Выступление на семинаре "Роль дидактических игр в области физкультуры"
материал по физкультуре

Белоушек Евгения Евгеньевна

Выступление на семинаре на тему "Роль дидактических игр в области физкультуры". В приложении дидактическая игра по видам спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький). (Слайд 1)

Игра всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребёнка, оно становится произвольным. Играя, ребёнок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме сцены из жизни окружающих его взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить. 

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты: (Слайд 2)

 1. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

 2. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

 Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. Ребёнка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения. (Слайд 3) ·        первая функция—совершенствование и закрепление знаний. При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.                                                              ·        вторая функция дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры. (Слайд 4)

Роль дидактических игр в формировании у дошкольников знаний в области физической культуры.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека, так как здоровье является одним из важнейших компонентов человеческого счастья и одним из неотъемлемых прав человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском дошкольном возрасте.

Обучающие игры являются эффективным методом воспитания знаний дошкольников в области физической культуры. Включение таких игр в воспитательный процесс способствует активному формированию у ребёнка творческого типа личности.

  В образовательных программах дошкольных учреждений все больше уделяется внимания разделам, которые посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих принципов: (Слайд 5)

- подборке определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры;                                      - целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.

Дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. (Слайд 6) 

Все игры многофункциональны. Они развивают интерес к спорту и способствуют формированию и развитию психических процессов: (Слайд 7)

- развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;      

- формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза;

- формированию логического мышления детей;

 - формированию общей и мелкой моторики рук.

Эти игры могут применяться: (Слайд 8)

- на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками;                    -во время спортивного досуга;                                                                                 -на экскурсиях;                                                                                                            -наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.

Через игры дети: (Слайд 9)

-знакомятся с многообразием движений, их назначением;                                     -учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения;          -учатся соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами;                                                                   -упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

(Слайд 10) Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет. Длительность игр 7—10 минут, количество игроков 2—10 человек.

(Слайд11) Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

 Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

 В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. (Слайд 12) Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

(Слайд13) Следует учитывать, что в дидактической игре, направленной на формирование знаний в области физической культуры, необходимо правильное сочетание наглядности, слов воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

 При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

  (Слайд 14) Развитие дидактической игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как бы спадает и темп игры вновь замедляется.

Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают на стульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. (Слайд 15) В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.       (Слайд 16) Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу.

В методике отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей знаний в области физической культуры на основе дидактических игр.

(Слайд23) Своё выступление я хочу закончить словами нашего отечественного педагога и врача Ефима Ароновича Аркина: «Игра— единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость—залог здоровья»

Дидактические игры, направленные на формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры.

«Сложи картинку»                                                                                    Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.                                                                                   Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.                             Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребёнок рассказывает, что изображено на картинке. 

 «Спортлото» (слайд)                                                                                                    Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.  Правила: Играют 2-6 человек. Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами. 

 «Спортивное домино» (слайд)                                                                                                         Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.                                                                                         Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего). 

 «Спортмеморина» (слайд)                                                                                         Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.                  Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом» (слайд)                                                                                  Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.                        Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель. 

 «Мой режим» (слайд)                                                                                                 Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.                                                                                       Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка. При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим. 

«Загадай – отгадай» (слайд)                                                                                        Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играть могут 2 и более человек.
Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков», загадывает вид спорта.
Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.



Предварительный просмотр:

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.png

http://www.moi-detsad.ru/image/k676.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. ( М.Горький ).

Слайд 2

Компоненты дидактической игры : 1. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. 2 . Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях . 3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.

Слайд 3

Функции д идактической игры: 1)совершенствование и закрепление знаний. При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации . 2)заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Слайд 4

Виды дидактических игр в дошкольной педагогике: 1)игры с предметами 2)настолько-печатные игры 3) словесные игры

Слайд 5

Принципы успешного формирования знаний в области физической культуры у дошкольников. - подборка определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры; - целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.

Слайд 6

Основная цель дидактических игр в области физкультуры формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту

Слайд 7

Д/и способствуют формированию и развитию следующих психических процессов: - развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; - развитию зрительного и слухового внимания; - формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей; - формированию общей и мелкой моторики рук.

Слайд 8

игры могут применяться: - на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками; -во время спортивного досуга; -на экскурсиях; -наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.

Слайд 9

Через игры дети: -знакомятся с многообразием движений, их назначением; -учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; -учатся соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами; - упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

Слайд 10

Условия использования возраст 5-7 лет длительность 7-10 минут Количество игроков 2 -10 человек

Слайд 11

руководство дидактическими играми предусматривает отбор и продумывание их программного содержания; чёткое определение задач; определение места и роли в целостном воспитательном процессе; взаимодействие с другими играми и формами обучения.

Слайд 12

следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Слайд 13

в д/и, направленной на формирование знаний в области физической культуры необходимо правильное сочетание наглядности, слов воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

Слайд 14

Развитие дидактической игры определяется темпом умственной активности детей; большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий; уровнем усвоения правил; их эмоциональными переживаниями; степенью увлечённости.

Слайд 15

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями.

Слайд 16

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу.

Слайд 17

«Спортлото»

Слайд 18

«Спортивное домино»

Слайд 19

« Спортмеморина »

Слайд 20

«Спорт зимой и летом»

Слайд 21

«Мой режим»

Слайд 22

«Загадай – отгадай»

Слайд 23

Игра — единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость—залог здоровья Ефим Аронович Аркин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Физкультура"

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Физкультура"...

Реализация образовательной области «Физкультура» в непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы

Тема : « С физкультурой мы дружны-             нам болезни не страшны» Цели: совершенствовать двигательные навыки детей через осно...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Физкультура" по теме "Веселая степ-аэробика"

Конспект для инструкторов по физической культуре, использующих в работе технологию "степ-аэробика"....

Конспект НОД по образовательной области «Физкультура / плавание»на тему: « ПОГРУЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В ВОДУ С ГОЛОВОЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫДОХА В ВОДУ» Тема логопедическая «ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ»

конспект интегрированного занятия по плаванию в группе компенсирующей направленности (ОНР) среднего дошколного возраста...

Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...