"Использование элементов метода сенсорной интеграции на занятиях по физической культуре"
методическая разработка по физкультуре
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Это происходит по ряду причин, к числу которых можно отнести: проблемы экологии, малоподвижный образ жизни, дефицит двигательной активности.
В соответствии с ФГОС важнейшими стратегическими задачами дошкольного образования являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6.1); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (п.1.6.4).
Все эти проблемы приводят к "нарушению сенсорной интеграции".
Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий вответ на сенсорный раздражитель, внешний и внутренний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 городского округа Шатура»
Выступление на муниципальном семинаре
«Сенсорная интеграция в работе педагога ДОО»
от 26. 01. 2022г.
на тему: "Использование элементов метода сенсорной интеграции на занятиях по физической культуре"
Подготовила: Инструктор по физической культуре Джемалединова Александра Ивановна
г.Шатура
2022 г.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Это происходит по ряду причин, к числу которых можно отнести: проблемы экологии, малоподвижный образ жизни, дефицит двигательной активности.
В соответствии с ФГОС важнейшими стратегическими задачами дошкольного образования являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6.1); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (п.1.6.4).
Все эти проблемы приводят к "нарушению сенсорной интеграции".
Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий вответ на сенсорный раздражитель, внешний и внутренний.
На занятиях же физической культурой из большой группы сенсорных нарушений необходимо выделить тактильную, вестибулярную, проприоцептивную дисфункции (мышечное ощущения) и выбирать методики и упражнения для профилактики этих сенсорных нарушений.
Цель работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усиление, сбалансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой. Развитие у детей имитационных способностей, стимулирование детей к выполнению инструкций, формирование у детей навыков произвольной организации движений, воспитание коммуникативных функций и способностей взаимодействовать в коллективе.
Поэтому на занятиях физической культурой я периодически ставлю определенные задачи:
- регулирование мышечного тонуса
- обучение удержанию позы
- стимуляция вестибулярного восприятия
- формирование схемы тела
- развитие способности совершать независимые движения различными группами мышц (синкенезия)
- развитие способности совершать независимые одновременные и реципрокные (согласованные) моторные взаимодействия отделами тела (голова, руки, тело, ноги)
- развитие динамического аспекта организации движений: плавность, серийность, ритмичность
- формирование пространственных отношений
- развитие чувства равновесия
- развитие ловкости
- развитие точности и координации движений
Стоит несколько подробней остановиться на ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЕ.
Это информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела. Она обеспечивает схему тела, а у детей схема тела - это основа образа "Я", основа понимания взаимоотношений между людьми, осознание себя как субъекта этих отношений.
Проприоцепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние на наше тело и их нельзя разделить. Одни и те же симптомы (например, ходьба на цыпочках) могут свидетельствовать о разных дисфункциях.
В чем важность данной системы? Она формирует:
1. Чувство позы (т.е. понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую).
2. Чувство силы (какое усилие нужно применить, чтобы бросить мяч, чтобы написать букву на бумаге).
3. Чувство движения (направление, точность, координация, ловкость, содружественные движения в теле).
Можно выделить следующие общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребенка:
- неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность (например, постоянно что-то разливает, роняет);
- избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);
- задержка моторного развития;
-проблемы артикуляции;
-ходьба на носочках;
- дизритмия;
- затруднения с имитацией движений;
- проблемы с двигательным планированием;
- шаркание ногами или слишком сильное топание;
- проблемы с почерком (неправильный захват, сильный или слабый нажим), грязь в тетради;
- проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (неправильный захват, неправильный артикуляционный уклад);
- ребенок, наоборот, может быть "гиперактивным", может намеренно падать или бросаться на объекты и людей, желая получить ощущения, "посенсориться";
- любит обниматься, прижиматься, толкаться и даже кусаться, но не с агрессивными намерениями, а не чувствуя своих физических границ и т.д.
Для профилактики данного сенсорное нарушение, можно использовать на занятиях по физической культуре следующие упражнения:
Во-первых: вестибулярные движения.
Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Поэтому, следует установить, есть ли у ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить ребенка или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью работы при необходимости. Для получения ребенком двигательного опыта могут помочь: батуты; качели; раскачивающиеся игрушки; самокаты; скейты; ролики; шведская стенка; большие терапевтические мячи, массажные дорожки. А так же: игры с тоннелями и палатками.
И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и, главное, раскрепощает детей, стимулирует их проявить фантазию. Используйте тоннели для развития крупной и моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
У себя в группах, к примеру, вы можете использовать палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
Используя данных упражнений, как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормотипичными детьми, можно добиться следующих результатов:
- достижение ощутимого прогресса в проприоцепторных, вестибулярных и тактильных функций организма;
- улучшение проявления устойчивой синкенезии (дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к преднамеренно выполняемым движениям – движения рук при ходьбе);
- формирование способности совершать независимые одновременные и реципрокные моторные взаимодействия (голова, руки, тело, ноги);
- улучшение движений: плавность, серийность, ритмичность;
- формирование пространственных отношений;
- развитие чувства равновесия, ловкости, точности и координации движений;
- повышение самооценки, уверенности в себе;
- улучшение коммуникативных навыков;
Инструктор по физической культуре работает над точностью движений, координацией, балансом, вестибулярным аппаратом, но используя элементы сенсорной интеграции, понимая особенности работы по этой методике, можно добиться высоких результатов даже у детей с выраженными нарушениями, для остальных детей это отличная профилактика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физ...
Методы и формы проведения занятий по физической культуре на развитие пространственной ориентации и координации движений у детей дошкольного возраста
Презентация на тему "Методы и формы проведения занятий по физической культуре на развитие пространственной ориентации и координации движений у детей дошкольного возраста"...
Сообщение для педагогов на тему: «Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением....
Сенсомоторная интеграция на занятия по физической культуре для дошкольников с ОВЗ
Сенсомоторная интеграция это способность мозга объединить и обработать информацию от органов чувств. У детей с нарушением сенсорной интеграции обрабатывается сигнал ненадлежащим образом. Одни перевозб...
Игры на развитие сенсорной интеграции на занятиях по физической культуре Джемалединова А.И
Я приготовила для вас примеры игр, которые можно использовать для развития сенсорных навыков у детей. Приглашаю вас поиграть! «Парашют» (2-5 лет) Пособие: парашют с 8 цвета...
Консультация для педагогов и родителей: «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников»
laquo;Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников»...
Использование метода наглядного моделирования на занятиях по физической культуре
В своей работе я использую метод наглядного моделирования на занятиях. В данной статье указаны методы и приемы данной темы. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольник...