Картотека подвижных игр с диалогами для дошкольников
картотека по физкультуре (старшая группа)

Менщикова Марина Александровна

Картотека подвижных игр с диалогами для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_s_dialogami_dlya_doshkolnikov.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр с диалогами для дошкольников

«Горшки»

Ход игры

Выбирается один водящий – покупатель. Все играющие делятся на пары. Один игрок – продавец, второй игрок пары – горшок (садится на корточки перед продавцом). Покупатель идет по кругу,  обращается к любому продавцу. Показывая на его горшок со словами:

Продашь горшок?

Продам, а, что дашь?

Злата, серебра и зеркальце расписное. По рукам?

По рукам.

Игроки бегут в разные стороны с внешней стороны круга. Кто первым встает рядом с горшком, тот и продавец. Покупатель идет по кругу, игра продолжается.

«Гуси - лебеди»

Цели. Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.

Ход игры

На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:

Гуси-гуси! Га-га-га.

Есть хотите? Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!

Что он там делает? Рябчиков щиплет.

Ну, летите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.

«Кот»

(Литовская народная игра)

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Играют трое: продавец, покупатель, кот. Продавец и кот сидят лицом к покупателю. Покупатель спрашивает продавца:

Куда едешь? В Тракай (или любой другой город).

Кого везешь? Кота.

Продай мне! Что дашь?

Пять копеек, ложку меда и пестрого щенка.

Тогда догоняй!

После этих слов кот вскакивает и бежит вокруг скамейки, а покупатель догоняет его. Если догонит, игроки меняются ролями. Игра повторяется. Каждый раз продавец называет другое название города, а покупатель придумывает новый вариант платы за кота.

«Жмурки»

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; внимательно выслушивать реплики, чтобы действовать по сигналу.

Ход игры

Журке завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки и предлагают покружиться. Затем остальные играющие спрашивают жмурку:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас.

Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники разбегаются, а жмурка ловит их. Тот, кого он поймал, становится жмуркой.

«Король»

Цели. Учить обмениваться репликами поочередно, развивать умение давать ответ в виде выразительного жеста.

Ход игры

Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

Здравствуй, Король!

Здравствуйте! отвечает Король.

Нужны вам работники?

Нужны.

Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Король может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следующую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить Короля подольше исполнять свою роль.

«Коршун»

Цели. Учить детей поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, закреплять навыки бега с увертыванием.

Ход игры

Ведущий Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог:

Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу.
Коршун, что делаешь?

Ямочку рою.

Зачем ямочка? Денежку ищу.

Зачем тебе денежка? Иголку купить.

Зачем тебе иголка? Мешочек сшить.

Зачем мешочек? Камешки класть.

Зачем камешки?  В твоих детей шуркать-буркать.

За что? Они ко мне в огород лазят.

Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он переловит всех.

«Заяц-месяц»

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них коммуникативно, целесообразно, действовать по сигналу.

Ход игры

Игроки становятся по кругу. Водящий и дети начинают перекличку:

Заяц-месяц, где ты был? В лесу.

Что делал? Сено косил.

Куда клал? Под колоду.

Кто украл? Чур!

На кого попадает слово «чур», догоняет детей, которые разбегаются врассыпную. Пойманным считается тот, кого догоняющий коснулся рукой. Он становится водящим.

«Лиски»

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять умение развивать тему разговора, упражнять в быстром беге.

Ход игры

Играющие выбирают ведущего – Лиса. Игроки становятся в круг и кладут возле себя лисят (ими может быть любой предмет: кубик, мячик, палочка). Лис подходит к одному из играющих и заводит разговор:

Где был? В лесу.

Кого поймал?  Лиску.

Верни Лиску мою. За так не отдаю.

  • За что отдашь скажи сам. Если обгонишь, тогда отдам.
  • После этого они бегут в противоположные стороны по кругу.

Хозяином лисенка становится тот, кто занимает свободное место в круге. Проигравший ребенок водит. Бегать разрешается по внешней стороне круга.

«Птицы»

Цели. Учить Детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять названия птиц.

Ход игры

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба. Остальные птицы. Хозяйка по секрету от ястреба дает название каждой птице. Прилетает ястреб, хозяйка спрашивает его:

За чем прилетел?

За птицей.

За какой?

За кукушкой (называется любая птица).

Названная птица выбегает, ястреб ловит ее. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба словами: «Улетай, такой птицы у нас нет!». Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

«Краски»

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

Тук-тук!

Кто там? - Покупатель.

Зачем пришел?  За краской.

За какой? За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

«Кошка и мышка»

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них, развивать ловкость.

Ход игры

Игру ведут двое детей. Один игрок - кошка, другой — мышка. Дети стоят кругом, внутри круга кошка и мышка ведут диалог:

Мышка, мышка, где была? В кладовой.

Что там делала? Сыр ела.

А мне оставила? Не оставила.

А где ложечки положила? Под бочку сунула.

А куда кувшин поставила?

Шла по камешкам, напала злая собака, я уронила и разбила.

Тогда я буду тебя ловить. Я убегу.

Дети, стоящие в круге, берутся за руки и поднимают их вверх воротцами. Кошка гонится за мышкой. Если удается поймать, кошка назначает следующую пару игроков. Если мышка оказалась проворнее, то распределение ролей достается ей.

«Ловля рыбы»

Цели. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них; закреплять названия рыб.

Ход игры

Игроки делятся на две группы: одни — рыбаки, другие рыбы. Рыбаков меньше. Рыбаки и рыбы становятся друг против друга. Рыбы спрашивают:

Что вы вяжете? Невод.

Что вы будете ловить?  Рыбу.

Какую? Щуку!

Ловите!

Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу, пятная ее. Ловить рыб можно только до установленной черты. Игра повторяется, но называется другая рыба.

«Серый волк»

Цель. Закрепить умение детей выражать обращение и отвечать на него.

Ход игры

Одного из играющих выбирают волком, другого — ведущим. Волк приседает на корточки на одном конце площадки, остальные на другом конце площадки по сигналу водящего идут в лес, имитируя собирание ягод, грибов. Водящий начинает разговор:

Вы, друзья, куда спешите?

В лес дремучий мы идем.

Что вы делать там хотите?

Там малины наберем.

А зачем малина, дети?

Мы варенье приготовим.

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не догонит.

После этой переклички дети подходят к тому месту, где прячется волк, и хором говорят:

— Соберу я ягоды и сварю варенье, Милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, А волков, медведей что-то не видать.

После слов «не видать» волк поднимается, а дети убегают за черту. Волк гонится за ними и старается запятнать как можно больше играющих, их он уводит в свое логово.

«Вот так»

Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

Как живешь?

Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим
пальцем).

А глядишь?

Вот так (смотрят в бинокль).

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными:

Как плывешь?

А бежишь?

Ждешь обед?

Машешь вслед?

Утром спишь?

Как шалишь?

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

«Пчелки и ласточка»

Цель. Закрепить умение детей обмениваться сообщениями и реагировать на них.

Ход игры

Играющие — пчелы летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

«Хлебец»

(Украинская народная игра)

Цель. Закреплять умение реагировать на сообщения и вопросы.

Ход игры

Играющие парами, взявшись за руки, встают друг за другом (пара за парой). Игрок без пары хлебец. Он стоит на некотором расстоянии от остальных игроков и выкрикивает:

Пеку-пеку хлебец.

А выпечешь? спрашивает последняя пара.

Выпеку!

А убежишь?

Посмотрю!

После этих слов игроки из пары, стоящей в конце колонны, бегут с разных сторон вперед, чтобы соединиться и встать впереди колонны. Хлебец пытается поймать одного из них до того, как они соединят руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным игроком становится новой парой, стоящей впереди колонны. Оставшийся без пары игрок становится хлебцем. Игра повторяется в том же порядке.

«Змея»

Цель. Учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждения.

Ход игры

Водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Будь моим хвостом!

Хорошо.

Ну, тогда пролезай.

После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова произносит эти же слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи.

«Волк»

Цель. Закрепить умение детей выражать просьбу и отвечать на нее.

Ход игры

Все играющие становятся овцами, а один волком. Овцы просят волка:

Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!

Волк отвечает:

Гуляйте, да только траву не щипайте, а то мне спать будет

не на чем.

Овцы сначала гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик.

Когда овцы, «пощипывая травку», доходят до волка, он поднимает голову и возмущенно произносит:

Пощипали травку?! Ну же!

Попадете мне на ужин!

Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

«Яша»

Цель. Закрепить умение детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг ребенка, сидящего в центре, и говорят:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, что грызет орехи. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Свои руки положи,

Имя правильно скажи!

Яша подходит с закрытыми глазами к одному из игроков, дотрагивается и отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, игра продолжается.

«Хлоп - хлоп, убегай!»

Цель. Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры

Одни игроки ходят по площадке, имитируя собирание цветов, несколько детей изображают лошадок, которые в сторонке «щиплют травку». Водящий произносит слова:

Хлоп хлоп, убегай!

Тебя кони стопчут!

А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь.

После этих слов игроки, изображающие коней, начинают скакать, подражая лошадкам, и стараются поймать детей, гуляющих на лугу. Пойманные дети на время выбывают из игры.

«Просо»

Цель. Учить детей выражать побуждения и отвечать на них.

Ход игры

Играющие становятся в шеренгу. Водящий подходит к одному из них и говорит:

Приходи к нам просо полоть. Не хочу.

А кашу есть? Хоть сейчас!

Догоняй нас!

После этих слов водящий и лодырь бегут вокруг шеренги в противоположные стороны. Обежав шеренгу, они стараются занять освободившееся место. Тот, кто остался, становится водящим.

«Барашек»

Цель. Учить детей выражать побуждение и реагировать на него.

Ход игры

Играющие встают в круг, барашек внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

Ты барашек серенький, С хвостиком беленьким! Мы тебя поили, Мы тебя кормили. Ты нас не бодай! С нами поиграй! Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек ловит их со словами: «Догоню-догоню».

«Стадо»

Цели. Учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.

Ход игры

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая, Гони стадо в поле погулять на воле!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Я вас в поле поведу.

Травку кушайте

Да пастушка слушайте!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Все, кого поймал волк (коснулся рукой), выходят из игры.

«Верблюд и верблюжонок»

Ход игры

Выбираются верблюд и верблюжонок, остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. Верблюжонок стоит в кругу, а за кругом бродит старый верблюд. Он сердится, топает ногами, ищет своего верблюжонка.

Увидев в кругу маленького верблюжонка, верблюд говорит ему: «Верблюжонок, верблюжонок, иди скорей домой!», а сам стремится попасть в круг и поймать верблюжонка. Верблюжонок ему отвечает: «Не хочу!» Если верблюду удается поймать верблюжонка, то выбирается другая пара. Если верблюд долго не может поймать верблюжонка, то дети говорят злому верблюду: «Чок, чок!» (Так успокаивают верблюда.) Но злой верблюд будто не слышит ничего: он фыркает, топает ногами. Дети хором повторяют: «Чок-чок! Чок!» - до тех пор, пока верблюд не успокоится, не присядет на корточки. Тогда все дети цепочкой пробегают мимо него, а он старается их поймать. Пойманный первым становится верблюдом, а пойманный вторым - верблюжонком. Игра повторяется сначала.

Правила игры. Входить и выходить из круга верблюд может только в том случае, если дети не успели присесть. Дети, стоящие в кругу, должны помогать верблюжонку.

«Цветы и ветерки»

Ход игры

По центру площадки чертят две линии на расстоянии 2 м друг от друга, на расстоянии 10 м от каждой проводят еще по линии. Дети делятся на две команды: Цветы и Ветерки. Игроки команд стоят лицами к внутренней черте. Каждый игрок из команды Цветы загадывает себе имя, т. е. название цветка: ромашка, одуванчик, лилия и т. д. Игру начинается с диалога, который открывает команда Цветы:

Здравствуйте, ветерки!

Здравствуйте, цветы! - отвечают ветерки.

Ветерки, отгадайте наши имена! – обращаются к ветеркам цветы. Ветерки начинают называть цветы и как только угадывают одно из названий, цветы убегают за черту, а ветерки пытаются их догнать.

«Два Мороза»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Ход игры

На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

Я – Мороз Красный нос.

Я – Мороз Синий нос.

Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

«Мороз-Красный нос»

Ход игры

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

«Хитрая лиса»

Ход игры

Дети стоят в кругу плечо к плечу с закрытыми глазами. Воспитатель или ведущий проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой».

Дети открывают глаза и спрашивают три раза, увеличивая громкость: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов «лиса» отвечает: «Я тут!» Выпрыгивает в центр круга и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека литературных текстов, содержащих диалог.

Картотека литературных текстов, содержащих диалог....

Картотека подвижных игр по экологии для дошкольников

Картотека подвижных игр по экологии во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной группах....

Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов, диалогов по темам.

Уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика, поэтому стимулировать речевое развитие детей путём тренировки пальцев рук очень важно....

Картотека народных игр с диалогами для детей старшего дошкольного возраста

Картотека народных игр с диалогами для детей старшего дошкольного возраста ...

Картотека подвижных игр с фитболом для дошкольников

подвижные игры с фитболом для развития ловкости  дошкольников...

картотека подвижных игр на улице для дошкольников

картотека подвижных игр на улице для дошкольников...