкольный Построение в колонну по одному, по два,
возраст в насколько колонн, кругов; перестроение
из одной колонны в несколько, на месте,
на ходу; повороты на месте налево, направо,
переступанием, в движении - на углах.
Равнение в колонне на вытянутые руки вперед;
в шеренге, в стороны; размыкание и
смыкание при построении в три колонны
приставными шагами; расчет на"первый-второй";
перестроение из одной шеренги в две; из одного
круга- в два; остановка после ходьбы всем
одновременно.
Методика обучения строевым упражнениям
Во время ходьбы друг за другом малышам легче всего перестроиться в круг:
Достаточно просто повернуться к центру, взяться за руки, и соединить руки
первого и последнего ребенка. При построении в "большой круг" лучше всего
обозначить круг на полу длинной веревкой. Малыши при этом могут стоять в
свободном построении.
Помимо свободного построения в круг вводятся построения в колонну по два,
по три, по четыре - инструктор при этом назначает ведущих, либо дети
самостоятельно перестраиваются в звенья. Часто проводится свободное
построение у заранее расставленных предметов. Порядок расположения
предметов разный: в шахматном порядке, параллельно, или по пересекающимся
диагоналям. Основные построения - это построения в три колонны или три звена.
Принцип: по сигналу каждый ребенок занимает место возле любого
поставленного предмета.
Для упражнений с мячами или скакалками оптимально использовать
построение в один круг. Далее добавляется построение в несколько кругов вокруг
пособий (вокруг больших обручей), построение в шахматном порядке. При
построении в шахматном порядке построенным в три - четыре колонны детям
дается команда: второй и четвертой колонне сделать шаг или два вперед или
назад. Далее все поворачиваются лицом вперед (направо или налево).
При усложнении построений предъявляются требования к точности, скорости
выполнения всех перестроений. При всём разнообразии перестроений
увеличивается роль слова: детьми должны исполняться команды, сигналы,
распоряжения, указания. Предметных ориентиров становится меньше.
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для
проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых
приемов, передвижения, завершая размыканием и смыканием, ставя узкие и
конкретные задачи на каждом занятии с детьми.
Незаменимыми методами при обучении строевым упражнениям являются показ,
объяснения и обучение с разделением количественного состава малышей на
несколько частей.
Затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Как управлять строем
На занятиях по физкультуре - управление строем ребят осуществляется
командами и распоряжениями. Они подаются голосом или установленными
сигналами (жестом, хлопком, свистком, флажком и др.)
Все команды подразделяются на предварительную и исполнительную части.
Например, для поворота направо подается команда «Напра - ВО!». В этой
команде «Напра» - предварительная часть, а «ВО» - исполнительная.
Чтобы привлечь внимание детей, предварительная часть команды подается
громко, отчетливо и протяжно. Таким образом, дается некоторое время для
подготовки к выполнению исполнительной команды.
Исполнительная часть команды подается после паузы, громко, энергично, и
следует немедленное её исполнение детьми.
Есть команды, которые не имеют предварительной части.
Например, команды «Смирно!», «Вольно!» и др.
Поэтому обязательно нужно привлечь внимание воспитанников словами
«группа».
К распоряжениям (указаниям) инструктор прибегает, когда нет необходимости
в четком и одновременном выполнении тех или иных действий.
Можно дать указание - «Повернитесь налево».
Строевые приемы
К ним относятся такие действия воспитанников, как выполнение команд :
"Становись!",
"Равняйсь!",
"Смирно!",
"Вольно!",
"Отставить!",
"Разойдись!"
"Сомкнуться!"
"Разомкнуться!",
повороты на месте и расчет.
"Становись!" - команда, при которой воспитанники
становятся в указанный строй и принимают основную стойку.
Основная стойка в строю или вне строя - стоять прямо, пятки вместе,
носки разведены на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, грудь
приподнять, живот подобрать, плечи развернуть и руки опустить так, чтобы кисти
были обращены к бедрам .
"Равняйсь!" - команда, при которой стоящие в строю поворачивают головы
к направляющему, выравнивая строй.
"Смирно!" - команда при которой строй замирает, принимая строевую
стойку.
"Вольно!" - команда, при которой строй ослабляет стойку на одну ногу.
"Отставить" - при этой команде строй возвращает первоначальный вид
предыдущей команды.
"Разойдись!" - строй расходится в произвольном порядке.
"Сомкнутся!" - команда, при которой воспитанники становятся плечом
друг к другу.
"Разомкнуться!" - команда, при которой воспитанники поднимают руки на
уровень плеч и расходятся на ширину поднятых рук, касаясь пальцами рук руки
рядом стоящего (слева, справа)
"Напра - во!" - поворот выполняется на правое плечо на правой пятке и
левом носке, после поворота левая нога с носка приставляется к правой в
положение пятки вместе носки врозь.
"Нале- во!" - поворот выполняется на левое плечо на левой пятке и правом
носке, после поворота правая нога с носка приставляется к левой в положение
пятки вместе носки врозь.
"Расчет на первый - второй" и др. - расчет начинается с правого фланга;
каждый, называя свой номер, четко поворачивает голову в стоящему рядом,
затем возвращается к исходному положению.
Все передвижения в зале или на площадке производятся по трем
направлениям:
Прямое ( в обход площадки) - параллельно основным границам зала или
площадки
По диагонали - под углом к основным границам площадки
Круговые - по дуге к основным границам площадки
Размыкания и смыкания
Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя.
Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя
Если количество шагов не указано, то размыкание производится на один шаг по
команде "Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разомкнись!"
Для смыкания дается команда "Вправо (влево, к середине) сомкнись!" - и все
действия проводятся в обратном порядке.
Построения
Построения - действия воспитанников после команды инструктора для
принятия (первоначального) того или иного строя.
Построение в колонну по одному.
Колонна - строй, в котором дети стоят в затылок друг к другу на расстоянии
( в глубину) одного шага или руки, вытянутой вперед.
Строй такого рода называется сомкнутым.
Впереди колонны стоит направляющий, в ее конце - замыкающий.
Команды и распоряжения:
"В колонну по одному становись!"
Перед тем, как произнести команду, инструктор встает по правую сторону и
поднимает правую руку вверх. Дети должны построиться друг за другом и
принять основную стойку.
Построение в пары ( парами)
Построение в пары в младших группах проводится по распоряжению
воспитателя "Станьте в пары". Каждый малыш при этом находит себе партнера,
они берутся за руку и становятся на своё место пара за парой. Когда все пары
построены, инструктор предлагает детям опустить руки и выровняться в
колоннах.
В старших группах в пары дети строятся путем перестроения из колонны по
одному в колонну по два (как на месте так, и во время ходьбы).
Команды и распоряжения: "Станьте в пары!"
( смотри приложение схему №2 )
Построение в одну шеренгу
Шеренга - строй, в котором дети стоят плечом к плечу лицом в одну сторону
на одной линии. Расстояние ( интервал) между детьми ( от локтя до локтя)
равно ширине одной ладони.
Строй такого порядка называется сомкнутым.
Разомкнутый строй - строй с интервалом между детьми в один и более шаг.
Различают в шеренге начало и конец строя - они называются флангами. На
правом фланге располагается правофланговый, на левом - левофланговый.
Сторона строя, в которую дети обращены лицом называется фронтом,
противоположная сторона - тылом.
Команды и распоряжения: "В одну шеренгу - становись!"
Одновременно с подачей команды инструктор становится в верхний правый угол
на правом фланге лицом к фронту в положение "Смирно", поднимает левую руку
в сторону, поворачивает голову влево, указывая направление построения.
Дети строятся влево от него, становясь в основную стойку. Как только
воспитанники начинают построение, инструктор делает несколько шагов вперед,
поворачиваясь лицом к группе и ведет наблюдение за построением.
Построение в круг
При обучении построению в круг в начале используются напольные
ориентиры: обозначается центр, выкладываются по кругу кубики, либо шнур.
Инструктор должен объяснить, что расстояние каждого ребенка от центра должно
быть одинаковое.
Далее ориентиры по кругу убираются, и дети строятся вокруг лежащего в
центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг.
Команды и распоряжения: "Станьте в круг", "В круг становись!"
( смотри приложение схему 4)
Построение в полукруг.
Для обучения построению полукругом используются зрительные ориентиры:
кубики, шнуры. После того, как дети научатся строиться по ориентирам, они
выполняют построение на глаз.
Команды и распоряжения: "Станьте полукругом!"
( смотри приложение схема №5 )
Построение врассыпную
Размещение детей в разных частях зала без точно установленного между ними
интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук. Обучение начинается при
помощи зрительных ориентиров( предметов разложенных по залу так, чтобы
дети, встав возле них, при выполнении упражнений не задевали друг друга.
Команды и распоряжения: "В рассыпную становись!"
Построение в квадрат
Посредине зала или площадки выкладывается шнур в виде квадрата. Дети в
колонне по одному движутся за направляющим по периметру квадрата,
равномерно распределяясь по его сторонам. По распоряжению инструктора "На
месте стой, выровняли дистанцию!" дети останавливаются и поднимают руки
вперед на уровень плеч, выравнивая дистанцию в колонне. Далее звучит
распоряжение "Развернулись лицом в центр!"
( смотри приложение схема № 7)
Построение в шахматном порядке
Рассчитать группу, стоящую в шеренге, на первый - второй; подать команду:
"Вторые номера, два шага назад шагом марш!" или "Первые номера, два шага
вперед шагом марш!". В этом случае после перестроения дети будут стоять в
шахматном порядке.
Если надо, чтобы вторые номера стояли в затылок первым, то подается еще одна
команда: "Вторые номера - шаг вправо шагом марш!". Если потребуется
перестроение в две шеренги, где учащиеся стоят лицом друг к другу, надо вторым
или первым номерам сделать два или более шага вперед и повернуться кругом.
( смотри приложение схема №8 )
Перестроение из колонны по одному
в колонну по два на месте.
По команде "В колонну по два - стройся!" на раз вторые номера отставляют
левую ногу на шаг в сторону; на "два"- правую ногу ставят на шаг вперед; на
"три" - левую ногу приставляют к правой.
Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по
команде "В колонну по одному становись!" на счет "раз" отставляется на шаг
назад левая нога, на счет "два" правая нога ставится назад - вправо, на счет "три"
левая нога приставляется к правой.
Это перестроение может выполняться и при движении, во время ходьбы. По
команде" В колонну по два стройся!" вторые номера подходят к первым и ходьба
продолжается. Для обратного пере строения из колонны по два в колонну по
одному по команде "В колонну по одному - стройся!" вторые номера становятся
за первыми и движение продолжается в колонне по одному.
( смотри приложение схему №9 )
Перестроение из колонны по одному в колонну по 3 - 4
Инструктор делит группу на три или четыре подгруппы и назначает
направляющих колонн. Затем по распоряжению "Направляющие, выводите по
очереди свои колонны на места", направляющий первой подгруппы (колонны)
ведет детей к первому предмету. Дети первой подгруппы равняются в затылок,
стараются сохранить дистанцию между собой, ориентируясь на предметы,
стоящие справа. Потом идут по очереди вторая, третья и четвертая колонны к
своим предметам. Дети второй подгруппы равняются по первой, третьей
подгруппы - по второй, а четвертой - по третьей. Направляющие равняются по
направляющему первой колонны. Когда все дети построятся в колонну по четыре,
следует проверить интервалы и дистанцию между детьми путем поднятия рук
вперед и в стороны до уровня плеч впереди стоящего ребенка. Если все колонны
продолжали движение, то следует команда "На месте стой!". В дальнейшем все
колонны ср своими направляющими по распоряжению "Направляющие со своими
колоннами на свои места - марш!" идут одновременно к своим предметам.
( смотри приложение схема №10 )
Перестроение из колонны по одному
в колонну по два, четыре в движении
способом дробления и сведения.
Перед построением производится расчет на первый и второй и дается команда
для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде
"Через центр-марш!" ведет колонну через центр зала. Когда он дойдет до
середины противоположной стороны зала, подается команда "В колонну по
одному направо и налево в обход марш!" По этой команде первые номера идут
направо - вторые - налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у
середины зала (там, где началось перестроение),подается команда "В колонну по
два через центр марш!" Дети идут в колонне по два через центр. Дойдя до
середины стороны зала, по команде "В колонны по два налево и направо в обход -
марш!" , одна пара идет в правую сторону, другая в левую. Затем они сходятся у
середины противоположной стороны зала. Подается новая команда "В колонну по
четыре через центр марш!", и дети идут через центр в колонне по четыре.
( смотри приложение схема № 11, №11п )
Обратное перестроение из колонны по два, четыре,
в колонну по одному разведением и сведением.
Дети доходят в колонне по четыре до середины стороны зала. И по команде "В
колонну по два направо и налево в обход - марш!" правая колонна по двое детей
идет направо в обход, левая колонна по два идет налево в обход. При встрече
колонн на середине на противоположной стороны зала подается команда "В
колонну по одному через центр - марш!"
( смотри приложение схема № 12, №12п(1), №12п(2) )
Перестроение из колонны по одному
в колонну по четыре ( два, три )
поворотом в движении.
При движении группы налево в обход на верхней или по нижней границе зала
(площадки) подается команда "В колонну по четыре налево - марш!", по команде
"Марш!" первая четверка (двойка, тройка) поворачивает налево и продолжает
движение в новом направлении. Следующая четверка делает поворот на том же
месте, что и первая ( команду подает замыкающий каждой четверки).
Во время ходьбы дается указание о сохранении интервала в шеренгах ( на
вытянутые в стороны руки ) и дистанции в колоннах
(на вытянутые руки вперед).
( смотри приложение схема №13 )
Обратное перестроение.
Сначала подается команда для поворота "Направо!", а после этого для ходьбы
вдоль границ зала - в колонну по одному направо (налево) в обход шагом марш!"
( смотри приложение схема № 14)
Перестроение из одной шеренги в две на месте.
Сначала производится расчет "на первый и второй". После этого
подается команда "В две шеренги становись!". По этой команде вторые номера
делают левой ногой шаг назад( счет "раз"), правой ногой - шаг назад - вправо
(счет "два"), становясь за первым, затем приставляют левую ногу к правой ( счет
"три"). Для вторых номеров подаются команды для каждого действия отдельно:
"Шаг левой назад , делай раз!"; "Шаг правой назад - вправо, делай - два!";
"Приставить левую ногу, делай- три!"
( смотри приложение схема №15 )
Обратное перестроение из двух шеренг в одну
Детям, стоящим в две шеренги, подается команда "В одну шеренгу становись!"
Для вторых номеров подаются команды каждая отдельно: "Шаг левой в сторону,
делай- раз!", "Шаг правой влево- вперед делай- два!";" Левую приставить к
правой, делай - три!"
( смотри приложение схема №16)
Перестроение из шеренги в круг
По распоряжению "В круг, взявшись за руки, стройся!" дети берутся за руки.
Инструктор или ребенок берет левой рукой правую руку правофлангового и ,
двигаясь по кругу к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и
замыкает круг.
В дальнейшем инструктор становится против середины шеренги
(на расстоянии 4-3 м от нее), предлагает всем детям взяться за руки, а
правофланговому и левофланговому направиться в сторону инструктора, чтобы
образовать круг. После этого детей учат перестраиваться самостоятельно без
помощи инструктора: дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый
направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг.
Если дети в круге должны стоять по росту, такой круг перестраивают из
шеренги, построенной по росту. Сначала надо произвести расчет на "первый -
второй", перестроиться в две шеренги, повернуть одну шеренгу кругом (лицом
друг к другу). После этого правофланговый и левофланговый, все остальные дети
соединяют руки, отходят назад и образуют круг.
( смотри приложение схема № 17)
Перестроение из шеренги в один,
два, три , четыре круга.
Сначала надо поделить детей на две, три, четыре подгруппы. Затем по
распоряжению инструктора дети в подгруппах берутся за руки,
правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и
выравнивают круг.
( смотри приложение схема № 18, №18 п )
Перестроение из одного круга в два.
Проводится после расчета на "первый - второй".
Затем дается команда " Вторые номера два шага назад шагом - марш!"
Перестроение из колонны по одному
в круг в движении.
Инструктор, став впереди колонны , ведет ее по кругу. Когда он приблизится к
замыкающему, то подает ему руку, и все дети берутся за руки и продолжают идти,
выравнивая круг.
( смотри приложение схема № 20 )
Используемая литература и интернет - ресурсы
1. Протасова Г.Г., Кривомазов В.В. Строевые упражнения: Учебно методическое
пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности
Физическая культура профессиональных образовательных учреждений. - Ростов
н/Д, 2016.
2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребёнка. - М.: «Академия», 2007.
3. Строевые упражнения: методика и содержание: методические рекомендации /
сост. : М.А. Карелин, Е.И. Петрушевич: «ВГУ имени П.М.Машерова», 2016.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-382118-1389953888.jpg)
Картотека игровых упражнений для дошкольников
Материал включает разнообразные игровые упражнения с дошкольниками, позволяющими развивать определенные группы мышц, координацию движений....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-496459-1635917304.jpg)
Картотека релаксационных упражнений для дошкольников
Релаксационные упражнения позволяют детям отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление ребенка. Считаю необходимым вкл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-888965-1518876852.jpg)
Картотека кинезиологических упражнений для дошкольников
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/13/picture-291930-1618308691.jpg)
"Строевые упражнения для дошкольников"
Малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру,взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «бо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/08/picture-1073743-1541675675.jpg)
В помощь воспитателям "Картотека дыхательных упражнений для дошкольников"
Методический материал в помощь воспитателям....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1112141-1549330387.jpg)
Картотека «Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям»
Картотека «Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям»Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиямСамый лучший способ сн...