Основы формирования упражнений с мячом у детей раннего возраста
консультация по физкультуре (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Играм с мячом в дошкольных учреждения отводится особая роль. Физические упражнения выступают средством физического воспитания и упражнения с мячом являются его неотъемлемой частью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы формирования упражнений с мячом у детей раннего возраста

с нормальным и нарушенным зрением

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

 Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. [Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981]. 

Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств. [Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. -- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.].

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений при взаимодействии с родителями, врачами, психологами и инструкторами по физической культуре.

Второй год жизни является благоприятным для формирования двигательных умений и навыков ребенка. Формирование двигательного опыта ребенка, процесс длительный, требует многократного повторения физических упражнений, их закрепления в игровых ситуациях.

Созданные в детском саду условия помогают привить дошкольникам устойчивый интерес к спортивным, подвижным играм и создать предпосылки для физического совершенствования каждого ребенка. Наиболее эффективной формой обучения детей второго года жизни спортивным играм и упражнениям является организация НОД на воздухе в теплый период. Основная цель таких занятий – закладывание основ правильной техники выполнения игр. Отработанные на занятиях элементы спортивных игр и упражнений, включаются в спортивные праздники, Дни здоровья, развлечения, которые проводятся с активным участием родителей.

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни невозможно осуществить в полной мере без сотрудничества с родителями. Основная работа по повышению активности родителей осуществляется через организацию работы родительского клуба «Здоровая семья - здоровый малыш», обучающие тренинги, мастер-классы, круглые столы, познавательные практикумы и т.д. [Волошина Л.Н., Серых Л.В., Курилова Т., Парциальная программа "Мой веселый, звонкий мяч". Физическое развитие детей раннего возраста,]

 С самого раннего возраста упражнения с мячом применяются в разных видах деятельности, таких как: общеразвивающие упражнения, игра, упражнения направленные на физическое и психическое развитие дошкольника. Все эти действия могут быть согласованы между собой.  

Играм с мячом отводится особая роль. Ребенок уже с 8-10 месяцев начинает бросать предмет. Это движение доставляет удовольствие ему, и он может повторять его неоднократно. Ребенок бросает мяч, соску, игрушку либо одной рукой, либо двумя, если предмет большой, например: надувной мяч. Броски совершаются в разных направлениях: вверх, вниз, в сторону. После броска, малыш следит за мячом, ищет место падения. Сначала дети бросают сидя, но, после появления устойчивой ходьбы, бросок можно совершать стоя. Сделав резкий бросок, ребенок может потерять равновесие, но при частых упражнениях бросок выполняется более уверенно, развивается функция равновесия у ребенка.  

  Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.[ Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение,] 

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, и других авторов.

У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Как указывает Э.Я. Адашкявичене, в упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений.

  Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. В играх с мячом используются самые разнообразные действия, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

Также упражнения с мячом могут быть направлены на развитие пространственной ориентировки, посредством игр-стишков, с указанием действий с мячом, например: возьми мяч левой рукой, прокати мяч вперед, назад, брось мяч вперед, вверх и другие действия с мячом [Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. СПб., 2003, Рязанова С.Г. Игры с мячом в логопедической коррекции. ж – л «Логопед» №5 2009]

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. (Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч. Т.2. - М., 1952)

 Пензулаева Л.И, Ромашина В.И., Ромашин Г.Н и другие исследователи утверждают, что эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга, развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.

 Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.

Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные!
     Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную.  

Упражнения с мячом способствуют развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной). Мяч, находится в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть, как «познавательный орган» (форма, объем предмета, плотность, температура), так же способствует развитию мелкой моторики рук, которая в свою очередь находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей.

Для развития мелкой моторики включают задания, которые укрепляют кисти рук, делают пальцы гибкими. Примером могут служить упражнения с массажным мячом: прокатывание между ладонями, подбрасывание, стремление поймать, «закручивание», сдавливание. Эти упражнения доставляют детям огромное удовольствие. Они представляют, что в руках у них «маленькие ежики» и катают их вперед-назад, сжимают пальцами, ладонями, что способствует развитию мелкой моторики. Такая форма работы проводится в совместной деятельности, а также включается в бодрящую гимнастику после сна.

Вызывает интерес у детей пособие – каучуковые мячики, которые помещаются у детей в ладонях, не выскальзывают из рук. С данным пособием проводятся игровые упражнения: сжать мячик одной рукой, потом другой, между ладонями; покатать об пол, одной и другой рукой.

Особый интерес детям доставляют игры-забавы с воздушными шарами. Дети осторожно ловят шар двумя руками, пальцами рук легко подбрасывают воздушный шарик вверх. Кроме развития мелкой моторики у детей развивается и сноровка, и внимание, закрепляются знания цветов, воспитывается дружелюбие и умение совместно действовать в коллективе.

Бросание и ловля мяча требуют огромного напряжения внимания, так как ребенку нужно не только правильно выполнить движение, но и придать нужное направление полету предмета. Для этого в работе с детьми 2-3-х лет широко распространены индивидуальные  упражнения к бросанию и ловле, например: скатывание, катание, перекатывание и ловля катящегося предмета. Но и в этих движениях ребенок не сразу приучается держать мяч (другой предмет) без особого напряжения, скованности и отталкивать его в определенном направлении одновременно обеими или одной рукой.

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, ребенок должен научиться брать, держать, переносить мяч двумя руками и одной рукой.

Педагог, выдает каждому ребенку по мячу, либо высыпает мячи из корзины на пол и дети сами берут себе мяч, важно следить за тем, чтобы в корзине было столько мячей, сколько и детей. Также можно разрешить детям самостоятельно взять мячи.

Основная цель в прокатывании, ловле, бросании – это научить детей энергично отталкивать от себя мяч в определенном направлении. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение — катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу. Бросание и ловля — более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.

Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанке.

При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска — снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросить мяч, педагог помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх.

Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно педагог учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч педагогу, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски, бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.
Катание — полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия.

Обучение катанию может происходить индивидуально или с малой подгруппой. Для начала осваивается такой вид упражнений, как прокатывание мяча педагогу. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется толчка мяча. Далее может быть освоен более сложный вид прокатывания мячей – через ворота, под дугу, веревку. Овладение этим движением происходит легче, если ребенок действует в паре со взрослым. Начинают обучение с показа. Нужно побуждать детей катать мяч не только двумя руками, но и одной рукой (как правой, так и левой).

Немалую роль для оздоровления организма, развития личности играют упражнения с мячами. Существует много видов таких упражнений. Они являются основными, наряду с ходьбой и бегом. Их используют в играх, в упражнениях на развитие гибкости, на развитие координации, силы, скоростно – силовых качеств, развития быстроты движений. Объем упражнений с мячом в группе раннего возраста гораздо меньше, чем в остальных. В каждой последующей группе упражнения с мячом усложняются, добавляются виды упражнений. 

Действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни.

На втором году жизни дети должны овладеть катанием мяча в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросанием мяча двумя руками от груди, из-за головы; вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метанием предметов правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м.

Физические упражнения с мячом входят в систему физического воспитания и являются его главным средством.

 Упражнения делятся на: метание, катание, бросание, участвуют в развитии силы, быстроты, ловкости, развитию опорно-двигательного аппарата, осанку, глазомер. Существуют разные виды упражнений для каждой возрастной группы, они усложняются, добавляются новые.

Таким образом, можно говорить о том, что физические упражнения выступают средством физического воспитания и упражнения с мячом являются его неотъемлемой частью. Они появляются в жизни детей с раннего возраста и проявляются в играх, физических упражнениях. Направленностью этих упражнений выступает формирование здоровой (физически и психически) личности, посредством упражнений, которые влияют на развитие силы, выносливости, быстроты, а также развивают мелкую моторику, глазомер, пространственную ориентировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."

Данная  методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей  подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...

Упражнения оздоровительной гимнастики для детей раннего возраста на основе знакомого образа

В буклете представлены упражнения, построенные на определенном образе, доступном пониманию детей раннего возраста....

Статья. Упражнения с мячом для детей дошкольного возраста.

Упражнения с мячом для детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения с мячами с детьми раннего возраста.

    Основной целью игры с мячом является кинуть, ударить, отбить мяч определенным образом. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, катает, бросает и ...

Игровые упражнения по формированию предпосылок социальной компетентности у детей раннего возраста

Коммуникативность – это способность человека выражать свои мысли и чувства так, чтобы они правильно были поняты другими людьми. Ребенок, входя в этот мир с самого раннего возраста начинает общат...

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной к​оординации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...