Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр
Игра «Такси»
Цель: приучать детей двигаться вдвоем, согласовывая движения, друг с другом, меняя направление; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Инвентарь: обручи диаметром 1 метр, флажки.
Ход игры
Дети становятся парами внутрь большого обруча, держат его в руках на уровне пояса: один - у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети ходят, бегают по площадке или по дорожке.
На остановке, обозначенной флажком или знаком стоянки такси, меняются ролями.
Вариант: таксисты перевозят пассажиров в магазин, на вокзал, в школу и т.д.
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Цель: упражнять в ходьбе, в беге врассыпную, по кругу друг за другом; развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, ловкость.
Инвентарь: флажки разных цветов (обручи, колечки от кольцеброса…).
Ход игры
Дети размещаются вдоль одной стороны площадки – они автомобили. Каждому из детей дается флажок какого-либо цвета (кольцо и т.д.).
Воспитатель стоит лицом к детям в центре площадки, в руке – флажки разных цветов. Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета, после чего, все дети, имеющие флажок этого цвета, выезжают на центр (ездят врассыпную, гудят).
Когда воспитатель отпускает флажок, автомобили возвращаются на место, в гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка сразу; может заменить цветовой сигнал словесным, например: «Выезжают синие автомобили, а красные возвращаются в гараж».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу; упражнять в спрыгивании со скамейки; развивать умение ориентироваться в пространстве, реакцию, ловкость; имитационные умения.
Оборудование и атрибуты: скамейки (выс.10 – 15 см), ободки воробушков, руль.
Ход игры
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на скамейках воробушки (дети сидят или стоят на скамейках), на другом конце обозначается место для автомобиля (гараж). «Воробушки полетели», - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, размахивая руками-крылышками, прыгать на двух ногах, клевать зернышки, травку, присев.
«Автомобиль едет, летите в гнездышки!» - дает сигнал воспитатель. Раздается гудок и появляется автомобиль (назначенный ребенок). Воробушки пугаются и улетают, автомобиль возвращается в гараж.
Игра «Тише едешь, дальше будешь»
Цель: упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу; развивать реакцию на сигнал, чувство равновесия, внимание.
Ход игры
На одной стороне площадки проводится линия, дети строятся за ней в шеренгу. На другом конце площадки очерчивается круг – место водящего.
Повернувшись спиной к детям, водящий громко говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!»
На эти слова дети идут к ведущему, делая шаг на каждое слово, на слово «Стоп!» - останавливаются, замирают. Водящий после слова «стоп» быстро оглядывается на детей. Того, кто не успел остановиться, водящий возвращает на исходную линию. Затем водящий вновь поворачивается спиной к детям и повторяет слова команды. Играющие продолжают движение с того места, где остановились первый раз на слово «стоп». Те, кого отослал водящий на исходную линию, начинают движение оттуда.
Побеждает ребенок, успевший встать первым в круг к водящему до слова «стоп». Он и становится водящим.
Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Цель: учить бегать «стайкой», не наталкиваясь, друг на друга; ориентироваться в пространстве; запоминать названия предметов; учить слушать воспитателя.
Ход игры
Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будите ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице – беги!»
Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все дети бежали правильно и произносит:
«Раз, два, три,
К веранде – беги!»
Дети бегут то к качелям, то к столику и т.д.
Подвижная игра «Мы веселые ребята»
Цель: упражнять в беге с ускорением, с уворачиванием от ловишки; учить проговаривать выразительно речевку; развивать ловкость, быстроту; воспитывать смелость.
Ход игры
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты.
Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине, между двумя линиями находится ловишка, выбранный воспитателем или детьми.
Дети хором произносят текст:
«Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй, нас догнать:
Раз, два, три – лови!»
После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и встает возле дома ловишки.
После двух – трех перебежек подводятся итоги игры, выбирается новый ловишка.
Подвижная игра «Вызов по имени»
Цель: упражнять в ловле мяча кистями, в подбрасывании мяча вверх; развивать реакцию, ловкость, внимание.
Инвентарь: мяч большого размера.
Ход игры
Дети стоят по кругу, разомкнувшись, в центре - водящий с мячом. Он громко называет имя одного из детей и подбрасывает мяч вертикально вверх, сам, отходя чуть в сторону. Названный ребенок быстро вбегает в круг и старается поймать мяч, не дав ему стукнуться о пол. Вернув мяч водящему, возвращается на свое место.
Водящий называет имя другого ребенка и подбрасывает мяч вверх и т.д.
Вариант
В игре нет водящего. Поймав мяч, ребенок кричит имя другого ребенка, подбрасывает мяч и уходит из круга; вызванный ловит мяч, кричит имя другого ребенка, подбрасывает мяч и уходит в круг и т.д.
Подвижная игра «Найди предмет и промолчи»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать выдержку, честность.
Инвентарь: кегля (флажок, мяч небольшого размера…).
Ход игры
Воспитатель показывает детям кеглю и просит детей отвернуться, зажмуриться и не подглядывать, куда он будет прятать кеглю.
После того как кегля спрятана, воспитатель просит детей повернуться и открыть глаза. Напоминает еще раз, что кеглю нельзя брать, когда ее увидел; не подавать вида другим детям, что знаешь, где она находится, а быстро бежать к воспитателю и на ушко сказать, где кегля, после этого наблюдать за другими.
Когда большая часть детей собирается возле воспитателя, остальным объявляется, где спрятана кегля или можно подсказывать словами: «холодно» - очень далеко от предмета, «горячо» - здесь искать, «тепло» - приближается к спрятанному предмету…
Ребёнок, нашедший первым кеглю, становится водящим, идет прятать кеглю.
Подвижная игра «У ребят порядок строгий»
Цель: упражнять в ходьбе, беге, в построениях в круг, шеренгу, колонну; развивать ориентировку в пространстве, реакцию на сигнал; учить находить свое место в строю по росту.
Ход игры
Дети ходят врассыпную, маршируя, ритмично проговаривая вместе с воспитателем:
«У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите, веселее:
Ту-ту-ту, та-та-та».
Воспитатель подает команду «В шеренгу по росту, становись!» Дети бегут к обозначенному месту, строятся в шеренгу. Воспитатель хвалит или делает замечания по построению.
При повторе игры дети могут бегать, ползать, прыгать, а на сигнал – строятся в круг, колонну и пр.
Профессия «Военный»
Стихи.
Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где – и съел! Загадка. На посту он в снег и в зной, Охраняет наш покой. Человек, присяге верный, Называется... (военный)
Подвижная игра «Выбей из круга»
Цель: упражнять в бросках мяча в движущуюся цель; развивать реакцию, ловкость, глазомер.
Инвентарь: мяч среднего диаметра
Ход игры
На площадке чертится круг (прямоугольник), дети находятся внутри круга. Перед линией, с разных сторон круга, напротив друг друга, стоят двое ловишек. Они перебрасывают мяч через круг, стараясь попасть в двигающихся внутри круга детей. Те, кого мяч задел, считаются пойманными выходят из игры. Игра продолжается пока большая часть детей не уйдет из круга. Оставшиеся дети объявляются ловкими и из них выбираются новые ловишки.
По правилам игры нельзя выходить за линии круга, попадать в головы детей (целиться в ноги, туловище); к ловишке, держащему мяч, надо стоять, повернувшись лицом, чтобы видеть летящий мяч.
Игра «Защити товарища»
Цель: упражнять в бросках мяча в цель, в ловле мяча; развивать реакцию, ловкость, глазомер; воспитывать дружеские отношения между детьми.
Инвентарь: мяч большого размера.
Ход игры
Дети встают в круг, выбирается водящий, он встает в центре круга и вызывает к себе, в круг, своего товарища. Играющие начинают перебрасывать мяч друг другу, стараясь в удобный момент попасть в товарища водящего, который прячется за спиной водящего. Водящий не дает этого сделать, стараясь, все время поворачиваться к мячу лицом, видеть его, отбивать летящий мяч любым способом – ногами, руками, грудью…
Тот, кто попадет мячом в товарища водящего, становится водящим и вызывает своего товарища на игру.
Игра «Часовой»
Цель: упражнять в ходьбе на носках, тихо, крадучись; развивать слуховое восприятие, внимание, ориентировку в пространстве, выдержку.
Пособия: платок (веревка по необходимости).
Ход игры
Выбирается водящий – часовой, он садится в центре круга образованного играющими. У часового завязаны глаза. Дети стоят за линией круга (выложенного из веревки). Воспитатель показывает рукой на одного из играющих, и он начинает осторожно приближаться к часовому, крадучись.
Часовой, услышав шаги, шорохи, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняются местами с пойманным.
Если часовой не слышит, ошибается, ребенку удается зайти в круг, он выигрывает.
Игровое упражнение «Снайперы»
Цель: развивать элементарные навыки попадания в цель, глазомер, реакцию на сигнал. Инвентарь: корзины или обручи, мешочки с песком или маленькие мячи.
Ход игры
Дети становятся в круг, каждый ребенок держит в руке мешочек. В центре круга стоит корзина или лежат обручи (расстояние от цели до детей не более 1 – 2,5 метра).
По сигналу воспитателя начинают бросать в корзину, подходят, достают мешочек и возвращаются на свое место. Отмечаются самые меткие.
Броски выполнять правой и левой рукой, способом, показанным воспитателем: от плеча, снизу, двумя руками от груди.
Игровое упражнение «Кто дальше бросит мешочек»
Цель: упражнять в метании на дальность правой, левой рукой; развивать скоростно-силовые качества. Инвентарь: мешочки (вес 150 гр.).
Ход игры
Дети стоят на одной стороне площадки, за линией, в шеренгу. У каждого в руке мешочек.
По сигналу воспитателя бросают мешочек вдаль. Каждый должен заметить, куда упал мешочек.
По сигналу бегут к мешочкам и останавливаются возле них, берут и поднимают вверх над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех. После этого дети возвращаются обратно за линию.
Игра «Чья команда быстрее строится»
Цель: упражнять в построениях в круг, в шеренгу, колонну, не толкаясь, находя свое место по росту, равняться; развивать ориентировку в пространстве, реакцию, ловкость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Ход игры
Дети рассчитываются на «1, 2, 3-й», перестраиваются в три шеренги, запоминают детей в своей команде и свое место в строю.
На сигнал воспитателя – дети маршируют врассыпную (бегают, ползают, прыгают).
На команду «В шеренгу становись!» - дети строятся своей командой. Каждый раз воспитатель меняет команду, а дети строятся в соответствии с командой, в определенном месте.
Отмечается лучшая команда при каждом построении.
Игра «Круговорот»
Цель: упражнять в ходьбе парами, согласовывая движения; развивать реакцию, внимание, ориентировку.
Ход игры
Играющие дети идут парами по кругу.
На сигнал воспитателя (свисток, хлопок) – последняя в колонне пара разбивается: один идет быстро слева, второй справа (или бегут) вдоль колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны. Дается сигнал и последняя пара выполняет это же действие. Сигналы даются сначала медленно, а после того, как дети поняли содержание задания – часто.
Если дети не усвоили задание, игру проводят сначала, стоя колонной на месте.
Подвижная игра «Самолеты»
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу (врассыпную) на одной из сторон площадки. Воспитатель показывает, как заводить мотор, как летать, только после этого дает команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!» Дети делают вращательные движения руками перед грудью, произнося звук «р-р-р...»
После сигнала «Полетели!», дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят – разбегаются в разные стороны.
Воспитатель проговаривает:
«Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит!»
По сигналу «На посадку!» - дети возвращаются на свои места.
Вариант
Дети строятся в 3 – 4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. По сигналу летают врассыпную, по сигналу «На посадку!», находят свои места в колоннах, приседают. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты…»
Цель: упражнять в ходьбе по кругу, держась за руки, сохраняя его форму, в беге; развивать умение быстро ориентироваться в пространстве, ловкость, воображение; учить выразительно проговаривать стихотворение.
Инвентарь: скамейки или обручи диаметром 1 метр.
Ход игры
По краям площадки чертятся контуры ракет на 3 – 4х детей (ставятся скамейки или кладутся обручи). Обговаривается по сколько детей должно быть в каждой ракете. Общее количество мест в ракетах должно быть не меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
С последним словом дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, куда летят, что увидят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Игровое задание «Парашютисты»
Цель: упражнять в спрыгивании в обозначенное место с мягким, точным приземлением на обе ноги; развивать ловкость, чувство равновесия, внимание.
Инвентарь: скамейки (высотой 15 – 35 см), обручи диаметром 50 – 80 см.
Ход игры
Скамейки – самолеты ставятся параллельно на расстоянии 40 – 60 см друг от друга. С одного конца скамейки на земле лежат обручи (нарисованы круги), перед другим концом, в колоннах, друг за другом, стоят дети-парашютисты.
Парашютисты идут по скамейкам и спрыгивают с конца скамейки в обруч, мягко, на обе ноги одновременно.
Отмечаются лучшие дети, приземлившиеся точно в цель. Можно отодвигать обруч от скамейки, увеличивая дальность прыжка.
Варианты
* Идти по скамейкам парой, держась за руки; прыгать одновременно.
* Приземлившись в круг, сразу же выпрыгнуть из него.
Игра «Сигнальная азбука» Цель: развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Инвентарь: флажки
Ход игры
Флажки мне стоит в руки взять -
И всё могу я написать.
Есть азбука такая,
Чудесная морская.
Будем учиться выполнять так называемые «немые команды», которые подаются с помощью специальных флажков, запоминайте сигнальную азбуку.
Руки вытянуты вперёд – команда строится в колонну.
В стороны – встать врассыпную.
Руки вниз – сигнал «опасность», нужно присесть на корточки.
Руки вверх – команда «опасность миновала», можно встать.
Подвижная игра «Море волнуется»
Цель: упражнять в сохранении равновесия после бега, прыжков; развивать реакцию, умение ориентироваться в пространстве внимание, фантазию; закреплять знания по теме.
Ход игры
Дети становятся в круг, вместе вспоминают, какие фигуры можно показать по теме «Море», показывая их:
«водоросли» - основная стойка, руки вверх;
«черепашки» - стоя на четвереньках, с опорой на согнутые руки;
«морские звезды» - стоя, лежа, разведя руки и ноги в стороны;
«осьминожки» - лежа на спине, вытянув руки и ноги вверх;
«камешки» - присесть, сгруппироваться, опустив голову;
«рыбки» - лежа на животе, поднять плечи, прямые ноги над полом, согнуть руки к плечам и др.
Считалкой выбирается акула, она уходит в угол площадки. Дети бегут друг за другом по кругу, проговаривая: «Море волнуется – раз! (подскок)
Море волнуется – два! (подскок)
Море волнуется – три! (подскок)
Морская фигура – замри!»
Дети останавливаются и замирают в любой фигуре. На слово «замри» - акула выплывает, ищет фигуру, которая качается, забирает ее с собой. Воспитатель, когда акула плавает возле фигур, проговаривает:
«Если качнется фигура,
Фигуру проглотит акула!»
После 2 – 3х попыток подводится итог, выбирается новый водящий, игра продолжается.
Подвижная игра «Золотая рыбка»
Цель: упражнять в беге врассыпную; развивать ловкость, быстроту, ориентировку; учить согласовывать движения друг с другом.
Ход игры
Выбирается водящий – рыбак, остальные играющие – рыбки.
Рыбки бегают по площадке врассыпную, уворачиваясь от рыбака. Поймав рыбку, рыбак берет ее за руки, образуя «сеть» и они продолжают ловить рыбок уже вдвоем. Если следующая рыбка оказывается в сети – между рук детей, она считается пойманной и присоединяется к ловящим. Чем больше рыбок поймано, тем длиннее сеть, тем легче ловить.
Последний оставшийся играющий и будет самой ловкой – «золотой рыбкой».
Подвижная игра «Удочка»
Цель: упражнять в прыжках вверх, через шнур, с места; развивать ловкость, реакцию, координацию.
Инвентарь: веревка длиной 3 – 3,5 метра.
Ход игры
Дети стоят по кругу – они рыбки. В центре круга стоит воспитатель – он рыбак, в руках у него веревка-удочка (на конце которой можно привязать мешочек с песком).
Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, над веревкой, стараясь, чтобы она не задела их ног.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Если удочка закрутилась вокруг ног одного из детей, не успевшего перепрыгнуть и игра остановилась, то эта рыбка считается пойманной, выходит из игры в сторону.
После того, как пойманы 2 – 3 рыбки, выбирается новый рыбак и игра продолжается.
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Цель: упражнять в прыжках вверх с места, с разбега через шнур; развивать скоростно-силовые качества, ловкость, реакцию; воспитывать смелость.
Инвентарь: веревка длиной 4 – 5 метров.
Ход игры
Для игры выбираются два водящих – рыбаки, остальные дети – рыбки. Рыбаки, стоя на разных берегах, натягивают через речку (середину зала) сеть – веревку. Рыбки плавают, резвятся на одной половине зала; а самые смелые и хитрые рыбки подплывают к натянутой на небольшой высоте (от 5 до 40 см) сети и перепрыгивают через нее на другую сторону. Когда все рыбки преодолели эту высоту и оказались на другой стороне, рыбаки натягивают веревку выше. Ребенок, задевший во время прыжка веревку, считается пойманным и выходит из игры. Рыбки хитрые и видя, что веревка натянута высоко, могут под ней проползти любым способом, стараясь не задеть веревку.
По сигналу воспитателя подводятся итоги, выбираются новые водящие и игра продолжается.
Вариант. Рыбаки отходят в конец зала, натягивают веревку и медленно двигаются навстречу рыбкам, удерживая шнур натянутым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)
Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....
Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:
Подвижные игры с использованием математических задач...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"
Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)
В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....
Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)
В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....