Использование строевых упражнений на утренней гимнастике
учебно-методический материал по физкультуре
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. Они служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувство ритма и темпа, дисципоины и организованности, формирования осанки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_stroevyh_uprazhneniy_na_utrenney_gimnastike.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование строевых упражнений на утренней гимнастике
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.
Организация утренней гимнастики немыслима без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.
Для удобства проведения строевых упражнений в зале устанавливаются условные точки: центр, середина, углы.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. Они служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности, формирования осанки ребенка.
Следует заранее продумать какое построение и перестроение рационально подходит по возрасту детей и к данному комплексу утренней гимнастики.
Строевые упражнения используются в водной части утренней гимнастики для организованного начала. В неё включают: построения, перестроения на месте и в движении, передвижения, смыкание и размыкание, повороты. В заключительной части эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить детей к организованной деятельности.
Использование строевых упражнений подразумевает строй.
Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий. Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Рассмотрим первичные построения, которые можно использовать на утренней гимнастике.
Построение- действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.
Перестроение —переходы из одного строя в другой.
Колонна— размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (одного шага). Инструктор встает по правую сторону, лицом в верхний правый угол и поднимает правую руку вверх и для построения подается команда: "В колонну по одному становись!".
За ним должны построиться дети друг за другом и принять основную (строевую) стойку. После того как за воспитателем встал один ребенок, инструктор встает лицом к колонне, чтобы видеть всех детей и руководить построением.
В младшей группе дети строятся в колонну около расставленных в ряд кубиков (на расстоянии 35-40 см) или вдоль лежащей на полу веревки, между двумя начерченными линиями, вдоль одной линии и др. На первом этапе обучения обязательно используются зрительные ориентиры, сначала объемные, затем плоскостные.
Детям второй младшей группы вначале разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Со средней группы дети строятся строго по росту. Для закрепления проводятся игры на нахождение своего места в строю.
Шеренга- это строй, в котором дети стоят плечом к плечу на одной линии, лицом в одну сторону, с установленным интервалом.
В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.
Для построения строящий становится лицом к фронту в положение "Смирно", поднимает левую руку в сторону(указывает направление строя) и подает команду: "В одну шеренгу «Становись!» Занимающиеся выстраиваются слева от него.
Детям второй младшей группы проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, воспитатель становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ: дети строятся в шеренгу, ориентируясь по разметке (нанесенной краской или разложенной веревке), становясь на них носочками.
КРУГ- это строй, при котором дети стоят лицом в центр на расстоянии ширины ладони между локтями; положение ног о.с.
Круг бывает: большой, средний и маленький.
Это самый доступный вид строя. Даже в начале обучения построиться в круг можно без всяких пособий.
При построении в круг дети стоят один возле другого лицом к центру. Выполняется по команде «В круг – становись!».
Для построения в круг из шеренги возможны два способа: а) дети берутся за руки, а инструктор левой рукой захватывает правую руку направляющего, двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего;
б) Воспитатель становится против ребенка посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: «Держась за руки, построиться в круг». Ребенок в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг педагога.
Однако, в младшей группе в начале года, чтобы круг был ровным и каждому было удобно стоять, а в дальнейшем делать круг без помощи воспитателя целесообразно использовать зрительные ориентиры. Малышам они помогают разместиться для выполнения общеразвивающих упражнений. Поэтому кубики, флажки, погремушки заранее раскладываются на полу по кругу.
Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем - один для всех. Он обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.
При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.
Возможен вариант построения круга из колонны.
Инструктор встает впереди колонны и подает команду: «За мной – шагом марш!». Движение совершается так, чтобы образовать замкнутый круг. Когда круг образован, подается команда: «Группа, стой!». После дети выполняют его самостоятельно по команде: «По кругу марш!».
Построение парами. В младших группах по распоряжению воспитателя « Станьте в пары!» каждый ребенок находит себе пару, берет его за руку и оба встают на указанное место .Следующая пара встает за предыдущей. Как только все пары займут места в строю, воспитатель предлагает опустить руки и подравняться, смотря в затылок впереди стоящему ребенку. В старших группах построение в пары(в колонну по два) проводится путем перестроения из колонны по одному ( как на месте, так и во время ходьбы).
Или из шеренги воспитатель помогает малышам перестроиться в пары, предлагает каждому второму ребенку в шеренге встать рядом с первым и взять его за руку. Когда все дети построились, воспитатель подает сигнал к ходьбе парами в колонне – "пошли на прогулку".
Дети среднего возраста уже самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы.
Но даже в средней группе нелегко соблюдать расстояние между парами, выдерживать темп ходьбы и они сближаются. Для того чтобы детям было проще понять и выполнить задание, воспитателю следует по углам зала поставить ориентиры (лучше кубики), которые надо обогнуть.
Врассыпную– это размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. Размещение врассыпную в младших группах предшествует четкому построению. В последующем построение врассыпную используется во всех группах в разных ситуациях - при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.
Место воспитателя во всех случаях — на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.
В средней группе для выполнения комплекса упражнений в начале года дети еще становятся в круг, но уже со второго месяца используется построение в звенья.
Перестраиваются из одной колонны или шеренги в несколько звеньев за направляющим. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.
Позже дети перестраиваются в звенья на ходу. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки, чтобы детям было легче находить свое звено.
При таком перестроении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку
После окончания упражнений все звенья выполняют непродолжительную ходьбу на месте: "На месте шагом марш!.. Первое звено, вперед - марш!.." - звено начинает ходьбу в обход. Звеньевые последующих звеньев шагают на месте до тех пор, пока к ним приблизится замыкающий предыдущего звена.
Перестроения на месте обычно на утренней гимнастике не используются, и мы рассмотрим некоторые перестроения в движении для построения детей на общеразвивающие упражнения.
Со старшего возраста начинается перестроение из колонны по одному в колонну по два(три, четыре и т.д.) поворотом в движении.
При движении группы налево в обход на торцевой стороне зала подается команда: «В колонну по два(три и т.д.)налево- МАРШ!». После поворота первой двойки, тройки (четверки) последующие выполняют его на том же месте; команду «марш!» подает замыкающий каждой двойки, тройки. При перестроении таким способом педагог может попутно дать указания об интервале и дистанции, чтобы потом на это не тратить время. Для обратного перестроения детей подается команда: «Справа (слева) в обход налево (направо) в колонну по одному шагом — марш!»
Еще одно перестроение-это перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь и т.д. дроблением и сведением.
Для этого подается команда: «Через центр — марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонну по одному направо и налево в обход — марш!» При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два — марш!»
Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить детей в колонну по четыре, восемь и т.д.
Обратное перестроение разведением и слиянием производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход — марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два — марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить детей в колонну по одному.
Необычное перестроение –это перестроение в два круга через центр. Больше всего оно подходит для игровой формы утренней гимнастики. Например, с парашютами.
Подается команда: «Через центр-МАРШ!» Не доходя, до противоположной стороны подается команда: «Направо и налево в два круга- МАРШ!»
Существует большое количество способов передвижения.
∙ Ходьба на месте. Команда: "На месте шагом - марш!"
∙ Переход с ходьбы на месте к движению.
∙ Команда : "Прямо!"
∙ Прекращение движения. Команда: «Группа Стой!"
∙ Ходьба. Команда: "Шагом- марш!" подается для всякого движения шагом с места.
∙ Строевой шаг. Подается команда: "Строевым шагом - марш!"
∙ Изменение длины шага и скорости движения. Команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг!", "Ре-же!".
∙ Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: "Бегом - марш!" , "Шагом- марш!" и др.
Целесообразно на утренней гимнастике во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение в обход, змейкой, противоходом, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность.
Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.
Рассмотрим чаще применяемые.
Для движения в обход подается команда: " В обход налево (направо) шагом МАРШ!"
В средней группе не требуют выполнения четких поворотов при обозначении углов (эта задача ставится в старшей группе), однако их знакомят с ходьбой по периметру зала. Для понимания задачи ставят ориентиры по углам зала, которые дети обходят.
Для движения противоходом подается команда: "Противоходом направо/ налево/ шагом- МАРШ!" Интервал между встречными колоннами один шаг. При подаче команды во время передвижения слово "шагом" исключается.
Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противоходу .Команды: "Противоходом налево/направо шагом- марш!", "Змейкой- марш!"
Ходьба «змейкой» между различными предметами (кегли, кубики, набивные мячи т.д.) От детей 4-5 лет требует определенных усилий. Им необходимо соблюдать определенную дистанцию друг от друга - не забегать вперед и не отставать, и главное, не задевать расставленные предметы.
Движение по кругу — движение занимающихся по кругу выполняется по команде: «Направо (налево) по большому (среднему, малому) кругу — марш!»
Движение по диагонали- это движение по прямой из одного угла зала через
центр в другой угол. Подается у угла зала команда: «По диагонали-МАРШ!»
Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкания и смыкания строя.
Размыкания – способы увеличения интервала или дистанции строя.
Для размыкания приставным шагом подается команда: «Влево (вправо, от середины) на два (три, четыре) шага приставными шагами разом- КНИСЬ!».
Смыкания – приемы уплотнения разомкнутого строя.
Для смыкания подается команда: «Вправо(влево, к середине) приставными шагами сом-КНИСЬ!». Смыкание выполняют все одновременно. Преподаватель ведет подсчет по два до окончания смыкания.
Различные виды размыкания могут выполняться не по команде, а по
распоряжению: Например: «Разомкнитесь на вытянутые вперед руки».
При размыканиях используется обычный приставной, скрестный шаг, прыжок.
Размыкание в круге, полукруге проводится на вытянутые в стороны руки, и дети делают шаги назад ( «На два шага разом-кнись!»). При смыкании (« В круг сом-кнись!») шаги выполняются вперед, и после этого руки опускаются вниз.При построении врассыпную размыкание производится на вытянутые вперед и в стороны руки(«На вытянутые руки вперед разом-книст!»).
И последняя группе спортивных упражнений на которых хотела остановиться- это повороты.
В младшей группе инструктор показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте. При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну).
Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении.
Способы поворотов используются простейшие — переступанием и прыжком.
Поворот переступанием - самый доступный и естественный способ действия и потому в формулировке команды его можно не называть, а только обозначить направление движения: «Напра-во!», «Нале-во!»
Если поворот совершается прыжком, надо командовать: «Прыжком, напра-во!»
Поворот кругом на месте выполняется в левую сторону (через левое плечо).
В движении исполнительная команда для поворота налево подается под левую, для поворота направо – под правую ногу.
Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.
Давайте вспомним, какие строевые упражнения доступны детям по возрастам для использования на утренней гимнастике.
Начиная с младшей группы, используются такие построения как
∙ Построение в колонну по одному, шеренгу, круг, парами.
• Перестроение в колонну по два, врассыпную.
• Размыкание и смыкание обычным шагом.
• Повороты на месте направо, налево переступанием.
В начале года не стоит предлагать детям организованного построения, они могут упражняться в совместных действиях в игровой форме, например, при передвижении с одной стороны зала на другую, в виде игры – "Пошли в гости к кукле (мишке)". Через несколько занятий воспитатель предлагает построение в шеренгу, колонну, небольшими группами по кругу, используя ориентиры (кубики, мячи, шнуры и т. д.)
В средней группе:
⚫ Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг.
⚫ Перестроение в колонну по два, по три.
⚫ Равнение по ориентирам.
⚫ Повороты направо, налево, кругом.
⚫ Размыкание и смыкание.
В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу.
В колонну и шеренгу детей средней группы приучают становиться по росту. Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы.
Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев с места, а позже и на ходу. Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.
Старшая группа:
⚫ Построение в колонну по одному, в круг, шеренгу.
⚫ Перестроение в колонну по двое, по трое.
⚫ Перестроение из одной шеренги в две.
⚫ Равнение в затылок, в колонне, в шеренге.
⚫ Размыкание в колонне – на вытянутые руки вперёд, в шеренге – на вытянутые руки в стороны.
⚫ Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
В старшей группе дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Перестроение в звенья совершаются в старшей группе более четко и организованно. В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Повороты дети совершают, как и раньше, простым переступанием на месте.
При построениях детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, сравнивать шеренгу по носкам.
Дети осваивают и некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны .
Подготовительная группа:
⚫ Построение (самостоятельно) в колонну по одному, в круг, шеренгу.
⚫ Перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2-3).
⚫ Расчёт на «первый- второй».
⚫ Перестроение из одной шеренги в две, три.
⚫ Равнение в колонне, шеренге, круге.
⚫ Размыкание и смыкание приставным шагом.
⚫ Повороты направо, налево, кругом.
В этой группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений. Дети учатся равняться в шеренге (команда «равняйся!»), поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего( не считая себя) ребенка. По команде «Смирно!» дети принимают основную стойку. Дети должны освоить правильный поворот на углу зала во время движения.
Проводится упражнение в ходьбе противоходом, змейкой в колонне по одному и парами. Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны.
Дети очень любят строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность утренней гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 3 Комплекс упражнений для утренней гимнастики «Солнышко лучистое»
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «ЛУЧИСТОЕ СОЛНЫШКО»...
Комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики с использованием художественного слова для старшего дошкольного возраста.
Комплекс № 1. 1. И. п. – о. с., руки вдоль туловища. Наклоны головы назад – вперед, вправо – влево. Головой сейчас покрутим Так мы лучше думать будем. Поворот и п...
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) "Лучистое солнышко".
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики)«Лучистое Солнышко» (Приложение к работе—Проектная деятельность в младшей группе "Солнечный Лучик")...
Комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики «Гуси, гуси!»
Представлен пример зарядки-игры "Гуси-гуси!" Зарядка проводится в игровой форме, на основе подвижной игры "Гуси-гуси!"...
Комплекс упражнений для утренней гимнастики
Комплекс упражнений предназначен для утренней гимнастики в групповом помещении....
Картотека общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики (авторской) во 2 младшей группе детского сада.
Картотека включает в себя 10 комплексов общеразвивающих упражнений, которые можно включать в утреннюю гимнастику или в физкультурные занятия....
Комплекс упражнений для утренней гимнастики.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики....