«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
рабочая программа по физкультуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 719 КБ |
programma.docx | 719 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по разделу « Физическая культура»
«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Разработала: Ашека Софья Анатольевна
инструктор физкультуры
Рецензия на рабочую программу по развитию психофизических качеств
у детей дошкольного возраста
Автор: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории Ашека Софья Анатольевна
На современном этапе развития общества заметно обострилась проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Одной из причин такого положения является разбалансировка основных компонентов интегрального состояния, каким и выступает, по существу, понятие «физического здоровье ребенка». Это относится, в первую очередь, к организации двигательной активности детей в режиме дня.
Автором представлена апробированная и адаптированная собственная модель системного подхода к решению проблемы развития, сохранения и сбережения здоровья дошкольников. Отличительной особенностью программы является четко обоснованная структура и подбор двигательного материала, а также комплексный характер мероприятий, среди которых своей оригинальностью выделяется система двигательного режима, система планирования, а также система комплексной оценки состояния физического здоровья детей.
Особый интерес вызывает представленная взаимосвязь всех структурных компонентов программы, направленная на оздоровительно-профилактическую деятельность с дошкольниками и система мониторинговой деятельности, представленная в картах и таблицах развития ребенка.
Работа соответствует основным требованиям к составлению рабочих программ в системе дошкольного физического воспитания и может быть внедрена в практику в качестве базовой при разработке методического обеспечения оздоровительно - профилактической работы с дошкольниками в условиях учреждений дошкольного образования.
К.б.н., доцент кафедры ТиМДО НИПК и ПРО Головин О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)
Актуальность программы.
Проблема выживания человека в современных условиях является чрезвычайно актуальной. Сложившаяся социально экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же крепкого здоровья. Жизнь показала, даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии повлиять на процесс физической деградации человека. Медицинские средства оказывают лишь стимулирующее влияние, улучшая отдельные показатели здоровья. Но не одно искусственное средство не может полностью заменить физическую тренировку - развитие, становление и укрепление жизнеспособности организма.
Уровень физического развития и состояние здоровья детей в обществе , а особенно наших воспитанников, вызывают особую озабоченность. Анализ медицинских карт, обследование физического развития и образования детей, анкетирование родителей показали, что в настоящее время детский сад посещают дети
- основная масса воспитанников испытывает « двигательный дефицит »
- детям старшего возраста малоинтересны занятия физкультурой, спортом ( дети предпочитают: смотреть телепередачи, игры на компьютере и др. современных устройствах, играть в игры развлекательного характера и пр.)
- дети малознакомы с подвижными, народными играми, с разнообразием видов спорта,
- в семье физическому развитию и воспитанию детей уделяется небольшое значение, мало времени.
- мало кто из родителей воспитанников посещает спортивные залы, клубы и т.д.
Такие данные подтверждают актуальность вопросов сбережения и укрепления здоровья, средствами физического воспитания и развития дошкольников.
«... чаще всего надо заниматься физическими упражнениями, т.к. праздность расслабляет тело, а физический труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе -
продолжительную молодость»
Авл Корнелий Цельз, римский врач
Во все времена извечен был вопрос - как человеку преодолеть все неблагоприятные условия окружающей среды, влияющие на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Многие зарубежные и отечественные деятели выдвигали как насущные задачи предупреждение болезней и гармоничное развитие подрастающего поколения, применение физических упражнений.
Реализация программы позволит: повысить двигательную активность детей на занятиях физкультурой:
- воспитать желание заниматься « физическим трудом »,
- познакомить с упражнениями, различными видами движений, играми , способными удовлетворить естественную биологическую потребность в движении,
« Ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие»
Аристотель, греческий философ
Проблема сохранения и формирования здоровья населения, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Дошкольное воспитание - это составная начальная ступень физического развития. Она является образовательной стороной физической культуры и основой двигательной активности ребенка. Физическое воспитание, которому в дошкольных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепления здоровья детей , своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Цель программы:
* формирование двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях как базового аспекта здорового образа жизни.
Реализация данной цели направлена на:
- развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Программа позволяет:
- реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Задачи:
- способствовать формированию двигательной активности детей, а также закладыванию общих основ физической активности, через осознание, прочувствование радости движений;
- обеспечение развития и тренировку всех систем и функций ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки на занятии;
- развитие эмоциональной и познавательной активности, самостоятельности действий, стимулирующих творчество и инициативу в познании, развитии, совершенствовании двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка, создавая оптимальные условия для физического развития, используя разнообразные формы работы и предметную среду
При разработке программы, определяясь с формой проведения занятия основными требованиями является:
1) Каждое занятие должно быть ориентировано на главную цель - формирование и развитие личности ребенка, и представлять собой завершенное , логически и психологически связанное целое.
2) Влияние любого занятия должно быть достаточно разносторонним - интегрированным ( в образовательном, оздоровительном, воспитательном отношении). Особое значение уделять развитию активности, самостоятельности, творчества и уверенности в себе.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 минут - младшая группа, 20 минут - средняя группа, 25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год - 68.
Принципы построения программы по ФГОС:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3-4 года - непосредственно образовательная деятельность , которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
4-5 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает;
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- элементы спортивных игр и упражнений;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
5-6 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
- самостоятельная двигательная активность;
6-7 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
- самостоятельная двигательная активность;
Интеграция образовательных областей
Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, в проблемных ситуациях и пожеланиях. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.
Краткая характеристика занятий.
ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТИПА.
Носят обучающий, смешанный или вариативный характер.
Обучающее - ознакомление с новым материалом.
Смешанное - разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее.
.Вариативное -усложнение двигательных знаний заданий на основе хорошо знакомого материала.
Контрольно - проверочное - занятие, направленное на выявление количественных икачественных результатов.
ЗАНЯТИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ТИПА.
Тематическое - проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы баскетбола, бадминтон.
С использованием тренажеров и спортивных комплексов - включает разнообразные упражнения : н.р. на гимнастической стенке и др.
Ритмическая гимнастика - выполнение различных видов движений под музыку.
По интересам - детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.
ЗАНЯТИЯ ИГРОВОГО ТИПА.
Сюжетное - содержание занятия строится на одном сюжете .
С использованием стихотворных текстов - содержание занятия сопровождается стихами, потешками и др. стихотворными формами.
Имитаиионное - занятие построено на отражении, в условной форме, окружающего мира ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений.
Спортивно - игровое - занятие строится на основе разнообразных спортивных и подвижных игр, а так же соревнований и эстафет, с учетом равномерной нагрузки на все группы мышц.
Смешанное - занятие включает использование нескольких форм проведения.
Педагогический анализ занятий и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации Программы мы рассчитываем получить следующие результаты :
- сформируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,
- возрастет двигательная активность детей на занятиях физкультурой,
- будут сформированы общие и индивидуальны навыки и умения, двигательные качества и способности детей,
- удовлетворяя свою биологическую потребность в движении, получая положительные эмоции от двигательной активности, у детей появится желание заниматься физкультурой,
- увеличится банк знаний подвижных и других видов игр, возрастет желание умение самостоятельно их использовать, сформируются начальные представления о здоровом образе жизни.
Сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя.
Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей
ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическая культура» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:
1.«Формирование начальных представлений (далее в тексте ФНП) о здоровом образе жизни» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.
2. «Социально – коммуникативное развитие».
Социализация, развитие общения - взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а так же в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности. Трудовое воспитание — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п.
Формирование основ безопасности — формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.
3.«Познавательное развитие » — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.
Ознакомление с миром природы – формирование первичных представлений и элементарных особенностей природного многообразия планеты Земля.
Приобщение к социокультурным ценностям – формирование первичных представлений о Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях о традициях и праздниках нашего народа. Знакомство с многообразием других народов и стран.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
Задачи взаимосвязи:
- Коррекция звукопроизношения;
- Упражнение детей в основных видах движений;
- Становление координации общей моторики;
- Умение согласовывать слово и жест;
- Воспитание умения работать сообща;
Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального
руководителя
Музыка воздействует:
- на эмоции детей;
- создает у них хорошее настроение;
- помогает активировать умственную деятельность;
- способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;
- освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;
6. привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике
Взаимодействие с родителями
Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Цель взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников:
- изучение отношения родителей к вопросам физического развития детей, условий организации двигательной активности в семье;
- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в семье;
- иформирование друг друга об актуальных задачах формирования физической культуры воспитанников, о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий;
консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Физкультурное оборудование и инвентарь
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для проведения занятий и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей
Музыкальный центр | 1 шт. (в физкультурном зале) |
Аудиозаписи | Имеются и обновляются |
Система оценки результатов освоения Программы.
Карта
определения физической подготовленности
Ф.И.ребенка
Дата рождения
Показатели | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
1 | Лазание (вверх - вниз по гимнастической лестнице) | ||||
2 | Прыжок в длину с места (см ) | ||||
3 | Дальность броска правой рукой ( м ) | ||||
4 | Дальность броска левой рукой ( м ) | ||||
5 | Метание мяча из - за головы ( 1 кг,см) | ||||
6 | Прыжок в высоту с места (см) | ||||
7 | Прыжок в высоту с разбега (см) | ||||
8 | Подбрасывание и ловля мяча ( количество) | ||||
9 | Подъем из положения лежа на СПИНЕ (количество) | ||||
Челночный бег ( с ) |
Критерии определения двигательных способностей детей дошкольного возраста
№ | Показатели | Пол | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
1 | Лазание (вверх - вниз | М | 2м | 2,5 м | 2,5 м | 2,5 м |
по гимнастической лестнице) | Д | 2м | 2,5 м | 2,5 м | 2,5 м | |
2 | Прыжок в длину с | м | 53-76 | 79-95 | 90-105 | 92-110 |
места ( см) | Д | 51-74 | 75-92 | 80-100 | 82- 105 | |
3 | Дальность броска | м | 2,5 - 4,0 | 4,0-5,5 | 5,0-7,0 | 7,0 - 9,0 |
правой рукой ( м ) | Д | 2,5 - 3,5 | 3,0 - 4,5 | 4,0-5,5 | 5,0 - 6,5 | |
4 | Дальность броска | м | 2,0 - 3,5 | 2,5 - 4,0 | 4,0 - 5,5 | 5,0 - 6,5 |
левой рукой ( м ) | Д | 2,0 - 3,0 | 2,5-3,5 | 3,0-4,5 | 4,0-5,5 | |
5 | Метание мяча из - | м | 80-100 | 100-125 | 130 -200 | 210- 290 |
за головы ( 1 кг, см) | Д | 45-80 | 80-125 | 110-180 | 200-250 | |
6 | Прыжок в высоту с | м. | 15-20 | 20-25 | 25-40 | |
места ( см) | Д | — | 15-20 | 20-25 | 25-40 | |
7 | Прыжок в высоту с | м | - | 40-50 | 40-50 | 40-60 |
разбега ( см ) | Д | — | 40-50 | 40 -50 | 40-60 | |
8 | Подбрасывание и | м | - | 15-20 | 20-25 | 25-40 |
ловля мяча ( количество) | Д | - | 15-20 | 20 -25 | 25-40 | |
9 | Подъем из | м | - | - | 18-25 | 18-25 |
положения лежа на СПИНе (количество) | Д | - | - | 15-22 | 15-22 | |
1 | Челночный бег (с ) | м Д | - | 4,7-4,! 4,9 - 4,2 | 4,5-4,0 4,7-4,! | 4,3-3,8 4,4 - 3,8 |
Обследование техники основных движений
ХОДЬБА
Возраст | Качественные показатели | |||
Положение головы и туловища | Сохранение равновесия | Согласованность движений рук и ног | Положение стопы | |
3-4 года | ||||
4-5 лет | ||||
5-6 лет | ||||
6-7 лет |
БЕГ
Возраст | Качественные показатели | |||
Положение головы и туловища | Согласованность движений рук и ног | Легкость бега | Сохранение равновесия | |
3-4 года | ||||
4-5 лет | ||||
5-6 лет | ||||
6-7 лет |
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА
Возраст | Качественные показатели | |||||
Исходное положение | замах | толчок | полет | приземление | Сохранение равновесия | |
3-4 года | ||||||
4-5 лет | ||||||
5-6 лет | ||||||
6-7 лет |
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА
Возраст | Качественные показатели | |||||
Исходное положение | замах | толчок | полет | приземление | Сохранение равновесия | |
3-4 года | ||||||
4-5 лет | ||||||
5-6 лет | ||||||
6-7 лет |
|
МЕТАНИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ
Возраст | Качественные показатели | |||||
Исходное положение | замах | бросок | полет | Сохранение равновесия | Соблюдение направления | |
3-4 года | ||||||
4-5 лет | ||||||
5-6 лет | ||||||
6-7 лет |
ЛАЗАНИЕ ПО ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ
Возраст | Качественные показатели | |||
Согласованность движений | Уверенность | Самостоятельность | Хват за перекладину | |
3-4 года | ||||
4-5 лет | ||||
5-6 лет | ||||
6 — 7 лет |
ШКАЛА ОЦЕНОК
темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8% | Неудовлетворительно | За счет естественного прироста |
От 8% до 10 % | удовлетворительно | За счет естественного прироста и естественной двигательной активности |
От 10% до 15% | хорошо | За счет естественного прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 % | отлично | За счет естественного эффективного использования естественных сил природы, прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания |
Программно-методическое обеспечение
- Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. - Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
- Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М,: Просвещение, 1995.
- Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994. № 6, стр. 10
- Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М,: Просвещение, 1994.
- Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников» /О.В.Головин,- Новосибирск 2009
- Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986.
- Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей» / А.Э. Симантовский. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Старковска В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей» / В.Л.Старковска М,: Просвещени, 1994.
Э.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996
- Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова - М,: Просвещение, 2000.
- Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры» / Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина - Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7
- Щебеко В.Н,. Ермак Н.Н «Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М,: Просвещение, 2000.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по разделу « Физическая культура»
«Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Разработала: Ашека Софья Анатольевна
инструктор физкультуры
Рецензия на рабочую программу по развитию психофизических качеств
у детей дошкольного возраста
Автор: руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории Ашека Софья Анатольевна
На современном этапе развития общества заметно обострилась проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Одной из причин такого положения является разбалансировка основных компонентов интегрального состояния, каким и выступает, по существу, понятие «физического здоровье ребенка». Это относится, в первую очередь, к организации двигательной активности детей в режиме дня.
Автором представлена апробированная и адаптированная собственная модель системного подхода к решению проблемы развития, сохранения и сбережения здоровья дошкольников. Отличительной особенностью программы является четко обоснованная структура и подбор двигательного материала, а также комплексный характер мероприятий, среди которых своей оригинальностью выделяется система двигательного режима, система планирования, а также система комплексной оценки состояния физического здоровья детей.
Особый интерес вызывает представленная взаимосвязь всех структурных компонентов программы, направленная на оздоровительно-профилактическую деятельность с дошкольниками и система мониторинговой деятельности, представленная в картах и таблицах развития ребенка.
Работа соответствует основным требованиям к составлению рабочих программ в системе дошкольного физического воспитания и может быть внедрена в практику в качестве базовой при разработке методического обеспечения оздоровительно - профилактической работы с дошкольниками в условиях учреждений дошкольного образования.
К.б.н., доцент кафедры ТиМДО НИПК и ПРО Головин О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)
Актуальность программы.
Проблема выживания человека в современных условиях является чрезвычайно актуальной. Сложившаяся социально экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же крепкого здоровья. Жизнь показала, даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии повлиять на процесс физической деградации человека. Медицинские средства оказывают лишь стимулирующее влияние, улучшая отдельные показатели здоровья. Но не одно искусственное средство не может полностью заменить физическую тренировку - развитие, становление и укрепление жизнеспособности организма.
Уровень физического развития и состояние здоровья детей в обществе , а особенно наших воспитанников, вызывают особую озабоченность. Анализ медицинских карт, обследование физического развития и образования детей, анкетирование родителей показали, что в настоящее время детский сад посещают дети
- основная масса воспитанников испытывает « двигательный дефицит »
- детям старшего возраста малоинтересны занятия физкультурой, спортом ( дети предпочитают: смотреть телепередачи, игры на компьютере и др. современных устройствах, играть в игры развлекательного характера и пр.)
- дети малознакомы с подвижными, народными играми, с разнообразием видов спорта,
- в семье физическому развитию и воспитанию детей уделяется небольшое значение, мало времени.
- мало кто из родителей воспитанников посещает спортивные залы, клубы и т.д.
Такие данные подтверждают актуальность вопросов сбережения и укрепления здоровья, средствами физического воспитания и развития дошкольников.
«... чаще всего надо заниматься физическими упражнениями, т.к. праздность расслабляет тело, а физический труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе -
продолжительную молодость»
Авл Корнелий Цельз, римский врач
Во все времена извечен был вопрос - как человеку преодолеть все неблагоприятные условия окружающей среды, влияющие на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Многие зарубежные и отечественные деятели выдвигали как насущные задачи предупреждение болезней и гармоничное развитие подрастающего поколения, применение физических упражнений.
Реализация программы позволит: повысить двигательную активность детей на занятиях физкультурой:
- воспитать желание заниматься « физическим трудом »,
- познакомить с упражнениями, различными видами движений, играми , способными удовлетворить естественную биологическую потребность в движении,
« Ничто так сильно не разрушает организм как физическое бездействие»
Аристотель, греческий философ
Проблема сохранения и формирования здоровья населения, начиная с дошкольного возраста, является одним из основных приоритетов государственной политики страны. Дошкольное воспитание - это составная начальная ступень физического развития. Она является образовательной стороной физической культуры и основой двигательной активности ребенка. Физическое воспитание, которому в дошкольных учреждениях уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепления здоровья детей , своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, овладение физическими упражнениями и играми, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.
Цель программы:
* формирование двигательной активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях как базового аспекта здорового образа жизни.
Реализация данной цели направлена на:
- развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей — овладение основными двигательными режимами (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Программа позволяет:
- реализовать принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Задачи:
- способствовать формированию двигательной активности детей, а также закладыванию общих основ физической активности, через осознание, прочувствование радости движений;
- обеспечение развития и тренировку всех систем и функций ребенка через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки на занятии;
- развитие эмоциональной и познавательной активности, самостоятельности действий, стимулирующих творчество и инициативу в познании, развитии, совершенствовании двигательных качеств и способностей ребенка;
- стимулирование функциональных возможностей каждого ребенка, создавая оптимальные условия для физического развития, используя разнообразные формы работы и предметную среду
При разработке программы, определяясь с формой проведения занятия основными требованиями является:
1) Каждое занятие должно быть ориентировано на главную цель - формирование и развитие личности ребенка, и представлять собой завершенное , логически и психологически связанное целое.
2) Влияние любого занятия должно быть достаточно разносторонним - интегрированным ( в образовательном, оздоровительном, воспитательном отношении). Особое значение уделять развитию активности, самостоятельности, творчества и уверенности в себе.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15 минут - младшая группа, 20 минут - средняя группа, 25 минут - старшая группа, 30 минут - подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год - 68.
Принципы построения программы по ФГОС:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3-4 года - непосредственно образовательная деятельность , которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
4-5 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает;
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- элементы спортивных игр и упражнений;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
5-6 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
- самостоятельная двигательная активность;
6-7 лет непосредственно образовательная деятельность, которая включает:
- развивающая игровая деятельность;
- подвижные игры;
- спортивные игры и упражнения;
- спортивные праздники и развлечения, досуги, дни здоровья;
- игровые беседы с элементами движений;
- разные виды гимнастик;
- закаливающие процедуры;
- самостоятельная двигательная активность;
Интеграция образовательных областей
Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, в проблемных ситуациях и пожеланиях. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.
Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.
Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.
Краткая характеристика занятий.
ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ТИПА.
Носят обучающий, смешанный или вариативный характер.
Обучающее - ознакомление с новым материалом.
Смешанное - разучивание новых движений и совершенствование освоенных ранее.
.Вариативное -усложнение двигательных знаний заданий на основе хорошо знакомого материала.
Контрольно - проверочное - занятие, направленное на выявление количественных икачественных результатов.
ЗАНЯТИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ТИПА.
Тематическое - проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы баскетбола, бадминтон.
С использованием тренажеров и спортивных комплексов - включает разнообразные упражнения : н.р. на гимнастической стенке и др.
Ритмическая гимнастика - выполнение различных видов движений под музыку.
По интересам - детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями.
ЗАНЯТИЯ ИГРОВОГО ТИПА.
Сюжетное - содержание занятия строится на одном сюжете .
С использованием стихотворных текстов - содержание занятия сопровождается стихами, потешками и др. стихотворными формами.
Имитаиионное - занятие построено на отражении, в условной форме, окружающего мира ребенка, состоит из разнообразных имитационных движений.
Спортивно - игровое - занятие строится на основе разнообразных спортивных и подвижных игр, а так же соревнований и эстафет, с учетом равномерной нагрузки на все группы мышц.
Смешанное - занятие включает использование нескольких форм проведения.
Педагогический анализ занятий и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый - в мае.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации Программы мы рассчитываем получить следующие результаты :
- сформируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании,
- возрастет двигательная активность детей на занятиях физкультурой,
- будут сформированы общие и индивидуальны навыки и умения, двигательные качества и способности детей,
- удовлетворяя свою биологическую потребность в движении, получая положительные эмоции от двигательной активности, у детей появится желание заниматься физкультурой,
- увеличится банк знаний подвижных и других видов игр, возрастет желание умение самостоятельно их использовать, сформируются начальные представления о здоровом образе жизни.
Сотрудничество со всеми участниками педагогического процесса.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя.
Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей
ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическая культура» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей:
1.«Формирование начальных представлений (далее в тексте ФНП) о здоровом образе жизни» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.
2. «Социально – коммуникативное развитие».
Социализация, развитие общения - взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а так же в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности. Трудовое воспитание — помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п.
Формирование основ безопасности — формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности.
3.«Познавательное развитие » — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.
Ознакомление с миром природы – формирование первичных представлений и элементарных особенностей природного многообразия планеты Земля.
Приобщение к социокультурным ценностям – формирование первичных представлений о Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях о традициях и праздниках нашего народа. Знакомство с многообразием других народов и стран.
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
Задачи взаимосвязи:
- Коррекция звукопроизношения;
- Упражнение детей в основных видах движений;
- Становление координации общей моторики;
- Умение согласовывать слово и жест;
- Воспитание умения работать сообща;
Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального
руководителя
Музыка воздействует:
- на эмоции детей;
- создает у них хорошее настроение;
- помогает активировать умственную деятельность;
- способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации;
- освобождает инструктора или воспитателя от подсчета;
6. привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике
Взаимодействие с родителями
Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Цель взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями воспитанников:
- изучение отношения родителей к вопросам физического развития детей, условий организации двигательной активности в семье;
- знакомство родителей с лучшим опытом воспитания в семье;
- иформирование друг друга об актуальных задачах формирования физической культуры воспитанников, о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятий;
консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Физкультурное оборудование и инвентарь
Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов
Гимнастическая лестница (высота 3 м, ширина 1-го пролета 95 см, расстояние между перекладинами 25 см) | 4 пролета | ||
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м) | 2 шт. | ||
| 2 шт. | ||
Мячи:
| 57 шт. 21 шт. 21 шт. | ||
Гимнастический мат (длина 100 см) | 6 шт. | ||
Палка гимнастическая (длина 76 см) | 48 шт. | ||
Скакалка детская
| 25 шт. 24 шт. | ||
Кегли | 131 шт. | ||
Обруч пластиковый детский
| 6 шт. 45 шт. | ||
Конус для эстафет | 16 шт. | ||
Дуга для подлезания (высота 42 см) | 4 шт. | ||
Дуга для подлезания (высота 35 см) | 4 шт. | ||
Дуга для подлезания (высота 30 см) | 4 шт. | ||
Дуга для подлезания (высота 25 см) . | 4 шт. | ||
Цветные флажки | 50 шт. | ||
Цветные ленточки (длина 30 см) | 20 шт. | ||
Бубен | 2 шт. | ||
Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см) | 2 шт. | ||
Тренажеры напольные | 19 | ||
Гимнастическая доска | 2 шт. | ||
Велотренажер детский | 1 шт. | ||
Беговая дорожка детская | 1 шт. | ||
Игра «Дартс» | 1 шт. | ||
Модули мягкие | 10 шт. | ||
Гантели (0,2 кг) | 200 шт. | ||
Гантели лекгие | 50 шт. | ||
Корзина для инвентаря пластмассовая | 2 шт. | ||
Дорожки мягкие (частичные) | 32 шт. | ||
Круг мягкий | 4 шт. | ||
Мишень | 2 шт. | ||
Кольцо баскетбольное | 2 шт. | ||
Мешочки | 75 шт. | ||
Коврик мягкий | 2 шт. |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для проведения занятий и спортивных развлечений необходим музыкальный центр и музыкальное сопровождение. Детские песни и мелодии обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей
Музыкальный центр | 1 шт. (в физкультурном зале) |
Аудиозаписи | Имеются и обновляются |
Система оценки результатов освоения Программы.
Карта
определения физической подготовленности
Ф.И.ребенка
Дата рождения
Показатели | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
1 | Лазание (вверх - вниз по гимнастической лестнице) | ||||
2 | Прыжок в длину с места (см ) | ||||
3 | Дальность броска правой рукой ( м ) | ||||
4 | Дальность броска левой рукой ( м ) | ||||
5 | Метание мяча из - за головы ( 1 кг,см) | ||||
6 | Прыжок в высоту с места (см) | ||||
7 | Прыжок в высоту с разбега (см) | ||||
8 | Подбрасывание и ловля мяча ( количество) | ||||
9 | Подъем из положения лежа на СПИНЕ (количество) | ||||
Челночный бег ( с ) |
Критерии определения двигательных способностей детей дошкольного возраста
№ | Показатели | Пол | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
1 | Лазание (вверх - вниз | М | 2м | 2,5 м | 2,5 м | 2,5 м |
по гимнастической лестнице) | Д | 2м | 2,5 м | 2,5 м | 2,5 м | |
2 | Прыжок в длину с | м | 53-76 | 79-95 | 90-105 | 92-110 |
места ( см) | Д | 51-74 | 75-92 | 80-100 | 82- 105 | |
3 | Дальность броска | м | 2,5 - 4,0 | 4,0-5,5 | 5,0-7,0 | 7,0 - 9,0 |
правой рукой ( м ) | Д | 2,5 - 3,5 | 3,0 - 4,5 | 4,0-5,5 | 5,0 - 6,5 | |
4 | Дальность броска | м | 2,0 - 3,5 | 2,5 - 4,0 | 4,0 - 5,5 | 5,0 - 6,5 |
левой рукой ( м ) | Д | 2,0 - 3,0 | 2,5-3,5 | 3,0-4,5 | 4,0-5,5 | |
5 | Метание мяча из - | м | 80-100 | 100-125 | 130 -200 | 210- 290 |
за головы ( 1 кг, см) | Д | 45-80 | 80-125 | 110-180 | 200-250 | |
6 | Прыжок в высоту с | м. | 15-20 | 20-25 | 25-40 | |
места ( см) | Д | — | 15-20 | 20-25 | 25-40 | |
7 | Прыжок в высоту с | м | - | 40-50 | 40-50 | 40-60 |
разбега ( см ) | Д | — | 40-50 | 40 -50 | 40-60 | |
8 | Подбрасывание и | м | - | 15-20 | 20-25 | 25-40 |
ловля мяча ( количество) | Д | - | 15-20 | 20 -25 | 25-40 | |
9 | Подъем из | м | - | - | 18-25 | 18-25 |
положения лежа на СПИНе (количество) | Д | - | - | 15-22 | 15-22 | |
1 | Челночный бег (с ) | м Д | - | 4,7-4,! 4,9 - 4,2 | 4,5-4,0 4,7-4,! | 4,3-3,8 4,4 - 3,8 |
Обследование техники основных движений
ХОДЬБА
Возраст | Качественные показатели | |||
Положение головы и туловища | Сохранение равновесия | Согласованность движений рук и ног | Положение стопы | |
3-4 года | ||||
4-5 лет | ||||
5-6 лет | ||||
6-7 лет |
БЕГ
Возраст | Качественные показатели | |||
Положение головы и туловища | Согласованность движений рук и ног | Легкость бега | Сохранение равновесия | |
3-4 года | ||||
4-5 лет | ||||
5-6 лет | ||||
6-7 лет |
ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА
Возраст | Качественные показатели | |||||
Исходное положение | замах | толчок | полет | приземление | Сохранение равновесия | |
3-4 года | ||||||
4-5 лет | ||||||
5-6 лет | ||||||
6-7 лет |
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА
Возраст | Качественные показатели | |||||
Исходное положение | замах | толчок | полет | приземление | Сохранение равновесия | |
3-4 года | ||||||
4-5 лет | ||||||
5-6 лет | ||||||
6-7 лет |
|
МЕТАНИЕ НА ДАЛЬНОСТЬ
Возраст | Качественные показатели | |||||
Исходное положение | замах | бросок | полет | Сохранение равновесия | Соблюдение направления | |
3-4 года | ||||||
4-5 лет | ||||||
5-6 лет | ||||||
6-7 лет |
ЛАЗАНИЕ ПО ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ
Возраст | Качественные показатели | |||
Согласованность движений | Уверенность | Самостоятельность | Хват за перекладину | |
3-4 года | ||||
4-5 лет | ||||
5-6 лет | ||||
6 — 7 лет |
ШКАЛА ОЦЕНОК
темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8% | Неудовлетворительно | За счет естественного прироста |
От 8% до 10 % | удовлетворительно | За счет естественного прироста и естественной двигательной активности |
От 10% до 15% | хорошо | За счет естественного прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 % | отлично | За счет естественного эффективного использования естественных сил природы, прироста естественной двигательной активности, специально организованной целенаправленной системы физического воспитания |
Программно-методическое обеспечение
- Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. - Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
- Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М,: Просвещение, 1995.
- Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994. № 6, стр. 10
- Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М,: Просвещение, 1994.
- Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников» /О.В.Головин,- Новосибирск 2009
- Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986.
- Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей» / А.Э. Симантовский. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Старковска В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей» / В.Л.Старковска М,: Просвещени, 1994.
Э.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996
- Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова - М,: Просвещение, 2000.
- Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры» / Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина - Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7
- Щебеко В.Н,. Ермак Н.Н «Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М,: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста
Краткий обзор нетрадиционных видов совместной деятельности по привитию и поодержанию интереса к физической культуре....
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольник...
Презентация " Методика проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста в детском саду"
В презентации даются типы, классификация, способы организации детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в режиме дошкольного учреждения...
Тема: " Планирование и проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста"
quot; Планирование и проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста" Место проведения: физкультурный зал Дата пр...
Конспекты занятий для младшей и средней группы к программе " «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...
Конспекты занятий для старшей и подготовительной группы по программе «Вариативность проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста для формирования двигательной активности как базового аспекта здорового образа жизни »
Конспекты занятий содержат игровую мотивацию, на основе которой строится содержание занятия. А также представлены разные формы проведения занятий, с учетов возрастных психофизических особенносте...
"Использование нетрадиционных подходов по проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста"
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю ж...