Фитбол-гимнастика
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Коваленко Оксана Владимировна

Подвижные игры с элементами танца на фитбол-мячах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalenko_o.v._mbdo_uno20_rosinka.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с элементами танца на фитбол-мячах - как эффективная форма здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста

Ухудшение состояния здоровья детей, увеличение роста нарушений опорно-двигательного аппарата на 40–45%,  вынуждает педагогов искать новые эффективные технологии в работе с дошкольниками. Одной из них, на наш взгляд является фитбол-ритмика, как эффективное средство многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.  Оно является наиболее доступным, эффективным и эмоциональным. Доступность - основывается на простых движениях. Эффективность – в его разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников склонных к подражанию действий человека и животных.

Так как по последним данным науки, внутренней причиной возникновения сколиоза у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести, используя с детьми фитболы                              большое внимание уделяется развитию подвижности, эластичности и гибкости суставов, мышц, происходит постепенная установка верного положения позвоночника по средствам создания мышечного корсета.

Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Мячи уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его особая упругость. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов усиливает положительный эффект упражнений с фитболом.

Сегодня мы хотим представить вам подвижные игр на мячах  с элементами танца, которые входят в авторский сборник «Песенка + танец + игра».

 Их новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей. Это вид гимнастики, где в выполнении физических упражнений включается совместно двигательный, слуховой, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.

 В каждой игре в основе звучит детская песенка, схожая по содержанию с игрой во время проигрывания дети выполняют танцевальные движения. Игровое действие выполняется в конце танца, во время куплета или припева или паузы, созданной педагогом. В играх присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования. Инсценированные песен является прекрасным способом передачи в движениях последовательности действий, изложенных в содержании.

 Согласно годовому плану занятия на футбол мячах планируются два раза в год, что не даёт эффекта систематичности, а работа по реализации цикла танцевальных игр на фитболах мы проводим в течении всего года. Они могут являются частью любого занятия по выбору педагога.. Благодаря этому дети не забывают упражнения с использованием мячей, повышается моторная плотность занятий, закрепляется положительное влияние данных упражнений на организм дошкольников и сохраняется в течении всего периода занятий.

Эта деятельность на наш взгляд доступна детям старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) .

 Предлагаемые нами танцевально- подвижные игры, используем в образовательной области «Физическое развитие» и они интегрированы с содержанием таких образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Целью данных игр является физическое развитие ребёнка дошкольного         возраста средствами фитбол-гимнастики    под музыку.

Во время ритмических играх на мячах решаются сразу несколько задач: развитие двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, повышение физической подготовленности, укрепление здоровья и др.

        Занятия с детьми базируются на основных принципах дошкольной педагогики , но в силу того, что имеют свои узко-специфические особенности,  используются и дополнительные принципы для детей.

принцип игровой и эмоциональной направленности

занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, вызывая положительные эмоции;

принцип инициативности и творчества (креативности) 

принцип самореализации через двигательную деятельность

Для успешного овладения разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, составляющих игровой музыкальный танец, мы предлагаем построение процесса обучения поделить на три этапа.

На начальном этапе  создаем предварительное представление об упражнении (рассказ, показ, апробирование). Ключевым методом на данном этапе является: словесное объяснение и демонстрация упражнения инструктором или ребенком.  Показ упражнения выполняется в зеркальном изображении, должен быть ярким , выразительным и понятным. На данном этапе  задания на фитболах дают в комбинации с классической ритмикой. В тренировку включают 3-5  упражнений с использованием мячей. Поначалу дети нуждаются в подстраховке, поскольку у них не всегда получается удержаться на мяче.

Правильный показ создаёт образ-модель будущего движения. Детям так же объясняется техника исполнения. И в зависимости от пробного исполнения ребёнком движения планируем дальнейший путь обучения.

 При обучении несложным упражнениям (например, основным движениям руками ногами головой, туловищем.)  В основном используется целостный метод обучения. Выполнение упражнений осуществляется без музыки в медленном темпе на счёт. Можно использовать ориентиры, ограничители, подбирают подводящие и подготовительные упражнения.

Если упражнение сложное его можно разделить на составные части, и в обучении применять расчленённый метод. Сначала изучить движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.

Этап углубленного разучивания характеризуется совершенствованием техники исполнения.  На этом этапе ведётся работа по выявлению и устранению ошибок.  Акцент делается на правильности выполнения заданий, физиологичной посадке на мяче, удержании равновесия. Элементы гимнастики выполняются сидя или лежа на фитболе. Особое внимание уделяют упражнениям на расслабление. При удачном выполнении важно повторить упражнение несколько раз.

Для повышения активности детей  применяем соревновательный метод с установкой на лучшее техническое исполнение. Например, одна шеренга выполняет упражнение перед другой. Другим методом запоминания является «идеомоторная тренировка». Дети создают представления упражнения сначала под музыку, а потом без неё.

На следующем этапе основной задачей считаем наращивание темпа, чтобы все дети научились выполнять упражнения синхронно. После того, как базовая программа усвоена, можно совершенствовать технику выполнения гимнастических элементов и постепенно их усложнять.

Игры разнообразны по своей тематике, нагрузке, темпу. Есть игры с ускорением, где серия упражнений повторяется на каждом этапе всё быстрее, проигрывает тот кто забыл или не успел выполнить задание в соответствии с текстом.

Народные игры. Их используем на праздниках и тематических развлечениях.

Очень любимы детьми игры салки или догонялки. Здесь следует обратить большее внимание техники безопасности. Правильной посадке на мяче во время быстрого движения, соблюдения дистанции.

 

Анализируя результаты медико-педагогического контроля физкультурных занятий с использованием данной методики, мы сделали выводы, что эти занятия,  по плотности превосходили занятия обычного типа, частота сердечных сокращений у детей на пике нагрузки выше.

Благодаря яркому музыкальному сопровождению увеличивается эмоциональность, образность мышления, развиваются психомоторные качества дошкольников, о чем свидетельствуют результаты итоговой диагностики (автор А.И. Буренина).

Предлагаемое пособие мы адресуем руководителям по физическому воспитанию, музыкальным руководителям, воспитателям детских садов и родителям. 

Пособие включает игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Каждая игра имеет цель, рекомендуемое музыкальное сопровождение и инструкцию по выполнению движений.

К пособию разработаны практические рекомендации по применению Методического пособия «Песенка плюс танец плюс игра» в физкультурно-оздоровительной практике дошкольных учреждений.

Таким образом, многолетний опыт нашей работы выявил положительное влияние разработанной методики на формирование правильной осанки у дошкольников. Доказано, что направленное воздействие методики с использованием средств хореографии и танца на детей дошкольного возраста стимулирует рост показателей физических качеств, способствует улучшению здоровья и формированию правильной осанки, оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние (повышение активности и настроения) ребенка.

Заниматься с детьми на фитболе желательно не только в детских садах, но и в домашних условиях. Гимнастический шар станет полезным приобретением не только для ребенка, но и для всей семьи, поскольку фитбол-аэробика практически не имеет противопоказаний, а занятия физкультурой важны в любом возрасте.

Исследования ученых показывают, что состояние здоровья детей катастрофически ухудшается с каждым годом.  

В связи с этим все актуальней становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Это решение мы видим в организации фитбол – гимнастики в ДОУ.Все педагоги по-разному подходят к организации фитбол-аэробики. В некоторых детских садах этот метод используется в качестве самостоятельной тренировки 1-2 раза в неделю. В других – как элемент танцев, свободной творческой деятельности детей

Для решения этой проблемы мы внедрили в свою работу фитбол гимнастику. Это новое современное направление оздоровительной работы. Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см – в ДОУ его используют в оздоровительных целях. Прежде чем приступать к фитнесу с фитболом, нужно правильно выбрать мяч. Его объем зависит от роста ребенка. При посадке на гимнастический шар все суставы ног должны образовывать прямой угол. Например, ребенку 3-6 лет подойдет мяч для фитнеса диаметром 45-50 см. Если малышу 7-10 лет, выбирают 55-сантиметровый фитбол.

Обратите внимание!

Немаловажен и цвет фитбола. Красный и оранжевый – возбуждающие цвета, они не подойдут гиперактивным детям дошкольного и школьного возраста. Идеальным вариантом для них станут более спокойные расцветки – сиреневая, голубая, синяя. Зеленый и желтый шары усиливают выносливость, снимают нервное напряжение.

Методическое пособие ритмических игр «Песенко+танец+ игра» относится к физкультурно-спортивной направленности.  

Перечисленные упражнения либо используются в качестве самостоятельной фитнес-тренировки, либо входят в состав игровых занятий, вплетаясь в сказочный сюжет или эстафетные соревнования. Каждое задание повторяют 3-8 раз. Общая продолжительность тренировки не должна превышать 30 минут.

Такое разнонаправленное действие связано с сочетанием гимнастики, аэробики и вибромассажа. Во время занятий на фитболе в работу вовлекаются практически все мышцы, даже те, которые редко работают в повседневной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитбол-гимнастика для дошколят

Совершенствование физкультурного образования нуждается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика и коррекция нарушений осанки, а так же и заболевания опорно-двигатель...

конспекты занятий по фитбол-гимнастике для детей старшей, подготовительной группы.

занятия расчитаны на детей старших и подготовительных групп детского сада....

"Са-Фи-Данс танцевально- игровая гимнастика и Фитбол- гимнастика, инновационные технологии физического воспитания детей в ДОУ"

Совершенствовать педагогическую деятельность в физическом воспитании детей дошкольного возраста;Познакомить участников методического объединения с опытом работы по применению инновационных технологий ...

Проект по фитбол - гимнастике "Веселый фитбол"

Проект создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии  силы мышц, поддерживающих правильную ...

Физкультурно-оздоровительное занятие по фитбол-гимнастике в старшей подготовительной группе “C фитболом дружить – здоровым быть!”

В данной работе представлен конспект физкультурно-оздоровительного занятия по фитбол-гимнастике в старше-подготовительной группе....