«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
рабочая программа по физкультуре

Ашека Софья Анатольевна
На современном этапе развития общества заметно обострилась проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Одной из причин такого положения является разбалансировка основных компонентов интегрального состояния, каким и выступает, по существу, понятие «физического здоровье ребенка». Это относится, в первую очередь, к организации двигательной активности детей в режиме дня.
в программе представлена апробированная и адаптированная собственная модель системного подхода к решению проблемы формирования двигательной активнсти, как фактора физического развития, сохранения и сбережения здоровья дошкольников. Отличительной особенностью программы является четко обоснованная структура и подбор двигательного материала, а также комплексный характер мероприятий, среди которых своей оригинальностью выделяется система двигательного режима, система планирования, а также система комплексной оценки состояния физического здоровья детей.
Особый интерес может вызвать   представленная взаимосвязь всех структурных компонентов программы, направленная на оздоровительно-профилактическую деятельность с дошкольниками и система мониторинговой деятельности, представленная в картах и таблицах развития ребенка. Программа  может быть внедрена в практику в качестве базовой , т.к. имеет  разработки  методического обеспечения оздоровительно - профилактической работы с дошкольниками в условиях учреждений дошкольного образования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа 719 КБ
Файл programma.docx719 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по разделу « Физическая культура»

«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта  здорового образа жизни »

Разработала: Ашека Софья Анатольевна

инструктор физкультуры

Рецензия на рабочую программу по развитию психофизических качеств

у детей дошкольного возраста

Автор: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории Ашека Софья Анатольевна

На современном этапе развития общества заметно обострилась проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Одной из причин такого положения является разбалансировка основных компонентов интегрального состояния, каким и выступает, по существу, понятие «физического здоровье ребенка». Это относится, в первую очередь, к организации двигательной активности детей в режиме дня.

Автором представлена апробированная и адаптированная собственная модель системного подхода к решению проблемы развития, сохранения и сбережения здоровья дошкольников. Отличительной особенностью программы является четко обоснованная структура и подбор двигательного материала, а также комплексный характер мероприятий, среди которых своей оригинальностью выделяется система двигательного режима, система планирования, а также система комплексной оценки состояния физического здоровья детей.

Особый интерес вызывает представленная взаимосвязь всех структурных компонентов программы, направленная на оздоровительно-профилактическую деятельность с дошкольниками и система мониторинговой деятельности, представленная в картах и таблицах развития ребенка.

Работа соответствует основным требованиям к составлению рабочих программ в системе дошкольного физического воспитания и может быть внедрена в практику в качестве базовой при разработке методического обеспечения оздоровительно - профилактической работы с дошкольниками в условиях учреждений дошкольного образования.

                                             

К.б.н., доцент кафедры ТиМДО НИПК и ПРО                               Головин О.В.                  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
          Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.    Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»,  273 от 29.12.2012г
  • Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
  • Письмом Минобразования от 02.06.1998г  89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
  • СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)

Актуальность программы.

Проблема выживания человека в современных условиях является чрезвычайно актуальной. Сложившаяся социально экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же крепкого здоровья. Жизнь показала, даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии повлиять на процесс физической деградации человека. Медицинские средства оказывают лишь стимулирующее влияние, улучшая отдельные показатели здоровья. Но не одно искусственное средство не может полностью заменить физическую тренировку - развитие, становление и укрепление жизнеспособности организма.

Уровень физического развития и состояние здоровья детей в обществе , а особенно наших воспитанников, вызывают особую озабоченность. Анализ медицинских карт, обследование физического развития и образования детей, анкетирование родителей показали, что в настоящее время детский сад посещают дети

  •  основная масса воспитанников испытывает « двигательный дефицит »
  •  детям старшего возраста малоинтересны занятия физкультурой, спортом ( дети предпочитают: смотреть телепередачи, игры на компьютере и др. современных устройствах, играть в игры развлекательного характера и пр.)
  •  дети малознакомы с подвижными, народными играми, с разнообразием видов спорта,
  •  в семье физическому развитию и воспитанию детей уделяется небольшое значение, мало времени.
  •  мало кто из родителей воспитанников посещает спортивные залы, клубы и т.д.

Такие данные подтверждают актуальность вопросов сбережения и укрепления здоровья, средствами физического воспитания и развития дошкольников.

«... чаще всего надо заниматься физическими упражнениями, т.к. праздность расслабляет тело, а физический труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе -

продолжительную молодость»

Авл Корнелий Цельз, римский врач

Во все времена извечен был вопрос - как человеку преодолеть все неблагоприятные условия окружающей среды, влияющие на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Многие зарубежные и отечественные деятели выдвигали как насущные задачи предупреждение болезней и  гармоничное развитие подрастающего поколения, применение физических упражнений.

Реализация программы позволит: повысить двигательную активность детей на занятиях физкультурой:

  •  воспитать желание заниматься « физическим трудом »,
  •  познакомить с упражнениями, различными видами движений, играми , способными удовлетворить естественную биологическую потребность в движении,

« Ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие»

Аристотель, греческий философ

Проблема сохранения и формирования здоровья населения, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Дошкольное воспитание - это составная начальная ступень физического развития. Она является образовательной стороной физической культуры и основой двигательной активности ребенка. Физическое воспитание, которому в дошкольных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепления здоровья детей , своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Цель программы:

* формирование двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях как базового аспекта здорового образа жизни.

Реализация данной цели направлена на:

  • развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
  • формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Программа позволяет:

  • реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Задачи:

  •  способствовать формированию двигательной активности детей, а также закладыванию общих основ физической активности, через осознание, прочувствование радости движений;
  •  обеспечение развития и тренировку всех систем и функций ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки на занятии;
  •  развитие эмоциональной и познавательной активности, самостоятельности действий, стимулирующих творчество и инициативу в познании, развитии, совершенствовании двигательных качеств и способностей ребенка;
  •  стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка, создавая оптимальные условия для физического развития, используя разнообразные формы работы и предметную среду

При разработке программы, определяясь с формой проведения занятия основными требованиями является:

1) Каждое занятие должно быть ориентировано на главную цель - формирование и развитие личности ребенка, и представлять собой завершенное , логически и психологически связанное целое.

2) Влияние любого занятия должно быть достаточно разносторонним - интегрированным ( в образовательном, оздоровительном, воспитательном отношении). Особое значение уделять развитию активности, самостоятельности, творчества и уверенности в себе.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 минут - младшая группа,  20 минут - средняя группа, 25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год - 68.

Принципы построения программы по ФГОС:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Описание форм, способов, методов и средств реализации  Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

3-4 года - непосредственно образовательная деятельность , которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;

4-5 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает;
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- элементы спортивных игр и   упражнений;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;

5-6 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
 - спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
- самостоятельная  двигательная активность;


6-7 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
 - спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;

- самостоятельная  двигательная активность;

 Интеграция образовательных областей

Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, в проблемных ситуациях и пожеланиях. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.

Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.

Краткая характеристика занятий.

ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТИПА.

Носят обучающий, смешанный или вариативный характер.

Обучающее - ознакомление с новым материалом.

Смешанное - разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее.

.Вариативное -усложнение двигательных знаний заданий на основе хорошо знакомого материала.

Контрольно - проверочное - занятие, направленное на выявление количественных икачественных результатов.

ЗАНЯТИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ТИПА.

Тематическое - проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы баскетбола, бадминтон.

С использованием тренажеров и спортивных комплексов - включает разнообразные упражнения : н.р. на гимнастической стенке и др.

Ритмическая гимнастика - выполнение различных видов движений под музыку.

По интересам - детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.

ЗАНЯТИЯ ИГРОВОГО ТИПА.

Сюжетное - содержание занятия строится на одном сюжете .

С использованием стихотворных текстов - содержание занятия сопровождается стихами, потешками и др. стихотворными формами.

Имитаиионное - занятие построено на отражении, в условной форме, окружающего мира ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений.

Спортивно - игровое - занятие строится на основе разнообразных спортивных и подвижных игр, а так же соревнований и эстафет, с учетом равномерной нагрузки на все группы мышц.

Смешанное - занятие включает использование нескольких форм проведения.

Педагогический анализ занятий и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации Программы  мы рассчитываем получить следующие результаты :

  •  сформируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,
  •  возрастет двигательная активность детей на занятиях физкультурой,
  •  будут сформированы общие и индивидуальны навыки и умения, двигательные качества и способности детей,
  •  удовлетворяя свою биологическую потребность в движении, получая положительные эмоции от двигательной активности, у детей появится желание заниматься физкультурой,
  •  увеличится банк знаний подвижных и других видов игр, возрастет желание умение самостоятельно их использовать, сформируются начальные представления о здоровом образе жизни.

Сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей

ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическая культура» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:

1.«Формирование начальных представлений (далее в тексте ФНП) о здоровом образе жизни» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.

2. «Социально – коммуникативное развитие».

Социализация, развитие общения -  взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а так же в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности. Трудовое воспитание — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п.

Формирование основ безопасности — формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.

 3.«Познавательное развитие » — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.

Ознакомление с миром природы – формирование первичных представлений и элементарных особенностей природного многообразия планеты Земля.

Приобщение к социокультурным ценностям – формирование первичных представлений о Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях о традициях и праздниках нашего народа. Знакомство с  многообразием  других народов и  стран.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда

Задачи взаимосвязи:

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Упражнение детей в основных видах движений;
  • Становление координации общей моторики;
  • Умение согласовывать слово и жест;
  • Воспитание умения работать сообща;

Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального

руководителя

Музыка воздействует:

  • на эмоции детей;
  • создает у них хорошее настроение;
  • помогает активировать умственную деятельность;
  • способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;
  • освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;

6.  привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике

Взаимодействие с родителями

Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Цель взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников:

- изучение отношения родителей к вопросам физического развития детей, условий организации двигательной активности в семье;

- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в семье;

- иформирование друг друга об актуальных задачах формирования физической культуры воспитанников,  о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание  условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий;

консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Физкультурное оборудование и инвентарь

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Гимнастическая лестница (высота 3 м, ширина 1-го пролета 95 см, расстояние между перекладинами 25 см)

4 пролета

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м)

2 шт.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 2,5 м)

2 шт.

2 шт.

Мячи:

  • маленькие ( пластмассовые),
  • средние (резиновые),
  • большие (резиновые),

57 шт.

21 шт.

21 шт.

Гимнастический мат (длина 100 см)

6 шт.

Палка гимнастическая (длина 76 см)

48 шт.

Скакалка детская

  • для детей подготовительной группы (длина 210 см)
  • для детей средней и старшей группы (длина 180см)

25 шт.

24 шт.

Кегли

131 шт.

Обруч пластиковый детский

  • большой (диаметр 90 см)
  • средний (диаметр 50 см)

6 шт.

45 шт.

Конус для эстафет

16 шт.

Дуга для подлезания (высота 42 см)

4 шт.

Дуга для подлезания (высота 35 см)        

4 шт.

Дуга для подлезания (высота 30 см)        

4 шт.

Дуга для подлезания (высота 25 см)        .

4 шт.

Цветные флажки

50 шт.

Цветные ленточки (длина 30 см)

20 шт.

Бубен

2 шт.

Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см)

2 шт.

Тренажеры напольные

19

Гимнастическая доска

2 шт.

Велотренажер детский

1 шт.

Беговая дорожка детская

1 шт.

Игра «Дартс»

1 шт.

Модули мягкие

 10 шт.

Гантели (0,2 кг)

200 шт.

Гантели лекгие

50 шт.

Корзина для инвентаря пластмассовая

2 шт.

Дорожки мягкие (частичные)

32 шт.

Круг мягкий

4 шт.

Мишень

2 шт.

Кольцо баскетбольное

2 шт.

Мешочки

75 шт.

Коврик мягкий

2 шт.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для проведения занятий и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей

Музыкальный центр

1 шт. (в физкультурном зале)

Аудиозаписи

Имеются и обновляются

Система оценки результатов освоения Программы.

Карта

определения физической подготовленности

Ф.И.ребенка

Дата рождения

Показатели

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1

Лазание (вверх - вниз по гимнастической лестнице)

2

Прыжок в длину с места (см )

3

Дальность броска правой рукой ( м )

4

Дальность броска левой рукой ( м )

5

Метание мяча из - за головы ( 1 кг,см)

6

Прыжок в высоту с места (см)

7

Прыжок в высоту с разбега (см)

8

Подбрасывание и

ловля мяча ( количество)

9

Подъем из положения лежа на

СПИНЕ (количество)

Челночный бег ( с )

Критерии определения двигательных способностей детей дошкольного возраста

Показатели

Пол

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1

Лазание (вверх - вниз

М

2,5 м

2,5 м

2,5 м

по гимнастической лестнице)

Д

2,5 м

2,5 м

2,5 м

2

Прыжок в длину с

м

53-76

79-95

90-105

92-110

места ( см)

Д

51-74

75-92

80-100

82- 105

3

Дальность броска

м

2,5 - 4,0

4,0-5,5

5,0-7,0

7,0 - 9,0

правой рукой ( м )

Д

2,5 - 3,5

3,0 - 4,5

4,0-5,5

5,0 - 6,5

4

Дальность броска

м

2,0 - 3,5

2,5 - 4,0

4,0 - 5,5

5,0 - 6,5

левой рукой ( м )

Д

2,0 - 3,0

2,5-3,5

3,0-4,5

4,0-5,5

5

Метание мяча из -

м

80-100

100-125

130 -200

210- 290

за головы ( 1 кг, см)

Д

45-80

80-125

110-180

200-250

6

Прыжок в высоту с

м.

15-20

20-25

25-40

места ( см)

Д

15-20

20-25

25-40

7

Прыжок в высоту с

м

-

40-50

40-50

40-60

разбега ( см )

Д

40-50

40 -50

40-60

8

Подбрасывание и

м

-

15-20

20-25

25-40

ловля мяча

( количество)

Д

-

15-20

20 -25

25-40

9

Подъем из

м

-

-

18-25

18-25

положения лежа на СПИНе (количество)

Д

-

-

15-22

15-22

1

Челночный бег (с )

м

Д

-

4,7-4,! 4,9 - 4,2

4,5-4,0 4,7-4,!

4,3-3,8 4,4 - 3,8

Обследование техники основных движений

ХОДЬБА

Возраст

Качественные показатели

Положение

головы и туловища

Сохранение

равновесия

Согласованность движений рук и ног

Положение

стопы

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

БЕГ

Возраст

Качественные показатели

Положение головы и туловища

Согласованность движений рук и ног

Легкость бега

Сохранение

равновесия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА

Возраст

Качественные показатели

Исходное

положение

замах

толчок

полет

приземление

Сохранение

равновесия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА

Возраст

Качественные показатели

Исходное

положение

замах

толчок

полет

приземление

Сохранение

равновесия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

        

МЕТАНИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ

Возраст

Качественные показатели

Исходное

положение

замах

бросок

полет

Сохранение

равновесия

Соблюдение

направления

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ЛАЗАНИЕ ПО ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ

Возраст

Качественные показатели

Согласованность

движений

Уверенность

Самостоятельность

Хват за перекладину

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6 — 7 лет

ШКАЛА ОЦЕНОК

темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы

прироста

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8%

Неудовлетворительно

За счет естественного прироста

От 8% до 10 %

удовлетворительно

За счет естественного прироста и естественной двигательной активности

От 10% до 15%

хорошо

За счет естественного прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15 %

отлично

За счет естественного эффективного использования естественных сил природы, прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания

Программно-методическое обеспечение

  •  Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. - Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
  •  Алямовская  В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника».                / Алямовская В.Г- М,: Просвещение, 1995.
  •  Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994.  6, стр. 10
  •  Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М,: Просвещение, 1994.
  •  Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников» /О.В.Головин,-  Новосибирск 2009
  •  Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986.
  •  Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей»                     / А.Э. Симантовский. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  •  Старковска В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей»             / В.Л.Старковска М,: Просвещени, 1994.

Э.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996

  •  Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова - М,: Просвещение, 2000.
  •  Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры» / Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина - Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7
  •  Щебеко В.Н,. Ермак Н.Н «Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.»                     / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М,: Просвещение, 2000.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по разделу « Физическая культура»

«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта  здорового образа жизни »

Разработала: Ашека Софья Анатольевна

инструктор физкультуры

Рецензия на рабочую программу по развитию психофизических качеств

у детей дошкольного возраста

Автор: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории Ашека Софья Анатольевна

На современном этапе развития общества заметно обострилась проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Одной из причин такого положения является разбалансировка основных компонентов интегрального состояния, каким и выступает, по существу, понятие «физического здоровье ребенка». Это относится, в первую очередь, к организации двигательной активности детей в режиме дня.

Автором представлена апробированная и адаптированная собственная модель системного подхода к решению проблемы развития, сохранения и сбережения здоровья дошкольников. Отличительной особенностью программы является четко обоснованная структура и подбор двигательного материала, а также комплексный характер мероприятий, среди которых своей оригинальностью выделяется система двигательного режима, система планирования, а также система комплексной оценки состояния физического здоровья детей.

Особый интерес вызывает представленная взаимосвязь всех структурных компонентов программы, направленная на оздоровительно-профилактическую деятельность с дошкольниками и система мониторинговой деятельности, представленная в картах и таблицах развития ребенка.

Работа соответствует основным требованиям к составлению рабочих программ в системе дошкольного физического воспитания и может быть внедрена в практику в качестве базовой при разработке методического обеспечения оздоровительно - профилактической работы с дошкольниками в условиях учреждений дошкольного образования.

                                             

К.б.н., доцент кафедры ТиМДО НИПК и ПРО                               Головин О.В.                  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
          Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.    Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»,  273 от 29.12.2012г
  • Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
  • Письмом Минобразования от 02.06.1998г  89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
  • СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)

Актуальность программы.

Проблема выживания человека в современных условиях является чрезвычайно актуальной. Сложившаяся социально экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же крепкого здоровья. Жизнь показала, даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии повлиять на процесс физической деградации человека. Медицинские средства оказывают лишь стимулирующее влияние, улучшая отдельные показатели здоровья. Но не одно искусственное средство не может полностью заменить физическую тренировку - развитие, становление и укрепление жизнеспособности организма.

Уровень физического развития и состояние здоровья детей в обществе , а особенно наших воспитанников, вызывают особую озабоченность. Анализ медицинских карт, обследование физического развития и образования детей, анкетирование родителей показали, что в настоящее время детский сад посещают дети

  •  основная масса воспитанников испытывает « двигательный дефицит »
  •  детям старшего возраста малоинтересны занятия физкультурой, спортом ( дети предпочитают: смотреть телепередачи, игры на компьютере и др. современных устройствах, играть в игры развлекательного характера и пр.)
  •  дети малознакомы с подвижными, народными играми, с разнообразием видов спорта,
  •  в семье физическому развитию и воспитанию детей уделяется небольшое значение, мало времени.
  •  мало кто из родителей воспитанников посещает спортивные залы, клубы и т.д.

Такие данные подтверждают актуальность вопросов сбережения и укрепления здоровья, средствами физического воспитания и развития дошкольников.

«... чаще всего надо заниматься физическими упражнениями, т.к. праздность расслабляет тело, а физический труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе -

продолжительную молодость»

Авл Корнелий Цельз, римский врач

Во все времена извечен был вопрос - как человеку преодолеть все неблагоприятные условия окружающей среды, влияющие на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.

Многие зарубежные и отечественные деятели выдвигали как насущные задачи предупреждение болезней и  гармоничное развитие подрастающего поколения, применение физических упражнений.

Реализация программы позволит: повысить двигательную активность детей на занятиях физкультурой:

  •  воспитать желание заниматься « физическим трудом »,
  •  познакомить с упражнениями, различными видами движений, играми , способными удовлетворить естественную биологическую потребность в движении,

« Ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие»

Аристотель, греческий философ

Проблема сохранения и формирования здоровья населения, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Дошкольное воспитание - это составная начальная ступень физического развития. Она является образовательной стороной физической культуры и основой двигательной активности ребенка. Физическое воспитание, которому в дошкольных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепления здоровья детей , своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Цель программы:

* формирование двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях как базового аспекта здорового образа жизни.

Реализация данной цели направлена на:

  • развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
  • формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Программа позволяет:

  • реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
  • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Задачи:

  •  способствовать формированию двигательной активности детей, а также закладыванию общих основ физической активности, через осознание, прочувствование радости движений;
  •  обеспечение развития и тренировку всех систем и функций ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки на занятии;
  •  развитие эмоциональной и познавательной активности, самостоятельности действий, стимулирующих творчество и инициативу в познании, развитии, совершенствовании двигательных качеств и способностей ребенка;
  •  стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка, создавая оптимальные условия для физического развития, используя разнообразные формы работы и предметную среду

При разработке программы, определяясь с формой проведения занятия основными требованиями является:

1) Каждое занятие должно быть ориентировано на главную цель - формирование и развитие личности ребенка, и представлять собой завершенное , логически и психологически связанное целое.

2) Влияние любого занятия должно быть достаточно разносторонним - интегрированным ( в образовательном, оздоровительном, воспитательном отношении). Особое значение уделять развитию активности, самостоятельности, творчества и уверенности в себе.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 минут - младшая группа,  20 минут - средняя группа, 25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год - 68.

Принципы построения программы по ФГОС:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Описание форм, способов, методов и средств реализации  Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

3-4 года - непосредственно образовательная деятельность , которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;

4-5 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает;
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- элементы спортивных игр и   упражнений;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;

5-6 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
 - спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
- самостоятельная  двигательная активность;


6-7 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
 - спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;

- самостоятельная  двигательная активность;

 Интеграция образовательных областей

Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, в проблемных ситуациях и пожеланиях. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.

Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.

Краткая характеристика занятий.

ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТИПА.

Носят обучающий, смешанный или вариативный характер.

Обучающее - ознакомление с новым материалом.

Смешанное - разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее.

.Вариативное -усложнение двигательных знаний заданий на основе хорошо знакомого материала.

Контрольно - проверочное - занятие, направленное на выявление количественных икачественных результатов.

ЗАНЯТИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ТИПА.

Тематическое - проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы баскетбола, бадминтон.

С использованием тренажеров и спортивных комплексов - включает разнообразные упражнения : н.р. на гимнастической стенке и др.

Ритмическая гимнастика - выполнение различных видов движений под музыку.

По интересам - детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.

ЗАНЯТИЯ ИГРОВОГО ТИПА.

Сюжетное - содержание занятия строится на одном сюжете .

С использованием стихотворных текстов - содержание занятия сопровождается стихами, потешками и др. стихотворными формами.

Имитаиионное - занятие построено на отражении, в условной форме, окружающего мира ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений.

Спортивно - игровое - занятие строится на основе разнообразных спортивных и подвижных игр, а так же соревнований и эстафет, с учетом равномерной нагрузки на все группы мышц.

Смешанное - занятие включает использование нескольких форм проведения.

Педагогический анализ занятий и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации Программы  мы рассчитываем получить следующие результаты :

  •  сформируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,
  •  возрастет двигательная активность детей на занятиях физкультурой,
  •  будут сформированы общие и индивидуальны навыки и умения, двигательные качества и способности детей,
  •  удовлетворяя свою биологическую потребность в движении, получая положительные эмоции от двигательной активности, у детей появится желание заниматься физкультурой,
  •  увеличится банк знаний подвижных и других видов игр, возрастет желание умение самостоятельно их использовать, сформируются начальные представления о здоровом образе жизни.

Сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей

ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическая культура» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:

1.«Формирование начальных представлений (далее в тексте ФНП) о здоровом образе жизни» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.

2. «Социально – коммуникативное развитие».

Социализация, развитие общения -  взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а так же в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности. Трудовое воспитание — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п.

Формирование основ безопасности — формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.

 3.«Познавательное развитие » — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.

Ознакомление с миром природы – формирование первичных представлений и элементарных особенностей природного многообразия планеты Земля.

Приобщение к социокультурным ценностям – формирование первичных представлений о Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях о традициях и праздниках нашего народа. Знакомство с  многообразием  других народов и  стран.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда

Задачи взаимосвязи:

  • Коррекция звукопроизношения;
  • Упражнение детей в основных видах движений;
  • Становление координации общей моторики;
  • Умение согласовывать слово и жест;
  • Воспитание умения работать сообща;

Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального

руководителя

Музыка воздействует:

  • на эмоции детей;
  • создает у них хорошее настроение;
  • помогает активировать умственную деятельность;
  • способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;
  • освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;

6.  привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике

Взаимодействие с родителями

Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Цель взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников:

- изучение отношения родителей к вопросам физического развития детей, условий организации двигательной активности в семье;

- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в семье;

- иформирование друг друга об актуальных задачах формирования физической культуры воспитанников,  о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание  условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий;

консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Физкультурное оборудование и инвентарь

Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Гимнастическая лестница (высота 3 м, ширина 1-го пролета 95 см, расстояние между перекладинами 25 см)

4 пролета

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м)

2 шт.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 2,5 м)

2 шт.

2 шт.

Мячи:

  • маленькие ( пластмассовые),
  • средние (резиновые),
  • большие (резиновые),

57 шт.

21 шт.

21 шт.

Гимнастический мат (длина 100 см)

6 шт.

Палка гимнастическая (длина 76 см)

48 шт.

Скакалка детская

  • для детей подготовительной группы (длина 210 см)
  • для детей средней и старшей группы (длина 180см)

25 шт.

24 шт.

Кегли

131 шт.

Обруч пластиковый детский

  • большой (диаметр 90 см)
  • средний (диаметр 50 см)

6 шт.

45 шт.

Конус для эстафет

16 шт.

Дуга для подлезания (высота 42 см)

4 шт.

Дуга для подлезания (высота 35 см)        

4 шт.

Дуга для подлезания (высота 30 см)        

4 шт.

Дуга для подлезания (высота 25 см)        .

4 шт.

Цветные флажки

50 шт.

Цветные ленточки (длина 30 см)

20 шт.

Бубен

2 шт.

Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см)

2 шт.

Тренажеры напольные

19

Гимнастическая доска

2 шт.

Велотренажер детский

1 шт.

Беговая дорожка детская

1 шт.

Игра «Дартс»

1 шт.

Модули мягкие

 10 шт.

Гантели (0,2 кг)

200 шт.

Гантели лекгие

50 шт.

Корзина для инвентаря пластмассовая

2 шт.

Дорожки мягкие (частичные)

32 шт.

Круг мягкий

4 шт.

Мишень

2 шт.

Кольцо баскетбольное

2 шт.

Мешочки

75 шт.

Коврик мягкий

2 шт.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для проведения занятий и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей

Музыкальный центр

1 шт. (в физкультурном зале)

Аудиозаписи

Имеются и обновляются

Система оценки результатов освоения Программы.

Карта

определения физической подготовленности

Ф.И.ребенка

Дата рождения

Показатели

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1

Лазание (вверх - вниз по гимнастической лестнице)

2

Прыжок в длину с места (см )

3

Дальность броска правой рукой ( м )

4

Дальность броска левой рукой ( м )

5

Метание мяча из - за головы ( 1 кг,см)

6

Прыжок в высоту с места (см)

7

Прыжок в высоту с разбега (см)

8

Подбрасывание и

ловля мяча ( количество)

9

Подъем из положения лежа на

СПИНЕ (количество)

Челночный бег ( с )

Критерии определения двигательных способностей детей дошкольного возраста

Показатели

Пол

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1

Лазание (вверх - вниз

М

2,5 м

2,5 м

2,5 м

по гимнастической лестнице)

Д

2,5 м

2,5 м

2,5 м

2

Прыжок в длину с

м

53-76

79-95

90-105

92-110

места ( см)

Д

51-74

75-92

80-100

82- 105

3

Дальность броска

м

2,5 - 4,0

4,0-5,5

5,0-7,0

7,0 - 9,0

правой рукой ( м )

Д

2,5 - 3,5

3,0 - 4,5

4,0-5,5

5,0 - 6,5

4

Дальность броска

м

2,0 - 3,5

2,5 - 4,0

4,0 - 5,5

5,0 - 6,5

левой рукой ( м )

Д

2,0 - 3,0

2,5-3,5

3,0-4,5

4,0-5,5

5

Метание мяча из -

м

80-100

100-125

130 -200

210- 290

за головы ( 1 кг, см)

Д

45-80

80-125

110-180

200-250

6

Прыжок в высоту с

м.

15-20

20-25

25-40

места ( см)

Д

15-20

20-25

25-40

7

Прыжок в высоту с

м

-

40-50

40-50

40-60

разбега ( см )

Д

40-50

40 -50

40-60

8

Подбрасывание и

м

-

15-20

20-25

25-40

ловля мяча

( количество)

Д

-

15-20

20 -25

25-40

9

Подъем из

м

-

-

18-25

18-25

положения лежа на СПИНе (количество)

Д

-

-

15-22

15-22

1

Челночный бег (с )

м

Д

-

4,7-4,! 4,9 - 4,2

4,5-4,0 4,7-4,!

4,3-3,8 4,4 - 3,8

Обследование техники основных движений

ХОДЬБА

Возраст

Качественные показатели

Положение

головы и туловища

Сохранение

равновесия

Согласованность движений рук и ног

Положение

стопы

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

БЕГ

Возраст

Качественные показатели

Положение головы и туловища

Согласованность движений рук и ног

Легкость бега

Сохранение

равновесия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА

Возраст

Качественные показатели

Исходное

положение

замах

толчок

полет

приземление

Сохранение

равновесия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА

Возраст

Качественные показатели

Исходное

положение

замах

толчок

полет

приземление

Сохранение

равновесия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

        

МЕТАНИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ

Возраст

Качественные показатели

Исходное

положение

замах

бросок

полет

Сохранение

равновесия

Соблюдение

направления

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ЛАЗАНИЕ ПО ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ

Возраст

Качественные показатели

Согласованность

движений

Уверенность

Самостоятельность

Хват за перекладину

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6 — 7 лет

ШКАЛА ОЦЕНОК

темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы

прироста

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8%

Неудовлетворительно

За счет естественного прироста

От 8% до 10 %

удовлетворительно

За счет естественного прироста и естественной двигательной активности

От 10% до 15%

хорошо

За счет естественного прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15 %

отлично

За счет естественного эффективного использования естественных сил природы, прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания

Программно-методическое обеспечение

  •  Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. - Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
  •  Алямовская  В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника».                / Алямовская В.Г- М,: Просвещение, 1995.
  •  Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994.  6, стр. 10
  •  Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М,: Просвещение, 1994.
  •  Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников» /О.В.Головин,-  Новосибирск 2009
  •  Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986.
  •  Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей»                     / А.Э. Симантовский. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  •  Старковска В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей»             / В.Л.Старковска М,: Просвещени, 1994.

Э.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996

  •  Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова - М,: Просвещение, 2000.
  •  Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры» / Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина - Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7
  •  Щебеко В.Н,. Ермак Н.Н «Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.»                     / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М,: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста

Краткий обзор нетрадиционных видов совместной деятельности по привитию и поодержанию интереса к физической культуре....

Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольник...

Презентация " Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду"

В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения...

Тема: " Планирование и проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста"

quot; Планирование и проведение   физкультурных занятий с детьми  дошкольного возраста" Место проведения: физкультурный зал         Дата пр...

Конспекты занятий для младшей и средней группы к программе " «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »

Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание  занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...

Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы по программе «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »

Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание  занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...

"Использование нетрадиционных подходов по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста"

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю ж...