Статья "К Родным истокам"
статья по физкультуре
В статье представлен материал по подвижным народным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "К Родным истокам" | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим –
Хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательная программа направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки процесса духовно-нравственного воспитания, социализации и индивидуализации развития ребенка.
Важнейшим компонентом социального опыта развивающейся личности являются социальные ценности, в том числе гражданские, культурные, национальные. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления его личности.
Малоподвижный образ жизни – актуальная проблема современного общества. Современные дошкольники отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, играм с конструктором, просмотру мультфильмов. И всё реже можно увидеть их играющими и бегающими наперегонки во дворах. Игра, прежде всего подвижная, как неотъемлемый спутник жизни ребенка, может решить проблему гиподинамии подрастающего поколения.
Народные подвижные игры, уходящие своими корнями вглубь веков – один из доступных и эффективных форм повышения двигательной активности детей, воспитания смелости, ловкости, выносливости, выдержки, стремления к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Народные подвижные игры формируют уважительное отношение к культуре родной страны, способствуют воспитанию самостоятельности и дружеских отношений в коллективе, дарят массу положительных эмоций.
Внедрение народной подвижной игры в практическую деятельность дошкольного учреждения призвано приобщить не только воспитанников, но и их родителей к истокам русской народной культуры, а также сформировать ценностные ориентации семьи и мировоззрение в целом.
Включение народных подвижных игр в образовательный процесс способствует решению комплекса задач во всех образовательных областях:
- В области социально – коммуникативного развития:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности свзрослыми и сверстниками;
- формирование основ безопасности в подвижных и спортивных играх;
- В области познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения;
- формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях;
- В области речевого развития:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- В области художественно-эстетического развития:
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- восприятие музыки, фольклора.
- В области физического развития:
- приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
- овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни;
- овладение его элементарными нормами и правилами (в двигательном режиме).
Исходя из результатов психолого-педагогического обследования детей, анализа проведенного анкетирования семьи и комплекса поставленных задач, был составлен план мероприятий по организации и проведению народных подвижных игр для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Название игр | Цель | Формы организации | |
Сентябрь | Психолого-педагогическое обследование детей с интеллектуальной недостаточностью. Анкетирование. | ||
Октябрь | «У медведя во бору» | Формировать положительное отношение к народным играм. Учить согласовывать свои движения с текстом потешек. Развивать ловкость, быстроту реакции. Формировать ритмичность движений. Формировать умение имитировать движения животных, птиц и т.д. | Совместная деятельность Прогулка. |
«Пчелки и ласточка» | |||
«Большой мяч» | |||
«Жук» | |||
Ноябрь | «Тишина» | Формировать положительное отношение к народным играм. Воспитывать выдержку, силу воли. Упражнять в беге с ловлей и увертыванием. Развивать ловкость, внимание. Обучать детей элементам мышечной релаксации. | Утренняя гимнастика. Совместная деятельностьПрогулка. |
«Мышеловка» | |||
Декабрь | «Мячик к верху» | Стимулировать появление эмоционального отклика на игры и желание участвовать в них. Развивать ловкость, учить прыгать на двух ногах. Развивать быстроту движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений. | Утренняя гимнастика. Совместная деятельность Прогулка. |
«Бездомный заяц» | |||
«Найди Снегурочку» | |||
Январь | «Пробеги и не задень» | Развивать ловкость движения, выносливость. Расширять процесс взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. Развивать двигательную активность. Формировать представление о собственном теле, его основных частях и их движениях. | Совместная деятельность Прогулка. |
«Снежная баба» | |||
«Утка и селезень» | |||
Февраль | «Самый меткий» | Развивать меткость, ловкость движений. Воспитывать умение самостоятельно действовать в игре. Познакомить с русской народной игрой «Городки», развивать умение различать, называть и строить фигуры. | Совместная деятельность Прогулка. |
«Игра с Матрешками» | |||
«Берегись, заморожу!» | |||
«Городки» | |||
Март | «Карусель» | Развивать координацию движений, тактильное восприятие. Развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним. Учить принимать исходное положение в игре «Городки», действиям с битой, способам броска на дальность и в цель. Формировать функцию контроля за соблюдением правильной техники. | Совместная деятельность Прогулка. |
«Пора, бабушка, на пир» | |||
«Гори, гори ясно» | |||
«Городки» | |||
Апрель | «Через ручеек» | Вызывать интерес к игре, вовлекая в движение малоактивных детей. Формировать положительное отношение к труду. Развивать познавательный интерес, стремление применять знания в практической деятельности. В игре «Городки» учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата. Учить выбивать «городки» (рюхи) из «города». Развивать скоростно-силовую реакцию, координацию, глазомер. | Совместная деятельность Прогулка. |
«Барин» | |||
«Городки» | |||
Май | «Картошка» | Закреплять бег в прямом направлении. Развивать быстроту и ловкость. Учить перебрасывать мяч. Развивать умение общаться друг с другом, подчиняться действиям старшего (пастуха). Создавать условия для самостоятельной, с проявлением творчества, игры «Городки». | Совместная деятельность Прогулка. |
«Гуси – гуси» | |||
«Стадо» | |||
«Городки» |
Включение народных подвижных игр в образовательный процесс завершается праздником для детей и взрослых «День народных игр». В процессе такого праздника у ребят накапливается и обогащается позитивный социальный опыт.
Народные игры являются неотъемлемой частью коррекционно-образовательной работы и одним из самых эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников и их родителей, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению отношений между детьми и их родителями.
Таким образом, проведенная работа способствовала формированию у детей опыта разнообразного социального взаимодействия, что позволило заложить основу для развития их культурной национальной традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к родным истокам.
Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству и музыкально-эстетическому воспитанию. ...
Методика работы по приобщению детей к родным истокам
Методика работы по приобщению детей к родным истокам...
Проект ОД В подготовительной группе "К родным истокам"
Приобщение детей к родной природе, возвращение к забытым истокам селькупского народа через фольклорные жанры....
Дополнительная программа кружка "Родные истоки"
Основание для разработки программы:Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»2. Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г. (ФЗот21.07.2014 №216-Ф...
Статья "К Родным истокам"
В статье представлены материалы по ознакомлению детей коррекионных групп старшего возраста с подвижными народными играми. Сатья написана инструктором по физической культуре Куган В.В. и учителем - деф...
Программа кружка "Родные исток" старший дошкольный возраст.
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста....
Проект для конкурса «Родные истоки» «В гостях у Водяной»
Повывшение эффективности работы по приобщению детей к творчеству ГабдуллыТукая через знакомства со сказкой "Водяная"...