«Спортивные игры для детей дошкольного возраста, характеристика, техника, методика обучения дошкольников спортивным играм»
методическая разработка
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnoe_zadanie_teoreticheskie_i_metodicheskie_osnovy_fiz.vospitaniya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад 69 комбинированного вида»
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
«Спортивные игры для детей дошкольного возраста, характеристика, техника, методика обучения дошкольников спортивным играм».
Воспитатель 1 Кк Шихова Наталья Сергеевна
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.
В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста ведущая роль принадлежит подвижной игре.
Особое место в системе подвижных игр занимают спортивные игры. Спортивные игры относятся к сложным подвижным играм Они отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста.
В старших группах детского сада возможны и рекомендуются подвижные игры только с элементами спортивных игр, которые рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры и подводящие ребенка к более сложным спортивным игровые действиям при дальнейшем его обучении в школе.
В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Игры с элементами спортивных игр играют большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста. Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются: общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.
Эти игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость; у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Игры с элементами спортивных игр пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Они снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.
Большинство спортивных игр относятся к сложным играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных физических качеств. Игры с элементами спортивных игр требуют хорошего уровня развития основных движений и физических качеств; большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции. Поэтому они вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры.
Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения, что достигается при помощи игр и специальных упражнений по закреплению навыков. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр.
В детском саду довольно широко используются бадминтон, рингбол, серсо, городки, малый и настольный теннис, а также игры с элементами баскетбола, волейбола, футбола, хоккея. Эти игры способствуют повышению уровня физической подготовленности детей и развитию у них физических качеств (ловкости, быстроты, глазомера и др.). Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Игры с элементами спортивных игр подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.
ГОРОДКИ. Городки — старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции.
Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45—50 см, весом 400—450 г, городки высотой 10—12 см.
Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» — квадрат, каждая сторона которого равна1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 м.
Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке»
На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющий старается выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает тот, кто выбьет большее количество городков при меньшем количестве бросков.
Для игры дети делятся на два звена по три человека в каждом; в начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие; из городков на площадках выкладываются фигуры поочередно. Когда выбита одна фигура, можно выкладывать следующую. С линии кона выбивается один городок, затем играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Выигрывает то звено, которое раньше выбьет пять фигур. При этом принимается во внимание правильность позы, сильный удар (удар по желанию либо от плеча, либо наотмашь). Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена.
Детей важно научить правильно бросать биты. Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.
Способ бросать биту прямой рукой, отведенной в сторону — назад.
Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.
Дети старшей группы учатся выбивать городки с полукона и с кона. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.
Считалки для организации подвижных игр в детском саду.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сел, заплакал и пошел.
***
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей. – Пять!
Раз, два, три, Четыре, пять.
***
Из-под горки катится
Голубое платьице,
На боку зеленый бант,
Тебя любит музыкант!
***
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Он шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Была помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
***
Катилась торба
С высокого горба
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь
Поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
***
Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья, Самым первым вышел я.
***
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
***
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «эс».
***
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
***
Раз, два — Кружева,
Три, четыре — Нос в черниле,
Пять, шесть — Кашу есть,
Семь, восемь — Сено косим,
Девять, десять — Акулина тесто месит.
Позвала кота домой,
Налила ему помой.
Динь-динь, динь-динь,
Ты зачем кувшин разбил?
Кувшин стоит пятачок,
А за это – кулачок.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф!
Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу —
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет
Он украл кулек конфет.
Привезли его домой —
Оказался он живой.
***
Бах-бух,
Тих-тюх,
Зайчик – ух,
Во весь дух,
Полетел от зайки пух.
Хуп-хоп,
Зайке в лоб,
Шум, звон,
Поди вон!
***
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика свалилось
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
***
Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!
***
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили —
Не читать и не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу:
Доктор любит колбасу.
***
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет —
Тот и вон пойдет.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим:
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.
***
– Заяц белый, Куда бегал?
– Лыко драл.
– Куда клал?
– Под колоду,
Под пенек,
Под передний уголок.
***
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
***
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
***
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме Мишеньки!
***
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивные и подвижные игры для детей дошкольного возраста
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определе...
Дипломная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе професиональной переподготовки «Педагогическое образование: инструктор по физ. культуре в дош. образ. организации» Тема: «Методика обучения дошкольников спортивным играм"
ВведениеИгра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагру...
« МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интер...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....
"Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения"
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ....
"Спортивные игры для детей дошкольного возраста. Здоровое развитие через активную игру"
Роль спортивных игр для развития физических качеств у детей....