Физкультурно-оздоровительный проект «Веселая скакалочка»
проект по физкультуре
Прыжки через скакалку способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а также голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведёт к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-skakalochka.docx | 101.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительный проект
« Веселая скакалочка»
Актуальность
Во все времена среди детворы большой популярностью пользовалась скакалка. Прыжки через скакалку способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а также голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведёт к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребёнка. Этот цикл повторяется неоднократно, тем самым упражнения со скакалкой способствуют развитию прыжков у детей старшего дошкольного возраста и способствуют укреплению здоровья.
Цель
обучение детей дошкольного возраста прыжкам через скакалку.
Задачи проекта
- Формировать знания детей о прыжках через скакалку: их разнообразии, значении для организма и технике выполнения.
- Учить детей использовать игры и прыжки со скакалкой в самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать желание использовать скакалку для укрепления здоровья.
- Способствовать формированию активной позиции родителей в обучении детей прыжкам через скакалку.
Ожидаемые результаты
Продуманная системная организованная образовательная деятельность по физической культуре с использованием скакалок позволят ребенку овладеть в совершенстве прыжками на скакалке разными способами и использовать ее в самостоятельной деятельности. У детей разовьется координация движений, сила воли и постоянного самоконтроля, а также вырабатывается внимание и быстрота. Дошкольники научатся бесконфликтно работать в паре. Во время прыжков на скакалке организм человека насыщается необходимым количеством кислорода, что ведет в свою очередь к снижению заболеваемости.
Принципы реализации проекта:
- Принцип сознательности и активности - предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях.
- Принцип наглядности - предполагает правильный четкий показ движений инструктором по физической культуре
- Принцип доступности - предполагает учет возрастных и гендерных особенностей дошкольников, а также уровень их подготовленности.
- Принцип систематичности - предполагает регулярность занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом.
- Принцип динамичности – предполагает постепенное повышение требований в выполнении прыжков на скакалке - от легкого к трудному, от простого к сложному.
Классификация проекта
Образовательная область | Физическое развитие |
Тип проекта | Практико-ориетировочный |
Вид проекта | Групповой |
Продолжительность | Долгосрочный |
Участники проекта | Инструктор по физической культуре - дети - родители |
Возраст участников | старший дошкольный возраст |
Срок реализации | 1 год |
Этапы работы над проектом
- этап – подготовительный:
- подбор и изучение литературы по данной проблеме;
- выявление уровня физической подготовленности детей;
- разработка проекта;
этап – практический:
- создание условий для реализации проекта;
- подбор упражнений и игр с прыжками и со скакалкой;
- обучение детей технике прыжкам на скакалке;
этап - заключительный:
- определение эффективности работы по выявлению уровня физической подготовленности детей;
- оценка эффективности проекта: соотнесение полученного результата с поставленной целью;
- обобщение материалов проекта.
Календарно-тематическое планирование
месяц | Недели | Содержание деятельности |
Сентябрь | 1 неделя |
медленно, затем постепенно увеличивать темп.
|
2 неделя | ||
3 неделя | 1. Прыжки ноги врозь двойные и одинарные (начинать с двойных прыжков). |
4 неделя |
| |
Октябрь | 1 неделя |
|
2 неделя | ||
3 неделя |
— левая впереди, второй — правая впереди и т. д.). То же, но с высоким подниманием маховой ноги. 3. П/и «Кто скорее по дорожке». | |
4 неделя | ||
Ноябрь | 1 неделя |
|
2 неделя | ||
3 неделя |
| |
4 неделя | ||
Декабрь | 1 неделя |
соединяются. Положение ног в воздухе меняется при каждом прыжке: первый прыжок — левую вперед, второй — правую вперед и т. д. 3. П/и «Салки в два круга». |
2 неделя | ||
3 неделя |
| |
4 неделя | ||
Ян вар | 1 неделя | 1. "Метелочка" в приседе на одной или обеих ногах (скакалку, сложенную вдвое, одной рукой кружат под |
2 неделя | ногами).
| |
3 неделя |
| |
4 неделя | ||
Февраль | 1 неделя |
|
2 неделя | ||
3 неделя |
спиной к ней.
| |
4 неделя | ||
Март | 1 неделя |
|
2 неделя | ||
3 неделя |
| |
4 неделя | ||
Апрель | 1 неделя |
|
2 неделя | ||
3 неделя |
| |
4 неделя | ||
Май | 1 неделя |
|
2 неделя |
3 неделя | 1. Эстафеты. | |
4 неделя |
Литература
- Вавилова Е.В. Учите бегать, прыгать, лазать, метать – Пособие для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1983.
- Мелехина Н.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Н.А. Мелехина, Л.А. Колмыкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
- Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду». – 3е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.
- Скакалка: польза и вред [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsegdazdorov.net/story/skakalka-polza-i-vred/
- Упражнения со скакалкой - [Электронный ресурс] http://studopedia.info/815503.html
- Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / [С. О.Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.] — М. : Издательский центр
«Академия», 2007. — 224 с.
- Шарабарова И.Н. Упражнения со скакалкой. – М.: Советский спорт, 1991.
Приложение 1
Диагностика уровня освоения детьми прыжков через скакалку
Цель: определение у детей старшего дошкольного возраста умения прыгать через короткую скакалку и выявление ошибок.
Критерии оценки прыжков:
- не выполняются,
- выполняется частично одна из фаз,
- выполняется частично более двух фаз, 3-полное выполнение элементов техники. Элементы фазы
- вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях
- плечо остается почти в неподвижном состоянии
- движение совершают кисти
- небольшое сгибание ног в коленных суставах
- выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание
- полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами
- приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги
- корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение
Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.
Вторая фаза - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см.
Третья фаза – полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.
Четвертая фаза – приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.
Приложение 2
Эстафеты
- Игроки делятся на 3—4 команды, которые строятся в колонну по одному у стартовой линии. На расстоянии 10—12 м от нее, напротив каждой колонны, ставится стойка (стул, мяч или любой другой предмет).
Скакалка у каждого ученика в исходном положении сзади. По команде воспитателя: "Внимание — МАРШ!" первые в колоннах начинают продвигаться вперед подскоками с ноги на ногу, обегают поставленный впереди предмет и возвращаются к своей колонне. Как только первые пересекут стартовую линию, бег начинают следующие участники, а окончившие упражнение игроки становятся в затылок своей команде.
Побеждает команда, участники которой быстрее выполнили задание и допустили наименьшее количество ошибок.
- Построение то же, но скакалка одна на всю команду. Перед каждой командой на расстоянии 10—12 м гимнастический мат. По команде воспитателя первый, выполняя подскоки на двух, продвигается к матам, выполняет кувырок вперед со скакалкой в руках, а затем возвращается в команду подскоками с одной ноги на другую. Добежав до стартовой линии, передает скакалку второму, который повторяет то же упражнение, а первый становится в затылок своей команде.
Побеждает команда, участники которой допустили меньше ошибок и первыми выполнили задание.
- В каждой команде на расстоянии 10—15 м от линии старта двое участников вращают длинные скакалки. По сигналу воспитателя участники команды стараются быстро пробежать под вращающейся скакалкой и построиться в указанном месте. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.
- Построение в две шеренги вдоль длинных сторон зала лицом к центру. Через центр на всю длину зала проводится черта. У каждого играющего в руках скакалка. По сигналу воспитателя играющие первой
шеренги бегут на половину второй шеренги, а второй — на половину первой и в свободном порядке выполняют упражнения со скакалкой (какие они помнят). По команде: "Все на свои места!" играющие возвращаются в свою шеренгу на свои места.
Выигрывает команда, которая быстрее построится и допустит меньше ошибок.
- Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 8- 10 м ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из - за стартовой линии и продвигается вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.
- Дети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
- В игре участвуют две команды (можно больше). В 3–4 м от линии старта кладется скакалка. Первые номера команд выходят на линию старта. По сигналу участники прыжками «лягушки» добегают до скакалок, выполняют 10 прыжков и бегом возвращаются к линии старта.
- Построение на встречную эстафету. У направляющего первой подгруппы - гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который
продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.
Приложение 3
Подвижные игры
«Прыгуны»
На землю кладут три палки. Трое детей встают так, чтобы палки находились между их ногами. Под текст песни дети прыгают по очереди над палками, то скрещивая, то разводя ноги, не задевая палку. На каждое четверостишие прыгает другой ребенок.
«Зайка беленький сидит И ушами шевелит.
Вот так, вот так, И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать».
Правила: прыгать не задевая и не сдвигая палки с места; соблюдать ритм прыжков, начинать и заканчивать прыжки в соответствии с началом и окончанием чтения стихов.
«Лягушки на болоте»
На земле чертят большой прямоугольник, с двух сторон – берега, на них на расстоянии 50-60 см друг от друга кочки (небольшие бугорки, нарисованные кружки), в стороне журавль в гнезде. Лягушки располагаются на кочках и говорят:
«Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки.
Стали квакать из воды:
Ква-ке-ке, ква-ке-ке, Будет дождик на реке».
С окончанием слов журавль ловит лягушек, а они прыгают в воду, где их ловить нельзя. Как только журавль отходит подальше, лягушки прыгают на кочку. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирается новый журавль из тех, кто ни разу не пойман.
Правила: с кочки в болото прыгать одним прыжком, мягко приземляясь на обе ноги, ловить лягушек можно на кочке или за границами болота.
«Добеги и прыгни»
Несколько детей стоят шеренгой. На расстоянии 10 м от них начерчена полоса шириной 30-40 см. По сигналу воспитателя дети быстро бегут вперед. Побеждает тот, кто первым, точно наступив на полосу, подпрыгнет вперед- вверх.
Правила: прыгать вверх только с полосы, толкаясь одной ногой.
«Кто скорее по дорожке»
Из кубиков выкладывают 4-5 узких дорожек (ширина 20 см, длина 4 м). 4-5 детей встают у начала дорожки и по сигналу прыгают на двух ногах к концу, где лежат гимнастические палки. Выигрывает тот, кто первым закончит прыжки.
Правила: прыгать на двух ногах по дорожке, не выходя за ее пределы.
«Сумей вскочить»
Дети поочередно подходят к возвышению (устойчивой скамейке и т.п.) и выполняют прыжок на препятствие разными способами: впрыгивают с места на обе ноги; то же с 3-5 шагов.
«Попрыгунчики»
На полу на расстоянии 50-60 см одна от другой выкладывают шнуры. Дети друг за другом перепрыгивают линии на двух ногах разными способами: прямо, боком правым и левым с междускоком на месте.
Правила: прыгать указанным способом, отталкиваясь двумя ногами одновременно; согласовывать силу толчка с препятствием (ближе – дальше).
«Салки в два круга»
Дети образуют два круга: внутренний и внешний, двигаются боковым галопом в противоположных направлениях. По сигналу воспитателя останавливаются, и все играющие внутреннего круга стараются осалить стоящих во внешнем круге раньше, чем они успеют присесть. Игра повторяется. Каждый круг движется боковым галопом в другую сторону.
Правила: ловить и приседать после сигнала; после подсчета пойманные встают во внутренний круг.
«Лошади»
На конюшне стоят лошади, недалеко от них сидят на скамейках конюхи с вожжами. Старший конюх – воспитатель подходит к дощечке, подвешенной на шведскую стенку, и отбивает примерно 15-18 ударов. За это время конюхи быстро выводят лошадей, запрягают их и выстраиваются друг за другом. На сигнал «поехали» скачут галопом. По сигналу «лошади испугались» разбегаются в разных направлениях. Конюхи ловят и отводят лошадей в конюшню. Дети меняются ролями, игра повторяется.
Правила: успеть построиться, пока слышны удары; правильно, ритмично выполнять галоп; ловить можно любую лошадь; лошадь не должна убегать из конюшни.
«Удочка»
Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком два-три круга, воспитатель де лает паузу, во время которой подсчитывается количество за девших за мешочек и даются необходимые указания по выполнению прыжков.
«Вороны и мыши»
Нужны двое взрослых, чтобы держать скакалку. Дети стоят кучкой. Воспитатель объявляет: ВОРОНЫ прилетели! Надо сесть на корточки, скакалку взрослые ведут над головами детей. Далее: прибежали МЫШИ! Скакалку проводят по полу – надо через нее перепрыгнуть. И так вразнобой.
«Великаны»
Игроки становятся у стартовой линии. По команде ведущего игроки начинают делать бегающие прыжки через скакалку. Когда ведущий подаст команду «Стоп», игроки останавливаются. Побеждает тот, у кого будут самые большие прыжки, и он окажется дальше всех.
«Самый гибкий»
Ведущий натягивает между двумя столбами или деревьями скакалку (или веревку) на высоте груди игроков. Игроки должны проходить под нее, выгибаясь назад, не задевая веревки. Каждый раз, когда игроки проходят под веревкой, она опускается ниже на 30 сантиметров. Участник, задевший веревку - выбывает из игры.
Правила: веревка или скакалка натягивается между двумя столбами на уровне груди игроков; игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задев ее; веревка опускается на 30 сантиметров ниже каждый раз, когда участники проходят под ней; задевший веревку выбывает из игры; выигрывает тот, кто остался последним.
«Прыгни – повернись»
Дети, стоя свободно, выполняют три прыжка на месте в обруче (диаметр 1 м), на четвертом, высоком прыжке стараются в верхней точке взлета подтянуть колени согнутых ног к груди, обхватить их руками, затем быстро разогнуть ноги, мягко приземлиться.
«Ножная цель»
Перед скамейкой высотой 30 см выкладывают из шнуров круг диаметром 30 см. Дети встают на возвышение, по сигналу спрыгивают в круги и тут же выпрыгивают из них.
Правила: спрыгивать мягко, сильно не приседать; быстро делать следующий прыжок; задевший круг выходит из игры.
«Пауки и мухи»
Дети делятся на две команды пауки и мухи. Пауков должно быть меньше, чем мух (например, мух - 15, пауков – 3). На площадке чертой отмечается дом пауков. Пауки уходят в свой дом. Мухи бегают через скакалку по всей площадке. По команде «Паук!» мухи замирают, пауки выползают на четвереньках, на руках и стопах животом кверху из дома. Ту муху, которая шевелится, паук забирает в свой дом. После того, как пауки уползли, даётся команда «Пауки ушли!», мухи вновь начинают бегать по площадке через скакалку. В это время паук даёт задание пойманным мухам плести паутину из скакалок. Игра повторяется. Выигрывает тот паук, у которого больше поймано мух и красивее сплетена паутина.
«Кто дальше»
На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2—4 ребенка с короткими скакалкам. По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди. Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша. У линии старта стоят 2—4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.
«Неуловимая скакалка»
Играющие разбиваются на пары. По середине зала ставят стулья спинками друг к другу, под стулья кладут скакалки. Участники игры бегают. По сигналу «На стулья!» садятся на стулья и вытаскивают из-под них скакалку. Побеждает тот, кто первым возьмет скакалку.
Основные термины упражнений со скакалкой
Основная стойка — положение стоя (соответствует основной стойке без предмета), руки слегка согнуты в локтевых суставах, предплечья несколько отведены вперед-в стороны, кисти повернуты пальцами кверху, скакалка впереди или сзади. Для определения положения занимающегося в исходном положении употребляется термин «стойка» и положение скакалки. Например: «стойка, скакалка сзади (спереди)».
Перешагивание - движение через скакалку обычным шагом.
Прыжок - подпрыгивание на месте или с продвижением в любом направлении, при котором скакалка проходит под ногами.
Различают три основные группы прыжков со скакалкой:
- прыжки толчком двумя ногами;
- прыжки толчком одной ногой;
- прыжки толчком двумя ногами, чередуемые с прыжками толчком одной.
В зависимости от способа толчка, положения тела и вращения скакалки прыжки называют:
Прыжок (рис. 3) - небольшое подпрыгивание на месте толчком двумя, при котором скакалка один раз проходит под ногами. Такие прыжки называют обычными, простыми одинарными, но по правилам терминологии определяющее слово в этом случае следует опускать. Допускается употребление определяющего слова в том случае, если два термина стоят рядом. Например: вместо "прыжок и двойной прыжок" правильно сказать "обычный и двойной прыжок".
Двойной прыжок - пружинистый прыжок, состоящий из основного (более высокого) и добавочного промежуточного (меньшей высоты) прыжка. Его еще называют "прыжок с промежуточным прыжком".
Прыжок скрестный (рис. 4) - прыжок, выполняемый из стойки скрестно (с сохранением положения ног).
Прыжок петлей (рис. 5) - прыжок при вращении скакалки петлей.
Прыжок с двойным вращением (рис. 6) - прыжок, во время которого скакалка проходит под ногами дважды.
Рис. 4,5,6
Прыжок с правой на левую или с левой на правую (рис. 7) - прыжки с одной ноги на другую.
Прыжок меняя ногу (рис. 8) - прыжок с поочередной сменой положения ног (после предварительного маха назад и вперед маховая нога ставится на опору).
Прыжок с поворотом - во время прыжка выполняется поворот направо, налево, кругом и т. п.
Рис. 9
Прыжки в приседе и полуприседе (рис. 9) — прыжки на согнутых ногах.
Присядка - прыжок через укороченную скакалку с поочередным выставлением ноги вперед-наружу на пятку.
Прыжки с передачей скакалки - во время прыжков скакалка передается другому без остановки.
«Метелочка» (рис. 10) - прыжки в приседе (полуприседе) на одной или обеих ногах. Скакалку, сложенную вдвое, кружат одной рукой под ногами.
Рис. 10,11
Прыжки вдвоем или втроем (рис. 11) - прыжки вдвоем или втроем с одной скакалкой, стоя в затылок друг другу. Другое расположение партнеров указывается дополнительно.
Прыжок через скакалку толчком максимальной мощности (рис. 12) - выполняется с большой амплитудой движения. Например: а) прыжок через скакалку, сложенную вчетверо, хватом на ширине плеч; б) прыжок шагом; в) подбивной прыжок и др.
Рис. 12 Направление вращения скакалки
Направление вращения скакалки определяется по общим правилам гимнастической терминологии:
а) вперед - движение скакалки вперед из положения сзади (над головой); б) назад - в противоположном направлении движению вперед;
в) слева, справа - движение скакалки вперед и назад у соот ветствующего плеча;
г) влево, вправо - движение скакалки в соответствующую сторону (после прохождения ее над головой) при положении рук — одна впереди, другая сзади. Например: вращение вправо — скакалка слева (левая рука за спиной, правая спереди).
При поворотах скакалка вращается сбоку, руки соединены вместе.
Круги и махи скакалкой
Круги и махи скакалкой, сложенной вдвое, одной рукой или держа за концы обеими руками (рис. 13). Махи и круги выполняются в боковой, лицевой и горизонтальной плоскостях:
Рис. 13,14,15
- в боковой плоскостикруги и махи могут быть вперед и назад. Например: круг скакалкой слева книзу, то же справа (рис. 14). Причем после маха или круга вперед должны следовать подскоки (прыжки) с вращением скакалки вперед, а после маха или круга назад — подскоки или прыжки с вращением скакалки назад;
- в лицевой плоскости— круги и махи могут быть вправо и влево, причем они не связаны с последующим направлением вращения скакалки;
- в горизонтальной плоскости— круги над головой (рис. 15) и круги под ногами (рис. 16). Выполняются круги как в одну, так и в другую сторону.
Махи и круги делятся на большие (выполняемые движением в плечевом суставе), средние— в локтевом и малые— кистью. Если круги выполняются одной рукой, необходимо указать, какой.
Вращение скакалки скрестно или петлей— выполняется в основном движением в лучезапястном суставе, руки скрестно так, чтобы кисти выходили за линию тела чуть выше уровня тазобедренных суставов (рис. 17).
Перевод скакалки
Перевод скакалки применяется для перемены направления вращения скакалки. Различают:
а) вкрутом одной рукой назад из положения "скакалка спереди" или вперед из положения "скакалка сзади" (рис. 18);
б) дополнительным махом в боковой или лицевой плоскости с последующим поворотом;
Рис. 17
в) перемахом через голову вперед или назад; г) вкрутом двумя руками во время поворотов.
После перевода должны следовать либо прыжки через скакалку, либо повороты или подобные движения, т. е. необходимо избегать остановок движения скакалки.
Консультация для родителей на тему
«Как научить ребёнка прыгать через скакалку»
Для правильного развития ребёнка необходимо приобщать его к разным видам физической активности. Например, научить прыгать через скакалку. Но часто у родителей возникает ряд вопросов, связанных с правилами овладения этим снарядом. Рассмотрим основные этапы тренировки прыжков через скакалку для дошкольников.
Польза занятий со скакалкой
Многие ошибочно считают, что скакалка – исключительно «девчачий» снаряд. Между тем, упражнения с этим снарядом полезны и для мальчиков. 10–15 минут прыжков в день обладают следующим эффектом:
- развивают выносливость, ловкость;
- тренируют координацию;
- укрепляют мышцы ног и рук;
- улучшают осанку;
- стимулируют кровообращение;
- ускоряют процесс метаболизма, что особенно полезно для детей, страдающих ожирением;
- благотворно сказываются на сердечно-сосудистой системе ребёнка.
Начинать обучение прыжкам через скакалку не рекомендуется, пока ребёнок не достигнет 4 лет. До этого возраста мышцы голеностопа и икр ещё слишком слабы для подобных нагрузок. И, конечно, занятия со снарядом исключаются, если ребенок страдает заболеваниями сердца, либо у него наблюдаются проблемы с артериальным давлением.
Чтобы тренировки приносили пользу и не стали причиной серьёзных травм, важно выбрать правильную скакалку:
- Диаметр шнура не должен быть меньше или больше 0,8–0,9 мм. Более тонкая скакалка запутается, а толстую будет неудобно крутить.
- Длину снаряда следует подбирать под рост ребенка. Для этого предложите ребёнку поставить ноги на середину скакалки, зажать её ручки в кулаках и развести их в стороны – в таком виде уровень ручек снаряда должен соответствовать уровню подмышек. Если шнур окажется больше, то его необходимо будет обрезать. Но ни в коем случае не завязывайте узлы, чтобы укоротить скакалку, потому что при прыжках они могут больно ударить ребёнка.
- Лучше выбирать снаряд с эргономичными и нескользящими ручками
– в этом случае скакалка не будет выпадать из ладоней малыша во время тренировки.
Снаряд не должен быть ни больше, ни меньше ростовых показателей: если он окажется слишком длинным, то ребёнок может запутаться и упасть, а с короткой скакалкой малыш рискует получить травму голеностопа или вывихнуть руку во время прыжка.
Поэтапная программа обучения прыжкам
На первый взгляд кажется, что прыжки через скакалку не требуют особых навыков, но для неподготовленного ребёнка выполнение упражнений может быть опасным. Поэтому необходимо изучить программу тренировок, чтобы правильно организовать занятия со снарядом.
Первый этап заключается в обучении переступанию с носка на пятку. Для усложнения этого упражнения добавляем перекат с носка на пятку через скакалку. Это позволит ребёнку привыкнуть к снаряду.
На втором этапе тренируем вместе с малышом прыжки на месте. Их высота не должна быть более 10 см. Важно добиться от ребёнка того, чтобы он приземлялся не на всю стопу, а сначала на носочек. Темп нужно задать умеренный, около 80 прыжков в минуту.
Третий этап предполагает обучение ребёнка правильному вращению скакалки. Для этого попросите его крепко зажать ручки, ладони со снарядом направить вперёд, при этом напряжения в руках быть не должно. Двигаться во время вращения должна только кисть, а не плечевой или локтевой сустав. Чтобы малышу было проще освоить это движение, предложите ему перебрасывать скакалку через голову, не сгибая рук. Постепенно у ребёнка выработается правильный захват. На этом же этапе добавляем прыжки. Малышу нужно взять сложенную вдвое скакалку в одну руку, подпрыгнуть, совершить вращение снарядом. Это поможет добиться одновременности работы ног (прыжков) и рук (вращений).
На заключительном этапе начинаем работать непосредственно над прыжками через скакалку. В середине снаряда можно завязать яркую ленту, чтобы ребёнку было легче ориентироваться в направлении движения шнура. Следите за тем, чтобы малыш не наклонял туловище, иначе собьётся ритм. И обязательно хвалите за малейшие успехи!
Обязательно уделяйте внимание правильному дыханию во время тренировки.
Нельзя допускать задерживания воздуха в лёгких, полагается делать прыжок на вдохе, а приземляться — на выдохе. Если ребёнку становится трудно разговаривать, а также появляется одышка, то сделайте перерыв на отдых.
Виды упражнений
Особенность психики ребёнка такова, что однообразные занятия ему быстро наскучивают, поэтому со временем прыжки через скакалку могут надоесть. После овладения азами работы со снарядом можно разнообразить комплекс упражнений и обучить малыша новым видам прыжков.
Прыжок с выведением ног вперёд:
- Берём скакалку в руки, ноги сводим вместе.
- Делаем замах шнуром и прыжок.
- Приземляемся на одну ногу, а затем опускаем вторую.
Прыжок с поджатыми коленями:
- Становимся прямо, скакалку заводим назад.
- Заносим снаряд наверх, одновременно подпрыгиваем и стараемся прижать колени к груди.
- Выпрямляем ноги и возвращаемся в исходное положение
Вращение скакалки в обратном направлении:
- Становимся прямо, ноги вместе.
- Скакалку заводим перед собой.
- Делаем прыжок и замах снарядом за спину.
Следите за правильным положением кистей в этом упражнении, иначе ребёнок может получить вывих.
Прыжок со скрещенными руками:
- Становимся прямо, ноги вместе.
- Заводим скакалку назад.
- Делаем прыжок, перекрещивая руки со шнуром.
- До приземления ладони со снарядом нужно привести в начальное положение.
Прыжок со скрещенными ногами:
- Становимся прямо, ноги перекрещиваем.
- Заводим скакалку назад.
- Делаем прыжок и пропускаем шнур под ногами.
- Возвращаемся в исходное положение, приземляясь на скрещенные ноги.
Двойное прокручивание снаряда:
- Становимся прямо, ноги вместе.
- Делаем замах скакалкой и подпрыгиваем.
- До приземления нужно два раза прокрутить шнур под ногами.
Осваивать последнее упражнение рекомендуется только тогда, когда ребёнок уже уверенно пользуется снарядом и умеет выполнять другие виды прыжков.
Игры со скакалкой для детей старшего возраста
- Возьми скакалку (развиваем навыки бега и координацию движений)
На некотором расстоянии друг от друга устанавливают два флажка (кубика, стула и так далее) – к ним побегут двое соревнующихся. На пол кладут скакалку – она обозначает линию старта. Каждый игрок встает у своего конца скакалки лицом к своему флажку. По сигналу ведущего игроки должны как можно быстрее обежать свои флажки, вернуться к скакалке и дернуть ее к себе.
- Дотянись до кубика (развиваем силу рук)
Два игрока берутся за концы скакалки. На одинаковом расстоянии от каждого кладут по кубику. По сигналу ведущего игроки расходятся в стороны, натягивая скакалку и пытаясь достать свой кубик.
Море волнуется
Для этой игры понадобится длинная скакалка. Если такой нет, можно связать две скакалки. Два игрока делают «волны»: сначала близко к земле, потом все выше и выше. Остальные игроки перепрыгивают скакалку по очереди или одновременно. Тот, кто задел скакалку, выбывает из игры. Когда волны большие, можно прыгать под ними.
Скакалка-подсекалка
Играющие становятся в круг, в середине — водящий со скакалкой в руках. Держа скакалку за один конец, он начинает вращать ее так, чтобы другой ее конец проносился над землей под ногами играющих, которые подпрыгивают
в тот момент, когда ручка скакалки оказывается под ногами. Кого скакалка задела выше ступни, выбывает из игры. Водящий снова раскручивает скакалку. Сам не вращается вместе с ней, а присаживается и перехватывает ее за спиной.
Великаны
Игроки становятся у стартовой линии. По команде ведущего игроки начинают делать бегающие прыжки через скакалку. Когда ведущий подаст команду «Стоп», игроки останавливаются. Побеждает тот игрок, у кого будут самые большие прыжки, и он окажется дальше всех.
Забегалы
Составляются две команды по 3—5 человек. Двое крутят веревку длиной 2— 3 метра, стоя в 4—5 шагах друг от друга. По сигналу игроки одной команды, затем второй поочередно пробегают под вращающейся скакалкой и выстраиваются на противоположной стороне площадки. Выигрывает команда, выполнившая задание 2—3 раза с наименьшим количеством ошибок.
Повторяй за мной
Участники игры встают в круг, разомкнувшись на вытянутые руки (или полукругом). В середину выходит наиболее умелый и изобретательный прыгун. Ведущий прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыжков и усложняя их. Остальные должны, не останавливаясь, повторять его движения с максимальной точностью (как в зеркале). Сделавший ошибку выбывает из игры или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто останется единственным, не совершившим ошибки. В случае повторения игры он становится новым ведущим. Можно договориться копировать помимо упражнений и другие действия ведущего: выражение лица, покачивать или крутить головой и т. п. Уславливаются, что отставать от
ведущего в ходе игры можно лишь на 2—3 движения. Хорошо, если участники (по очереди) выполняют роль судей, не участвуя в игре.
«Я – ловкач!»
Для этой игры нужно взять длинную скакалку и вдвоем растянуть ее за концы. Сначала скакалку размещают на высоте груди игроков. Если дети разновозрастные, то для измерения можно выбрать самого высокого. Дети проходят под скакалкой, прогибаясь назад. Скакалку, конечно, никакими частями тела задевать нельзя. Как только игрок успешно справился с заданием, он ударяет себя в грудь кулаком и гордо и громко сообщает: «Я – ловкач!». А тот, кто не смог преодолеть препятствие, скромно отходит в сторону и выбывает из игры (как вариант – сменяют тех, кто держит скакалку). Когда все игроки пройдут под скакалкой по одному разу, препятствие опускают ниже сантиметров на 10 и повторяют все снова. И так до тех пор, пока хоть кто-то сможет пролезать под скакалкой. Ему присваивается почетное звание «Главный ловкач».
«Девятый вал»
Очень похожа на игру «Змейка, но с другим сюжетом. Двое водящих раскачивают веревку, делая «волны». Веревка в покое – это «штиль», дальше водящие считают до девяти. При этом на каждый счет все увеличивают и увеличивают амплитуду «волн». Все остальные игроки через скакалку перепрыгивают. Когда волны становятся достаточно высокими, то их можно не только перепрыгивать, но и «подныривать» под «волну» снизу. Главное, чтобы скакалка не задела. Тот, кого зацепит веревкой, выходят из игры.
«Люлька»
Играют в эту подвижную игру небольшими компаниями – от трех до пяти- семи человек. Для игры нужна длинная скакалка. Двое водящих берут ее за два конца и начинают раскачивать. Сначала качают на высоте 10-15 см от
земли, затем по ходу игры поднимают все выше и выше – до полуметра. Остальные игроки должны перепрыгивать через скакалку с разбегу. Тот, кто заденет скакалку, сменяет одного из водящих. Для детей постарше можно усложнить задание. Не просто перепрыгнуть через скакалку, а перепрыгнуть вдвоем, держась за руки. Или каким-нибудь хитрым способом: с поворотом в прыжке, на одной ножке, спиной вперед и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно - оздоровительные технологии. План - конспект зимнего физкультурного праздника
Физкультурный праздник с использованием элементов зимних видов спорта, проводится на улице в благоприятную погоду с детьми старшего дошкольного возраста. Предварительно проводится работа по ознакомлен...
Физкультурно-оздоровительный проект"Веселая зарядка"
Ежедневные занятия утренней гимнастикой играют огромную роль в организованности детей, формировании двигательных качеств, умении планировать свою деятельность, да и просто в их психическом развитии, и...
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...
КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА (с использованием игровых и физкультурно-оздоровительных технологий) В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»
В хороводе народных подвижных игр...
КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА (с использованием игровых и физкультурно-оздоровительных технологий) В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ»
Физкультурно - спортивный праздник...
Физкультурно - оздоровительный проект : «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы»
Физкультурно - оздоровительный проект " Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы"...