«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Данная методическая разработка посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. Установлено, что в среднем дошкольном возрасте следует больше внимания уделять подвижным играм, развивают такие физические качества как быстрота, ловкость и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Гасраталиева А.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №117 Невского района

Санкт - Петербурга

«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста»

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной Речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка\.

Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша. Игра –это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, творить.

Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь». Конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживания ребенка, он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, когда ребенок получает много новых впечатлений. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников у необходимости группировать игры, классифицировать их. В первые сборники подвижных игр, в которых были сделаны попытки их группировки, вошли в основном игры для детей школьного возраста. Игры для дошкольников в них не выделялись. Специальные работы, посвященные изучению подвижных игр, предназначенные для дошкольников, появились только в 30-х годах. Именно с этого времени начинается наиболее интенсивное изучение подвижных игр и введение их в систему физического воспитания детей разными специалистами: педагогами, психологами, врачами. В практике детских садов широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в процессе которых все играющие обязательно вовлечены в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Для дошкольников подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. C их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.

С помощью некоторых подвижных игр мы можем работать над развитием таких важных физических качеств человека как ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. И, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам, характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения- бег, прыжки, ходьба и т.п. Они требуют быстроты, ловкости, силы, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны детей.

У детей среднего дошкольного возраста велика потребность в движении, и эту потребность они стремятся удовлетворить в играх. Именно во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время требуют от участников быстроты. Постоянно меняющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.

Каждая игра дает наибольший двигательный и эмоциональный эффект, если она имеет знакомые детям движения. Таким образом, подвижные игры – действенное средство физического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие  ловкость, как способность двигательно выйти из лю...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста.

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении д...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.Один из самых важных периодов в развитии ребенка - это дош...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Подвижная игра как средство развитя быстроты иловкости у детей среднего дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей среднего дошкольного возраста

По последним данным, полученных из разных компетентных источников, в последнее время состояние здоровья дошкольников ухудшилось: увеличилось количество детей имеющих различные психосоматические отклон...