Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
материал по физкультуре (младшая группа)
Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«
ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОБЬИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в групповой комнате.
Воспитатель негромко стучит по окну.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетели весёлые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь.
(Воспитатель предлагает посмотреть на птиц. Дети за окном видят настоящих воробьёв или вырезанных из бумаги и заранее вывешенных за окном).
Воспитатель. Давайте поиграем. Мы с вами сегодня – воробьи – воробышки, маленькие добрые птички.
- Ходьба обычная друг за другом (10 с).
- Ходьба на носочках (10 с).
- Медленный бег (10 с).
- Построение в круг.
- Дыхательное упражнение «Ах!» И. П. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а – ах – х – х». Повторить 2 раза.
- «Воробышки машут крыльями». И. П. – ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: сохранять устойчивое положение тела.
- «Спрятались воробышки». И. П. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: после приседания хорошо выпрямиться.
- «Воробышки дышат». И. П. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч – и – и – и – р – и – и – к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Повторить 3 раза; темп медленный. Указание: вдох короче выдоха.
- «Воробышки греются на солнышке». И. П. – лёжа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп быстрый.
- «Воробышки радуются». И. П. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 8 – 10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить три раза.
- Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 с). Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох – 1, 2 счёта; выдох – на 1, 2, 3, 4 счёта (20 с).
- Ходьба по ребристым дорожкам.
- Одевание.
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ДРЕССИРОВАННАЯ СОБАЧКА
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в групповой комнате.
Звучит запись лая собаки, сначала тихо, затем громче.
Воспитатель. Ребята, к нам в гости кто – то идёт. Отгадайте загадку – и узнаете нашего гостя.
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
Дети. Собачка.
Воспитатель. Правильно, собачка. Но к нам в гости придёт сегодня не простая, а цирковая, дрессированная собачка. Вставайте с кроваток.
(Воспитатель надевает маску собачки).
Воспитатель. Собачка знает много упражнений, она с нами проведёт бодрящую гимнастику. Запоминайте упражнения и выполняйте их правильно.
- «Идём за собачкой» - ходьба обычная.
- Ходьба «змейкой», руки за спиной.
- Ходьба на носочках.
- Построение в круг.
- «Собачка приветствует гостей». И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Наклонить голову вперёд. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза. Указание: резко голову не наклонять.
- «Собачка рада детворе». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Свести локти перед грудью. Вернуться в И. П. Отвести локти максимально назад. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп умеренный. Указание: спина прямая.
- «Собачка веселит гостей». И. П. – сидя на полу, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперёд, коснуться руками носков ног, выпрямиться. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп умеренный.
- «Собачка радует ребят». И. П. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади. Повернуться на ягодицах на 360 градусов сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить по 3 раза в каждую сторону; темп умеренный. Указание: при повороте помогать руками.
- «Собачка тренируется». И. П. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу. Опустить. Поднять левую ногу. Опустить. Повторить по три раза каждой ногой; темп умеренный. Указание: руки от пола не отрывать.
- «Собачка устала». И. П. – лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами. Вернуться в И. П. Повторить 4 раза; темп быстрый.
- Ходьба по кругу с одновременным проговариванием скороговорки: «Я несу суп, суп, суп. А кому? Псу, псу, псу». Повторить три раза, сначала медленно, затем быстро. Указание: желательно отработать проговаривание скороговорки с каждым из детей заранее.
(Дети благодарят собачку за гимнастику и идут одеваться. Собачка убегает).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И САМОМАССАЖА)
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате.
Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит его по голове.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.
А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянуло солнышко.
(Проводится игра «Солнечный зайчик»).
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул к нам в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте зайчика ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, ногах. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.
(Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату).
- «Улыбнись солнышку». И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперёд, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в И. П. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в И. П. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, чётко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.
- «Играем с солнышком». И. П. – сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами на 360 градусов. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный. Указание: при повороте руками не помогать.
- «Играем с солнечными лучами». И. П. – сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в И. П. Повторить 6 раз; темп быстрый. Указание: ноги в коленях не сгибать.
- «Отдыхаем на солнышке». И. П. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на левый бок. Вернуться в И. П. Выполнить по три раза в каждую сторону; темп умеренный.
Воспитатель. А вы знаете игру про солнышко?
(Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик». По команде «Солнышко» дети бегают по группе, по команде «Дождик» приседают. Игра проводится два раза. Дети прощаются с солнышком).
- Ходьба по группе в медленном темпе (15 с).
(Проводятся закаливающие процедуры).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ЗАБАВНЫЙ БУРАТИНО
(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА)
Проводится в постели.
В записи звучит песня «Волшебный цветок», муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.
Воспитатель. У каждого из вас есть любимая игрушка. А мне из всех игрушек больше нравится Буратино. Давайте его сегодня покажем в наших упражнениях. Внимательно слушайте и выполняйте все предложенные мной задания.
- «Красивый лоб». И. П. – лёжа на спине. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 5 раз; темп умеренный.
- «Смеющиеся глаза». И. П. – лёжа на спине. Потереть ладошками друг о друга, приложить к глазам. Повторить 4 раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
- «Рисуем брови». И. П. – лёжа на спине. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 4 раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
- «Длинный нос». И. П. – лёжа на спине. Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза; темп быстрый. В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, слегка подёргать себя за нос.
- «Смешные уши». И. П. – лёжа на спине. Растирать уши снизу3 вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (20 с); каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.
- «Покажем руки». И. П. – лёжа на спине. Похлопывание правой рукой по левой снизу вверх, затем сверху вниз. Похлопывание левой рукой по правой снизу вверх, затем сверху вниз (20 с); темп умеренный.
- «Покажем ноги». И. П. – лёжа на животе, руки в стороны. Согнуть ноги в коленях и помахать ими в воздухе. Повторить 5 раз; темп быстрый.
- Дыхательное упражнение «Ах!». И. П. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1 – вдох, 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести «ах – х – х». Повторить три раза. Указание: вдох и выдох медленные.
(Звучит песня из телефильма «Приключения Буратино», муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. Дети встают и одеваются).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ПРОСЫПАЮЩИЕСЯ КОТЯТА
(С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА)
Проводится в постели.
Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. В. Ветлина, сл. Н. Найдёновой.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, пока вы спали? Отгадайте загадку:
Мохнатенькая, усатенькая,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
Дети. Киска.
Воспитатель. Правильно, киска. Давайте поиграем. Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята.
Кот решил котят учить, Как же нужно лапки мыть. Мы недалеко сидели, Все движенья подглядели. Лапку правую потрём, | Дети растирают правую руку левой от кончиков пальцев вверх. |
А потом её встряхнём. | Трясут правой рукой. |
Вот и левой лапке тоже Правой лапкой мы поможем. | Растирают левую руку правой. Трясут левой рукой. |
Ушко левое своё Левой лапкой достаём, Правое не забываем, Лапкой правой умываем. | Растирают уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла. |
Проведём по шёрстке лапкой, Будет лобик чистый, гладкий. | Проводит пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. |
Дальше глазки закрываем, Каждый гладим, умываем. | Гладят закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. |
Чистим носик осторожно. | Указательным пальцем энергично проводим по крыльям носа. |
Грудку нам разгладить можно. | Гладят и постукивают по груди. |
Вот и чистые котята, Вот и выспались ребята! | Руки и ноги поднимают вверх. Выполняют хаотичные движения. |
(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята – «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки». Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребёнку и гладит его. Дети встают, одеваются).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ЖУЧКИ - ПАУЧКИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в постели.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. наступила весна, тёплое время года. Просыпается всё – природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами – жучки – паучки. Нам хорошо от тёплого солнца.
- «Потянулись жучки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться – руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.
- «Проснулись глазки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.
- «Проснулись ушки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.
- «Проснулись лапки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперёд руки и потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
- «Жучки греются на солнышке». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поворот на живот. 2 – поворот на спину. Повторить 5 раз; темп умеренный.
- «Жучки готовятся к прогулке». И. П. – лёжа на спине, руки за головой. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Опустить. Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить 4 раза; темп умеренный.
- «Весёлые жучки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.1 – 3 – хлопки руками перед собой. 4 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп быстрый.
Воспитатель. А сейчас жучки – паучки побегут по дорожкам.
«Воспитатель раскладывает ребристые дорожки – коврики из палочек. Дети идут по коврикам сначала медленно, затем быстрее (2 мин)).
Воспитатель. Жучки – паучки устали, пора им подкрепиться.
(Дети одеваются).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ВЕСЁЛЫЙ ЗООПАРК
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в постели.
Воспитатель. Дети, за вами было интересно смотреть, когда вы спали. Кто – то сопел, как маленький котёнок, кто – то во сне потягивался, как лисёнок, а кто – то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок. Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.
- «Звери проснулись». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться. Повторить несколько раз; темп медленный.
Воспитатель. А теперь, дети, отгадайте загадку.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая …
С. Михалков
Дети. Лисица.
- «Хитрая лисичка». Улыбнуться, как хитрая лисичка. Повторить несколько раз.
Воспитатель. Отгадайте загадку:
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щёлк!
Это серый …
Дети. Волк.
- «Приветствие волчат». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперёд. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.
Воспитатель. Дети, филин – это кто? Птица или животное? (Ответы детей).
- «Филин». И. П. – лёжа на спине, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф – ф». Повторить 4 раза; темп медленный.
- «Ловкие зайчата». И. П. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги, пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.
- «Ловкие обезьянки». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить 5 раз; сначала умеренно, затем быстро.
- «Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м – м – м – м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
- «Сильный слон». И. П. – лёжа на спине; ноги согнуты в коленях. 1 – 3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в И. П. (30 с). Темп умеренный.
Воспитатель. Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись. Вставайте с кроваток, одевайтесь, умывайтесь.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Русская народная потешка
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
РАСТЁМ ЗДОРОВЫМИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в групповой комнате.
Воспитатель.
Кто, кто в этой спаленке живёт?
Кто, кто вместе с солнышком встаёт?
Это Маши, это Саши, Даши – все проснулись,
С боку на бок вместе дружно повернулись,
Вдруг, откинув одеяла, улыбнулись
И сказали дружно – дружно:
«Мы проснулись!»
(Звучит песня «Белые кораблики», муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхтина. Дети встают с кроватей и проходят в групповую комнату).
- «Дорожка здоровья». Ходьба по ребристой поверхности; ходьба «змейкой» между кеглей; прыжки на 2 ногах из обруча в обруч; ходьба по гимнастическим палкам; подлезание под дуги; ходьба по коврикам с шипами; ходьба по мокрым солёным дорожкам (по полотенцу, смоченному в солевом растворе); бег по сухим дорожкам (по сухим полотенцам, одеялам и т. д.).
- Дыхательные упражнения. Вдох левой ноздрёй, правая – закрыта; выдох – правой (при этом закрыта левая). Указание: выдох длиннее вдоха. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть «м – м – м – м», одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа; повторить два раза. Энергично произносить «н – б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ) (10 с). Высунуть язык, энергично произносить «к – г», «н – г» (произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки) (10 с). Несколько раз зевнуть и потянуться.
(Дети одеваются и готовятся к полднику).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ПРЯТКИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в постели.
Воспитатель.
Птичка села на окошко,
Во дворе мяучит кошка –
Разбудить решили нас.
Всё! Окончен тихий час!
Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.
(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка).
Воспитатель.
Наши сонные ладошки Просыпались понемножку, В прятки весело играли – Пальцы в кулачок сжимали. | Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы на руках. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! | |
Пальчики на наших ножках Знают в парке все дорожки. Проверяют – где там пятки, И играют с нами в прятки. | Ритмично сгибают и разгибают пальцы на ногах. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! | |
Мы почти уже проснулись, Наши ножки потянулись, Помахали над простынкой, Дружно спрятались за спинку. | Поднимают руки перед собой. Машут ими перед собой. Убирают руки за спину. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! | |
Сцепим руки мы в «замочек» У себя над головой. Правый, левый локоточек Мы сведём перед собой. | Руки за головой. Дети сводят и разводят локти перед собой. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! | |
Н хотят коленки спать, Им давно пора вставать. Мы коленки выставляли, Быстро ножки выпрямляли. | Сгибают и разгибают ноги в коленях. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! | |
Наши ротики – молчок, Тренируем язычок: Его спрячем и покажем. «Добрый день! – мы звонко скажем. | Приоткрывают рот и быстро выбрасывают язык вперёд. затем втягивают его назад. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! | |
Будем глубоко дышать, С шумом воздух выдувать. Наши носики проснулись, Мы друг другу улыбнулись! | Через нос набирают с шумом воздух, задерживают дыхание на 1 – 2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося [у]. Выдох длиннее. |
Вот так, вот так делаем зарядку. Вот так, вот так мы играем в прятки! |
(Дети встают с кроватей. Выполняют упражнения).
- «Вырастем большими». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у – х – х – х». Повторит 4 – 5 раз.
Воспитатель.
Ну – ка встали на носочки. Дети встают на носочки, тянут
Ручки смотрят вверх у нас. руки вверх. Опускают руки вниз.
Как в лесу растут грибочки,
Так и мы растём сейчас.
Дождик капает грибной
Прямо в душе, за стеной.
Значит, будем умываться –
Для здоровья закаляться!
(Дети выполняют закаливающие процедуры).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
СПОРТИВНАЯ ПРОГУЛКА
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в групповой комнате.
(Звучит спокойная музыка. Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату. Под музыку идут по кругу).
Воспитатель.
Мы хотим друзей позвать
В летнем парке погулять.
Шли сначала тихим шагом,
Смотрим – ручеёк с оврагом.
Чтоб пройти через мосточки,
Дружно встали на носочки. Ходьба на носочках.
Глазки выше поднимаем
И уверенно ступаем. Ходьба обычная.
Встретили в лесу мишутку
И спросить решили в шутку:
- Можешь, мишка, научить
Нас на пяточках ходить? Ходьба на пятках.
Мы за мишкой повторяли,
И шагали, и шагали.
Шли по солнечной лужайке. Ходьба обычная.
Вышел длинноухий зайка –
Скок да скок перед кустом.
Тоже прыгать так начнём. Прыжки.
Зайка очень удивился,
По делаем заторопился.
Ничего сказать не смог
И пустился наутёк.
Очень быстро мы бежали, Обычный бег.
Только зайку не догнали.
Рядом с озером глубоким
Тихо уж шуршал в осоке.
Мы ведь тоже так умеем – Бег «змейкой».
Извиваясь, бегать «змейкой».
Молодцы! Мы чудесно погуляли в лесу. А теперь выполним ещё упражнения.
- «Улитки». И. П. – сидя на полу, ноги слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях. Передвигаться на полу вперёд, не помогая руками, отталкиваясь только ногами.
Лист литки доедали
И за ними наблюдали.
Их давайте развлечём –
Как улитки поползём.
Сядем и одновременно
Будем, обхватив коленки,
Ножки выставлять вперёд, -
Кто быстрее всех ползёт?
- «Паучки». И. П. – сидя на полу, упор рук сзади. Поднять таз от пола и двигаться на руках и ногах.
Вдруг по камню у реки
Пробежали паучки.
Ноги шире, а руками
Упираемся в песок.
Три, четыре, три, четыре –
Так шагает паучок.
- «Весёлые собачки». Передвигаться на четвереньках, на прямых руках и ногах.
Все притихли, замолчали.
Прибегаем со всех ног,
А навстречу – наш щенок.
Начал хвостиком вилять –
Очень просит поиграть.
Мы на четвереньках с ним
Друг за другом, круг за кругом,
Как весёлые собачки,
Быстро – быстро побежим.
- «Молодцы!» Вдох через нос, задержать дыхание, медленный выдох через рот. При выдохе произносить слово «молод – цы». Повторить три раза. Указание: выдох продолжительный.
Мы дышали и играли,
Много нового узнали.
Ручки тянем высоко,
Вот как дышится легко!
Вдох глубокий через носик,
Выдох! Хором произносим:
«Вот какие мо – лод – цы!»
(Разделить детей на 4 группы. Заранее разложить в разных местах мячи, скакалки, палки, обручи. Предложить детям подойти к тому спортивному инвентарю, с которым они хотят заниматься. В течение 5 минут дети занимаются с выбранным инвентарём. Закаливающие процедуры).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в постели, затем в групповой комнате.
Звучит песня про Буратино из телефильма «Приключения Буратино», муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина.
Воспитатель. Дети, к нам кто – то идёт в гости. Слышите, гость уже стучится в дверь?
(Появляется Буратино).
Буратино. Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрущку, которая очень нравится девочкам.
Может, хочешь поиграть
И меня на руки взять,
На прогулку отвести
И косички заплести?
Уложи меня в коляску,
Я тогда открою глазки.
(Кукла).
Е. Виноградова
Дети. Это кукла.
Буратино. Правильно, это кукла.
- «Кукла». И. П. – лёжа на спине.
Любим мы играть и даже Дети поворачивают голову направо – вдох.
Кукол вам сейчас покажем.
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели,
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули.
А теперь мы выдыхаем, Выдох, возвращаются в И. П.
Смотрим вверх и отдыхаем, Поворачивают голову налево – вдох,
Дышим ровно, не спешим, возвращаются в И. П.- выдох.
То же влево повторим. Повторить 3 раза; темп умеренный.
Е. Виноградова.
Указание: не выполнять резких движений головой.
Буратино. Отгадайте следующую загадку.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? …
Дети. Буратино.
Буратино. Я рад, что вы сразу отгадали загадку про меня.
- «Буратино». И. П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – одновременно поднять руки и ноги. 2 – вернуться в И. П. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза; темп умеренный.
Буратино. Молодцы! Теперь ещё загадка.
Совсем не нужен ей водитель,
Ключом её вы заведите –
Колёсики начнут крутиться.
Поставь, и она помчится.
(Ответы детей).
- «Заводная машина». И. П. – лёжа на спине. 1 – вращательные движения руками перед грудью («завёлся мотор»). 2 – 3 – вращательные движения ногами. 4 – вернуться в И. П. Повторить три раза; темп сначала умеренный, затем быстрый, в конце медленный.
Буратино. И эта загадка про персонажа из сказки. Угадайте, какой?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок
Всё ж попался …
(Ответы детей).
- «Колобок». И. П. – сидя, ноги вместе, упор, руки сзади. 1 – 2 – согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3 – 4 – вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.
Буратино. Послушайте следующую загадку.
Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости
К общей детской радости.
(Обезьяна)
- «Забавная обезьянка». И. П. – лёжа на животе. 1 – поворот на спину. 2 вернуться в И. П. Повторить 5 раз; темп умеренный.
Буратино.
Лёгкий, круглый, но не мяч,
И не прыгает он вскачь.
На верёвочке висит,
Зазеваюсь – улетит.
(Ответы детей).
- «Надуем воздушный шарик». И. П. – сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1 – 2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Указание: учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох – 6 с.
Буратино. Ребята, мне очень нравится, как вы выполняете упражнения. Мне стоит у вас поучиться. Можно, я ещё приду к вам в гости?
Воспитатель. Конечно, приходи, Буратино. А хочешь с нами поиграть?
Буратино. Хочу.
Воспитатель. Ребята, вставайте с кроватей, и давайте поиграем с Буратино.
(Проводится игра с воздушным шариком: Буратино бросает шарик одному из детей, тот, поймав, бросает шарик следующему).
Буратино. Ребята, у вас в детском саду весело и интересно. Мне даже не хочется уходить. Но меня ждут друзья.
(Дети прощаются с Буратино).
- Дыхательное упражнение. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем).
Воспитатель. А теперь пора одеваться. Вас ждут ваши любимые игрушки.
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ИГРАЕМ И ТАНЦУЕМ
(МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)
Проводится в групповой комнате.
Воспитатель.
Ясный день – цветы смеялись,
Бабочки к цветам слетались,
В солнечных лучах купались.
А ребята просыпались.
Очень нравится опять
Нам играть и танцевать.
Е. Виноградова
(Дети встают с кроватей, переходят в групповую комнату. Проводится музыкально – ритмическая гимнастика (описание движений А. Бурениной) под песню «Зверобика», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта и А. Левенбука. Из детей выбираются 4 ведущих: «кошка», «змея», «цапля» и «обезьяна». Если игра проводится с детьми 2 – 3 лет, в центр выходит воспитатель).
Зверобика
Уселась кошка на окошко И стала лапой уши мыть. Понаблюдав за ней немножко, Её движенья можно повторить. | В центр выходит «кошка» и выполняет движения по тексту. Остальные дети повторяют движения за «кошкой». |
Припев: Раз, два, три – ну – ка, повтори! Три, четыре, пять – повтори опять! Очень хорошо! | На припеве повторяются движения животных, описанные в предшествующем куплете. На последние слова дети делают три хлопка. |
Змея ползёт лесной тропою, Как лента по земле скользит. А мы движение такое Рукою можем вам изобразить. | В центр выходит «змея», рукой показывает, как движется змея. Остальные дети повторяют эти движения. |
Припев. | На припеве повторяются движения животных, описанные в предшествующем куплете. На последние слова дети делают три хлопка. |
Мартышка к нам спустилась с ветки, Мартышку надо уважать – Ведь обезьяны наши предки, А предкам, детки, надо подражать. | В центр выходит «Обезьяна», имитирует движения обезьяны. Остальные дети повторяют эти движения. |
Припев. | На припеве повторяются движения животных, описанные в предшествующем куплете. На последние слова дети делают три хлопка. |
Весь день стоит в болоте цапля И ловит клювом лягушат. Не трудно так стоять ни капли Для нас, для тренированных ребят. | В центр выходит «цапля», затем стоит на одной ноге. Остальные дети повторяют стойку. |
Припев. | |
Живёт на свете очень много Мартышек, кошек, птиц и змей, Но, человек, ты друг природы И должен знать повадки всех зверей. Припев. | Все дети идут по кругу. Идут к центру, поднимая руки вверх. Отходят назад, одновременно хлопая в ладоши над головой. В заключение выполняют наклон вниз, руки расслаблены. |
Воспитатель.
Встали в круг мартышки, змейки,
Птички, котики и кошки.
Вот как двигаться умеем!
Отдохнуть пора немножко.
Предлагаем поиграть –
Хорошенько подышать.
Вот пищащие игрушки,
Из резины все зверушки.
Кто – то выберет утёнка,
Или рыбку, иль мышонка.
Их начнём в руках сжимать –
Будут голос подавать.
Там, где дырочка, игрушку
Мы прихватим за бочок, -
И зверушки все – молчок!
А теперь давайте сами
Дружно посопим носами.
Е. Виноградова
(Проводится упражнение на дыхание).
- Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта). Повторить три раза.
- Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот. Повторить два раза. Указание: выдох длиннее вдоха.
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ЗАБАВНАЯ ЗАРЯДКА
(С ЭЛЕМЕНТАМИ КОРРИГИРУЮЩЕЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ)
Проводится в групповой комнате.
Дети встают с кроватей и переходят в групповую комнату. Негромко звучит запись песни «Вместе весело шагать (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).
Ну, давайте поиграем – Вот арена цирковая. Мы шагаем по порядку На забавную зарядку. | Дети встают в круг. Идут друг за другом. |
Красный нос, костюм в заплатках – Это клоун встал на пятки. Мы ему покажем дружно, Как ходить на пятках нужно. | Идут на пятках. |
А за клоуном – болонка, Успевает тявкать звонко, Танцевать забавно очень. Вместе встанем на носочки. | Идут на носочках. |
Вот гимнасты на арене, Высоко подняв колени, В такт под музыку шагают. Лентами в руках играют. Тоже мы умеем так. | Идут, высоко поднимая колени. |
Перешли на быстрый шаг. | Ходьба быстрым шагом. |
А теперь аттракцион – На арену вышел слон. Через тумбы он шагал, Хобот высоко держал. Мы движенья повторяем – Кубики переступаем. | Ходьба с перешагиванием воображаемых препятствий. |
Дрессированной лошадке Скучно просто цокать шагом. Пони скачет быстро слишком – Мы за ней бежим вприпрыжку. | Бегут друг за другом. |
Превратился детский сад В целый цирковой парад. Медленно идём по кругу, Улыбаемся друг другу. | Идут друг за другом. |
Завершаем представленье. Мы в хорошем настроенье! | Встают в круг. |
Есть у клоуна привычка: Брызгать зрителей водичкой. Чтоб не начал он шутить, Будем с амии руки мыть! Е. Виноградова. | Закаливающие процедуры. |
- «Самолёт». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
Руки в стороны, - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд. Правую руку в сторону.
Левое крыло вперёд. Левую руку в сторону.
Раз, два, три, четыре, Поворот вправо (потом влево).
Полетел наш самолёт. Вернуться в и. п.
Повторить 2 раза; темп умеренный.
- «Мельница». И. П. – наклон вперёд, ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Наклоняемся вперёд, Правой рукой коснуться пола,
Руки в стороны. левая – назад в сторону. Смена
Ветер дует, помогает, положения рук.
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
Повторить 4 раза; темп быстрый.
- «Насос». И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
А теперь насос включаем, Наклон влево, правая рука скользит
Воду из реки качаем. вверх вдоль туловища (до
Влево – раз, подмышечной впадины, вернуться
Вправо – два. в и. п. То же влево.
Потекла ручьём вода.
Повторить 3 раза; темп умеренный.
- «Стойкий оловянный солдатик». И. П. – о. с.
На одной ноге постой – ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Правую ногу подними, Поднять правую ногу, согнутую в колене.
Да смотри не упади. Постоять в таком положении.
А теперь постой на левой, Поднять левую ногу, согнутую в колене.
Если ты солдатик смелый. Постоять в таком положении.
Вернуться в и. п.
Повторить 2 раза; темп умеренный.
- «Вырастем большие». И. П. – о. с.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта поднялись, Потянуться на носках с подниманием рук вверх.
Три, четыре – руки вниз. Вернуться в и. п.
Повторить 5 раз; темп умеренный.
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ И САМОМАССАЖА)
Проводится в постели, затем в групповой комнате.
Воспитатель.
Если нас, ребята, спросят,
Для чего же нужен носик,
Что мы будем отвечать?
Помогает нам дышать,
Аромат цветов вдыхать,
Фруктов, супа, булок сдобных
Вкус и запах различать.
А ещё ведь так удобно
На носу очки держать.
Если вы ещё в кроватках,
Есть для носиков зарядка.
Е. Виноградова.
Давайте поиграем с носиком.
(Звучит спокойная музыка).
- «Найди свой носик». И. П. – лёжа на спине. С закрытыми глазами найти нос и подёргать его за кончик. Повторить 5 раз.
- «Носик дышит». Взрослый предлагает детям закрыть рот, крепко сжать губы, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос. Повторить 4 раза; темп умеренный.
- «Носик тренируется». Вдох. На вдохе через нос ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая указательными пальцами обеих рук на крылья носа. На выдохе руки от носа убрать. Выдох через нос. Повторить 3 раза; темп медленный.
- «Носик радуется». Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем). Выполнить 8 – 10 вдохов – выдохов; темп умеренный.
- «Носик – шалунишка». Вдох. На выдохе ребёнок постукивает указательными пальцами обеих рук по крыльям носа и произносит «м – м – м». Повторить 4 раза.
- «Массаж носика». Поглаживание носа от крыльев к переносице и наоборот. Повторить 3 раза.
(Дети встают, переходят в групповую комнату. Проводятся дыхательные упражнения).
- «Паровозик». Ходьба по комнате с попеременными движениями руками, согнутыми в локтях. Вдох. На выдохе произносить «чух – чух – чух» (20 – 30 с).
- «Петух». И. П. – стоя, ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох, развести руки в стороны. 2 – 4 – выдох, опустить руки, при этом хлопая по бёдрам и произнося «ку – ка – ре – ку». Повторить 4 – 5 раз; темп умеренный.
- «Каша кипит». И. П. – сидя, одна рука на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф – ф – ф – ф». Повторить 3 – 4 раза; темп умеренный.
- «Шагом марш!» Ходьба с высоким подниманием коленей. На два шага – вдох, выдох – на три шага (30 – 40 сек.)
(Проводятся закаливающие процедуры).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
ПОИГРАЕМ С УШКАМИ
(С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОМАССАЖА)
Проводится в постели.
Воспитатель.
Непоседы, хохотушки,
Для чего нужны нам ушки?
Отвечайте поскорей,
Вспоминайте про зверей.
Кошка ушки навострила
Мышку взглядом проводила.
Приподнимает ухо пёс –
Словно задаёт вопрос.
Зайка ушком поведёт –
Кто с ним рядом, узнаёт.
Жарко. В джунглях ходит слон,
И ушами машет он.
Есть, представьте, ушки
У птичек и лягушек.
Е. Виноградова
Давайте поиграем с ушками.
(Звучит спокойная музыка).
- «Покажи ушки».
Ушки ты свои найди
И скорей мне покажи.
(Дети с закрытыми глазами находят уши и слегка дёргают за них).
Повторить 5 раз.
Вариант – предложить детям правой рукой найти левое ухо, а левой рукой – правое.
- «Похлопаем ушами». Завести ладони обеих рук за уши и загнуть уши вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опустить их. При этом ребёнок должен слышать хлопок. Повторить 5 раз.
- «Надеваем серёжки на уши». Захватить кончиками больших и указательных пальцев обеих рук мочки ушей и тянуть их вниз, а затем опустить. Повторить 5 – 6 раз.
- «Покрутим козелок». Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок. Захватив таким образом козелок, слегка сдавливать и поворачивать его в течение 20 – 30 с.
- «Красивые ушки». Указательными и большими пальцами обеих рук растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла в течение 30 с.
- «Моем за ушками». Растирать за ушами до ощущения тепла в течение 20 с.
- «Согреем наши ушки». Согреть ладошки, потерев друг о друга до ощущения тепла. Затем приложить к ушам и потереть ими всю раковину.
(Дети встают. Выполняют закаливающие процедуры).
Литература
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603530-1425498651.jpg)
Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
В документе представлены коиплексы бодрящей гимнастики для детей от 5 до 7 лет, на весь учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-1214299-1582042578.jpg)
Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Комплексы гимнастики после дневного сна для младшей группы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/29/picture-437967-1664448973.jpg)
Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
Комплексы бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/13/picture-954715-1560423318.jpg)
Комплексы бодрящей гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Проводится сначала в постели, затем в групповой комнате. В окна заглядывает солнышко...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-992250-1553423036.png)
КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолж...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-992250-1553423036.png)
КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...