ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ»
проект по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ» направлен на выявление и поддержку одаренных в психомоторной (спортивной) сфере воспитанников дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_olimpiytsy.docx | 38.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ»
по выявлению и поддержке одаренных в психомоторной (спортивной) сфере воспитанников дошкольного возраста.
- Пояснительная записка
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в приобщении к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.
Сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на высоком уровне. Так, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы» в Российской Федерации необходимо принимать меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Также одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие внутреннего потенциала личности человека, начиная с самого раннего детства. Для этого в дошкольной образовательной организации должна быть выстроена система поиска и поддержки одаренных и талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода дошкольного детства.
Каждый ребенок по-своему одаренный. Добьется он успеха или нет, зависит от того, будет ли выявлена его одаренность, помогут ли родители, педагоги и общество в целом развить ее и применить во взрослой жизни.
От этого зависит и успех самого общества, так как одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображении России.
Проект «Юные олимпийцы» разработан для выявления, развития и поддержки спортивно одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Как правило, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду умственно одаренного или одаренного в области искусства ребенка. Между тем существует несколько видов одаренности, обнаруживающих себя уже в дошкольный период жизни, одна из которых это спортивная или психомоторная одаренность.
Признаки спортивной одаренности: дети легко и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты, обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией, способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.
Спортивной одаренности посвящены исследования выдающихся ученых. Понятие «психомоторика» или «спортивная одаренность» впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. «Моторно одаренным» детям свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда выигрывать в подвижных и спортивных играх, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.
В проекте предоставлены методы выявления и сопровождения спортивно одаренных воспитанников. Он может быть использован в работе инструкторами по физической культуре или воспитателями дошкольных образовательных организаций.
- Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для выявления, и сопровождения спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Подобрать диагностические методики по выявлению спортивно одаренных детей.
- Своевременно выявлять спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Организовать систему взаимодействий всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения спортивно одаренных детей.
- Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду дошкольного образовательного учреждения.
- Ввести систему дополнительных образовательных услуг.
- Обеспечить участие одаренных воспитанников в спортивных состязаниях, соревнованиях, показательных выступлениях.
- Повысить результативность участия воспитанников в городских спортивных состязаниях.
- Повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах своевременного выявления и участия в развитии психомоторной одаренности ребенка 5 – 7 лет.
1.2. Участники проекта:
- воспитанники старшего дошкольного возраста;
- воспитатели;
- инструктор по физической культуре;
- семьи воспитанников.
1.3. Сроки реализации проекта:
- с сентября по август каждого календарного года.
- Этапы реализации проекта.
- I этап - диагностический.
Цель: выявление спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.
Принципы выявления детей, обладающих спортивной одаренностью
В основу идеи физкультурного образования детей с признаками спортивной одаренности положено шесть принципов, разработанных в соответствии с отечественными традициями обучения одаренных детей:
- Принцип учета потенциальных возможностей ребенка. В педагогическом и социальном плане более важным является не те физические возможности, которые демонстрирует ребенок на сегодняшний день, а то, что следует ожидать от него в будущем.
- Принцип комплексного оценивания. Вывод об одаренности ребенка может быть сделан на основе оценки целого спектра способностей (умственных, творческих, двигательных).
- Принцип долговременности. Обследование детей должно быть длительным, а его организация - поэтапной.
- Принцип участия различных специалистов. В диагностическом обследовании одаренных детей должны участвовать педагоги, психологи, врачи, кроме того, родители и дети. Только сопоставление всех полученных данных может дать объективную картину.
- Принцип использования тренинговых методов и заданий. Тренинговые методики (в отличие от диагностических методик) в обучении детей со спортивной одаренностью призваны решать, прежде всего, задачи физического развития ребенка, а также способствуют снятию психологических барьеров между исследователем и испытуемым. Для детей дошкольного возраста целесообразна разработка и применение игровых тренинговых методик, построенных на основе подвижных игр и игровых упражнений.
- Принцип участия детей в оценке собственной спортивной одаренности. Реализация этого принципа в работе с детьми может включать в себя рефлексию и анализ ребенком собственного двигательного опыта, оценку выполненных им двигательных заданий.
Периоды диагностики:
- Сентябрь - диагностика физического развития, спортивных способностей и создание банка данных.
- Август - мониторинг достижения планируемых результатов.
Методы:
- анкетирование родителей и педагогов;
- наблюдение;
- беседы с детьми;
Раннее выявление спортивных задатков, способностей, одаренности ребенка при помощи использования метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, беседы с детьми. Выявлению мотивационной готовности ребенка к двигательной активности способствует беседа. Анкетирование родителей и педагогов позволит получить важную информацию о внешних и внутренних личностных чертах детей, их склонностях и интересах.
2.2. II этап - информационно-методический.
Цель: подбор методик и создание системы взаимодействия всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения спортивно одаренных детей.
1. Разработка спортивно-технического комплекса ГТО для детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработка дополнительных образовательных программ спортивных секций.
3. Проведение консультаций для родителей и педагогов.
4. Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.
Перспективный план с педагогами и родителями
№ | мероприятие | сроки | ответственные |
Консультация для педагогов «Как понять, талантлив ребенок в спорте или нет?» | Сентябрь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
Создание «Банка данных спортивно одаренных воспитанников 5-7 лет» | |||
Всероссийский день бега «Кросс нации» | |||
«Осенний турпоход» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) | |||
Консультация для родителей «Ваш ребенок спортивно одаренный?» | Октябрь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
Тренинг для родителей и детей по дыхательной гимнастике «Дышите на здоровье» | Ноябрь |
Воспитатель по ФВ | |
Консультация для родителей «Детские занятия в бассейне: радость и польза» | Декабрь | Инструктор по ФК | |
Мастер-класс для родителей «Профилактика сколиоза» | Январь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
«Зимние забавы» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) | Февраль | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
Мастер-класс для родителей «Кинезиологические игры» для развития мелкой моторики и координации движений | Март | Воспитатель по ФВ | |
Конкурс «Спортивное оборудование своими руками» | Апрель | Инструктор по ФК | |
Конкурс видеороликов «Здоровая семья» | Апрель | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
Анкетирование родителей и педагогов | В течении года | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
Родительские собрания: «Роль семьи в своевременном выявлении и сопровождении спортивных талантов ребенка» |
- III этап - развивающий.
Цель: развитие и поддержка спортивно одарённых воспитанников 5 – 7 лет.
Основные формы:
1. Организация дополнительных образовательных услуг для спортивно одаренных воспитанников (спортивные секции).
2. Внедрение спортивно-технического комплекса ГТО для детей дошкольного возраста, в ходе которого определяется уровень физических качеств, способностей воспитанников детского сада на основе сдачи нормативов физической подготовленности. Комплекс разделен на две ступени: I ступень - для детей старшей группы (5 – 6 лет), II ступень – для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Принятие нормативов осуществляется в игровой форме.
3. Проведение спортивных мероприятий (праздников, соревнований, акций)и показательных выступлений на уровне ДОУ и города.
Перспективный план сопровождения
спортивно одаренных воспитанников
№ | Мероприятие | Уровень | Сроки | Ответственные |
1. | Создание «Банка данных спортивно одаренных воспитанников 5-7 лет» (беседы, наблюдения) | ДОУ | Сентябрь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ Воспитатели |
2. | Спартакиада «Золотая осень» | |||
3. | Всероссийский день бега «Кросс нации» | ДОУ, город | ||
4. | «Осенний турпоход» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) | ДОУ | ||
5. | Дополнительная образовательная программа по обучению элементов синхронного плавания студия «Фламинго» | ДОУ | Октябрь - май
| Инструктор по ФК |
6. | Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию секция «Юный пловец» | Инструктор по ФК | ||
7. | Мини-тренировки «Юные футболисты» | ДОУ | Октябрь - май | Воспитатель по ФВ |
8. | Зимняя спартакиада «Уральская метелица» | ДОУ | Январь
| Инструктор по ФК |
9. | Зимняя спартакиада между ДОО восточной части города | Город | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
10. | Городская военно-спортивная игра «Зарничка» | Город | Февраль
| Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ
|
11. | Спортивный праздник «Лыжня России» | ДОУ | ||
Городской спортивный праздник «Лыжня России» | Город
| |||
12. | «Зимние забавы» (совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников) | |||
13. | Показательные выступления в бассейне (студия «Фламинго», секция «Юный пловец») | Апрель | Инструктор по ФК | |
14. | Городской турнир по мини-футболу «Футбольная весна» | Апрель - Май | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
15. | Городской спортивный праздник «День защиты детей» | Июнь | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | |
16. | Сдача нормативов ГТО | ДОУ | Воспитатель по ФВ | |
17. | Показательные выступления спортивно одаренных детей | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ | ||
15. | Летняя спартакиада «Жаркое солнышко» | Июль | Инструктор по ФК | |
16. | Городской спортивный праздник «День физкультурника» | Город | Август | Инструктор по ФК Воспитатель по ФВ |
- Планируемый результат реализации проекта:
- повышение показателей физического развития воспитанников старшего дошкольного возраста;
- увеличение количества воспитанников, посещающих спортивные секции ДОУ и города;
- увеличение количества призовых мест на спортивных состязаниях города;
- повышение родительской компетентности в вопросах развития спортивных талантов детей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сопровождения спортивно одаренных воспитанников;
- удовлетворенность родителей (законных представителей) системой сопровождения спортивно одаренных воспитанников.
Литература
1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 2. - С. 68-74.
2. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 48-55.
3. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51.
Разработчик: Сергеева Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре, первая кв. категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Юные олимпийцы-2014"
Педагогический проект« Юные олимпийцы!» ...
Педагогический проект "Юные Олимпийцы"
Что такое Олимпиада?Это честный спортивный бой!В нем участвовать – награда!Победить же может любой! Вид: Познавательно-информационный, групп...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Юные олимпийцы»
конспект по плаванию...
Проект «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ 2014»
Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации у детей дошкольного возраста и их родителей, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья, воспитание социально значимых личност...
Дополнительная образовательная программа "Юные олимпийцы"
Паспорт дополнительной образовательной программы спортивно-оздоровительной направленности для детей 3-7 лет «Юные олимпийцы» (программа спортивной секции «Юные олимпийцы»), реа...
Образовательный проект «Юные олимпийцы»
Актуальность:Проблема здоровья детей детского сада приобретает каждый год все большую актуальность. В настоящее время в детских садах общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает. Из...
Образовательный проект «Юные олимпийцы»
Проблема здоровья детей детского сада приобретает каждый год все большую актуальность. В настоящее время в детских садах общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает. Из-...