Обучение дошкольников спортивной игре бадминтон.
материал по физкультуре (старшая группа)

Бадминтон — спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Детям старшего дошкольного возраста доступны отдельные его элементы, упражнения и игры с ракеткой и воланом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniya_doshkolnikov_igre_v_badminton.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников спортивной игре бадминтон.


            Бадминтон — спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Детям старшего дошкольного возраста доступны отдельные его элементы, упражнения и игры с ракеткой и воланом.
              В бадминтон играют на небольшой прямоугольной площадке, которую разделяет пополам сетка. Дети, занимающие противоположные стороны площадки, с помощью ракеток посылают волан (мяч с перьями) на площадку противника. Задача играющих — не дать волану упасть на своей половине площадки. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость, точность и координация движений, глазомер, укрепляют мышцы рук.

Ознакомление с воланом. Детей знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полета от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом.

Как держать ракетку. Ракетку держат правой рукой (или той, которой удобнее) четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху, точно так же, как молоток за конец ручки. Чтобы лучше управлять ракеткой, пальцы слегка расставляют вверх по ручке. При этом кисть не должна быть закрепощена. Пальцы лишь слегка сжимают ручку. Такая хватка создает условия для активной работы кисти при любых ударах.

Стойка и перемещение. Ребенок располагается лицом к сетке, ноги немного согнуты. Вес тела распределен равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещен вперед. Ракетка в согнутой в локте руке расположена на уровне бедра. Игрок перемещается по площадке беговыми или мелкими приставными шагами. Основные требования к перемещению быстрота, легкость, своевременность.

Подача. При подаче волана ребенок встает в центр поля левым боком к сетке, левую ногу ставит вперед, вес тела переносит на правую ногу. Волан держит левой рукой за перья. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Игрок ударяет в колпачок волана сеткой. После подачи ребенок поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося тяжесть тела с правой ноги на левую.

Удары. В бадминтоне удары выполняются разнообразными способами. Их принято делить на удары справа и удары слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти при ударах слева — тыльная. Удары справа и удары слева выполняются сверху и снизу. Техника выполнения некоторых ударов довольно сложная. Поэтому дошкольников следует учить только основным и доступным способам ударов.

Удары справа-сверху являются основными в игре в бадминтон. Для выполнения удара необходимо успеть на последнем шаге повернуться левым плечом к сетке и перенести тяжесть на стоящую сзади слегка согнутую ногу. Рука ракеткой отводится вверх-назад, игрок ожидает, пока парашютирующий волан снизится примерно на 25-30 см по отношению к поднятой вверх ракетке. В этот момент следует начать резкое движение кистью, стараясь ударить волан прямо над головой. Выполняя высокий удар, ребенок сопровождает волан ракеткой вперед-вверх.

Удары слева-сверху являются более сложными для игроков, чем удары справа-сверху. Их выполняют стоя правым боком или спиной к сетке, ударяя по волану, летящему слева от игрока. При последнем шаге правой ногой туловище поворачивают влево, ракетка движется на замах по дуге вниз-влево. Обратное движение к волану начинается с поворота туловища направо и выведения согнутой в локте руки вверх.

 Удары снизу выполняют по волану, находящемуся ниже уровня сетки. Они требуют значительного усилия, поэтому детей дошкольного возраста нецелесообразно им обучать.

Методические рекомендации

Обучение детей игре в бадминтон нужно начинать с подготовительных упражнений с воланом, затем — с воланом и ракеткой (упражнения жонглирования воланом правой и левой стороной ракетки). Выполняются также подготовительные упражнения, развивающие подвижность и эластичность лучезапястного сустава (например, круговые движения кисти с опущенной вниз ракеткой). К обучению ударам следует переходить лишь после того, как дети научатся легко передвигаться по площадке и правильно держать ракетку.

Важно научить детей следить за воланом глазами и стараться попасть по волану центром струнной поверхности ракетки. Важно, чтобы ребята нашли правильное положение ракетки при ударе. После освоения удара лицевой стороной ракетки выполняются удары тыльной стороной, а затем — попеременно. Упражнение можно усложнить, изменяя силу удара, производя удары в движении по прямым, ломаным линиям, по кругу.

 Подача волана чаще всего выполняется ударом снизу. При этом ракетка в момент соприкосновения с воланом не должна подниматься выше пояса. Для обучения подачи снизу можно использовать следующий прием. На высоте пояса натягивается веревка и подвешиваются воланы. Ребенок встает так, чтобы носок впередистоящей ноги находился под веревкой, и наносит удар по волану. Движение ракетки заканчивается на высоте вытянутой веревки. Повторив подачу много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки. После этого можно предложить детям самим держать волан и выполнить подачу таким же способом.

В процессе обучения дошкольников возникают трудности, связанные со сложностью управления воланом, так как действия детей еще не отработаны. Неточный удар одного ребенка затрудняет правильный ответный удар другого. Поэтому к началу обучения игре в бадминтон через сетку дети уже должны уметь действовать ракеткой и воланом.

После того как дошкольники достаточно хорошо овладевают ракеткой и воланом, можно предложить сыграть в бадминтон на победителя. Для этого натягивается сетка, дети делятся на две команды. Одна команда называется командой нападающих, она подает воланы. А вторая команда — команда защитников, она отражает удары через сетку. Через 3 — 5 мин команды меняются ролями. После того как дети усвоят суть игры, можно проводить игру по правилам. Теперь уже игроки в каждой команде подают волан по очереди. Если команде не удается отбить волан через сетку, она проигрывает очко, и подача переходит к другой команде.

В ветреный день можно положить вовнутрь колпачка немного пластилина — волан станет тяжелее.

Периодически необходимо давать ребенку выполнять упражнения и побуждать его к игре левой рукой, чтобы обе руки развивались равномерно.

Упражнения:

 1. Вытянуть руки вперед, переложить волан из правой руки в левую, из левой — в правую.

 2. Вытянуть руки вперед, поднять вверх и переложить волан из руки в руку.

3. Спрятать руки за спину и переложить волан из правой руки в левую.

4. Подбросить волан вверх и поймать обеими руками.

5. Подбросить волан вверх, хлопнуть в ладоши и поймать его.

6. Подбросить волан вверх, повернуться вокруг своей оси на 360° и поймать его.

7. Подбросить волан вверх и поймать одной рукой (правой, потом левой).

8. Подбросить волан вверх левой рукой и поймать его правой. Затем все, наоборот.

 9. Научиться правильно брать и держать ракетку правой и левой рукой.

10. Имитация разных движений ракеткой (без волана).

11. Ударить ракеткой по подвешенному на веревке волану (высоту волана следует периодически менять).

12. Отбить волан ракеткой вверх несколько раз подряд (30 — 40 см).

13. Отбить волан ракеткой вверх (30 — 50 см) продвигаясь маленькими шагами вперед.

14. Отбить волан ракеткой вверх стоя в кругу (диаметр круга 1 — 2 м).

15. Подбросить волан одной рукой вверх (2 — 3 м), подождать, пока он снизится, и ударить по нему другой рукой (центром струнной поверхности ракетки).

16. Один ребенок подбрасывает волан рукой вверх, а другой отбивает его ракеткой.

17. Один ребенок бросает волан рукой стоящему напротив игроку (расстояние 2 — 3 м), тот отбивает волан ракеткой. Ребенок, бросивший волан, ловит его на лету руками. Упражнение повторяется. Через несколько минут дети меняются ролями.

18. Дети становятся по двое и перебрасывают волан друг другу, не давая ему упасть на землю.

19. Двое детей с ракетками становятся друг против друга на расстоянии 3 — 4 м. Вначале один ребенок подает волан, а другой отбивает. После нескольких минут игры дети меняются ролями.

20. На середине площадки на высоте 120 см натягивается сетка. Дети распределяются по два и встают с двух сторон от сетки. Вначале один подает волан, а другой отбивает его на противоположную сторону через сетку. Через определенное время игроки меняются ролями.

21. Дети становятся парами на расстоянии 3 — 4 м один от другого. По сигналу они направляют волан ракеткой друг другу, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, сделавшая больше передач без падения волана на землю.

Подвижные игры

Воланом в круг.

 На площадке обозначаются три концентрических круга (большой диаметром 2 м, средний — 1,5 м и малый — 1м). Участники игры поочередно (с 4-метрового расстояния) направляют ракеткой волан в мишень. Каждый производит три удара. За попадание в малый круг игрок получает 3 очка, в средний — 2 очка и в большой — 1 очко. Побеждает ребенок, набравший больше очков. Можно проводить и командные соревнования. По сумме попаданий выявляется команда-победительница. Чтобы детям было интереснее играть, можно нарисовать внутри малого круга персонажи сказок.
     

Волан навстречу волану.

Дети становятся парами на расстоянии 2 — 3 м один от другого. У всех детей — по волану. По сигналу они начинают перебрасывать воланы друг другу, стараясь не уронить их на землю. Выигрывает пара, которая дольше удерживает волан (воланы не должны сталкиваться и падать).
      Необходимо объяснить детям, чтобы они при броске придерживались правой стороны, тогда воланы не будут сталкиваться.

Попади в круг.

На землю кладется гимнастический обруч. 5 — 8 детей становятся вокруг обруча на расстоянии 2 м от него. По сигналу воспитателя дети бросают воланы в обруч, затем берут их и бросают снова (3 — 4 раза). Побеждает тот ребенок, который большее число раз попадет в обруч.

Детей можно разделить на несколько играющих групп и проводить игру одновременно во всех группах.

Подбей волан.

Дети свободно располагаются на площадке, каждый — с ракеткой и воланом. По сигналу воспитателя все подбивают волан вверх, стараясь не дать ему упасть. Выигрывает ребенок, который дольше выдержит волан в воздухе и не даст ему упасть.

Кто дальше.

 На площадке обозначается линия. Дети делятся по двое. У одного из них — волан и ракетка, а у другого — флажок. Дети с воланами и ракетками становятся около линии на расстоянии вытянутых в стороны рук. По сигналу воспитателя они ударом ракеток посылают воланы как можно дальше. Их напарники бегут с флажками к воланам, ставят флажки на их место и возвращают воланы товарищам. После трех попыток дети меняются ролями. Побеждает тот ребенок, чей флажок будет находиться дальше.

Примерный план занятия в старшей группе.

Задачи: формировать умение действовать с воланом. Дать возможность осознать физические качества волана (вес, объем, быстрота полета). Способствовать развитию глазомера, координации движений, воспитанию ловкости и уверенности в своих силах.

Место: игровая площадка.

Инвентарь: воланы по количеству детей.

Оборудование и инвентарь

Обучать детей элементам бадминтона можно на площадке, в зале, на лужайке, в лесу, в парке. Для игры обозначается площадка размером 8X4 м, сетка натягивается посередине на высоте 120 130 см.

Для обучения дошкольников игре в бадминтон можно использовать пластмассовые и деревянные ракетки весом от 60 до 125 г, длиной 50 — 60 см и волан весом 4 5 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе професиональной переподготовки «Педагогическое образование: инструктор по физ. культуре в дош. образ. организации» Тема: «Методика обучения дошкольников спортивным играм"

ВведениеИгра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагру...

Презентация для методического объединения педагогов района Перово" Обучение дошкольников спортивным играм"

Презентация к выступлениюна методическом объединениидля педагогов района Перово " Обучение дошкольников спортивным играм"....

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной игре бадминтон "Весёлый воланчик"

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной игре бадминтон "Весёлый воланчик" знакомит детей с игрой бадминтон и историей её возникновения. Объясняет выбор игры бад...

Обучение дошкольников спортивным играм и упражнениям

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулке. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укреп...

Методическое пособие "Шаги к мастерству (по обучению дошкольников спортивной игре хоккей на траве)"

Методическое пособие «Шаги к мастерству» разработано с учетом Федерального государственного стандарта.В пособии представлены учебно-тематический план обучения игре в хоккей на траве, консп...

Обучение дошкольников спортивной игре бадминтон.

Обучение дошкольников спортивной игре бадминтон....

«Спортивные игры для детей дошкольного возраста, характеристика, техника, методика обучения дошкольников спортивным играм»

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биолог...