Инклюзивное образование в ДО
материал по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Основной целью инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Мончегорска |
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 комбинированного вида» (МАДОУ № 28) |
Ленинградская наб., дом 26, корп. 3, г. Мончегорск, Мурманская область, 184505
тел./факс (815-36) 3-12-15/ 3-14-54, e-mail: dou28@edumonch.ru
ОКПО 36697985, ОГРН 1025100653841, ИНН/КПП 5107110446/510701001
Выступление в рамках
Методического обьединения
Тема: Инклюзивное образование в ДО
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И, если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" означает "включенность. Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которое обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Основной целью инклюзивного образования в ДОУ является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.
Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:
«Временная (точечная) инклюзия- ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
«Частичная инклюзия» - включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.
«Полная инклюзия» посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Преимущества инклюзивного образования :
Социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.
Психологического характера:
- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности Медицинского характера:
- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
Педагогического характера:
- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Формы инклюзивного образования
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активные действия в специально организованной среде - свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулки;
- совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;
- прием пищи
- дневной сон
- фронтальные занятия
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Повышение уровня качества инклюзивного образования в ДОУ будет зависеть от:
- Повышения профессиональной компетенции, методической информационной поддержки педагогов, реализующих практику инклюзивного образования в ДОУ;
- Информационной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ;
- Привлечение социальных партнеров для эффективности продвижения инклюзивного образования;
- Комплексное сопровождение и поддержка детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- Содействие модели взаимодействия образовательного учреждения с иными учреждениями социума;
- Создание банка данных и распространение типовых технологий помощи детям с ОВЗ в успешной адаптации в образовательной среде;
- Мониторинг успешности протекания процессов инклюзивного образования в ДО.
Дети с ОВЗ по структурным признакам не однозначны, больший процент среди них это дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий (Лубовский В.И., 2014). При ЗПР наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов, мотивации и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, что обусловливает возникновение общих и специфических трудностей обучения. Наблюдается мозаичная картина нарушений, при которой одни психические функции остаются сохранными, а другие существенно отстают в своем развитии от возрастных сроков. Неравномерность формирования отдельных психических функций у детей с ЗПР носит функциональный, обратимый характер.
В классификации К.С. Лебединской выделены четыре группы детей с ЗПР.
В первую входят дети с ЗПР конституционального происхождения. Это — гармонический психический и психофизический инфантилизм. У них сильно выражено отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, задержано речевое, двигательное и интеллектуальное развитие, даже в школьном возрасте преобладают игровые интересы.
Вторую группу составляют дети с ЗПР соматогенного происхождения, которое связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Основная роль в замедлении темпа развития этих детей, в затруднениях при освоении ими школьных навыков принадлежит стойкой астении. Нередко она сочетается с задержкой эмоционального развития, выражающейся в неуверенности, боязливости, капризности.
Третья группа объединяет детей с ЗПР психогенного происхождения, которое связано с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушения формирования личности ребенка. При гиперопеке у детей проявляются эгоцентризм, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм, отсутствует самостоятельность в деятельности. Безнадзорность, пренебрежение к ребенку приводят к психической неустойчивости, импульсивности, безынициативности.
Четвертая группа (самая многочисленная) включает детей с ЗПР церебрально-органического генеза, что встречается значительно чаще других типов и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений, как познавательной деятельности, так и эмоциональноволевой сферы. У большинства этих детей наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленности деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. При этом типе ЗПР сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и парциальной поврежденности ряда психических функций.
У детей с ЗПР дошкольного возраста наблюдается отставание в развитии различных функций, сходное с умственной отсталостью. Важнейшим их отличием от умственно отсталых сверстников является способность принимать и использовать помощь в процессе коррекционного обучения, демонстрируя тем самым положительную динамику в своей обучаемости.
У дошкольников с ЗПР отмечаются ограничения в целенаправленности восприятия, что приводит к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности. Формирование целостного образа происходит замедленно, особенно при усложнении объекта и ухудшении условий восприятий. Таким детям свойственно отставание в развитии зрительного, пространственного, слухового и осязательного восприятия. Недостатки внимания — характерный признак ЗПР, сочетающийся с низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью. Дети плохо сосредотачиваются на нужном объекте, их внимание неустойчиво, снижено по объему, отличается недостаточной избирательностью и распределением, снижением продуктивности.
Память дошкольников с ЗПР характеризуется специфическим недоразвитием: кратковременная память несколько снижена, словесное запоминание менее эффективно, чем наглядное, образная память преобладает над словесной.
По уровню сформированности всех видов мышления дошкольники с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников, и это отставание крайне неравномерное. Наглядно-действенное мышление может соответствовать норме, в то время как наглядно-образное и словесно-логическое, мыслительные операции анализа, сравнения, абстракции, ориентировка в задании, в суждениях и умозаключениях отстают в развитии.
Наблюдается задержка в смене ведущей деятельности и качестве существующего вида. Чем выраженнее задержка, тем больше нарушены все компоненты игровой деятельности. При ЗПР церебральноорганического происхождения сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется. Дошкольники испытывают трудности с выбором темы, распределением ролей, следованием игровым правилам. В качестве сюжетов игр, как правило, избираются бытовые темы. Собственно сама игровая активность для детей с ЗПР долгое время остается привлекательной, что полезно использовать в коррекционной работе.
Отставание в речевом развитии дошкольников с ЗПР проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у большинства детей недостатков произношения и низкой речевой активности.
В развитии эмоций наиболее выражены эмоциональная неустойчивость, контрастность проявления эмоций, лабильность, легкая смена настроения. Дети склонны к резким эмоциональным реакциям и аффективным вспышкам, плохо понимают как собственные, так и чужие эмоции, при этом успешно их выделяют на картинках. Поведение старших дошкольников соответствует более младшему возрасту, разница составляет два-три года. Однако они охотно принимают помощь взрослого, что позволяет успешно формировать у них необходимые навыки и умения.
Остановимся на рассмотрении физкультурной инклюзии как критерия качества дошкольного образования и таких его показателей, как качество образовательных результатов, качество образовательных ресурсов (кадровых) и технологий. Физкультурно-образовательная инклюзия включает занятия физической культурой, снятие физической напряженности в процессе учебных занятий, лечебную физическую культуру, интеграцию двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях, включение ребенка в организованную образовательную деятельность средствами физической культуры и другие меры по оздоровлению и социализации воспитанников, имеющих отклонения в здоровье.
Качественное физкультурное образование для детей с ОВЗ подразумевает способность образовательной системы адаптироваться к личностным особенностям ребенка, индивидуальной логики его развития, с учетом детских интересов и предпочтений в содержании и видах физкультурно-образовательной деятельности. Необходимо учитывать, что зачастую дети с ОВЗ не запоминают материал, не понимают его содержание, не усваивают правила поведения на занятиях, правила в игре. В частности плохо ориентируются в пространстве, не умеют обойти препятствия, плохо координируют свои движения, не могут понять задание, не знают, как попросить о помощи, какие сказать слова, не могут подавить свои отрицательные желания, что порождает множество сложностей в развитии, формирует агрессию, неуверенность, страх, отказ от общения, уход в себя. Освоение детьми двигательных действий в инклюзивных группах с детьми с умеренной умственной отсталостью должно проходить в спокойной обстановке с привлечением широкого спектра анализаторных систем к контролю за движением, повторение заданий должно осуществляться более длительное время по сравнению со здоровыми школьниками.
Качество физкультурной инклюзии определяется сформированностью у воспитанников ценностно-смысловой структуры: интерес к физической культуре; избирательное отношение к различным физическим упражнениям и формам организации физкультурно-оздоровительной работы; инициативность и желание заниматься физической культурой; самостоятельность в выборе и осуществлении физической активности; творчество и интерпретация различных видов физкультурно-оздоровительной деятельности.
Поскольку при реализации инклюзивного физкультурного образования решаются еще задачи социализации, то в качестве результатов можно назвать развитие у здоровых детей сочувствия, сопереживания и толерантности, а у детей с ОВЗ – способности к противостоянию факторам социального риска, связанных с трудностями вхождения в социум.
При реализации инклюзивного дошкольного образования важно системное управление его качеством, предполагающее реализацию инклюзии в учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной, коррекционно-развивающей, медико-профилактической деятельности с включением всех специалистов ДОУ: воспитателей, педагогов дополнительного образования, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального работника, логопеда, медицинского работника.
Принципы работы с ребенком с задержкой психического развития:
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода;
- предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
- использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки деятельности;
- постоянное внимание коррекции всех видов деятельности ребенка;
- проявление во время работы с ребенком особого педагогического такта;
- поощрение малейших успехов ребенка, своевременно и тактично помогать детям.
(11 сл) В ДОУ для детей-инвалидов и дошкольников с ОВЗ должна создаваться коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда, которая подразумевает ряд требований: Гигиенические — соблюдение зрительной нагрузки, правильного питания и режима дня, использование успокаивающих светлых оттенков в окружающих ребенка предметах, спортивном инвентаре, внутренние помещения должны быть окрашены матовой фактурой краски; достаточное освещение спортивного зала, площадки. Педагогические — систематический контроль над самочувствием ребят, при расчете физической нагрузки принимается во внимание дифференцированный и индивидуальный подходы. Для профилактики новых и коррекции существующих отклонений в состоянии здоровья воспитанников используются традиционные и нетрадиционные средства АФК. В работе используется интересный спортивный инвентарь, обонятельные, зрительные, вибрационные, звуковые и осязательные ориентиры, способствующие слуховому и зрительному восприятию. Применяются разновидности йоги, ритмика, методы ЛФК. Психологические — в группах должен создаваться психологически благоприятный микроклимат, воспитанником важно поощрять, создавать ситуации успеха, регулярно рассказывать об успешных спортсменах и тех, кому своим трудом и усердием удалось преодолеть последствия травм или врожденных недугов, чтобы через них сформировать стремление к физическим упражнениям и заботе о своем здоровье.
Занятия физическими упражнениями оказывают влияние на психические процессы. Они развивают чувство равновесия, зрительные ощущения (глазомер). Познаются скорость, направление движений. Физические упражнения развивают восприятие окружающей действительности, пространства, времени.
В процессе систематического выполнения физических упражнений накапливаются представления о быстроте движений, силе, ловкости, волевом усилии, пространственных ощущениях. Физические упражнения способствуют развитию воображения, мышления и других форм высшей психической деятельности человека. Процесс творческого воображения, например, имеет место в сложной комбинационной игре.
Организованные коллективные занятия физическими упражнениями – важный фактор развития не только физических способностей, но и морально-волевых качеств. Физические упражнения всегда связаны с проявлениями воли и служат одним из основных средств ее совершенствования.
Сознательное и активное отношение к занятиям, соблюдение порядка выполнения упражнений и правил поведения в коллективе, участие в командных играх и соревнованиях способствуют воспитанию дисциплины, взаимопомощи, взаимоподдержки, чувства коллективизма, чувства чести и долга, развитию инициативности. При систематических занятиях физическими упражнениями воспитываются организованность, аккуратность, подтянутость, рациональная осанка, красивая походка, соблюдение правил личной и общественной гигиены, установленных норм поведения.
Особенности физического воспитания детей с ЗПР
Основными задачами являются:
1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание;
2. Улучшение функций нервной системы, сердечно - сосудистой, дыхания и др., укрепление опорно-двигательного аппарата;
3. Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики;
4. Создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации;
5. Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции;
6. Развитие общей, сенсомоторной и речедвигательной моторики;
7. Развитие пространственно-координационных и ритмических способностей;
8. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;
9. Обогащение познавательной сферы;
10. Развитие коммуникативной инициативы и активности;
11. Построение двигательного режима;
12.Осуществление координации и взаимодействия лечебно-логопедических и психопедагогических служб.
Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности:
- коррекционно-оздоровительная гимнастика.
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема. Эта гимнастика позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
- гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров.
Представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:
- элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;
- пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры ля пальцев рук.
- артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата;
- дидактические игры на развитие сенсомоторики.
- релаксация-использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.
- оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.
- тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение дополнительной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков (в среднем дети с нарушением речи усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения быстро утрачивают приобретенный двигательный опыт).
- оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.
- психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.
- дополнительные виды занятий (спортивные танцы и аэробика) организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.
Таким образом, отставание детей с ЗПР в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий ЗПР, развития основных двигательных качеств, обогащение знаний по гигиене, формированию интереса к физкультуре и т.п.
Знание особенностей развития детей с ЗПР помогает педагогу найти индивидуальный подход к воспитаннику и создать наиболее благоприятные условия для преодоления последствий ЗПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-242207-1515603521.jpg)
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/08/picture-517645-1523209743.jpg)
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-1109856-1674713904.jpg)
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1019874-1520769222.jpg)
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....