Статья "Развитие гибкости по средствам занятий горизонтальным пластическим балетом"
статья по физкультуре
В данной статье рассматривается развитие гибкости по средствам занятий горизонтальным пластическим балетом, представлен универсальный комплекс программ и упражнений специфической направленности по методике Н.Н. Ефименко, способный развить у дошкольников не только гибкость, но и оказывать колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать развитие гибкости без ущерба для здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.А. Охотникова
Инструктор по физической культуре МБДОУ « ЦРР – Детский сад № 51»,
Lenaoxotnikova@yandex.ru
Развитие гибкости по средствам занятий горизонтальным пластическим балетом
Аннотация.
В данной статье рассматривается развитие гибкости по средствам занятий горизонтальным пластическим балетом, представлен универсальный комплекс программ и упражнений специфической направленности по методике Н.Н. Ефименко, способный развить у дошкольников не только гибкость, но и оказывать колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать развитие гибкости без ущерба для здоровья.
Ключевые слова: Дошкольник, горизонтальный пластический балет, гибкость, методика, деятельность, двигательные режимы.
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания дошкольников, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.
Как Вы думаете, почему же именно в дошкольном возрасте так важно развивать гибкость? Гибкость обеспечивает свободу, быстроту, экономичность движений, способствует правильной осанке, которую удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата. Гибкие и пластичные дети, не только более активные и ловкие, но при всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению.
Мониторинг обследования развития гибкости показал, что не у всех детей гибкость развивается одинаково, хотя они регулярно посещали занятия по физкультуре, где на развитие гибкости используются в основном динамические упражнения, которые способствуют развитию мышечной силы, но лишь косвенно влияют на гибкость и не позволяют достигать оптимального уровня воспитания этого психофизического качества.
Изучив и проанализировав несколько методик, способствующих развитию гибкости, меня заинтересовала оригинальная методика кандидата педагогических наук, доцента Николая Николаевича Ефименко – «Горизонтальный пластический балет». Автор предлагает использовать другую структуру деятельности, опираясь на объективные законы развития человеческого организма. По его мнению, деятельность должна начинаться с позы, лежа на спине, с постепенным переходом в более сложные двигательные режимы: сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, прыжковый и беговой
Методика направлена не только на решение множества традиционных задач физического развития, но и сформулирован целый блок сопутствующих задач: горизонтально-пластический балет помогает ребёнку развивать гибкость, хорошую осанку и координацию движений, и впоследствии, избежать таких распространённых заболеваний позвоночника, как, например, сколиоз, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние. Упражнения разрабатывают суставы, укрепляют мышцы, делают их более эластичными, движения ребёнка красивыми, дают возможность раскрепощаться и выражать свои эмоции.
Особенность методики поясняет слово «горизонтальный». Оно означает, что позы в начале программы горизонтальны. Исходной стартовой позой является поза – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, тело расслаблено. Это дает возможность разгрузить позвоночный столб, расслабиться и, выполняя упражнения в медленном темпе, мышцы легко поддаются растяжке. Завершающей позой программы является поза, стоя на коленях, спина выпрямлена, руки подняты вверх.
Слово «пластический» отражает характер движений. Все движения, преимущественно вначале программы плавные, мягкие, пластичные.
Слово «балет» подчеркивает, что все физические упражнения выполняются под соответствующую музыку.
На базе нашего МБДОУ был разработан проект « В согласии с природой», цель которого – создание условий для развития гибкости посредствам занятий горизонтальным пластическим балетом, в основу, которого взята методика Николая Николаевича Ефименко.
В рамках проекта разработаны 4 авторских программы горизонтального пластического балета. В основе каждой программы лежат определенные образы: цветы, морские жители, звезды, птицы. Использованы сюжеты сказок «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Все упражнения сопровождаются текстом. Суть данной программы заключается ещё и в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, показывают окружающий нас мир, в каждой программе подбираются игровые образы, что позволяет повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать их двигательную активность без ущерба для здоровья. Выполняя программу горизонтального пластического балета, дети погружаются в особый мир движений, музыки, ассоциаций и вызванных ими эмоций! Осуществляется не только физическое, но и духовное развитие.
Смена программ происходит по мере освоения предыдущей. Упрощенные комплексы упражнений применяются как гимнастика пробуждения после дневного сна, что дает возможность детям плавно перейти из состояния сна в состояние бодрствования, при этом тренируя мышечный корсет.
Программы горизонтального пластического балета включены в планирование работы по физическому развитию и используются вместо комплексов общеразвивающих упражнений, создаются благоприятные двигательно – игровые условия для самопроизвольной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц.
Мониторинг обследования гибкости у детей старшего дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении наглядно показал, что количество детей с высоким и средним уровнем развития гибкости увеличился, а детей с низким уровнем развития гибкости не стало.
Это даёт основание полагать, что внедрение в образовательный процесс данной методики оказывает положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие и является эффективным средством не только для развития гибкости у старших дошкольников, но профилактики и коррекции нарушений осанки, и в дальнейшем будет использоваться в моей работе по физическому развитию дошкольников.
Список литературы
- Н.Н. Ефименко Театр физического развития и оздоровления/ Рабочие материалы к оригинальной авторской программе, Москва, 1999
- Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г, Фирилева Ж.Е., Ритмическая гимнастика. Санкт- Петербург: Изд-во «Познание»,2001
- Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях [Текст] / под ред. Т.А. Семеновой. – М.:ИНФРА-М, 2016.-448
- Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб.пособие для студентов факультетов физической культуры / Под. ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева.- СПб.: ВВМ, 2004.- 514 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по физическому воспитанию «Стрекоза» (горизонтальный пластический балет)
В раВ В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей....
«ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПЛАСТИЧЕСКИЙ БАЛЕТ»
Предлагаемый стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтального пластического балета, малыши погружаются...
Горизонтальный пластический балет Н.Н.Ефименко как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников
quot;Горизонтальный пластический балет"Н.Н.Ефименко как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений осанки у старших дошкольников...
Конспект нетрадиционного физкультурного занятия в ДОУ "Основные элементы горизонтального пластического балета".
Конспект составлен из традиционных трех частей физкультурного занятия, основная часть которого состоит из элементов инновационнной технологии в физическом воспитании детей - горизонт...
Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Автор программы Ефименко Н.Н говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...
Конспект занятия горизонтального пластического балета "Масленица. Вторник-заигрыш"
Народные праздники на Дону казаки очень любят и празднуют широко и весело. Как казачки блины заводили да своих гостей угощали -конспект занятия горизонтального пластического балета "М...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Физкультурное занятие по системе горизонтального пластического балета»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер - класс "Физкультурное занятие по системе горизонтального пластического балета" . Горизонтальный пластический балет - это новая альтернати...