Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация

Игошина Елена Павловна

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми

дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми

дошкольного возраста.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословиц и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы и поговорки стали моими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей, и прежде всего трудолюбия и дружелюбия.

Дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» (Бедному Ванюшке везде камушки), «Про Емелю, он медленно едет» (Едет Емеля, да ждать его неделю), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой. У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу.

Ребенка дошкольного возраста следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому я включаю  в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.

Важно, объяснять детям смысл пословиц и поговорок  в связи с жизненными ситуациями. Ошибкой  для меня  явилось заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно  было объяснять детям. Полезный для  детей прием - использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например, я использовала следующие пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи - век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется» (к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Исследователи отмечают, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Воспитание интереса и уважения к различным профессиям я осуществляла через знакомство с трудом взрослых. Например, во время знакомства  с трудом повара. Они внимательно рассматривали картинки, изображающие оборудование, слушали объяснения, задавали вопросы: «Для чего этот котел? А как эта печь варит? Как надо делать  запеканку?» и др. Затем  я провела обобщающую беседу о том, что ребята увидели и узнали нового, сказала детям пословицу «Не котел варит, а стряпуха» и попросила объяснить, почему так говорится. Ответы детей были близкими к истине: «Повар готовит все продукты, чистит картофель и все кладет в котел, в котле продукты варятся». Я еще раз уточнила: «Правильно, повар режет картофель и лук, поджаривает лук на противне, а потом все это опускает в котел, где варится суп. Вот поэтому говорят: «Не котел варит, а стряпуха». И предложила детям объяснить другую пословицу: «Не печь кормит, а руки». Ребята легко справились с эти заданием. Используя пословицы во время наблюдения за трудом взрослых, раскрывается их смысл. Я стремилась к тому, чтобы дети поняли самое важное - любой труд почетен, трудолюбивых народ уважает и прославляет.

      Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например дети играют, рассматривают книги, а мальчики, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки», - говорю я ребятам и предлагаю протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалю мальчиков и спрашиваю: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?» Дети правильно объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скучно, время проходит быстрее и с пользой. При анализе детского труда я называю пословицу «Не говори, что делал, а говори, что сделал», объясняю смысл, подчеркиваю, что работу можно выполнить по-разному – плохо и хорошо.

     Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Их я также использую во время анализа детского труда. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Я обратила на это внимание детей и сказала: «Стирала – не устала, выстирала – не узнала» - и тут же задала вопрос: «Почему так говорят?» Ребята не сразу поняли смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго стирали? Устали или нет? Чисто выстирали или белье осталось грязным?) помогла им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда. После дневного сна девочки сами попросили разрешение перестирать белье. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Например, зимой на прогулке предлагаю детям расчистить участок от снега и говорю: «Берись дружно. Не будет грузно». Дети интересуются: «А что такое грузно?» Объясняю, что эту пословицу можно сказать иначе: «Берись дружно, не будет трудно». После окончания работы спрашиваю ребят: «Теперь вы поняли, почему в пословице так говорится?» Дети объяснили, что все вместе они быстро справились с работой и совсем не устали. Обращаюсь к ребенку: «А ты смог бы убрать весь этот снег один?» Этот же вопрос задаю другим детям. Выслушиваю ответы, привожу еще одну пословицу: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Вместе с детьми уточняю ее смысл. Осенью на прогулке поручила детям собрать граблями листья с участка. Разделили  на участки, чтобы каждый ребенок отвечал за свое дело. Дети закончили работу почти одновременно, только один мальчик все еще продолжал собирать листья. Я подозвала к себе детей и привела им пословицу: «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде». Спросила: «Почему я сейчас говорю вам эту пословицу?» Дети догадываются, что нужно помочь товарищу, и дружно берутся за дело.

     Иногда нельзя заранее предусмотреть в какой ситуации, где можно применить ту или иную пословицу. Например,  девочка принесла в группу яблоко и попросила разделить его пополам, чтобы угостить свою подругу. Разрезаю яблоко пополам, отдаю девочке, и та угощает другую девочку. Через некоторое время раздается  голос: «А она не отдает мне мое яблоко». Выясняю, в чем дело: оказывается, девочка передумала угощать подругу, она захотела отдать яблоко мальчику. Говорю девочкам: «Есть одна очень хорошая пословица: «Поделись, да не подерись». Как вы думаете, к вам это относится?» Девочки молчат, но я вижу, что девочка поняла, как она нехорошо поступила.

      Проводя беседу «Мой товарищ», сказала детям пословицу «Человек без друзей, что дерево без корней» и предположила объяснить ее смысл. Ребята затруднялись. И эту пословицу мы разбирали все вместе. «Как вы думаете, - спрашиваю, - если дерево выкопать, обрубить у него корни и снова посадить в землю, оно будет расти?» - «Нет, оно погибнет». Обращаюсь к двум-трем детям: «Что бы ты стал делать, если бы остался совсем один, без друзей, чем бы ты занимался?» Они затруднялись с ответами. Тогда я подвожу итог: «Вы, наверное, уже поняли, что если у вас не было бы друзей и товарищей, то было бы очень скучно и неинтересно жить. Так же как дерево, которое гибнет без корней, так и все мы не сможем жить без друзей».

Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня? »

 Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.

 Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.

 Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.

 Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.

 Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой) Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.

 Пословицы использую в любой ситуации. Собираясь на прогулку, напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут», а если кто-то оделся неаккуратно: «Поспешишь – людей насмешишь». Помогая ребенку завязать шарф, предостерегаю: «Береги нос в большой мороз». На занятии напоминаю: «Ученье – свет, а не ученье - тьма», «Красна птица пеньем, человек уменьем». При закреплении материала: «Повторенье – мать ученья». Если во время ответа ребенок дал неверный ответ, то его поправляю такими словами: «Сумел ошибиться – сумей и поправиться», «Сначала думай, потом говори». Если кто-то во время занятия отвлекается, в зависимости от ситуации говорю: «Большой говорун – плохой роботун», «Не торопись языком – торопись делом», «Звону много, до толку мало».

 Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».

 Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».

 После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».

 Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело, говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело) », а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

 Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую) и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».

 Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы, чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой, а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого, несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться? ».

 Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбы, согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух». А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».

 Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать - переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.

 Прибаутки, пословицы, поговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, как средство создания определенного поведения и действий детей, как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Например, атмосферы неприятия, высмеивания лени, нерадивости. В педагогическом процессе нахожу место «тематическим подборкам» пословиц и поговорок, например, после прочтения сказки «Колосок», разыгрываем сценку прибаутку:

 - Тит, поди молотить!

 - Живот болит!

 - Тит, поди кисель есть!

 - Где моя большая ложка?

 Итог подвожу пословицей: «Ленив работать, да не ленив поесть»

 Когда дети будут знакомы с достаточным количеством пословиц и поговорок, тогда можно проводить игры на понимание и умение использовать их в нужной ситуации.

 «О чем говорить пословица»

 После беседы о значении какой-нибудь пословицы предлагаю детям придумать сказку, в которой кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрации к пословице. Это упражнение рекомендую использовать на занятиях при ознакомлении с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк».

Приводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаю не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствую их внутренний мир, делаю его более духовным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"

консультация для воспитателей "Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьми дошкольного возраста.

Консультация для педагогов Использование русских народных поговорок и пословиц в работе с детьмидошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...