Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
материал по физкультуре (старшая группа)

Марухина Елена Сергеевна

Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

ЛЕПИМ БУРАТИНО

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА)

Проводится в постели.

Звучит медленная спокойная музыка.

Воспитатель. Дети, у каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте, его сегодня слепим. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания.

(Все упражнения выполняются из и. п. лёжа на спине).

  • «Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 4 раза; темп умеренный.
  • «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 3 раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить 3 раза; темп умеренный.
  • «Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза; темп быстрый. В конце упражнения показать длинный нос Буратино и слегка его подёргать.
  • Дыхательное упражнение. Вдох через нос, задержать дыхание. Медленный выдох через рот. Повторить 4 раза.
  • «Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подёргать за уши.
  • «Лепим руки». И. П. – лёжа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой. Повторить ещё раз; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Лепим пальчики на руках». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки – с правой. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Лепим ноги». И. П. – лёжа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить её, затем по левой и также погладить её. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • «Весёлый Буратино». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и руки вверх. Совершить ими хаотичные движения. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо – лод – цы». Повторить 3 раза; темп медленный.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

  • «Проснулись». И. П. – лёжа на спине. Потянуться в постели всем телом, руки над головой тянутся вверх, носочки – вниз. Потянуться – вдох, расслабиться – выдох. Повторить 5 раз; темп медленный.
  • «Красные ушки». И. П. – лёжа на спине. Растирать уши до покраснения, ощущения тепла (30 – 60 с). Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Смешной живот». И. П. – лёжа на спине, руки на животе. Вдох – напрячь брюшную стенку, выпятить живот. Выдох – втянуть живот. Вернуться в И. П. Повторить 5 – 7 раз; темп медленный. Указание: вдох через нос, выдох через рот.
  • «Растягиваем позвоночник». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Колени подтянуть к животу, обхватить их руками. Лбом тянуться к коленям на счёт до 10. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • «Ох уж эти пальчики». Растирать пальцы рук до покраснения и ощущения тепла. Мальчики начинают выполнять задание с левой руки, девочки – с правой.
  • «Давай подышим». И. П. – лёжа на спине, руки на грудной клетке. Вдох носом – грудная клетка расширяется. Выдох – шумно, через нос. Повторить 5 – 7 раз; темп умеренный.
  • «Прогнулись». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуть тело – вдох. Вернуться в И. П. – выдох. Повторить 5 раз; темп умеренный.
  • «Играем». И. П. – сидя на кровати. Взять в руки правую стопу. Кулачком левой руки растереть стопу до покраснения и ощущения тепла. Вернуться в И. П. То же проделать с левой стопой. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Морзянка». Вдох и выдох происходит через нос с произнесением звука [м]. При выдохе пальцами рук поочерёдно постукивать по крыльям носа.

(Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ЗАБАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА)

Проводится в постели.

Воспитатель. Дети, я знаю, что вы все очень любите рисовать, и на бумаге, и на асфальте. Сегодня мы тоже будем рисовать. Мы нарисуем воздушные шары. Но только не на бумаге или асфальте, а в воздухе. Рисовать мы будем не руками, а различными частями нашего тела.

  • «Готовимся рисовать». И. П. – лёжа на спине. Зажмуриться, затем открыть глаза и посмотреть на потолок. Повторить 5 раз.
  • «Рисуем головой». ». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение головой в правую сторону, затем в левую. Повторить 5 раз. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе. Указание: не делать резких движений головой.
  • «Рисуем глазами». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами. Сначала в правую сторону, затем в левую. Повторить 5 раз. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Рисуем руками». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения глазами правой рукой, затем левой. Повторить по 5 раз каждой рукой. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
  • «Устали руки». И. П. – лёжа на спине, руки прямые перед грудью. Опустить обе руки, встряхнуть ими. Повторить 4 раза; темп умеренный.
  • «Рисуем локтями». И. П. – лёжа на спине, руки к плечам. 1 – 4 – круговые движения локтями вперёд. 5 – 8 – круговые движения локтями назад. Повторить по 5 раз в каждую сторону; темп умеренный.
  • «Рисуем ногами». И. П. – лёжа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Нарисовать 5 воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой. Темп медленный, затем умеренный. Указание: тянуть носочки.
  • «Художники отдыхают». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поворот туловища направо. Вернуться в И. П. Поворот туловища налево. Вернуться в И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный.
  • «Художники закончили работу». Несколько раз закрыть и открыть глаза. Потереть ладошки, приложить к глазам (4 раза).
  • Воспитатель. Вот мы и закончили работу с красками. Мы хорошо потрудились, но испачкались. Нам необходимо вымыть руки и ноги.

(Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА И ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Ручки, ножки, щёчки, ушки

Очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько

И проснёмся потихоньку.

Где же, где же наши глазки?

Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой

И погладили немножко.

Прикрывают ладошками глаза, гладят их.

Глазки вверх мы поднимали,

Поднимают глаза вверх.

Глазки вниз мы опускали.

Опускают глаза вниз.

И моргали, и моргали.

Моргают.

Глазки, глазки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой,

Гладят ладонью правое ухо.

Ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки,

Гладят ладонью левое ухо.

И подёргали немножко?

Слегка дёргают себя за уши.

Ушки, ушки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

Щёчку правую ладошкой,

Гладят ладонью правую щёку.

Щёчку левую ладошкой

Все погладили, ребятки,

Гладят ладонью левую щёку.

И похлопали немножко?

Слегка хлопают себя по щекам.

Щёчки, щёчки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем,

С ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем,

А потом разъединяем.

Соединяют пальцы обеих рук, начиная с большого. Затем разъединяют, начиная с большого.

Ручки, ручки, добрый день!

Бить в ладоши нам не лень!

Ножку правую ладошкой,

Ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки,

И потопали немножко?

Гладят ладонью правую ногу, гладят ладонью левую ногу. Топают ногами, согнутыми в коленях, по кровати.

Ножки, ножки, добрый день!

Дружно топать нам не лень!

Значит, будем просыпаться,

Умываться, одеваться!

(Дети встают с кроватей. Воспитатель предлагает детям поиграть в какую – нибудь игру по их желанию. Затем проводятся закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

МЫ ПРОСНУЛИСЬ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Солнца тёплый лучик

Всех зовёт вставать.

Чтоб проснуться лучше,

Можно поиграть.

(Дети ложатся поверх одеял).

Гному сшили башмачки –

Пятки вместе, врозь носки.

Соединить пятки. Развести носки в стороны.

Гном не стал сидеть на месте –

Пятки врозь, носочки вместе.

Соединить носки. Развести пятки в стороны.

Гном друзей искал в дубраве –

Посмотрели влево, вправо.

Поворот головы влево, вправо.

В жмурки гном играл с ежом –

Закрыли глазки, отдохнём.

Закрывают глаза.

Гном собрал для птичек крошки –

Громко хлопаем в ладошки.

Хлопают.

Мышку спрятал гном от кошки –

Тихо полежим немножко.

Тихо лежат.

Гном вернул коту очки –

Сжали пальцы в кулачки.

Пальцы рук сжимают в кулаки.

Гном привёл бельчонка к маме –

 Кулачки теперь разжали.

Разжимают кулачки.

Гном жуку принёс калошки –

Тянем пальчики на ножках.

Тянут пальцы на ногах вперёд.

Прыгал гном по тучкам ватным –

Топаем в своих кроватках.

Топают ногами.

Встретил гном сороконожку –

Побежали понарошку.

Имитируют бег.

Сделали глубокий вдох.

Делают глубокий вдох.

Вышел гном с губной гармошкой –

Задержать дыханье сможем?

Задерживают дыхание.

Ухал ночью гном с совой –

Выдыхаем всей гурьбой.

Продолжительный выдох.

В гости гном собрал друзей –

Просыпаемся скорей.

Гном готовил чашки, ложки –

Тянем ручки, тянем ножки.

Потягиваются.

(Дети встают с кроватей. Выполняют водные процедуры).

Гном собрал росу с листочков –

Умываем глазки, щёчки.

Гном смеялся от души –

Вот проснулись малыши!

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

СПАСИ ПТЕНЦА

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТОВ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате.

Звучит спокойная музыка. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове. Дети ложатся поверх одеял.

Воспитатель. Дети. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Согрейте свои руки (дети трут свои ладошки друг о друга до покраснения и ощущения в них тепла). А сейчас вытяните руки ладонями вверх. Пусть птенец сядет вам на руки согрейте его – медленно, по одному пальчику сложите пальчики в кулаки, начиная с мизинчика, спрячьте в них  маленького птенца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием (вдох – продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно разжимают свои кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он ещё прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).

  • Дыхательное упражнение «Молодцы!»

(Звучит спокойная музыка. Дети встают, выполняют задание на массажных ковриках. Для этого необходимо выложить две разные дорожки. По первой дорожке проходят те, у кого радостное настроение, по второй те, у кого грустное настроение. Далее дети играют в игру по желанию. Затем вновь идут по массажным коврикам).

  • Дыхательное упражнение «Молодцы!»

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ГОТОВИМСЯ К РИСОВАНИЮ

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМОМАССАЖА РУК)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Все проснулись малыши?

Все открыли глазки?

Кисти, ждут, карандаши,

Альбомы и раскраски.

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальчики размять.

  • «С пробужденьем, ручки».

Ручки мы к груди поднимем,                   Поднять руки перед грудью и потрясти в

Ну – ка, поиграем с ними.                                 воздухе кистями.

Потрясём получше –

С пробужденьем, ручки!

  • «Моем руки».

Дети любят мыть ладошки                                 Дети имитируют мытьё кистей рук.

И без мыла, понарошку.

Если вместе их сложить,

Ручка ручку будет мыть.

  • «Вытираем насухо».

Ручкам надо умываться,                                           Активно трут ладошки друг о друга до

Полотенцем вытираться.                                        ощущения сильного тепла и покраснения.

Им лениться не даём –

Сильно друг о дружку трём.

  • «Просыпайтесь, пальчики».

Сделаем подсолнухи,        Правой рукой вытягивать каждый

Из ладошек солнышки.        пальчик, начиная с большого, на

Каждый пальчик тянем,        левой руке, затем на правой руке.

Пусть светлее станет!

  • «Сильные пальчики». Соединить ладони вместе на уровне груди и, нажимая

на кончики пальцев, отводить их, то вправо, то влево. Нажим повторить по 2 раза в каждую сторону.

  • «Неутомимые пальчики». Положение рук то же. Пальцы плотно прижаты

друг к другу. Основания ладоней разводить в стороны. Повторить 5 раз. Указание: пальцы друг от друга не отрывать.

  • «Посмотрите на нас». Положение рук то же. Попеременно отводить пальцы.

Вначале все 5, потом 4, три и т. д.

  • «Играем с ноготками». Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям

другой. То же выполнить на другой руке.

  • «Моем всю руку». Ладошкой правой руки выполнить круговые движения на

левой руке от кистей рук до плеча. От плеча вниз – поглаживание. То же выполнить правой рукой. Повторить 3 раза на каждой руке.

  • «Устали руки». Потрясти перед грудью расслабленными кистями рук,

постепенно поднимая их и отводя в стороны, затем вперёд и опуская вниз. Повторить 4 раза.

  • «Руки отдыхают». Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, расслаблены.

Играет спокойная музыка. Дети отдыхают некоторое время.

(Дети встают с кроватей и выполняют закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ВРЕМЕНА ГОДА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель. Доброго дня, ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о временах года. Помните, сколько времён года? (Ответы детей). Я вам сейчас прочитаю русскую народную загадку о временах года.

Ежегодно приходят к нам гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

(Ответы детей).

Мы сегодня с вами сможем показать времена года в наших упражнениях. Лягте поверх одеял и послушайте следующую загадку.

Всех наградила, всё погубила.

Дети. Осень.

Воспитатель. Правильно, выполним упражнения.

  • «Осенняя туча». И. П. – лёжа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя

туча, при этом мышцы лица сначала напрягаются, затем расслабляются. Повторить 5 раз.

  • «Листья падают». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки

перед грудью, отвести в стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить вдоль туловища. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель. О каком времени года следующая загадка?

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Воспитатель. Конечно, это зимушка – зима. Теперь выполним упражнения.

  • «Тепло – холодно». И. П. – лёжа на спине, руки в стороны. На слово

воспитателя «холодно» дети поднимают ноги, согнутые в коленях, и обхватывают их обеими руками. На слово «тепло» возвращаются в и. п. Повторить 6 раз; темп умеренный.

  • «Замёрзли». ». И. П. – лёжа на правом боку, правая рука поднята вверх, левая

– вдоль туловища. Поднять одновременно левую ногу и левую руку. Вернуться в и. п. То же задание выполнить правой ногой и рукой. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                                                                   (Весной).

За зимой следует весна, и мы выполним весеннее упражнение.

  • «Весеннее солнышко». И. П. – сидя на кровати, ноги согнуты в коленях.

Улыбнитесь, как солнышко. Повторить 5 раз.

  • «Проснулись». И. П. – сидя на кровати, ноги врозь, руки на поясе. 1 – 3 –

пружинящие наклоны вперёд. 4 – вернуться в и. п. Повторить 6 раз; темп умеренный. Указание: ноги в коленях не сгибать.

Воспитатель. Лето следует за весной и предшествует осени. Это самая радостная пора. Выполним упражнения на летнюю тему.

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

                                             (Летом).

Правильно, это бывает летом.

  • «Плывём». И. П. – лёжа на животе, руки вперёд, ноги вместе. 1 – 3 –

одновременно поднять ноги и руки и имитировать плавание. 4 – вернуться в и. п. Повторить 6 раз; темп умеренный.

  • «Радуемся лету». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги

и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и. п. Повторить 6 раз.

Воспитатель. Молодцы! Вы не только красиво и правильно выполняете все упражнения, но и знаете времена года. Теперь я хочу предложить вам игру на внимание. Если я скажу «зима», вы выполняете бег (лёжа в кровати, «бегут» только ноги), если «осень» - ходьбу, если «весна» - то хлопаете в ладоши перед грудью, если «лето» - отдыхаете. (Повторить 4 раза).

  • Дыхательное упражнение «Ах!» Вдох. Продолжительный выдох. При

выдохе произнести слово «ах». Повторить 5 раз.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ И САМОМАССАЖА)

Проводится в групповой комнате.

Воспитатель.

Кто, кто в этой спалинке живёт?

Кто, кто вместе с солнышком встаёт?

Это Сони, Саши, Вани – все проснулись,

С боку на бок вместе дружно повернулись,

Вдруг, откинув одеяла, улыбнулись

И сказали дружно – дружно:

«Мы проснулись!»

(Звучит спокойная музыка. Дети встают с кроватей и проходят в групповую комнату. Задания выполняются на «дорожке здоровья»).

  • «Дорожка здоровья». Ходьба по ребристой поверхности; ходьба «змейкой»

между кеглей; прыжки на 2 ногах из обруча в обруч; ходьба по канату; подлезание под дуги; ходьба по коврикам с шипами; бег друг за другом по кругу.

(После выполнения заданий на «дорожке здоровья» дети садятся на пол в круг и выполняют самомассаж ступней ног (по показу воспитателя)).

  • Массаж ступней. Основными приёмами массажа ступней являются

Поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трёх  поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней частей ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания – поколачивание ступней. Для выполнения этого упражнения необходимо 8 – 10 раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный приём следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживанием каждой ступни.

Наши ножки сил полны,

И теперь нам не страшны

Лесенки и горки.

Заниматься спортом

Очень любит детвора.

На прогулку нам пора.

                                                                                Е. Виноградова.

  • Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом

набирают воздух, задерживая дыхание на 1 – 2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Выдох удлинён. Указание: учить детей дышать в темпе 3 – 6 с; короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох.

Воспитатель.

Мы дышали и играли,

Много нового узнали.

Руки тянем высоко,

Вот как дышится легко!

                                                                                Е. Виноградова.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

МОИ ИГРУШКИ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И САМОМАССАЖА)

Проводится в постели.

Воспитатель. Дети, я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем в наших упражнениях разные игрушки. Представьте, что вы в магазине игрушек. Слушайте меня внимательно, я буду загадывать вам загадки.

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Дети. Это кукла.

  • «Кукла». И. П. – лёжа на спине.

Любим мы играть и даже

Кукол вам сейчас покажем.

Ровно улеглись в постели

И направо посмотрели,                                       Дети поворачивают голову направо –

Тут же глубоко вздохнули                                 вдох.

И головки повернули.

А теперь мы выдыхаем,                               Выдох, возвращаются в и. п.

Смотрим вверх и отдыхаем,                                     Поворачивают голову налево –

Дышим ровно, не спешим,                                       вдох; возвращаются в и. п. – выдох.

То же влево повторим.                                      Повторить 3 раза; темп умеренный.

                                Е. Виноградова.

Указание: не выполнять резких движений головой.

Воспитатель.

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу – встаёт опять

И стоит – качается.

Как он называется?

(Ответы детей).

  • «Ванька – встанька». И. П. – лёжа на спине. 1 – поворот направо всем

туловищем. 2 – вернуться в и. п. 3 – поворот влево. 4 – вернуться в и. п. Повторить по 4 раза в каждую сторону; дыхание произвольное.

Воспитатель.

Хлоп – и конфета стреляет как пушка.

Каждому ясно – это … (хлопушка).

  • «Хлопушка». И. П. – лёжа на спине. 1 – согнутую правую ногу в колене

поднять вверх, выполнить под ней хлопок. 2 – вернуться в и. п. То же проделать другой ногой. Повторить 4 раза; темп быстрый.

Воспитатель.

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заведите –

Колёсики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится.

  • «Машина». И. П. – лёжа на спине. 1 – вращательные движения руками перед

грудью («завелся мотор»). 2 – 3 – вращательные движения ногами. 4 – вернуться в и. п. Повторить 5 раз; темп сначала умеренный, потом быстрый, потом медленный.

Воспитатель.

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает.

  • «Барабан». И. П. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях. 1 – ударить

кулачком правой руки по кровати. 2 – ударить кулачком левой руки по кровати. 3 – топнуть пяткой правой ноги по кровати. 3 – топнуть пяткой левой ноги по кровати. Повторить 5 раз.

Воспитатель.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.

                                             (Воздушный шар).

  • «Надуем воздушный шарик». И. П. – сидя на кровати. Через нос дети с

шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1 – 2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Выдох удлинён. Указание: учить детей дышать: вдох – 3 с, выдох – 6 с; вдох короче , выдох длиннее.

Воспитатель. Отгадайте, какая игрушка мне нравится больше всего.

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил:

Папа парня с длинным носом

Из полена смастерил.

                                                (Буратино).

Давайте, слепим лицо Буратино.

  • «Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам.
  • «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести от

носа к вискам.

  • «Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю

глаз и обратно. Несколько раз закрыть и открыть глаза.

  • «Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа.

Повторить 4 раза. В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, и слегка подёргать себя за нос.

  • «Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и

ощущения тепла (30с). В конце упражнения слегка подёргать себя за уши.

  • «Весёлый Буратино». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять

ноги и руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в И. П. Повторить 5 раз.

  • Дыхательное упражнение «Ах!»  И. П. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки

опущены. 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести «ах – х – х». Повторить 3 раза. Указание: вдох и выдох медленные.

Воспитатель. А теперь вставайте с кроваток, одевайтесь, умывайтесь. Вас ждут любимые игрушки.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ГЕРОИ СКАЗОК

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель. Доброго дня, ребята! Вы любите сказки? (Ответы детей).

Как здорово, что в сказках

Всё сложно и всё просто,

Конец у них счастливый,

Недолгая беда

А то, что необычно,

И то, что невозможно,

Обычным и возможным

Становится всегда.

                                                                  М. Пляцковский.

Подумайте и скажите, кто у вас самый любимый сказочный герой?

(Ответы детей).

Воспитатель. Послушайте загадку.

Скачет баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая?

Дети. Баба Яга.

  • «Баба Яга». Нахмуриться, как Баба Яга. При этом напрягаются мышцы лица.

Затем расслабиться. Повторить 3 раза.

Воспитатель.

Был поленом, стал мальчишкой,

Обзавёлся умной книжкой.

Кто это?

(Ответы детей).

  • «Буратино». И. П. – лёжа на спине. 1 – одновременно поднять вверх ноги и

руки перед собой. Пальцами правой руки дотронуться до пальцев левой ноги. Пальцами левой руки дотронуться до пальцев правой ноги.  2 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель.

Была она артисткой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

(Ответы детей).

  • «Мальвина». И. П. – сидя на кровати, руки опущены. 1 – обе руки поднести

ко рту. 2 – руки в стороны, одновременно произнести «Ах!» 3 – обе руки поднести ко рту. 4 – руки опустить, одновременно произнести «Ох!» Повторить 4 раза; темп умеренный.

Воспитатель. Следующее упражнение называется «Стойкий оловянный солдатик».

  • «Стойкий оловянный солдатик». И. П. – стоя на коленях, руки опущены и

прижаты к туловищу. 1 – 2 – наклониться назад как можно ниже. 3 – 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный. Указание: спину держать прямо.

Воспитатель.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Всё ж попался … (Колобок).

  • «Колобок». И. П. – лёжа на спине. 1 – согнуть ноги в коленях, прижать колени

к груди и обхватить их руками. 2 – 3 – покачаться на спине вперёд – назад. 4 – вернуться в И.П. Повторить 5 раз. Указание: каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

Воспитатель.

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

                                                           П. Ершов.

(Ответы детей).

  • «Конёк – горбунок». И. П. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 – 3 –

выгнуть спину. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп медленный. Указание: плечи не отрывать от кровати.

Воспитатель.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш … (Малыш).

  • «Малыш». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – потянуть правую

Ногу пяточкой вперёд, правую руку вытянуть вверх над головой. 2 – то же выполнить левой рукой и ногой. 3 – выполнить то же двумя руками ногами вместе. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп медленный. Указание: хорошо потянуться.

(Дети встают м переходят в групповую комнату).

  • «Скороговорка». Ходьба обычная. Во время ходьбы повторить скороговорку:

Подходит выходной,

В выходной отдохнём.

Повторить 3 раза; темп сначала медленный, затем быстрый.

  • Дыхательное упражнение «Дуем друг на друга». 1 – 2 – вдох. 1 – 4 – выдох.

Повторить 2 раза.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ДОБРЫЕ И ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ И ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА)

Проводится в постели.

В записи звучит спокойная музыка.

Воспитатель. Просыпайтесь, ребята! Пока вы спали, к нашей кормушке прилетал птенец. Поклевал зерно, которое мы насыпали, и улетел. Ведь птицам зимой голодно и холодно. Представьте, что этот птенец прилетел к вам и сел на ладошку. Согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему.

Мне было очень приятно наблюдать за вами. Вы добрые, милые, ласковые ребята. Давайте поговорим о добрых и вежливых словах. Мы будем называть добрые слова и выполнять упражнения.

Все мы знаем слово «добрый». А что или кто может быть добрым? (Ответы детей). Добрый день, добрая собака, добрый человек – это человек, делающий добро другим. Я хочу, чтобы вы были добрыми людьми. Давайте выполним следующее упражнение.

  • «Добрый». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – руки в стороны. 2

– 3 свести руки перед собой, обхватить плечи. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель. Следующее слово «вежливый». Какого человека называют вежливым? (Ответы детей). Вежливый – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный.

  • «Вежливый». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.1 – 2 – наклонить

голову вперёд, одновременно поднять пальцы ног. 3 – 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз. Указание: посмотреть на пальцы ног.

Воспитатель. Какого человека называют здоровым? (Ответы детей). Человек – полный сил и энергии, - это здоровый человек.

  • «Здоровый». И. П. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Указательным и

большим пальцами правой руки нажимать на ноготь каждого пальца левой руки. То же самое проделать с левой рукой. Каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

Воспитатель. Какого человека мы называем выносливым? (Ответы детей). Выносливый человек легко переносит физическую нагрузку.

  • «Выносливый». И. П. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 –

поднять прямые ноги вверх, руки в стороны. 2 – развести ноги в стороны. 3 – ноги вверх. 4 – вернуться в И. П. Темп умеренный. Указание: ноги высоко не поднимать.

Воспитатель. Какого человека мы можем назвать аккуратным. (Ответы детей). Это человек, соблюдающий во всём порядок.

  • «Аккуратный». И. П. – стоя на коленях, руки на поясе. 1 – сесть на пятки,

руки в стороны. 2 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение.

Воспитатель. Какого человека можно назвать известным? (Ответы детей). Известный человек тот, которого знают многие.

  • «Известный». И. П. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 – поднять

голову, плечи, грудь, через правое плечо посмотреть за спину. 2 – вернуться в И. П. 3 – поднять голову, плечи, грудь, через правое плечо посмотреть за спину. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель. Мне очень приятно видеть вас весёлыми. Пусть у вас всегда будет хорошее настроение и улыбки на лицах.

  • «Весёлый». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 3 – согнуть ноги

в коленях, прижать к груди и обхватить их руками. Покачаться на спине вперёд – назад. 4 – вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп быстрый.

Воспитатель. В заключение я хочу предложить вам поиграть в игру «Вежливые слова». Я начну предложение, а вы его закончите.

Мы хотим пораньше встать

И во двор идти гулять.

Головой, кивнув кому – то,

Что мы скажем? …

(С добрым утром!)

А когда домой пора,

Подошла к концу игра,

Улыбнёмся на прощанье …

(Доброй ночи! До свиданья!)

В транспорте, запомнить надо:

Чтобы пассажирам рядом

Не испортить настроения,

Говорим … (Прошу прощенья!)

Сложно в городе большом

 Улицу найти и дом.

Но приветливый прохожий

Обязательно поможет.

- Извините, не могли бы

Нам дорогу показать?

Вам огромное спасибо!

Вежливым не трудно стать,

Больше слов хороших знать.

                                                             Е. Виноградова.

(Дети встают с кроватей).

  • «Вырастем большими». Подняться на носки, руки в стороны, затем вверх.

Вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу выдох. Выдыхая, произносить «ух – х – х». Повторить 3 раза. (Закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И САМОМАССАЖА)

Проводится в постели.

Воспитатель. Мы сегодня поговорим о внешности человека. У каждого из нас есть глаза, нос, рот. Однако внешность у нас разная. Я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их и показывать упражнения.

(Дети ложатся поверх одеял).

Воспитатель.

На одной горе много травы,

Да скот эту траву не ест.

(Волосы).

Выполним упражнение.

  • «Ухаживаем за волосами». И. П. – лёжа на спине. Сильным нажатием

пальцев и круговыми движениями имитировать мытьё головы. Расчёсывать волосы пальцами словно расчёской (25 с).

Воспитатель.

Два соболя лежат хвостами друг к другу.

(Брови).

Выполним упражнение.

  • «Густые брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом проводить

по бровям. Пощипывать их от переносицы к вискам и обратно (25 с).

Воспитатель.

На ночь два оконца сами закрываются.

А с восходом солнца сами закрываются.

(Глаза).

Правильно, это глаза, выполним упражнение.

«Глазки проснулись». Круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую (30 с).

Воспитатель. Какие красивые у вас глаза. У кого – то голубые, у кого – то зелёные, карие. Для чего нам нужны глаза? Какие правила мы должны с вами выполнять, чтобы наши глаза всегда хорошо видели? (Ответы детей).

Вот гора, у горы две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

Правильно, это нос. Выполним упражнение.

«Слепим нос». Одновременно указательными пальцами каждой руки постукивать по крыльям носа, затем подёргать за кончик носа (25 с).

Воспитатель.

Кто всё слышит, но не говорит.

.

«Поиграем с ушами». Пощипывать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла. В конце упражнения слегка подёргать себя за уши (25 с).

Воспитатель.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт;

То куда – то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть – тоска её боится.

Правильно, это улыбка. Выполним упражнение.

  • «Красивая улыбка». Сидя на кровати, несколько раз улыбнуться друг другу.

Воспитатель.

За белыми берёзами бездонная яма.

                                                                                 (Зубы).

Когда едим – они работают.

Когда не едим – отдыхают.

                                                                               (Зубы).

Правильно, это зубы. Выполним следующее упражнение.

  • «Крепкие зубы». Предложить детям постучать зубами (20 с).

Воспитатель. Какие правила мы должны соблюдать, чтобы наши зубы не болели?  (Ответы детей).

Воспитатель. Мы говорили с вами о внешности человека. Сейчас я хочу вам загадать загадку, которая не относится к внешности человека. Она об органе человека, очень важном для человека.

Я и  люблю,

Я с ним дружу.

Оно стучит,

Я с ним живу.

Правильно, это сердце. У каждого человека есть сердце, но у всех оно разное. У кого – то оно доброе, нежное, доверчивое, ранимое, а у кого – то чёрствое, злое, бесчувственное. Мне очень хочется, чтобы у вас оно всегда было доброе.

(Предложить детям послушать, как стучит их сердце).

  • Дыхательное упражнение «Молодцы!» 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо – лод – цы». Повторить 3 раза; темп медленный.

(Закаливающие процедуры).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ИДЁМ В ПОХОД

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель. Ребята, совсем скоро мы пойдём с вами в поход в лес. Отгадайте загадки и покажите отгадки в упражнениях. Будьте внимательны.

Снизу подковка,

Наверху верёвка,

Куда шагают –

И сами не знают.

                                                            (Ботинки).

  • «Надеваем обувь». И. П. – сидя, руки опущены. 1 – наклон к правой ноге

(имитация надевания обуви). 2 – вернуться в И. П. То же к левой ноге. Повторить 4 раза; темп умеренный.

Воспитатель.

Он с тобою и со мною

Шёл лесными стёжками –

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

Правильно, это рюкзак. Выполним упражнение.

«Собираем рюкзак». И. П. – сидя на кровати, ноги вместе, руки опущены. 1 –

поворот направо, обеими руками дотронуться до кровати справа. 2– вернуться в И. П. То же влево. Повторить 4 раза; темп умеренный.

Воспитатель.

На привале нам поможет:

Суп варить, картошку печь

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь.

Правильно, это костёр. Выполним упражнение.

  • «Раздуваем костёр». И. П. – сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание,

продолжительный выдох. Повторить 3 раза; темп медленный. Указание: выдох длиннее вдоха.

Воспитатель.

Плывут туристы по реке

Или идут пешком,

У них всегда есть в рюкзаке

Складной красивый дом.

Правильно, это палатка. Выполним упражнение.

  • «Устанавливаем палатку». И. П. – сидя, ноги вместе, руки опущены. 1 –

наклон вперёд как можно ниже, выпрямить руки, ударить ладошками по кровати («забили» колышки для палатки). 2 – вернуться в И. П.  Повторить 5 раз; темп медленный.

Воспитатель. На природе можно поиграть в любые подвижные игры. О какой игре идёт речь в следующей загадке?

Отбил ракеткой я волан,

Противника разрушил план.

Правильно, это бадминтон. Выполним упражнение.

  • «Играем в бадминтон». И. П. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены.

1 – поднять правую руку вверх, отвести назад. Замахнуться вперёд (имитация удара ракетки по волану). 2 – вернуться в И. П. 3 – 4 – то же выполнить левой рукой. Повторить 4 раза; темп умеренный.

Воспитатель. В походе приходится много ходить. Поэтому ноги должны быть сильными, походка естественной, красивой. Выполним следующее упражнение.

  • «Тренируем ноги». И. П. – лёжа на спине, руки за головой. 1 – 3 – поднять

ноги вертикально вверх, образуя прямой угол. Передвигать ногами так, как будто едут на велосипеде. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп медленный.

Воспитатель. Что необходимо сделать с костром, когда придёт время уходить из леса?

(Ответы детей).

Воспитатель. Верно, потушить его. Выполним упражнение.

  • «Тушим костёр». И. П. – сидя, руки опущены. Вдох, задержать дыхание,

продолжительный выдох. Повторить 3 раза. Указание: выдох длиннее вдоха.

Воспитатель. Немного отдохнём, вспомним правила поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Прыгай, бегай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать.

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

                                                                         Н. Рыжова.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ПОВТОРЯЕМ ЦИФРЫ

ЗАНЯТИЕ 1

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Просыпайтесь, хватит спать!

Цифры в гости к нам пришли:

Единицы и нули,

Двойки, тройки и пятёрки,

Семь и восемь, девять …

Что мы будем делать?

«Добрый день» мы цифрам скажем,

Упражненья им покажем.

                                                                                 Е. Виноградова.

Цифра вроде буквы «О» -

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

                                              С. Маршак.

  • «Круглый ноль». И. П. – лёжа на спине, руки в стороны. 1 – поднять руки

перед грудью, соединить пальцы рук. 2 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный. Указание: соединить руки и развести их так, чтобы получился круг.

Воспитатель.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

                                                    С. Маршак.

  • «Величавая единица». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 –

поднять руки над головой, хорошо потянуться. 2 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный. Указание: руки тянутся вверх, ноги – вниз.

Воспитатель.

А это цифра «два».

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

                                              С. Маршак.

  • «Великолепная двойка». Предложить детям самим изобразить двойку.

Повторить 5 раз.

Воспитатель.

Погляди на цифру «три» -

Точно ласточка, смотри.

                                             Г. Виеру.

  • «Подышим». И. П. – сидя, ноги вместе. Вдох через нос, продолжительный

выдох через рот. Повторить 3 раза.

Воспитатель.

Делал Егорка с мамой уборку.

Опрокинул стул в квартире,

Стал похож он на четыре.

                                                  В Бакалдин.

  • «Смешная четвёрка». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 –

поднять ноги, согнутые в коленях, одновременно руки поднять над головой. 2 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: голень держать параллельно кровати.

Воспитатель. О какой цифре говорится в этих строчках?

Налитая, симпатичная,

Цифра самая отличная.

                                               Ф. Дагларджа.

Правильно, это цифра «пять».

  • «Отличная пятёрка». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – без

помощи рук сесть, руки за голову. 2 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный. 

Воспитатель. Мы с вами повторили цифры – ноль, один, два, три, четыре, пять. Продолжим повторять цифры в следующий раз. А теперь давайте вспомним крылатые выражения, где встречаются цифры.

Ноль без палочки. Ноль внимания. Один в море – не рыбак. Одна нога тут – другая там. Уплетать за обе щёки. Как две капли воды. От горшка два вершка. Плакать в три ручья. Иди на все четыре стороны. Знать как свои пять пальцев.

(Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату).

Воспитатель.

Все проснулись? В круг встаём

И сейчас играть начнём.

Чтоб здоровыми расти,

Сосчитаем до пяти.

Повторяйте все за мной.

Сцепим ручки за спиной,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Делают вдох – выдох.

Все ладошки вверх подняли,

Пальчики пересчитали:

Раз, два, три, четыре, пять,

До пяти легко считать.

Считают.

Будем делать столько раз

Упражнение сейчас.

Повторяют пять раз.

Раз – и на носочки встали.

И. П. – стоя, руки опущены. Поднимаются на носочки.

Два – и ручки вверх подняли.

Руки через стороны вверх.

Три – на пятки опустились.

Возвращаются в И. П.

Четыре – ручки вниз, глаза закрыли.

Возвращаются в И. П., закрывают глаза.

Пять – давайте повторять.

Повторяют пять раз.

Руки в стороны, считаем,

Влево, вправо корпус наклоняем.

Вместе весело играть,

Раз, два, три, четыре, пять,

Ритм хлопками отбивать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять,

Щёчки, глазки умывать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Ручки, ножки закалять!

                                       Е. Виноградова.

Проводятся закаливающие процедуры.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ЗАНЯТИЕ 1

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели, затем в групповой комнате.

Воспитатель. Просыпайтесь, ребята, повторяйте за мной считалку:

И раз, и два, и три –

Не засыпай, смотри.

Четыре, пять и шесть –

Кто зевает здесь?

Семь и восемь –

Всех проснуться просим.

Девять, десять –

Повторяем вместе.

От пяток до макушки

Играем в потягушки.

(Дети тянутся).

Давайте просыпаться,

Друг другу улыбаться.

(Улыбаются).

Похлопали в ладоши,

(Хлопают в ладоши перед грудью).

Ведь день такой хороший!

Вдохнули глубоко.

(Продолжительный вдох).

Как дышится легко!

(Затем продолжительный выдох).

                                                                          Е. Виноградова.

Воспитатель.

Цифра «шесть» - дверной замочек:

Сверху крюк, снизу кружочек.

                                                                    С. Маршак.

Выполним упражнение.

  • «Забавная шестёрка». И. П. – сидя, руки упор сзади. 1 – согнуть ноги в

коленях, руки за голову. Спину выгнуть, голову опустить 2 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный. 

Воспитатель.

Вот семёрка – кочерга,

У неё одна нога.

                                      С. Маршак.

Выполним упражнение.

  • «Стройная семёрка». И. П. – лёжа на спине, руки вверх над головой. 1, 3 –

поворот направо (налево). 2, 4 – вернуться в И. П. Повторить 3 раза; темп умеренный.

Воспитатель.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

                                             С. Маршак.

Выполним упражнение.

  • «Круглая восьмёрка». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – сесть,

обхватить колени руками. 2 – 3 – покачаться вперёд – назад. 4 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.

Воспитатель.

Вот какая цифра есть –

Перевёрнутая шесть.

                                                  Ф. Дагларджа.

Выполним упражнение.

  • «Рычалки». И. П. – лёжа на спине. Вдох через нос, продолжительный выдох

через рот, одновременно постукивая по груди обеими кулачками и произнося звук [р].

(Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату).

Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Второй лишний».

(Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Выбирается водящий. Он встаёт в центр круга, громко называя каких – либо два номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места становится водящим. Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим).

  • Дыхательное упражнение. Медленная ходьба в течение 1 – 2 мин. Поднять

руки в стороны – вдох, руки вниз, - выдох. При выдохе произносить звук [у].

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

КАКИЕ МЫ КРАСИВЫЕ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И

САМОМАССАЖА ЛИЦА)

Проводится в постели.

Воспитатель.

Было тихо в спальне,

Но ребятки встали.

Глазки открывайте,

И играть давайте.

Раздвигаем шторы,

Вот и полдник скоро!

                                                      Е. Виноградова.

Я рада, что все уже проснулись.

(Дети принимают положение – сидя на кровати. Играет спокойная музыка).

Воспитатель. Сейчас каждый себе сделаем массаж лица, для того чтобы быть бодрыми.

(Все упражнения повторить 5 – 7 раз).

  • Поглаживать щёки, крылья носа, лоб от центра к вискам.

(Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем).

  • Мягко постукивать кончиками пальцев по щекам, крыльям носа, лбу от центра

к вискам, словно уплотняя кожу лица, чтобы она была упругой.

  • Надавливать указательными пальцами обеих рук на середину бровей.
  • Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой

стрелки указательным пальцем правой руки на переносице.

  • Выполнить вращательные движения по часовой, затем против часовой

стрелки указательными пальцами обеих рук на бровях.

  • С усилием надавливать на изгиб бровей от переносицы к вискам.
  • Пощипывать брови от переносицы к вискам и обратно.
  • Мягко и нежно погладить закрытые глаза, надавливая на их уголки.
  • Расчёсывать реснички – пальцами обеих рук сверху вниз поглаживать по

ресницам.

  • Надавливать на крылья носа, ведя указательные пальцы обеих рук от

переносицы к носовым пазухам и обратно.

  • И. П. – сидя, руки за голову; попытаться запрокинуть голову, одновременно

удерживая её руками.

Воспитатель. Молодцы! Теперь соедините две ладони перед собой, представьте, что на них лежит зеркальце. Посмотреть в него. Какие вы стали румяные и красивые. А сейчас хорошо потянитесь, улыбнитесь и выполните водные процедуры.

(Дети выполняют закаливающие процедуры с водой).

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

ИМЕНА ДРУЗЕЙ

(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ)

Проводится в постели.

Воспитатель проходит около кроватей детей. Гладит детей по голове. Будит их.

Воспитатель:

Просыпается Андрюша,

Сладко тянется Кирюша,

Вот и глазки трёт Наташа.

Сны, какие снились Саше?

Вспоминаем поскорей,

Наших как зовут друзей.

                                                    Е. Виноградова.

У каждого из нас есть имя. Давайте сейчас каждый назовёт имя своего друга. А чьё имя я не услышу – значит, тот человек ещё спит. Молодцы! А знаете ли вы, что каждое имя имеет свой перевод или что – то обозначает? Вот послушайте: Марина – морская, Сергей – высокочтимый, Дарья – повелительница, Леонид – подобный льву, Владимир – владеющий миром, Пётр – каменная глыба. Ольга – святая. Сегодня нашим упражнениям мы тоже дадим красивые названия по именам людей.

Первое упражнение называется «Елена». Имя Елена в переводе с греческого языка значит «сияющая». Поэтому это упражнение мы выполним с улыбкой и радостью.

  • «Елена». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – 3 – руки дугами

через стороны поднять вверх, правая (левая) нога вперёд вверх. 2 – 4 – вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп умеренный. Указание: хорошо потянуться, тянуть носок; упражнение выполнять красиво, изящно.

Воспитатель. Валерий – значит «бодрый». Данное упражнение выполним бодро, чётко.

  • «Валерий». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на

левое плечо, левую руку на правое плечо. 2 – 3 – пружинящие наклоны вперёд. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель. Артём значит «невредимый, безупречного здоровья». Следующее упражнение выполним без ошибок, безупречно.

«Артём». И. П. – лёжа на спине, руки на плечах. 1 – поднять обе ноги вверх. 2 – развести их в стороны. 3 – ноги вместе. 4 – вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп умеренный.

Воспитатель. Валерия значит «сильная, крепкая». Выполним следующее упражнение.

  • «Валерия». И. П. – лёжа на спине, руки над головой. 1 – поворот направо. 2 –

вернуться в И. П. 3 – поворот налево. 4 – вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп умеренный.

Воспитатель. Имя Валентина символизирует здоровье.

  • «Валентина». И. П. – лёжа на животе, руки под подбородком. 1 – согнуть

ноги в коленях. 2 – 7 – помахать ногами. 8 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.

Воспитатель. Григорий означает «бодрствующий».

  • «Григорий». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки и

ноги вперёд вверх и помахать ими на счёт 1 – 9. 10 – вернуться в И. П.; темп быстрый.

Воспитатель. Лариса означает «сладкая». Представьте, что вы съели вкусную сладкую конфету и получили удовольствие. С таким же удовольствием выполним упражнение.

  • «Лариса». Массаж рук и ног – постукивание по ногам и рукам пальцами рук

(30 с).

Воспитатель.

Юркнул сон под одеяло,

И светлее в спальне стало.

Одевайтесь – ка давайте,

Все заправлены кровати,

В группе ждут давно игрушки.

Поскучают пусть подушки,

Подождут до завтра нас –

Снова будет тихий час.

                                                            Е. Виноградова.

Литература

Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

В документе представлены коиплексы бодрящей гимнастики для детей от 5 до 7 лет, на весь учебный год....

Картотека бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс № 1 "Со здоровьем я дружу, закалённым быть хочу"1.Побудка:Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!Крепко кулачки сжимаем, их пов...

Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Комплексы гимнастики после дневного сна для младшей группы...

Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста...

Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате. В окна заглядывает солнышко...

КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолж...