Физическое воспитание детей в ДОУ
консультация по физкультуре
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание детей в ДОУ.
Всестороннее развитие физических способностей осуществляется в процессе физического воспитания. Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых детей.
В процессе физического воспитания решаются следующие основные задачи:
•Укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физического развития и работоспособности;
•Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер;
•Воспитание моральных и волевых качеств человека;
•Развитие физических ткачеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости);
• Овладение техникой выполнения специальных спортивных упражнений.
Специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения. Систематические занятия физическими упражнениями благотворно влияют на деятельность центральной неровной системы, на развитие и укрепление мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, снижают утомляемость.
В процессе физических упражнений развиваются и тренируются все мышцы тела человека, в том числе и сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большее количество крови, чем нетренированное.
Под влиянием физических упражнений развиваются и укрепляются органы дыхания, увеличиваются размеры грудной клетки, возрастает ее подвижность.
Занятия физическими упражнениями содействуют становлению правильного, глубокого дыхания, имеющего очень большое значение для усиления вентиляции легких.
Велико образовательное значение систематических занятий физическим упражнениями. Им сопутствуют объяснения о влиянии упражнений на организм, об амплитуде, темпе, ритме, о наиболее правильном способе выполнения упражнений.
В двигательной деятельности человека важную роль играют физические качества – сила, быстрота, ловкость, выносливость, а также гибкость. При этом физические качества всегда проявляются совместно, во взаимной связи. Это объясняется тем, что организм человека отличается внутренним единством, безусловным взаимодействием его функций.
Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях. В физическом воспитаниидля развития качества силы применяются: упражнения с предметами различного веса (набивные мячи, мешки с песком, упражнения с упругими предметами, игры с перетягиванием, упражнения в метании и толкание мячей, прыжки в длину и т. д.
Быстрота – это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью, быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции.
Ловкость – это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться от одних движений к другим в зависимости от требований изменяющейся обстановки.
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению при какой – либо двигательной деятельности. Средством для развития выносливости служат различные физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время (ходьба, чередование ходьбы и бега, бег, прыжки со скакалкой, подвижные и спортивные игры).
Гибкость – это свойство организма человека, характеризующегося подвижностью звеньев опорно – двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Амплитуда движений влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание, т. е. упражнения с увеличенной амплитудой движений. Это прежде всего упражнения для рук, ног, туловища, головы, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, прыжки «в шаге», прыжки на месте, сгибая ноги к груди, глубокие приседания на всей ступне, упражнения у гимнастической стенки – наклон вперед, назад, в стороны др.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях.
В дошкольных учреждениях с детьми проводятся физкультурные занятия (групповые, индивидуальные); утренняя гимнастика (зарядка); физкультминутки; закаливающие процедуры в сочетании с физическим упражнениями; подвижные игры; прогулки и экскурсии за пределы участка; праздники; вечера досуга. Кроме того, дети в течение дня самостоятельно занимаются разнообразными видами двигательной деятельности. У каждой из этих форм есть свое назначение и свои особенности в методике; каждой отведено определенное место в режиме дня и недели.
Физические упражнения должны быть регулярными и достаточно продолжительными, чтобы детский сад мог решать задачи физического воспитания и поддерживать высокий уровень работоспособности детей.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста определяются общей целью физического воспитания и конкретизируются с учетом возрастных особенностей.
1. Оздоровительные задачи – охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития и закаливания организма ребенка являются первоочередными задачами. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у детей дошкольного возраста еще несовершенны, слабо развиты защитные функции организма. Дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, и у них чаще возникают различные заболевания.
2. Образовательные задачи - формирование двигательных навыков, привитие навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение доступных специальных знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Правильное выполнение физических упражнений более эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Правильно сформированные двигательные навыки и умения позволяют сэкономить физические силы ребенка. В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения.
3. Воспитательные задачи. С самого раннего возраста нужно воспитывать привычку к строгому соблюдению режима дня и к ежедневным занятиям физическим упражнениями, учить умению самостоятельно заниматься в детском саду и дома, организовывать и проводить игры со своими сверстниками и детьми более младшего возраста. У детей важно воспитывать любовь к занятиям спором, интерес к результатам своих занятий. В процессе физического воспитания имеются большие возможности для нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. В дошкольном возрасте важно воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психологическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...
Рекомендации инструктора по физической культуре "Использование подвижных игр в физическом воспитании детей "
Подвижные игры для детей – важный инструмент познания этого мира и мощнейший фактор роста. Движение – естественное состояние любого ребенка. Ребенок, которому созданы условия для дви...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Адаптивная физическая культура как вариативная форма физического воспитания детей с ДЦП
Адаптивная физическая культуры для лиц с ограниченными возможностями (ДЦП) - особенности, задачи, принципы, методы....
Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА:«СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕДАГОГА ГРУППЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ»...
Физическое воспитание детей 5-7 лет на фольклорном материале чувашского народа. сборник статей "Физическое и эстетическое воспитание детей в полиэтнической среде в контексте ФГОС дошкольного образования)
В данной статье представлен реализация проекта "Традиционная культура в физическом воспитании детей". Проект предусматривает обновление образовательной деятельности на основ...