осуществление индивидуального подхода в физическом развитии дошкольника
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов физического развития с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Психологи А.В.Запорожец, А.Н.Лелнтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей.
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка является игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, познавательная деятельность.
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе физического развития. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Индивидуальный подход в физическом развитии ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Физическое развитие тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Физическое развитие тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависит от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического развития.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом развитии. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
В процессе правильного физического развития при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.
Таким образом, физическое развитие обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомляемость.
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализации его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.
Методы осуществления индивидуального подхода в физическом развитии дошкольника.
Разработка инновационных технологий физического развития детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных, хотя и достаточно сложных задач, направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования в целом.
По мнению В.К.Бальсевича, концепция тренировки – пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.
Цель физической тренировки ребенка определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, и специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видов физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке. Таким образом, применительно к решению задач физического развития детей под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка.
Для повышения оздоровительной эффективности физического развития при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.
В данном случае в качестве эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка.
Разработаны методика и алгоритм применения круговой тренировки в процессе физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Методическими особенностями круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:
- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физической культуре,
- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой), а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности,
- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического развития, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств,
- оптимальная моторная плотность с использованием круговой тренировки, которая должна составлять 75-87%, а средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей – 140-160уд/мин.
- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического развития.
Следует подчеркнуть, что оздоровительная эффективность физических упражнений определяется степенью индивидуализации и дифференциации программ тренировки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся. Это обусловливает необходимость комплексной оценки и мониторинга физического состояния детей дошкольного возраста . В этой связи при разработке различных комплексов круговой тренировки, предназначенных для дошкольников, необходимо прежде всего изучить данные о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей. Изучение состояния здоровья производится на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определяется группа здоровья, к которой отнесен ребенок, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявляется наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определяется гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников оценивается в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов. Зарегистрированные результаты сравниваются с региональными нормативами, определяется уровень подготовленности, изучается ее структура. Полученные данные учитывают при разработке комплексов круговой тренировки различной направленности с целью оптимизации физического состояния детей.
Реализация дифференцированного подхода в процессе круговой тренировки на основе применения различных вариантов однотипных упражнений на «станциях»
Вариант упражнения для первой подгруппы | Вариант упражнения для второй подгруппы | Вариант упражнения для третьей подгруппы |
«Ванька-встанька»
И.п. – сидя, согнув ноги, Руки за головой, 1-2 – лечь на спину, 3-4 – и.п. | То же, но руки на пояс или скрестно к плечам | То же, но руки в упоре сзади, выполнять с помощью рук |
«Туры – горные козлы»
И.П. – стоя ноги вместе лицом к скамейке (высота 30см), руки внизу, 1-2- встать на скамейку, 3-4 – и.п. | То же на скамейке высотой 20см | И.п. – то же, 1 – согнуть правую ногу вперед на скамейку, 2 - и.п., 3-4 –то же с левой |
«Мячики»
И.п. – присед, руки на коленях, выпрыгивания вверх | И.п. – то же, прыжки в приседе | И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте |
«Котенок на заборе»
Ходьба по напольному гимнастическому бревну, руки за голову | То же, но руки свободно балансируют | Ходьба по гимнастической скамейке |
«По мачтам и реям»
Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом с переходом приставными шагами с пролета на пролет (шесть секций) | Ограничить число преодолеваемых секций гимнастической стенки до четырех | Уменьшить высоту лазания и число преодолеваемых секций |
Для реализации дифференцированного подхода к занимающимся необходимо распределить их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физического состояния.
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода является важнейшим условием успешного формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
ЛИТЕРАТУРА:
- Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: учеб.для студ. Высш.учеб.заведений – М.-ВЛАДОС-ПРЕСС.2003 -160с.
- Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания и дошкольных учреждений. Учебник для учащихся пед.колледжей и училищ –Мн: Унiверсiтэцкае.1998.-184с.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О.Филипповой – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2005.-416с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М: Мозаика-Синтез,2000.-256с.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн: для паедагогов и родителей. М.: Дрофа,2002.-416с.
- Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. М.: - Сфера,2005 – 57с.
- Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М: Генезис,2003.-271с.
- Громова С.П. Здоровый дошкольник : Программа и методические рекомендации. – Калининград: ИПК и ПРО,1997.-160с.
- Алиева Г.И., Арушанова А.Г., Головкин Ю.В., Дьяченко О.М., Парамонова Л.А. Карта индивидуального развития ребенка- дошкольника / Обруч.-1998.-№5-с.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Любим играть в баскетбол» дифференцированный подход в физическом развитии дошкольников
Применяю в своей работе разные приемы с целью повышения двигательной деятельности детей во время физкультурных занятий:1. Использование разных способов организации детей (фронтальный, поточный, группо...
Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход ...
Гендерный подход в физическом развитии дошкольников
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать»...
Индивидуальный подход, как одна из составляющих физического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС
Статья по индивидуализации и взаимодействию со специалистами ДОУ....
Консультация для воспитателей "Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности".
Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и пр...
Доклад на тему: «Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников»
laquo;Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятель...
«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников».
«Гендерный подход в физическом развитии дошкольников». «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать&r...