Рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста (шпаргалка для воспитателей)
консультация по физкультуре
Рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста (шпаргалка для воспитателей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_9.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401»
УТВЕРЖДЕНО Заведующий МКДОУ «Детский сад № 401» ___________ Л.Г. Гончарова |
Рекомендации по реализации модели
двигательного режима детей
дошкольного возраста
(шпаргалка для воспитателей)
Разработала:
Ядрышникова Надежда Евгеньевна
1 кв. категория
Модель двигательного режима.
Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно:
-обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности;
- предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Современные требования предполагают разработку такой модели двигательного режима детей дошкольного возраста, в которой должен быть представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации.
Основные требования к двигательному режиму.
Для решения многогранных задач в процессе оптимизации двигательной активности необходимо выполнять некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДОУ.
- Рациональное сочетание разных видов занятий.
Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования.
- Введение дополнительных занятий.
Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:
- гимнастика после сна;
- пробежка по массажным дорожкам;
- упражнения с использованием спортивных комплексов;
- ритмическая гимнастика;
- упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;
- дыхательная гимнастика;
- логоритмическая гимнастика;
- релаксационные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- двигательная разминка между занятиями;
- прогулки-походы;
- дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей.
3. Сочетание движений разной интенсивности.
Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при сочетании движений с разной степенью интенсивности.
4. Эффективная организация учебных занятий.
Важно обеспечить моторную плотность занятия в пределах оптимальных величин – 75-90%.
5. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности.
6. Дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.
7. Проведение коррекционной работы.
Коррекционную работу целесообразно систематически проводить с ослабленными, имеющими различные отклонения в физическом развитии детьми. При этом необходимо осуществлять тщательный отбор определенных комплексов упражнений, методов и приемов педагогического воздействия с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ребенка (в соответствии с рекомендациями медиков).
8. Организация активного отдыха детей.
9. Работа с родителями.
Что такое «двигательная активность»?
Двигательная активность (ДА) – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Движение имеет большое значение в раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка.
В дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок приспосабливается к окружающему миру.
Повышенный режим ДА оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка:
- развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат;
- тренирует и совершенствует физиологические функции организма;
- обеспечивает усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений;
- укрепляет потребность в движениях.
Регулярная физическая активность способствует:
- повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов;
- предупреждению риска сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости;
- стимулированию здорового образа жизни.
Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Продолжительность зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
В двигательный режим также входят дополнительные виды занятий – кружки, секции по разным видам физических и спортивных упражнений и игр; танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи – домашние задания, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре большое значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям.
К таким занятиям относятся: Неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе, игры-соревнования.
Оптимальность двигательной активности.
Двигательная активность оптимальна в том случае, когда:
- основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей;
- обеспечивается ее соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Утренняя гимнастика как компонент двигательного режима.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса.
Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.
Времени на утреннею гимнастику отводится мало, поэтому пояснения, указания воспитателей должны быть краткими. Построение, раздачу пособий следует проводить быстро.
Требования к упражнениям:
- известны и хорошо освоены детьми;
- наиболее просты по структуре и координации; направлены на формирование осанки и свода стопы;
- должны включать дыхательные упражнения, подскоки.
Комплекс постепенно дополняют упражнениями с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми дети уже овладели.
Виды утренней гимнастики:
- традиционная;
- ритмическая;
- игровая;
- сюжетная;
- с использованием полосы препятствий;
- с использованием простейших тренажеров.
Независимо от вида гимнастики желательно включать бег, О.Р.У. и свободную двигательную деятельность.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной – двух недель в зависимости от сложности его содержания.
Двигательная разминка.
Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное ее назначение – предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой.
Хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению ДА детей.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Закати в лунку шарик», «Бой петухов», «Удочка», «Сбей городок», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки.
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12'), доступны детям с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки можно предложить детям различные дыхательные упражнения. С целью активизации двигательной деятельности детей советуем одновременно организовать несколько игровых зон в различных местах (групповая комната, коридор) и предоставлять детям самим выбрать игру.
Физкультминутка.
Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.
Физкультминутка проводится воспитателями по мере необходимости во время занятий познавательного цикла, ФЭМП и т.д. Длительность ее составляет 2-3'.
Физкультминутки могут проводиться в форме упражнений общеразвивающего воздействия, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстовкой.
После кратковременного активного отдыха внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала.
Не следует считать, что физкультминутка является обязательной на каждом занятии. На некоторых занятиях, таких как лепка, аппликация, рисование физкультминутка может отвлечь от творческих замыслов.
Динамический час.
Основные задачи динамического часа:
- обеспечение необходимого объема двигательной активности;
- повышение физической и умственной работоспособности; формирование осознанного отношения и интереса к занятиям физической культурой, в т.ч. и самостоятельным.
Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.
В практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:
- подвижные игры с разной интенсивностью;
- игры-эстафеты;
- сюжетные двигательные задания;
- командные спортивные игры;
- самостоятельные занятия детей на комплексах и тренажерах и др.
Бодрящая гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности.
Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.
Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится 8-12'. В структуру гимнастики могут входить:
- разминка в постели;
- О.Р.У.;
- подвижные игры и танцевальные движения;
- релаксационные упражнения.
Закончить гимнастику после сна на «дорожке здоровья», проходить по массажным коврикам, перепрыгивать на носках через различные предметы, «топтаться» по камешкам. При проведении закаливающих процедур длительность гимнастики после дневного сна можно увеличить до 20'.Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности детей.
Прогулки – походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности детей, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.
Прогулки – походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием.
Организуйте прогулки – походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной ДА.
Логоритмическая гимнастика.
В связи с тем, что многие дети имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, то можно считать необходимостью внесения в двигательный режим занятий по логоритмике.
В эти занятия могут входить виды упражнений:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- подвижная игра;
- общеразвивающие игры;
- массаж и самомассаж;
- психотерапия;
- музыкотерапия.
Занятия по логоритмике проводятся учителем-логопедом и носят комплексный характер. Они направлены на развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи, а также на развитие мелкой моторики рук, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словом и музыкой.
Коррекционные упражнения по развитию речи, предлагаемые в игровой форме, могут широко использоваться на физкультурных и музыкальных занятиях, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках и досугах. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, загадок способствуют формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. В самом тексте игры может быть заложено содержание разных двигательных действий.
Занятия по физической культуре.
Учебное занятие по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма.
Эффективность занятий по физической культуре во многом определяется пониманием основных целей:
- удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физической нагрузки;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие необходимых физических качеств и двигательных способностей ребенка;
- активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях; формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей/
Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого, опосредованного руководства. Как его осуществлять?
Двигательный режим в ДОУ складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА.
В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
- организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;
- закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;
- владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.
Все руководство строится только на основе индивидуализации. Необходимо:
- наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;
- предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство;
- привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения; снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом;
- пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
- отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
- иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;
- периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному»;
- обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.
Домашние задания по физкультуре – одна из форм работы в ДОУ. Как их организовать?
В полной мере домашнее задание можно рассматривать как одну из современных форм работы с родителями. Такие задания строятся на доверии.
Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания. Сделать это можно через информацию в родительском уголке, в индивидуальных беседах.
Часть домашних заданий для родителей одинакова:
- проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику (предложить комплекс упражнений);
- продолжать в выходные дни закаливание (предварительно родители наблюдают закаливание в ДОУ);
- организовывать физкультурный досуг в день рождения ребенка;
- по возможности оборудовать физкультурный уголок в квартире.
Другая часть – дифференцированные задания по отдельным направлениям. Их можно оформить в папки-передвижки. Например: «Исправляем осанку ребенка», «Пусть дети больше двигаются», «Если аппетит плохой (чрезмерный)», «Нужны ли прыжки со скакалкой мальчикам?». Подбирается интересный материал, а также разрабатываются рекомендации для выполнения в семье.
Домашние задания даются и детям, но обязательно в занимательной форме.
Где лучше устроить
групповой физкультурный уголок?
Если достаточно места, можно разместить 1-2 физкультурных уголка в групповой комнате, спальне.
Помните, что физкультурный уголок – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. Поэтому при выборе места для физкультурного уголка подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы дети имели свободный доступ к нему.
Эффективно используя физкультурное оборудование, Вы обеспечите разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность.
Какова роль движений в общем развитии ребенка?
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.
От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. ДА ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем ДА детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физкультурных упражнений, ДА в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.
Какие методы используются для коррекции ДА детей малой подвижности?
Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию основных движений, отличающихся особой интенсивностью, - бегу, прыжкам и т.д. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей непринужденной, интересной.
Не нужно бояться, что дети утомятся, этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.
Следует ли ограничивать в движениях чрезмерно подвижных детей?
Иногда считается, что надо сдерживать, ограничивать в движениях детей большой подвижности. Не делайте этого!
Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо специально учить точным движениям:
- метанию в цель;
- прокатыванию мяча по ограниченной площади (половице, дорожке из двух шнуров, гимнастической скамейке и пр.);
- ловле мяча.
Особенно полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, О.Р.У. на ограниченной площади.
Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/сада....
«Реализация модели двигательного режима у детей 3-4 лет»
Выступление на педагогическом совете...
Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Большинство детей со зрительной патологией испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие и т.д.. Организация двигательного режима для детей с нарушением...
модель двигательной активности детей дошкольного возраста
модель двигательной активности детей дошкольного возраста...
Модель двигательного режима детей группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
ull;В реализации этой потребности у детей, нам помогает физкультурный центр, который есть у нас в группе. Физкультурный центр наполнен: мячами разных размеров, набором кеглей для игры в боулин...
Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста
Модель двигательного режима. Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного ...
Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима...