Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми
дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_russkie_narodnye.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные поговорки и пословицы, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наши задачи сегодня:
1. помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
2. уважительно относиться к своим древним корням;
3. чтить и уважать память предков;
4. систематически и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одними из средств народной культуры являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя, детей с поговорками и пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Через пословицы и поговорки у детей формируется:
- основы национального самосознания и любви к отечеству;
- развивается интерес к исконно русским традициям
- положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное отношения к его результатам;
- основы художественной культуры
- обогащается русская речь, расширяется словарный запас.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества.
Обычно их ставят рядом, хотя между ними есть явные отличия:
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как- «Семь пятниц на неделе»; «Положить зубы на полку»;«С корабля на бал», «За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки.
Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы. Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым русским народом.
Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также пристыжает такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.
«На чужой роток не накинешь платок»
«Нарожать - нарожала, а научить не научила»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Добрая совесть - глаз божий».
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук:
« Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит»
«В иных руках и горсть пыли в золото превращается.»
Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Тема природы является одной из значимой в воспитании детей. Природа, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах
« Дуб - батюшка, Волга - матушка.»
«Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»
«Ржаной хлебушко – калачам дедушка»
Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Практический опыт показывает, как сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок, поэтому необходимы наглядные средства. Для детей младшего дошкольного возраста, знакомство с пословицами нужно начинать с самых простых, сопровождая иллюстрациями, в среднем и старшем возрасте - в интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей
Не для кого не секрет, что величайшее чудо из чудес изобретенных человеком – игра. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. А каждая игра может сопровождаться пословицей или поговоркой. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»
Консультации для педагогов "Квест игра"....
консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.
Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьмидошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...