Развитие быстроты и ловкости у детей 5-6 лет
статья по физкультуре (старшая группа)

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности.  

В связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, все больше внимания уделяется развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. В литературе вопросами развития физических качеств у детей дошкольного возраста занимались такие специалисты как Вавилова Е.Н., Осокина Т.И., Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. и др. К физическим качествам относят такие качества как быстрота и ловкость.

Ловкость - способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

 

 Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как  быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость. При выполнении любого упражнения или двигательного действия в той или иной мере проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо из них. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.

Исследования И.А. Аршавским позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют  его календарному возрасту и тем специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать.

 С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

    Педагогическое воздействие следует направлять на развитие физических качеств, роль которых значима для владения программными умениями, для активного проявления в играх и упражнениях. Так же важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявлять их в движениях, соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные могли упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. Направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование уже имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др.

Развитие движений детей 5-6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. На данном этапе обучения  появляется возможность успешного овладения отдельными элементами техники движений и более четким выполнением их в целостном виде, т.к. уровень развития физических качеств становится значительно выше.

В развитии мышц выделяют несколько « узловых» периодов. Один из них – возраст шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно  улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений. Детям легче выполнять упражнения, где имеется большая площадь опоры, но полезны и не длительные позы с опорой на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Совушка», «Цапля» и др.

Следует приучать детей осмысленно, относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них двигательных умений и навыков, определенных физических качеств, нацеливает свое внимание на решение следующих задач:

- добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;

- учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и товарищей;

- формировать первоначальные представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-  побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;

- целенаправленно развивать быстроту и ловкость.

Для старших дошкольников характерна достаточная готовность к осознанности  поставленных задач, умение управлять своими движениями самостоятельно, улучшать качество их выполнения.

Двигательная  деятельность  ребенка становится более многообразней. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают появления самостоятельности, возникают  творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создавать небольшие группировки по интересу  к тому или иному виду упражнений.

На шестом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными  и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.

Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему их надо делать так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка  возникают мысленные представления о движении, его направленности, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности.

Оценка ребенком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развернутый и обоснованный характер, что обуславливает большую объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

Дети начинают упражняться в движении по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создается прочные психологические и физиологические основы для повышения их работоспособности путем развития двигательных качеств.

В результате регулярных занятий физической культурой, организованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышают уровень развития их физических сил и возможностей, двигательные качества и работоспособность. Это, с одной стороны, обуславливает дальнейшее совершенствование умений и навыков, усвоение новых способов сложнокоординированных действий и комбинаций движений. С другой стороны, создает предпосылки для целенаправленного воспитания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь быстроты и ловкости. Вместе с тем у ребенка развивается способность поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки и нарастающего напряжения усилий в процессе повторений действий с целью тренировки.

Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказывает большое влияние на развитие личностных качеств дошкольников. В двигательной деятельности у дошкольников складываются более сложные формы общения с взрослыми и между собой. У ребенка развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется желание помочь другому, чему-то научиться. При этом существенное значение  имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры. Однако нередко поведение детей этого возраста обуславливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания.

Развитие моральных и волевых качеств детской личности – важная сторона педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.

        Среди физических качеств особое место занимают быстрота и ловкость.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Занимаясь регулярно, быстроту движений можно значительно улучшить, но и сохранить на долгие годы.

Возможности развития быстроты движений расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча.

Для развития этого качества использовать упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и в многократном повторении, а также различные игры, направленные на развитие быстроты. При быстром выполнении, которое требует мышечных напряжений, которые требуют повышения уровня мышечной силы.

Быстрота развивается в упражнениях выполняемых с ускорением. В старшем возрасте бег на скорость (добежать до финиша как можно быстрее) с изменением темпа, (медленный, средний, быстрый и очень быстрый).

О высоком уровне развития ловкости у детей старшего возраста свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизмененных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.

Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время: быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие. Однако ловкость  не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Показателем ловкости у детей может служить время выполнения таких заданий как бег с поворотами, с обеганием препятствий.

Основу ловкости составляет координационные способности. Под двигательно-координационными  способностями понимается способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

- способности человека к точному анализу движений;

- деятельности анализаторов, а особенно двигательного;

- сложности двигательного задания;

- уровня развития других физических способностей;

- смелости и решительности;

- возраста;

- общей подготовленности занимающихся (то есть запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.[3,26]

Принцип  сознательности в обучении  движениям выступает в этом возрасте более развернуто. Конкретно он выражается в том, что детей надо постепенно подводить к умению видеть, мышечно ощущать отдельные части, качества движений (направление, амплитуду, темп, ритм и т. п.) и выражать это в слове.

Роль слова самих детей возрастает. Они могут представить и описать  упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.

В детском возрасте  наблюдается  определенная периодизация, волнообразность развития двигательных функций. Периоды естественного ускоренного прироста двигательных качеств приравниваются к критическим или сенситивным и рассматриваются как наиболее благоприятные для педагогического воздействия. Предполагается, что двигательные возможности на более поздних или ранних возрастных этапах могут быть достигнуты с трудом или не достигнуты.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

Особенности развития физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

 

 Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как  быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость. При выполнении любого упражнения или двигательного действия в той или иной мере проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо из них. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.

Исследования И.А. Аршавским позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответствуют  его календарному возрасту и тем специфическим условиям, с которыми он должен взаимодействовать.

 С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

    Педагогическое воздействие следует направлять на развитие физических качеств, роль которых значима для владения программными умениями, для активного проявления в играх и упражнениях. Так же важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявлять их в движениях, соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные могли упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. Направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование уже имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др.

Развитие движений детей 5-6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. На данном этапе обучения  появляется возможность успешного овладения отдельными элементами техники движений и более четким выполнением их в целостном виде, т.к. уровень развития физических качеств становится значительно выше.

В развитии мышц выделяют несколько « узловых» периодов. Один из них – возраст шесть лет, когда у детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. На шестом году жизни заметно  улучшается устойчивость равновесия, столь необходимая при выполнении большинства движений. Детям легче выполнять упражнения, где имеется большая площадь опоры, но полезны и не длительные позы с опорой на одну ногу, например в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Совушка», «Цапля» и др.

Следует приучать детей осмысленно, относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них двигательных умений и навыков, определенных физических качеств, нацеливает свое внимание на решение следующих задач:

- добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;

- учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и товарищей;

- формировать первоначальные представления и умения в подвижных играх и упражнениях;

- воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-  побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;

- целенаправленно развивать быстроту и ловкость.

Для старших дошкольников характерна достаточная готовность к осознанности  поставленных задач, умение управлять своими движениями самостоятельно, улучшать качество их выполнения.

Двигательная  деятельность  ребенка становится более многообразней. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают появления самостоятельности, возникают  творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создавать небольшие группировки по интересу  к тому или иному виду упражнений.

На шестом году жизни ребенка его движения становятся все более осознанными  и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога.

Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему их надо делать так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка  возникают мысленные представления о движении, его направленности, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности.

Оценка ребенком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развернутый и обоснованный характер, что обуславливает большую объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

Дети начинают упражняться в движении по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний воспитателя, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создается прочные психологические и физиологические основы для повышения их работоспособности путем развития двигательных качеств.

В результате регулярных занятий физической культурой, организованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышают уровень развития их физических сил и возможностей, двигательные качества и работоспособность. Это, с одной стороны, обуславливает дальнейшее совершенствование умений и навыков, усвоение новых способов сложнокоординированных действий и комбинаций движений. С другой стороны, создает предпосылки для целенаправленного воспитания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь быстроты и ловкости. Вместе с тем у ребенка развивается способность поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки и нарастающего напряжения усилий в процессе повторений действий с целью тренировки.

Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказывает большое влияние на развитие личностных качеств дошкольников. В двигательной деятельности у дошкольников складываются более сложные формы общения с взрослыми и между собой. У ребенка развивается чувство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется желание помочь другому, чему-то научиться. При этом существенное значение  имеет направленность на достижение коллективного результата движения, игры. Однако нередко поведение детей этого возраста обуславливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Возможны случаи негативного отношения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания.

Развитие моральных и волевых качеств детской личности – важная сторона педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.

        Среди физических качеств особое место занимают быстрота и ловкость.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Занимаясь регулярно, быстроту движений можно значительно улучшить, но и сохранить на долгие годы.

Возможности развития быстроты движений расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча.

Для развития этого качества использовать упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и в многократном повторении, а также различные игры, направленные на развитие быстроты. При быстром выполнении, которое требует мышечных напряжений, которые требуют повышения уровня мышечной силы.

Быстрота развивается в упражнениях выполняемых с ускорением. В старшем возрасте бег на скорость (добежать до финиша как можно быстрее) с изменением темпа, (медленный, средний, быстрый и очень быстрый).

О высоком уровне развития ловкости у детей старшего возраста свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями. Прочно закрепленный двигательный навык, выполняемый в неизмененных условиях, перестает способствовать развитию ловкости.

Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время: быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствие. Однако ловкость  не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Показателем ловкости у детей может служить время выполнения таких заданий как бег с поворотами, с обеганием препятствий.

Основу ловкости составляет координационные способности. Под двигательно-координационными  способностями понимается способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

- способности человека к точному анализу движений;

- деятельности анализаторов, а особенно двигательного;

- сложности двигательного задания;

- уровня развития других физических способностей;

- смелости и решительности;

- возраста;

- общей подготовленности занимающихся (то есть запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.[3,26]

Принцип  сознательности в обучении  движениям выступает в этом возрасте более развернуто. Конкретно он выражается в том, что детей надо постепенно подводить к умению видеть, мышечно ощущать отдельные части, качества движений (направление, амплитуду, темп, ритм и т. п.) и выражать это в слове.

Роль слова самих детей возрастает. Они могут представить и описать  упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.

В детском возрасте  наблюдается  определенная периодизация, волнообразность развития двигательных функций. Периоды естественного ускоренного прироста двигательных качеств приравниваются к критическим или сенситивным и рассматриваются как наиболее благоприятные для педагогического воздействия. Предполагается, что двигательные возможности на более поздних или ранних возрастных этапах могут быть достигнуты с трудом или не достигнуты.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

На протяжении всего дошкольного периода формирование физических качеств находится в прямой зависимости от умственной деятельности. Для развития быстроты и ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего дошкольного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений.

Умственная деятельность представляет собой сложную функциональную систему, включающую знания, умственные действия (анализ, сравнение, обобщение, умозаключение, классификацию), познавательные процессы (наблюдение, слушание, изложение), умственные способности, а также эмоционально-волевые проявления.

Развитие движений детей 5-6 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. В старшей группе уровень физического развития детей становится значительно выше. Движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Дети могут представить и описать  упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

Важным средством  развития быстроты и ловкости у детей старшего возраста являются физические упражнения. В дошкольном возрасте необходимо уделить особое внимание подвижным играм, так как они являются средством развития физических качеств, в частности быстроты и ловкости. Игры-эстафеты являются также важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных игр в старшей дошкольной группе.

Применение игр в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовленности детей. Способствует возникновению у детей заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, вызывает желание заниматься физкультурой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение ………………………………………………………………………..…3Глава 1. Теоретические основы развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста………………………………………................71.1 Изучение пси...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие  ловкость, как способность двигательно выйти из лю...

Статья на тему: "Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста играет ведущую роль....

«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. Установлено, что в среднем дошкольном возрасте следует больше внимания уделять подвижн...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении д...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Данная статья поможет воспитателям ДОУ  в организации и проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....