ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГБДОУ
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Материал о значении и практическом использовании русских народных игр в физкультурно-оздоровительнойработе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aksenova_v.v.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГБДОУ
Аксенова Виктория Владимировна инструктор физической культуры
ГБДОУ детский сад № 61 Комбинированного вида Кировского района
Сегодня наблюдается ухудшение здоровья у дошкольников, причиной которой является снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни
Подвижные игры необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Русская народная игра - это одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.
В жизни русского народа игры и игрища занимали ведущее место, посвящены они были языческим праздникам. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.
Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады), может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».
А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора — «Горелки». Интересна ее история:
Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц. В самой древней нашей летописи — "Повести временных лет" — так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на плясанье, и на вся бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"»-Эти слова относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только девушку.
Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:
По лугам гуляла, Гнездо совивала, Деток выводила, Деток собирала.
Народная традиция создает образ ласковый, светлый:
Плыла утена через синие озера, ноженьки обмочила, крылышки обмочила, крылышки встрепенула, на бережок вспорхнула.
Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.
В процессе игры ведущий игры — Утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.
Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!
Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта»:
О, радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседского двора.
За мной являлась мать.
Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами.
Чего ж ей, великанше, делать тут?
В нее ж мячом всех раньше попадут.
Кидать — кидали, да не попадали.
И к ужину обоих долго ждали.
О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А. И. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр... «В лапте нужны: находчивость, Изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В физкультурно-оздоровительной работе мы используем различные виды народных подвижных игр.
Их условно можно разделить на виды:
1. Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки", "Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);
2. Обрядовые (календарные) игры имели связь с народным сельскохозяйственным календарем.
("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);
3. По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ("Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко");
4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков ("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);
5. С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется",
"Сижу на камешке");
6. Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", «Походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").
7. Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока-сорока", "Ладушки", "Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.).
Народные игры помогают развить и физические качества детей, такие как быстрота, ловкость, выносливость и психофизические качества: внимание, память, воображение, творчество, эмоциональность, также способствуют развитию основных двигательных навыков.
В нашем детском саду мы проводим много оздоровительных мероприятий для детей, и русские народные игры придают им яркую эмоциональную окраску и помогают решить задачи физического развития.
Например, в летний оздоровительный период проводили спортивный досуг на свежем воздухе « Праздник русских народных игр».
Мы использовали народные игры с музыкальным сопровождением, с атрибутами, элементами народных костюмов.
Территорию ГБДОУ разделили на поляны, где специально отобранные по возрастам народные игры проводили девушки-кумушки.
Сначала в гости к детям пришли три Кумушки-голубушки и предложили детям встать в хоровод и поиграть в русские игры. Потом Кумушки захотели проверить, сильные ли ребята, ловкие ли они и пригласили группы на поляны по возрастам.
С малышами были проведены игры различного содержания:
№ 1«Ходит Ваня»
№ 2 «Карусели»
№ 3 «Заинька»
№ 4 Чижик
№ 5 Огуречик
С детьми старшего возраста проведены игры:
№1 Горелки
№ 2 Зоренька-зоря
№ 3 Капуста
№ 4 Гуси-лебеди
№ 5 Лунки
№ 6 Городки
В завершение праздника всех детей змейкой привели на общую поляну и предложили вместе поиграть в игру « Круговые золотые ворота».
Детям и взрослым очень понравилось играть в народные игры на свежем воздухе. Игры помогли не только посоревноваться, но и сплотили детский коллектив, что очень важно для психологического комфорта детей разного возраста уровня физического развития.
Постоянно мы используем народные игры в работе с детьми, у воспитателей есть картотеки с подобранными играми, для закрепления различных видов движений.
Большой плюс народных игр состоит в их разнообразии, пластичности, т.е возможности упростить или усложнить игру постепенно.
Русские народные игры являются эффективным средством воспитания гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление физкультурно- оздоровительных уголков в группах ГБДОУ
Данный методический материал поможет педагогам систематезировать необходимое физкультурно- игровое оборудование, правильно разместить его в групповой комнате и использовать с целью развития физичеких ...
«Использование русских народных пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста».
использование пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста...
Использование русских народных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии. Данный материал будет интересе педагогам коррекционных дошкольных учреждений....
Сообщение из опыта работы «Использование нетрадиционного физического оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с младшими дошкольниками»
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи – все это не укрепляет здоровье реб...
Мастер-класс "Использование русской народной музыки и творчества в работе с детьми"
Конспект конкурсного мастер-класса на тему "Использование русской народной музыки и творчества в работе с детьми"....
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьмидошкольного возраста....
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьмидошкольного возраста....