Физкультурно – оздоровительные мероприятия после дневного сна (старший дошкольный возраст). Методическая разработка. Публикация.
методическая разработка по физкультуре

Масалимова Равиля Равиловна

Перспективный план физкультурно – оздоровительной работы после сна (старший дошкольный возраст)

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность. Моя работа направлена на укрепление здоровья детей.

       Проанализировав физическое состояние детей с медицинской сестрой детского сада, пробудило меня к поиску различных форм и методов работы по профилактике плоскостопия. Приоритетной формой работы, которую я выбрала, является оздоровительные мероприятия после дневного сна с комплексом упражнений по профилактике плоскостопия. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника в детском саду, важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorov_meropr_starshie_pechat_.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

            « Физкультурно – оздоровительные мероприятия после

                                                 дневного сна в ДОУ »

             Мсалимова Равиля Равиловна ,

             воспитатель детского сада №7 «Звездочка» г. Дюртюли Р.Б.  

                         « Физкультурно – оздоровительные мероприятия после

                                                 дневного сна в ДОУ »

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность. Моя работа направлена на укрепление здоровья детей.

       Проанализировав физическое состояние детей с медицинской сестрой детского сада, пробудило меня к поиску различных форм и методов работы по профилактике плоскостопия. Приоритетной формой работы, которую я выбрала, является оздоровительные мероприятия после дневного сна с комплексом упражнений по профилактике плоскостопия. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника в детском саду, важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

      В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной  и звуковой гимнастикой, Профилактикой нарушений осанки и  плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой,  психогимнастики, самомассажа, и т. д.

      Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики выглядит так;

гимнастика в постели; упражнения  ,  направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры.

       Пробуждение детей происходит  под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

       Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Проводиться оно с проснувшимися  детьми , остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы , как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение . Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

      Затем дети выполняют корригирующую ходьбу( на носках, на пятках, С высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороны стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим

дорожкам) или комплекс упражнений , направленных на профилактику плоскостопия . При этом важно следит за правильностью выполнения упражнений для ног и рук, но и за осанкой детей - положением  головы, спины, плеч и рук. Длительность этой части гимнастики – 2-3 минуты.

Затем можно выполнять комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на  профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики , мячи, обручи, скакалки, гантели, гимнастические палки др.

      Комплексы специальных упражнений , направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут применяться в различных частях занятия по физическому воспитанию - в утренней зарядке, гимнастике после сна, в качестве домашних заданий и т. п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений , до 10 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того ,  необходимо применять наглядные пособия.( различные картинки, рисунки), а также загадки , песни, стихотворения соответствующие сюжету комплекса.

     Затем дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и верхних дыхательных путей. Увеличить их дозировку нужно постепенно . Затем можно проводить индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с часто болеющими детьми. Также организовать самостоятельную деятельность  детей по оздоровлению. Затем под руководством воспитателя и младшего воспитателя выполняют закаливающие и водные процедуры ( ходьба или пробежки по солевым или мокрым дорожкам, умывание ,  обливание рук прохладной водой и т.п.)

     Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной недостаточности стоп позволяет систематическое использование так называемой солевой дорожки, представляющей собой коврик из материала , на которой нашиты пуговицы ( для раздражения активных точек и зон стопы) или же без них. Такая дорожка смачивается 10% раствором либо морской соли, и ребенок ходит по ней. Затем переходит на вторую влажную (или же обливание ног  в теплое время года). Встает на сухой мягкий коврик или на полотенца, постеленной на пол, и заканчивает процедуру, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то ,  что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от упражнений или по ходьбе массажным , ребристым дорожкам или же по различным природным материалам . Такие упражнения нравятся всем детям.

     Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны, умывание - самый в быту вид закаливания водой . Детям рекомендуется ежедневно умывать лицо и руки до локтя.

      Температура, где проводятся водные закаливающие процедуры, должна быть не ниже 20 градусов. На начальном этапе закаливания, а также в зимнее время года температура должна быть выше на 2-4 градуса.

      Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут. Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик ,  а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем используются игровые упражнения, сопровождаемые их различными стихами.

       Важно отметить, что ,  внедряя развивающие формы оздоровления дошкольников, проводится в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастика после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызывает повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам . Кроме того , принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решаются несколько задач: оздоровление детей ,  развивается у них двигательное воображение, формируется  осмысленная моторика. А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

                  Оздоровительная гимнастика после дневного сна

                   с профилактикой плоскостопия и закаливания.

           Сентябрь

Комплекс пробуждения на кровати  Забавные котята

1. “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).

2. “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3. “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево - вправо, в и. п. 

4.а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр - фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Котята»
1.
"Котята идут мимо спящего пса"
И.п. стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках.
Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир - большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг Другу - "Тише! '
2
. «Котята греют на солнышке лапки" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 
1 - согнуть вперед правую стопу
2-и.п.
3-4 - то же левой

3.
«Лапки замерзли"
И.п. - то же
Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот.

4. "Лапки танцуют"
И.п. то же
1 - носки в стороны, пятки вместе
2-и.п.
3 - пятки в стороны, носки вместе
4 - и.п.

5.
«Котята показывают ноготочки»
И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади
1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы
 (^показали коготочки")
2 и.п. ("спрятали ноготочки)^ 3-4-то же левой

Дыхательная гимнастика

И.п.: основная стойка. Развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-3- задержать дыхание; 4-6- вернуться в исходное положение, медленный выдох ртом
Закаливание

 «Котята бегают по лужам»

 Ходьба по массажной дорожке
 Ходьба по водно-солевой дорожке.

Ходьба по мокрой дорожке, ходьба по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Были мы котятами, станем же ребятами

Мы ребята любим мыться,

Не боимся простудиться.

Нам прохладная вода-

Это радость не беда.

        Октябрь

 Комплекс пробуждения  «Дождь»

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней,
И по крыше бьет быстрей

(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки

(поднимают руки вверх, потягиваются
)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей

(машут руками)

Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло

(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем,
И большими станем

(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова. Ух-х-х).

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Загадки»


Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые одно - два занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

1. «Месяц».
За домом у дорожки висит пол-лепешки.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
2. «Солнце».
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.
И.п. - то же.
Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
3. «Туча».
По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось - и она расплакалась.
И.п. - то же.
Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
4. «Молния».
Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

И.п. - то же.
Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.
5. «Дождь».
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.
И.п. - сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.
Постукивать о пол носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно
(«дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.
То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.
6. «Радуга».
Крашеное коромысло над рекой повисло.
И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Дыхательная гимнастика

« Дружно ножками шагаем!»

И.п.: - Нои слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два-четыре шага на месте развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в исходное положение. Вдох ртом, губы трубочкой (5раз)

Закаливание

Ходьба по ребристой, по водно-солевой, по мокрой и по сухой дорожке

 Водные процедуры:  умывание рук до локтей и лица.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Моем руки, моем и лицо,

Затем вытираемся мы суше.

            Ноябрь

 Комплекс пробуждения « Медвежата»

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в медвежонка превратись

(поворачиваются направо, затем налево
).
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили!
Вот так. Вот так
Головой своей крутили

(повороты головой).

Вот мишутка наш идет,
Никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ.

( имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял,
Музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом
Он поет под кустом.

 Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох,
На выдох: «М-М-М».
Были медвежатами,
Станьте же ребятами.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

с гимнастической палкой

1. И.п. - сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади, палка на полу под серединой стоп.
Катать палку вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. - то же
1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими палку
3-6 - держать
7-8 - и.п.
3. И.п. -то же
1-2 - поднять пятки, опираясь пальцами ног об пол
3-4 - и.п.
4. И.п. - сидя по-турецки, палка вертикально на полу между стоп, придерживая хватом двумя руками за верхний конец Движениями стоп вперед-назад вращать палку вокруг вертикальной оси.
5. И.п. -то же. Стараясь обхватить палку стопами, поочередно перемещать их по палке вверх и вниз.
6. И.п. - стоя ноги вместе на палке, лежащей на полу, руки на пояс Ходьба по палке приставным шагом вправо и влево, палка под серединой стоп; то же, но пятки на палке, а носки на полу; то же, но носки на палке, а пятки на полу.
Примечание: лучше всего использовать деревянные гимнастические палки длиной 80 см, диаметром 2 см.

Дыхательная гимнастика

«Хорошо позанимались!» И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднимаем руки через стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести:

 « Хорошо», вернуться в исходное положение.

Закаливание

Ходьба по водно-солевым, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Воду любят все ребята

Воду любят все спортсмены:

Хоккеисты и пловцы,

И гимнасты и гребцы.

Будем спортом заниматься,

А потом в воде плескаться.

     

            Декабрь

 Комплекс  пробуждения «Я на солнышке лежу»

Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).
Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу

(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).

Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я все лежу,
И на солнышко гляжу

(лежа на животе, движения ногами)
.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно

(движения руками).
Вышли на берег крутой,
И отправились домой

(имитация ходьбы).
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)
вдох – живот втянуть
 руки вперед),
выдох – живот выпятить
(руки в стороны). (5-6 раз).

А теперь встаем и с мячом играть идем

 Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия с мячом
1. И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п. - то же
Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.
3. И.п. - тоже
Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.
4. И.п. - лежа на спине, руки внизу, мяч
 между лодыжками 1-2 ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами 3-4 - и.п.
5. И.п. - сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой
Движением носка внутрь одной стопы перекатить мяч к другой стопе и наоборот.
Примечание
: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром

8-12 см

Дыхательная гимнастика

« Мы молодцы»

И. п.- ноги врозь, руки вниз, Руки в стороны, Глубокий вдох носом, На выдохе произнести: « Мы молодцы!», вернуться в И. п.

Закаливание

Ходьба по водно-солевой, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры

Как свежа и прохладна вода!

Любим в ней мы плескаться всегда

           Январь

Комплекс  пробуждения“Ожившие игрушки”

На кровати

Сегодня, дети, мы поиграем в ожившие игрушки. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.

1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.

2) Затем они стали потягиваться и разминаться. В.: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.

3) “Ванька -встань-ка – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны. В.: лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.

4) “Плюшевые мишки”. В.: стать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Матрешки»
1. "Мы - веселые матрешки, на ногах у нас сапожки"
И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс
1 - правую вперед на пятку
2-3 - покачать носком вправо-влево
4 - приставляя правую, и.п.
5-8 - то же с левой
2. «Красные сапожки, резвые ножки»
И.п. то же
1 - правую вперед - в сторону на пятку
2 - правую на носок
3 - правую на пятку
4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой
3. « Танец каблучков»
И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку,
руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад на носок,
полуприсед, руки на пояс
4. «Гармошка».
И.п.: стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс.
1 - слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо.
2 - опуская пятку правой и носок левой на пол, стойка носки вместе, пятки врозь.
3 - слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо.
4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п.
5-8 - то же, что 1-4
1-8 - то же, передвигаясь влево
5. "Елочка"
И.и. ~ то же
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 ~ продолжать передвигаться таким образом вправо
1-8-то же влево
6. «Присядка»
И.п. - то же
1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед - в стороны ладонями вверх
2 ~ и.п.
3 - правую в сторону на пятку
4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги.
7. "Шаг с припаданием". И.п. - стоя на правой, левую в сторону книзу, руки на пояс.
1. - шаг левой в сторону с носка перекатом на всю стопу в полуприсед.
2. - встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу.
3-4 - то же, что на счет 1-2
То же в другую сторону.

Дыхательная гимнастика

« Чем пахнет елка?»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 –развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 3-8 – вернуться в и.п., на выдохе произнести « ел-ка пах-нет смол-кой» ( 5 раз).

Закаливание

Ходьба по массажной дорожке, по водно-солевым, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

К елке, дети, подходите,

Мыло хвойное берите,

Чисто –чисто умывайтесь

Да посуше вытирайтесь.

           Февраль

Комплекс пробуждения  «Зайчишки»

Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в зайчишку превратись
(поворачиваются направо, затем налево).

Чтобы прыгнуть дальше всех,
Зайка лапки поднял вверх.
Потянулся и ….  прыжок

(тянутся, лежа на спине,

опускают руки вниз).
На спине лежат зайчишки,
Все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают,
По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку,
Испугался и затих

(прижать руки к груди,

затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим

(лежа на спине, движение ногами,

имитирующие бег).

Были вы зайчишками,
Станьте ребятишками.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

            « Веселый зоосад»
1. «Танцующий верблюд».
И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).
2. «Забавный медвежонок». И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
3. «Смеющийся сурок».
И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 - и.п.
4. «Тигренок потягивается».
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 - и.п.
5. «Обезьянки-непоседы».
И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно.
1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 - сесть; 7-8 - вернуться в и.п., сохраняя при этом правильную осанку.
6. «Резвые зайчата».
И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 - подскоки на носках (пятки вместе).

Дыхательная гимнастика

«Хорошо в лесу».

И.п.: основная стойка. 1- руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-5 –на выдохе произнести « хо-ро-шо в ле-су»; 6- вернуться в и.п. (5 раз).

Закаливание

Ходьба по ребристой доске, по водно-солевым, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

В речке чистая водица.

Зайцы, белки, ну-ка мыться!

Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше.

            Март

Радостное пробуждение

Объявляется подъём,

Сон закончился, встаём

Но не сразу

Сначала руки

Проснулись, потянулись,

(Дети лежат на кроватях на спине, движение прямыми руками вперед- вверх,

Согнутыми руками в стороны.)

С боку на бок повернись

Выпрямляются ножки

Поплясали немножко

(Движение стопами вправо-влево, вперед назад, переступание согнутыми ногами по кровати.)

А теперь пора вставать

И наше дело начинать.

Комплекс профилактики плоскостопия с обручем
1. И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на пояс Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, но носки на обруче, а пятки на полу.
2. И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки на пояс 1-2 - сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча
3-4 - и.п.
3. И.п. - то же
1-2-полуприсед
  3-4 - и.п.
4. И.п. - то же
1-2 - присед
3-4 - и.п.
5. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край
1-2 ~ поднимая носки с опорой на пятки, перевести обруч под стопы
3-4 - вставая на носки, перевести обруч назад за пятки
5-6 - опуститься на всю стопу (стоять в обруче, обруч наклонно)
7-8 - поворачивая обруч, перевести его через голову, и.п.
Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пластмассы диаметром 80 см.

Дыхательная гимнастика

«Дует ветерок»

Дует легкий ветерок

-раскачивать руками перед грудью вправо –влево.

И качает так листок

-делать вдох носом, выдох – ртом со звуками  « а-а-а», « у-у-у».

Закаливание

Ходьба по водно-солевым, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Моем, моем трубочиста.

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

                                                  ( К. Чуковский)

           Апрель

 Комплекс «Тили- тили дон»

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна.

Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»

Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

« Королевство птиц»
1.  "Пингвины"

И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу, кисти согнуть

1 - не отрывая пятку, носок правой в сторону
2 - то же левой
3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп
7 ~ не отрывая пятку, носок правой в и.п.
8 - то же левой


2. "Попугай" 
И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам
1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол
3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо
(^попугай ходит по веточке") 
1-8-то же влево
3. «Фламинго»
И. п. - стоя ноги вместе, руки в стороны
1 - согнуть правую вперед, стопа согнута, пальцы стопы согнуты и сжаты
2-3 - держать
4 - и.п.
5-8 - то же с другой ноги
4. "Журавли"
И.п. - стоя ноги вместе, руки внизу
1 - поднимаясь на носки, взмах руками в стороны-вверх
2 - опускаясь на пятки, взмах руками вниз, и.п.
3-4 - то же, что на 1-2
То же поднимаясь на носок одной, сгибая другую вперед.
5. "Цапля" И.п. - стоя на носках, руки внизу
Ходьба на носках, высоко поднимая колени, с взмахами рук вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц.
6. «Пеликан идет к воде»
И.п. - присед на носках, руки на коленях
Ходьба в приседе на носках.

 Дыхательная гимнастика

«Птицы»

Ип.: основная стойка.

  1. сделать глубокий вдох;
  2. 6 –наклониться вперед, медленно выдыхая, выполнять махи руками – крыльями; вернуться в исходное положение ( 5раз).

Закаливание

Ходьба по массажной, по водно-солевой, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Звери все по распорядку

Утром делают зарядку.

А потом – на водопой,

Все ровно какой водой:

Из ручья, или из речки,

 Или просто с дождевой.

          Май

 Комплекс пробуждения “Волшебные цветы”

Вы все, ребята, видели, как красиво летом на лугу, на поляне. А это потому, что на них растет много разных цветов. Как же они растут? Сейчас вы это и покажете.

На кровати

1) “Зернышко”. В.: лежа на спине, колени подтянуть к груди, обхватить их руками, сгруппироваться – перекаты вперед-назад, затем выпрямиться.

2) “Стебелек”. В.: лежа на спине, слегка помогая руками, сесть, руки потянуть вверх, в и. п.

3) “Почки-листочки”. В.; стоя на коленях, руки вместе, ладони соединить, имитация движений распускающихся листочков, почек.

4) “Цветочек вырастает”. В.: сидя на пятках, медленно встать на колени, руки поднять вверх, вернуться в и. п.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия со скакалкой

1. И.п. - о.с., скакалка на полу, расправленная по всей длине. Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед носком другой; разворачивая носки в стороны, скакалка под серединой стоп
("елочка'); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево.
2. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп) Перекаты с пяток на носки обратно.
3. И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной па полу Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол.
4. И.п. - то же. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног.
5. И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди
1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы
3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад
5-6 - опускаясь на всю стону, стойка ноги вместе, скакалка сзади
7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п.
6. И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп)
Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке.
Примечание: рекомендуется использовать веревочные скакалки, концы которой обматываются изоляционной лентой; длина скакалки должна соответствовать росту упражняющегося: ребенок встает на скакалку, ноги на ширине стопы (продольно) и натягивает ее кверху, при этом концы скакалки должны касаться подмышечных впадин.

Дыхательная гимнастика

« Сладкий аромат цветов»

И. п.: основная стойка.

1- руки отвести в стороны;

2 –глубокий вдох носом;

3-6-наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в исходное положение (5 раз).

Закаливание

Ходьба по водно-солевой, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Бабочка красавица,

Чтобы всем понравиться,

На травинку опустилась,

 Свежею росой умылась.


     Июнь

Пробуждение на кровати

Поднимайтесь детвора

Завершился тихий час

Свет дневной встречает нас

Мы проснулись, потянулись

С боку на боку повернитесь

(потягивание  повороты)

 Подняли мы головку

(приподнимание)

Кулачки отжимаем ловко

(сжимание и разжимание кистей)

Ножки начали плясать

Не желаем больше спать

(движение стопами в разных направлениях)

Ну, теперь вставать пора,

Поднимайся детвора.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

« Утята»
1. "Утята шагают к реке"
И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"
И.п. то же
1-2 - поднимая внутренние своды опереться
на наружные края стоп 3-4 - и.н.
3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"
И.п. - то же
Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. "Утка крякает
И.п. - то же
1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны
("клюв открылся"), произнести "кря-кря" 3-4 - и.п.
5. "Утята учатся плавать" И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть
1 - согнуть правую стопу вперед
2 - разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу.

Дыхательная гимнастика

«Нам весело»

И.п. - ноги врозь, руки пущены. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и.п., на выдохе произнести: « Ве-се-ло!» 

Закаливание

Ходьба по массажным, по водно-солевым, по мокрой и по сухой дорожке.

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде-

Вечная слава воде!

                                     ( К. Чуковский)       

           Июль-Август

Гимнастика пробуждения

Спокойно сделайте вдох и. выдох-полным дыханием.

Пошевелите пальцами рук  и ног.

Сожмите пальцы в кулаки

Согните руки в локтях, и подняв их над головой, соедините в замок.

Хорошо потянитесь  всем телом, вызывая искусственный зевок.

Опустите руки.

Разотрите ладони до появление тепла.

 «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

Потяните правую ногу пяткой, носок на себя,

Потяните левую пяткой, носок на себя.

Потяните две ноги вместе.

 Погнитесь.

 Сели.

Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

Мысленно пожелайте всем родным, близким. Друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям, представленный в игровой форме «У царя обезьян»

Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.

2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.

4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.

1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.

2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.

5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.

7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.

1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.

2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.

5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС, ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.

6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.

7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

10. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.

11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.

12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.

13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.

14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.

15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.

16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.

Дыхательная гимнастика

«Мы молодцы!»

И.п.-ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести: « Мо-лод-цы!», вернуться в исходное положение. (5 раз).

Закаливание

Ходьба по водно-солевым, по мокрой, по сухой дорожке

Водные процедуры: умывание рук до локтей и лица.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

        Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

         В результате такого подхода к этому режимному моменту видно;

- пробуждение проходит безболезненно для ребенка;

- он легко включается в игровые упражнения;

- получает положительный эмоциональный настрой;

- легко переходит к игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа о семье с детьми старшего дошкольного возраста методическая разработка

помочь детям выяснить состав семьи в рассказе Л.Н.Толстого "Косточка"...

Оздоровительная гимнастика после сна для старшего дошкольного возраста.

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна лоя детей старшего дошкольного возраста на весь учебный год....

Физкультурно-оздоровительный центр группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования...

Физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна для дошкольников

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и актив...

Сценарий "День матери"для детей старшего дошкольного возраста .Методическая разработка (старшая группа )

Актуальность мероприятия состояла в том, что  самое основное в жизни человека - это семья, которая обучает его общению и взаимодействию с этим сложным современным миром. «Семья – это ...

Сюжетно-ролевая игра «Мини-маркет» для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка (старшая группа)

Сюжетно-ролевая игра "Мини-маркет" подразумевает участие нескольких игроков, имеет познавательный и обучающий характер....